Рабочая программа по русскому языку 7 класс (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)

Пояснительная
записка

Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы, является предметным курсом области «Филология» и представляет собой общеобразовательную программу по русскому языку для средней общеобразовательной школы – базовый уровень.
Планирование составлено с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ и в соответствии c рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)

Образовательная рабочая программа соответствует основным принципам государственной политики российского образования, изложенного в Законе РФ «Об образовании», в Федеральных государственных стандартах второго поколения (ФГОС), решает задачи модернизации образования, характерные для современной школы.

Основу рабочей программы составляют следующие документы:
Государственный стандарт общего образования;
Примерная программа основного общего образования по русскому языку;
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык: 5-9 классы / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский // Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2002. - с. 10-62.

Концепция программы
Содержание курса русского языка представлено в данной программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций.
Программа использует курс русского языка для развития личности ученика, воспитания культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Количество учебных часов

В год – 136 часов, в неделю – 4 часа.




Формы контроля:
диктант:
с грамматическим заданием,
объяснительный,
предупредительный,
выборочный,
графический,
«Проверь себя»,
словарный,
творческий,
свободный,
сочинение:
по картине
по воображению
по данному сюжету
на материале жизненного опыта,
изложение
выборочное,
подробное,
тест,
проектная деятельность как основа культуроведческой компетенции.

Цели обучения:
познакомить с самостоятельными (причастие и деепричастие), служебными частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи;
формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты; работать с текстом;
совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов;
воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.







Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен:
знать/понимать:
определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил,
обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
ЧТЕНИЕ:
дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;
выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;
находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и т. п.);
составлять тезисный план исходного текста;
владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;
прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
ГОВОРЕНИЕ:
сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;
строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);
уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;
ПИСЬМО:
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
- писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;
- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
- уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
- использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;
- редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
ТЕКСТ:
анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;
-определять способы образования слов различных частей речи;
анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);
с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;
толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
пользоваться различными видами лексических словарей;
находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;
МОРФОЛОГИЯ:
различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
ОРФОГРАФИЯ:
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов при выборе правильного написания;
- аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.










Литература
Для учащихся
Баранов М. Т. Русский язык: Учебник. 7 класс / М. Т. Баранов. - М.: Просвещение, 2014.
Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 7 класс / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2012.
Боякова О.М. Русский язык. 7 класс.2 части. Проверочные работы. – Саратов: Лицей,2015
Книгина М. П. Русский язык: 6 класс: Тесты: в 2 ч. / М. П. Книгина. - Саратов: Лицей, 2012.
Коротенкова Л.В. Русский язык. 7 класс. Промежуточные работы. – Саратов: Лицей, 2015.
Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс/А. Б. Малюшкин, Л. Н. Иконницкая. - М.: Сфера, 2011.
Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2005.
Позднякова А. А. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику М. Т. Баранова и др. «Русский язык»: 7 класс / А. А. Позднякова. - М.: Экзамен, 2013.
Поникарова Л. А. Русский язык: Морфология в таблицах и заданиях / Л. А. Поникарова.- М.: Просвещение, 2004.
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля: Русский язык. 7класс. - М.: Интеллект-Центр, 2013.
Тростенцова Л. А. Дидактический материал по русскому языку: 7 класс/ Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2011.
Для учителя
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: книга для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2012.
Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2005.
Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх: нетрадиционный подход / М. Бройде. -М.: Айрис-Пресс, 2001.
Горашова Н.Г. Поурочные разработки по русскому языку. К учебнику М.Т.Баранова и др. 7 класс. – М. Экзамен, 2009.
Дейкина А. Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 7 класс / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Дрофа, 2001.
Костяева Т. А. Тесты, проверочные контрольные работы по русскому языку: 7класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2009.
Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 7 классе / Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов. - М.: Просвещение, 2013.
Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс/Л. Г.Ларионова. - М.: Просвещение, 2006.
Львова С. И. Практикум по русскому языку: 7 класс /С. И. Львова. - М.: Просвещение, 2006.
Пименова С. Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома: 7 класс / С. Н. Пименова. - М.: Искатель, 1996.
Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе: книга для учителя / М.В.Федорова. - М.: Просвещение, 2012.
Содержание тем учебного курса.
РАЗДЕЛ I. Русский язык как развивающееся явление. Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.
Повторение пройденного в 5-6 классах.  Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова.
Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.
Раздел II.
Текст и стили.
Текст. Диалог как текст. Виды диалога. Стили литературного языка. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Раздел III. Морфология. Орфография. Культура речи.
Причастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия. Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Описание внешности человека.
Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия  и глагола у деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями. Рассказ по картине.
Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль. Словообразование наречий.  Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в суффиксах наречий.
Описание действий как вид текста.
Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.
Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий. Синтаксическая роль.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Раздел IV. Служебные части речи. Культура речи.
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и раздельное написания союзов.
Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.
Частица  как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.
Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Раздел V. Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе.

Результаты обучения
Личностные
1)  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные
1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные
1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики;
5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;
6) опознавание и анализ основных единиц языка;
7) проведение различных видов анализа слова
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.

Приложение.
Контрольные работы

Диктант с языковым анализом текста
Цель урока: проверить уровень подготовки учащихся по орфографии и пунктуации в пределах изучения темы «Причастие»
Диктант
Я нашёл удивительную берестяную трубочку. Когда человек выжжет себе кусок берёсты на берёзе, оказавшаяся по краям пореза берёста начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь.
Но сегодня мне захотелось посмотреть, чем наполнена такая трубка.
В первой же трубочке я нашёл хороший орех, плотно прихваченный берёстой. Мне с трудом удалось вытолкнуть его палочкой. Вокруг берёз не было орешника. Как же орех попал в эту трубочку? «Наверное, белка его туда спрятала, делая зимние запасы», - подумал я.
Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие. Под прикрытием ореха поселился паучок и всю внутренность трубочки затянул своей паутиной. 107 слов. (М. Пришвин)
Задания
Озаглавьте текст.
Выпишите из первого (I вариант) и третьего (II вариант) абзацев причастия и укажите их морфемный состав.
Проведите морфологический разбор глагола нашёл из первого предложения текста (I вариант) и глагола выжжет из второго предложения текста (II вариант).
Проведите полный синтаксический разбор предложения Вокруг берёз не было орешника.


Контрольный диктант
с языковым анализом по теме
«Правописание наречий»
Диктант
Пушок
Однажды зимой собрался я на санках кататься и взял с собой ручного ёжика Пушка. Постелил в ящичек сена, посадил туда ежа и сверху тоже сеном накрыл.
Накатался я досыта и повёз санки с ежом домой.
Вдруг навстречу ребята. Я поскорее поставил санки и побежал к друзьям.
О Пушке я вспомнил только на следующий день. Очень испугался и сразу бросился в сарай. Мой Пушок, свернувшись, лежал в ящичке и не двигался. Замёрз! Закопали мы ящичек в снег и долго горевали о бедном ёжике.
Пришла весна. Как-то утром гулял я в саду. Весной там особенно хорошо. Вдруг в куче прошлогодних листьев что-то завозилось, и оттуда показалась знакомая мордочка. Пушок!
Подняв с земли оттаявший ящичек, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму, я посадил туда ёжика и торжественно принёс домой. (126 слов)
Языковой анализ
1. Выпишите из предложений первого (I вариант) и последнего (II вариант) абзацев все наречия и укажите их разряды по значению.
2. Запишите наречия досыта, сразу, долго, утром в составе словообразовательных пар. Укажите в скобках способ образования этих наречий.
3. Из пятого абзаца текста выпишите предложение Весной там особенно хорошо. Подчеркните все слова как члены предложения и укажите их частеречную принадлежность.
4. Проведите синтаксический разбор предложений Накатался я досыта и повёз санки с ежом домой (I вариант) и Я поскорее поставил санки и побежал к друзьям (II вариант).

Диктант
с языковым анализом текста по теме
«Союз»
Цель урока: проверить орфографические, пунктуационные и грамматические умения учащихся в рамках изучения темы «Союз».
Примечание. В сильном классе при наличии резервного часа учитель по своему усмотрению может определить другое содержание контрольной работы: сочинение по картине В.А. Серова «Мика Морозов» (упражнение 789).
Диктант
Озорной март капризничает, как балуванное дитя. То он сеет на землю из густых туч тяжёлые пушинки снега, то вдруг зажжёт в небе яркое солнце и в один час растопит пухувые цветы на тёмных сучьях деревьев.
Журчат ручьи, выбиваясь из-под сугробов, и слышно, как вздыхает, оседая к земле, подмытый снег. Всё глубже и шире с каждым днём голубые просветы неба между серыми массами встревоженных облаков. Когда смотришь в эти бездонные ямы небес, жизнь становится праздничней. Первые весенние цветы сначала расцветают в душе, а потом уже появляются в полях.
На припёке с каждым часом становилось всё меньше снега, а с крыш непрерывно лились струйки воды, точно серебряные шнурки, унизанные радугой самоцветных камней. Сердце у меня тоже горело радугой и таяло.
118 слов (По М. Горькому)
Языковой анализ текста
Задание 1. Озаглавьте текст.
Задание 2. Выпишите из второго (I вариант) и последнего (II вариант) предложений текста союзы и проведите их морфологический разбор.
Задание 3. Найдите в тексте сравнительные союзы и заключите их в овалы. Подчеркните сравнительные обороты как члены предложения.
Задание 4. В первом предложении второго абзаца подчеркните грамматическую основу придаточного предложения и союзное слово.

Диктант с языковым анализом и творческим заданием
по итогам года
Цель урока: 1) проверить орфографические, пунктуационные навыки учащихся, сформированные в 7 классе; 2) проверить умение учащихся проводить разные виды языкового анализа; 3) проверить умение учащихся создавать связное письменное высказывание, соответствующее заданному стилю и типу речи.
Диктант
Летом наш старый дом просто утопал в зелени. Стоило хотя бы приоткрыть окно, и в комнату врывались ветки сирени. Даже в солнечные дни в квартире царил зелёный полумрак, потому что лучи не проникали сквозь густые заросли дикого винограда, оплетавшего стены дома и закрывавшего окна.
Сразу за кустами сирени росли молоденькие деревца: черемуха, рябина, серебристый тополь. А над ними возвышалась могучая старая ветла, и её гибкие длинные ветви спускались на низенькую крышу нашего дома.
Трудно было поверить, что дом наш в Москве, что в нескольких шагах от него шумит широкий проспект, мчатся автомобили и троллейбусы, автобусы и трамваи. А в доме стояла тишина. Удивительная, иногда даже неправдоподобная. Особенно ночью.
Но однажды ночью я услышал осторожный стук... (115 слов.)
(По Ю. Дмитриеву)
Задание 1. Из третьего предложения текста выпишите производный предлог.
Задание 2. В первом абзаце текста укажите все частицы.
Задание 3. Из второго предложения текста выпишите союз и охарактеризуйте его
Задание 4. Проведите синтаксический разбор последнего предложения текста.
Задание 5. Придайте тексту законченность: письменно расскажите о событии, которое могло быть описано автором в продолжении текста (3-5 предложений).