Открытый урок по предмету: специальность (фортепиано) на тему:«Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано» 
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Заинская детская школа искусств» Заинского муниципального района Республики Татарстан МБУДО 
                                          Открытый урок
                      по предмету: специальность (фортепиано)
                                                 Тема:
«Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано»
                                                                      Обучающийся: Исламов Вадим 2 кл.
                                                                       Педагог:  Инюшева М.М..
                                                        Заинск 
                                                         2017год
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).
Форма урока: Индивидуальная
Цель урока: раскрыть музыкально-слуховые возможности ученика, слуховое восприятие музыки, эмоциональное отношение к изучаемым музыкальным произведениям.
Задачи урока:
Образовательные
–обучение учащегося навыкам, умениям играть разные музыкальные прои зведения   (полифонии, пьесы, этюды) музыкально, эмоционально, с тщательным слуховым контролем;
-развитие слухового восприятия музыки, эмоциональное отношение к исполнению изучаемых музыкальных произведений.
Развивающие
– развитие образного музыкального мышления, художественного воображения;–развитие творческой активности обучающегося через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых произведениях.
Воспитательные
– воспитание любови к музыке;– воспитание усидчивости и трудолюбия;– воспитание самостоятельности;
Структура урока:
Оранизационный моментПовторение пройденного материалаРабота над музыкальным материаломИтог урокаДомашнее задание
Методы обучения:
-словесные (беседа, рассказ);
-наглядные (показ)
-практические (упражнения, пьесы)
Средства обучения: фортепиано, ноты
Оснащение урока: нотный материал, инструмент
Ход урока:
I. Орг. момент – приветствие, посадка за инструмент, сообщение цели и задачи.
II. Повторение пройденного материала.
Игра упражнения «рыбак»
Передвижение кисти руки  равномерно вправо попеременно правой и левой рукой.
Проделать то же самое с постепенным усилением звука  к верхним нотам
  III .Приобретение знаний и навыков. Работа над музыкальным материалом
- Вадим, ты знаешь,  чтобы играть на инструменте или петь, необходим музыкальный слух. И существует несколько видов музыкального слуха
Звуковысотный слух 
Мелодический слух
Гармонический слух
Тембродинамический слух
Внутренний слух
 6. Полифонический слух
- Сегодня на уроке  мы познакомимся с ними на примере музыкальных произведений
Развитие мелодического слуха:
- Вадим. Послушай пожалуйста две гаммы, постарайся  определить на слух, какая из них мажорная, какая минорная;
Ученик, прослушав минорную гамму, должен определить, какого она вида (натуральная, гармоническая, мелодическая), и говорит, что ему помогло отличить разницу.
Педагог обращает внимание на то, как добавление знаков меняет звучание мелодии.
2.Развитие звуковысотного слуха:
а) пение любого вида гаммы на выбор ученика сначала с сопровождением  б) без сопровождения эту же гамму
- Скажи пожалуйста, Вадим, когда было сложнее, в первом случае петь или во втором.
Конечно, во втором, но именно так развивается звуковысотный слух
3.. Развитие полифонического слуха:
- Давай вспомним  « Менуэт» В.А. Моцарта, который ты разобрал на прошлом уроке , Прошу обратить  внимание на то, что, он имеет полифоническую структуру,  т.е. многоголосие. – Посмотри в ноты и обрати внимание . как отчетливо виден мелодический рисунок  двух  голосов..
 -А теперь, давай послушаем их
предлагается ученику сыграть   « Менуэт»
а) сначала правой рукой, педагог играет левой, и наоборот;б) двумя руками.
4. Развитие внутреннего и тембро-динамического слуха: 
- Я предлагаю тебе прослушать новое произведение  М.Коровицина «Деревянные башмачки» - А теперь, ты,  глядя в ноты, попробуй про себя пропеть эту мелодию. Это как раз и называется- развитие внутреннего слуха.
а) «проигрывание» сочинения «про себя», глядя в нотный текст  обращается внимание на характер звучания терций в первой октаве ,сравнить со звучанием во второй октаве.
- Обрати  внимание также на тембр и колорит звучания, напоминающий звук башмачков. Обращая внимание на такие особенности. Ты будешь развивать свой тембро-динамический  слух
Физ. минутка:Ученик отворачивается, педагог играет ноты в разных октавах, ученик называет 
а)октаву
б) находит ноту на клавиатуре
5. Развитие гармонического слуха:а) ученику предлагается подобрать  несложную мелодию к  аккордам Т, S, D.б) к простейшей мелодии подобрать аккорды.
    - Теперь ты сам можешь подбирать  к мелодиям аккорды. И если вначале  может что-то не получится, то в дальнейшем будет с каждым разом получаться все лучше
 - Великий пианист А.Г. Рубинштейн так  говорил   о рояле: «Вы думаете, что рояль- это один инструмент, а это сто инструментов». 
- Звуки фортепиано могут быть теплыми и холодными, мягкими и острыми, светлыми и темными, иначе игра может быть бедной и бескрасочной. 
- Я знаю, Вадим, что ты читал  книгу Экзюпери      « Маленький принц» .  
     Повесть о мальчике, явившемся со звёзд, выдержана в трогательном и светлом стиле. Она вся проникнута солнечным светом, который можно обнаружить не только  в сказке , но и в музыке М. Таривердиева  «Маленький принц»  .И я сейчас исполню  это произведение, а затем ты по-своему постараешься передать образ сказочного принца в этом произведении.
Исполнение педагога 
Исполнение ученика
IV. Итог урока. 
Рефлексия.
1.Ты понял, что нужно делать, чтобы развивать свой слух ?
2. А скажи, трудности у тебя были?
3.Как ты считаешь, ты достиг цели, произведения звучали интереснее, когда ты использовал  применение разных видов слуха?
4.А ты доволен результатом?
Я рада, что ты слышишь свое исполнение и можешь сказать получилось у тебя или нет. Я тебе дам это задание на дом для закрепления. А ты обязательно повторяй эти действия дома. Если будешь регулярно заниматься, то слух твой будет развиваться, и произведения в твоем исполнении будут ярче и выразительнее.
V. Домашнее задание.
Закрепление пройденного материала..