Представление опыта работы воспитателя МАДОУ детский сад № 35 Шаклеиной Дарьи Александровны


Представление опыта работы воспитателя МАДОУ детский сад № 35 Шаклеиной Дарьи Александровны.
Пальчиковая гимнастика в детском саду
«Если руки неумелы,
Если пальчики несмелы,
Трудно ручку удержать,
Буквы ровно написать
Не удержишь карандаш –
Не получится пейзаж».
В. Лирясова.
Актуальность:
В последние время наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, и как воспитатель в детском саду я довольно часто сталкиваюсь с этой проблемой. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность.
Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:
1.Сделать рывок в развитии речи- улучшить произношение и обогатить лексику;
2.Развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на выполняемых действиях;
3.Развивать фантазию и проявлять творческие способности;
4.Играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
5.Развивать память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений;
6.Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
7.В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем овладение навыком письма.
Поэтому развивать общую и мелкую моторику ребёнка необходимо с самого раннего возраста. В этом помогают пальчиковые игры.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у ребенка формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Я поставила перед собой цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики. Учитывая важность проблемы, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая с родителями.
Для реализации данной цели были определены задачи:
-Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;
-познакомить детей с названиями пальцев рук;
-научить выполнять координированные движения пальцами рук;
-развивать наблюдательность и любознательность;
-активизировать словарный запас;
-развивать лексико-грамматический строй;
-пропагандировать использование пальчиковых игр дома;
-использовать взаимосвязь педагогов МДОУ в развитии мелкой моторики рук.
Наряду с общедидактическими принципами (наглядность, последовательность, систематичность, доступность и др.) данная система роботы требует соблюдения следующих принципов:
-принцип индивидуального подхода, учёт личностных и возрастных особенностей;
-уровень психического и физического развития детей;
-принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях МДОУ и семьи (родители являются активными участниками коррекционного процесса).
Правила выполнения упражнений:
1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить его к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
4. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.9. В идеале каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.
12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.13. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Упражнения для кистей рук:
-развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
-учат напрягать и расслаблять мышцы;
-развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
-учат переключаться с одного движения на другое.
Пальчики в лесу
Этот пальчик в лес пошел,(разгибает мизинчик)этот пальчик гриб нашел,(разгибает безымянный пальчик)этот пальчик чистить стал,(разгибает средний пальчик)этот пальчик резать стал,(разгибает указательный пальчик)ну, а этот взял и съел! Потому и потолстел(разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)
 
«Апельсин»Мы делили апельсин!(Кулачок- «апельсин» перед собой.)Много нас,(Левая рука растопырена — это «мы».)А он один.(Взгляд переводим на кулачок.)Эта долька для котят,(Отгибаем один пальчик.)Эта долька для утят,(Отгибаем другой пальчик.)Эта долька для ужа,(Отгибаем третий пальчик.)Эта долька для чижа,(Отгибаем четвертый пальчик.)Эта долька для бобра,(Отгибаем пятый пальчик.)А для волка кожура!(Встряхиваем кистью с расслабленными пальцами, словно кожурой.)Разозлился волк — беда,Разбегайтесь кто куда!(Руки прячем за спину.)
Упражнения для пальцев условно статические:
-совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, используя именно эти упражнения (после их усвоения) можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.
ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ
Пальцы правой руки собрать в «щепоть» — это «птенцы». Левой рукой сбоку обхватить пальцы — это гнездо. Попеременно чередовать положение рук.
Вот птенцы, а вот — гнездо.
Всем птенцам в гнезде тепло.

Мостик
right0Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком положении.
Шла коза по мостику И виляла хвостиком, Зацепилась за перила - Прямо в речку угодила.
Ежик
 По сухой лесной дорожке –(поочередно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь)Топ – топ – топ – топочут ножки.(постукивают кулаками по столу)Ходит, бродит вдоль дорожекВесь в иголках серый ежик.(поочередно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь)Ищет ягодки, грибочкиДля сыночка и для дочки.(поочередно соединяют кончики пальцев обеих рук с большим пальцем)
 
Петушок

Петушок стоит весь яркий,Гребешок он чистит лапкой.
Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
Упражнения для пальцев динамические:
-развивают точную координацию движений;
-учат разгибать и сгибать пальцы рук;
-учат противопоставлять большой палец остальным.
Домик
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
(Пальцы сжать в кулачок.Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)
Наши пальцы
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)
Для развития мелкой моторики кисти кроме пальчиковой гимнастики можно использовать следующие виды деятельности:
- массаж кистей рук с использование чистоговорок, скороговорок;
- игры на координацию движений (с резиновыми и тряпочными мячами, магнитными удочками);
-«пальчиковый театр»;
- выкладывание узоров из мелких камешков, круп;
-вязание, шитьё, вышивание;
-завязывание и развязывание узелков;
-застёгивание и расстёгивание пуговиц различной величины;
-комканье и сжимание пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);
-лепка из глины или пластилина;
-нанизывание бус, бисера, пуговиц;
-нанизывание колец различной величины на стержень;
-перематывание цветных клубочков ниток;
-складывание из кубиков домиков, машинок и т.п.;
-собирание мозаики по возрастающей сложности;
-собирание пирамидки, матрёшки;
-узнавание предметов на ощупь;
- копирование узоров, рисунков или работа в прописях.
Работая в детском саду, я прилагаю все усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными.
Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что в работе по развитию мелкой моторики необходимо использовать разнообразные приёмы и методы. Подготовила:
Шаклеина Д.А

26.10.15 г.