Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры


Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.
Актуальность проблемы.
Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Согласно усреднённым данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Наиболее острые патологии у школьников – нарушение остроты зрения, патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления. Особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы.
К важнейшим причинам неблагополучного здоровья учащихся относятся:
- стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;
- недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;
- чрезмерная интенсификация образовательного процесса;
- невозможность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;
- несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса;
- недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов;
- низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам. Её главная особенность – приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса.
Принципы здоровьесберегающей педагогики:
- «не навреди»;
- приоритет действенной заботы о здоровье учащихся;
- триединое представление о здоровье (единство физического, психического и духовного здоровья);
- непрерывность и преемственность;
- субъект-субъектные взаимоотношения с учащимися;
- соответствие содержания и организации обучения возрасту учащихся;
- гармоничное развитие обучающих, воспитывающих, развивающих задач;
- приоритет позитивного влияния над негативным;
- ответственность учащихся за своё здоровье;
- «отсроченный» результат ( результат проявится через несколько лет);
- контроль за результатами.
На уроках физкультуры мы можем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, интернетом и видеофильмами, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом – главные причины малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.
Пути решения проблемы:
1.Изменение содержания уроков физкультуры (каждый урок должен стать новой «тропинкой здоровья»).
2. Использование между уроками малых форм физической активности учащихся (физкультминуток, физкультпауз).
3.Взаимодействие учителей физкультуры и предметников.
4. Предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале и на спортплощадке во внеурочное время.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Учителям физкультуры близки будут физкультурно-оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
По характеру действия различаются следующие технологии:
- Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть – температурное закаливание, физические нагрузки.
- Защитно-профилактические. Это выполнение санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм и т.п.
- Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.
-Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.
II. Гигиенические условия обеспечения учебного процесса.
Обеспечение оптимальных условий в школе – важный элемент здоровьесберегающих технологий.
В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока физкультуры. Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11%.
Учитель физкультуры должен:
- осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря.
- не допускать проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях;
- контролировать оснащение спортзала, освещение, наличие аптечки;
- перед началом занятий провести тщательную проверку места проведения занятия.
Санитарно-гигиенические требования к спортивным залам.
- количество мест в спортивном зале во время проведения занятий должно устанавливаться из расчета 0.7 м на одного учащегося.
- полы должны иметь нескользкую поверхность.
- полы должны быть сухими и чистыми.
- стены должны быть ровными и гладкими.
- в зале должно быть не менее 2 выходов.
Санитарно-гигиенические требования к инвентарю и оборудованию.
-все спортивные снаряды и оборудование должны находиться в полной исправности.
- у гимнастических снарядов детали крепления должны быть надежно зафиксированы.
- гимнастическое бревно не должен иметь трещин.
- гимнастические маты должны вплотную укладываться.
III.Требования к школьным образовательным технологиям.Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при следующих условиях:
- разработана система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся;
- в содержание преподавания включены вопросы, связанные с охраной здоровья;
- процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей организма;
- учитываются индивидуальные особенности учащихся;
- стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор;
- обеспечивается достаточный уровень мотивации;
- предупреждается переутомление;
- оценка выполняет стимулирующую роль;
- обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя.
IV. Рациональная организация урока.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 45 мин.
Оценка гигиенических требований проводится по регламентированным позициям с использованием хронометража:
- плотность урока;
- число видов учебной деятельности (слушание, выполнение физических упражнений, перестроения и т.д.)
- длительность каждого вида деятельности;
- частота смены видов деятельности;
- число видов преподавания (словесный, наглядный, ТСО) продолжительность самостоятельной деятельности;
- частота чередования видов преподавания.
V.Двигательная активность школьника. Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической.
Двигательная активность детей должна быть организована, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить их к переутомлению. Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит в основном на уроках физкультуры. В зависимости от форм проведения, темы и специфики учащиеся по-разному реализуют суточную потребность в физической нагрузке.
Построение уроков физкультуры в интересах здоровья полностью лежит на плечах учителей физкультуры.
«Физкультура без освобожденных» - принцип, которым должны руководствоваться учителя физкультуры. Физическая активность должна быть организована двумя направлениями:
Занятия больших форм – уроки физкультуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время;
Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная гимнастика до учебных занятий, физкультминутки, физкультпаузы, физические упражнения на удлиненной перемене).
VI. Оценка динамики состояния здоровья учащихся. Методы диагностики здоровья учащихся (социально-психологические, психолого-педагогические).
Оценка состояния здоровья должна включать результаты:
Предоставляемые учителями: наблюдения и оценки;
Результаты, предоставляемые родителями;
Результаты, предоставленные самими учащимися;
Результаты регулярных медицинских осмотров.
Наша школа уже шестой год работает над программой «Школа здоровья: традиционный образ жизни этноса тыва». В рамках этой программы под руководством учителей физкультуры нашей школы проводятся Дни здоровья 1 раз в четверть по разным направлениям, физзарядки каждое утро перед началом первого урока и на большой перемене, также традиционными стали такие мероприятия как Марафон по бегу среди учителей и жителей нашего сумона, посвященный 1 мая, Всемирный день здоровья 7 апреля, который проводится в виде акции «Мы за здоровый образ жизни» среди учащихся всей школы. Также уже третий год как мы работаем по программе нашего научного руководителя Ооржак Херел-оол Дажы-Намчаловича «Тувинские игры» на уроках физкультуры. Мы, учителя физкультуры, посещаем уроки учителей других учебных дисциплин с целью контроля и проверки использования здоровьесберегающих технологий, а именно физминуток, динамических пауз данными учителями. Таким образом, я считаю, что использование здоровьесберегающих технологий учителями физкультуры, а также учителями других предметов в нашей школе ведется на высоком уровне.

Литература:
Л.Г.Андреева, З.В.Осипова и другие «МО учителей физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности». Волгоград – 2011.