Актуальные проблемы патриотического воспитания
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Пуровская районная детско-юношеская спортивная школа «Виктория»
Актуальные проблемы патриотического воспитания
Тарко-Сале, 2015 г.
Вопросы патриотического воспитания являются актуальными для современного общества. Общество осознает, что отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, отсутствие системы патриотического воспитания может привести к серьезным проблемам в государстве. Патриотическое и гражданское воспитание школьников одна из основных задач современной школы. Школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования чувства любви к Родине, ответственности, активной жизненной позиции. Несомненно, правы авторы концепции, что пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Детство - это наиболее благоприятное время для осуществления гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Основным «строительным материалом» формирования личности (по определению С.Л. Рубинштейна), являются не мероприятия, которые проводит школа, а то психическое, чувственное состояния, которое пробуждается благодаря участию в них. Активное участие в общественно значимой патриотической деятельности, организованной учителями, дает возможность почувствовать личную причастность к делу защиты Отечества, открыть для себя ее новый смысл. Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе учреждений образования РФ.
Патриотическое воспитание является разноплановым, системным, целенаправленным и скоординированным действием государства. В рамках государственной деятельности произошло обновление содержания образования, основой которого является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. В результате этого коренным образом меняются взаимоотношения гражданина России с государством и обществом. При формировании личности предполагается сочетание гражданской, правовой, политической культуры. Вклад в данный процесс должна внести именно современная школа, которая сочетает в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру.
В тоже время важно понимать, что школа является сложной системой и отражает характер, проблемы и противоречия общества, в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу обеспечивает формирование конкретной личности, отвечает за социализацию школьника и является важнейшим инструментом, который способен воспитать гражданина и патриота.
В начале 90-х годов ХХ столетия вследствие кризисных явлений в экономике, политике, культуре и иных социальных сферах Российской Федерации произошел резкий спад патриотизма у населения страны, ухудшилась работа по воспитанию учащихся в рамках осуществления внутренней политики государства. Вызывал тревогу крайне низкий уровень формирования патриотических качеств у граждан России, ее молодого поколения. В этот период значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, верность героическим традициям. Стала ослабевать память к воинам, павшим за Родину в годы войны. Молодое поколение 90-х годов не акцентировало внимание на таких понятиях как долг, честь, достоинство, знание истории своего народа. Объявленная в стране перестройка, изменила понятия в социально-нравственной сфере общества. Молодое поколение, резко сместились в сторону прагматизма. В практической жизни это выражалось в наличии многочисленных фактов, свидетельствующих о безответственном отношении к выполнению гражданских обязанностей, о бездуховном, социально незрелом поведении молодых людей. Именно в этот период чрезвычайно острыми стали проблемы вооруженной защиты государства, обеспечения безопасности не только границ, но и повседневной, мирной жизни граждан.
Одной из главных причин такого положения дел является снижение роли и значения патриотического воспитания молодежи, отсутствие патриотической идеи в обществе. Д. Медведев на заседании правительства, посвященного ситуации в обществе, отметил, что гражданско-патриотическим воспитанием нужно заниматься и в школе, и в студенческих коллективах. «Эта работа должна быть организована так, чтобы создавалось соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавалось ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, за те события, которые были в прежний период».
Для решения данной задачи рассмотрим актуальные проблемы патриотического воспитания.
Современные научные проблемы патриотического воспитания можно классифицировать на несколько групп.
Классификация
научных проблем воспитания патриотизма
Методологические
Организационно - педагогические
Научно- педагогические и
методические
Междисциплинарные
Методология – это учение об организации деятельности. В данном случае в основе методологических проблем патриотического воспитания лежит проблема определения понятий, законов и норм, обеспечивающих патриотическое воспитание в стране.
Ученые высказывают разные взгляды на процесс патриотического воспитания. Патриотическое воспитание рассматривается и как социальное явление, и как направление педагогической деятельности, и как фактор общественной жизни и социализации человека. Воспитание в широком педагогическом смысле необходимо рассматривать как целенаправленное воспитание, которое обеспечивается образовательной системой. В другом случае воспитание - это воспитательная работа, которая формирует у школьников взгляды, убеждения, определяющие его мировоззрение. С общенаучной точки зрения воспитание осмысливается в качестве системы, процесса, деятельности.
Понимание патриотического воспитания является принципиально новой методологией для науки и практической деятельности. Российское государство в лице правительства, заявило об ответственности за воспитание граждан своей страны, утвердив государственную программу и Концепцию патриотического воспитания. В Концепции патриотического воспитания записано: «патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание становится политикой государства, которое и определяет основные направления работы с подрастающим поколением, поэтому необходимо строить деятельность с учетом нового понятия «государственно-патриотическое воспитание».
Рассмотрим группу научно-педагогических и методических проблем патриотического воспитания.
Доктор педагогических наук, профессор Быков Анатолий Карпович определяет наиболее важные из них:
- формирование и развитие систем патриотического воспитания в образовательных и иных учреждениях;
- совершенствование содержания и методики патриотического воспитательного и образовательного процессов;
- создание системы непрерывного патриотического образования граждан;
- оптимизация структуры и управления социально-педагогическим пространством патриотического воспитания;
- развитие социальной инфраструктуры патриотического воспитания;
- формирование патриотических ценностных ориентаций и их ядра — идеалов у детей и молодежи;
- содержание и методы диагностики патриотического воспитания, его критерии и показатели. Ключевой проблемой здесь представляется проблема совершенствования патриотического воспитания как воспитательного процесса. Процесс воспитания патриотизма в образовательном учреждении подразумевает использование широкого спектра форм и методов патриотического воспитания, т. е. тех форм и методов работы, которые имеют акцентированную патриотическую направленность.
Педагоги могут использовать разные методы преимущественно обучающего свойства. Это могут быть разные формы устного изложения и обсуждения событий патриотического характера, самостоятельные работы, практические упражнения, беседа, выполнение индивидуального задания, лекция, рассказ, семинар, групповая дискуссия, ролевая игра. Все эти формы будут способствовать решению проблем патриотического воспитания через содержание учебного материала. Согласитесь, можно учить грамматике на тексте о бабочках и цветочках, а можно подобрать текст, например, о городах-героях.
В образовательном процессе должны присутствовать мероприятия управленческого свойства: заседания, совещания, педсоветы, связанные с проблемой патриотического воспитания.
С точки зрения использования методов как педагогического инструментария в деятельности по патриотическому воспитанию наиболее приемлемой, из всех классификаций последних пятидесяти лет, по-прежнему является классификация Ю.К. Бабанского. Данная классификация отражает особенности воздействия на сознание и поведение воспитуемых, с учетом задач патриотического воспитания.
1. Методы формирования патриотического сознания личности.
2. Методы организации деятельности, опыта патриотического поведения.
3. Методы стимулирования патриотической деятельности и поведения. Познакомимся с трактовкой данных методов Ю.К. Бабанским.
Представленные в первой группе методы формирования патриотического сознания личности способствуют формированию патриотического сознания школьников на основе их просвещения (убеждение словом, личным примером, диалог). Особенно важную, с нашей точки зрения, роль играет метод убеждения личным примером педагога. Если педагог объяснил детям, что во время звучания Государственного гимна России следует стоять и не разговаривать, но сам в это время тихо разговаривает с коллегой, действия данных методов окажутся неэффективными, т.к. не подтверждены личным примером.
Представленные во второй группе методы организации деятельности и опыта патриотического поведения направлены на патриотическое воспитание путем вовлечения школьников в различные виды деятельности (ценностно-ориентационную, трудовую, общественную, художественную, спортивную, досуговую). Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах самоуправления, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях гражданско-патриотической направленности. Ценностно-ориентационная деятельность является психологическим процессом формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей — всего того, что называют ценностями. К этой группе относятся следующие методы: упражнение, педагогическая поддержка, требование, перспектива, пример.
Представленные в третьей группе методы стимулирования патриотической деятельности и поведения — методы воспитывающих ситуаций, ролевых игр, тренинги для выработки патриотических и этических знаний, привычек, коммуникативных умений используются для воздействия на потребностно-мотивационную сферу школьника». К важным методологическим проблемам патриотического воспитания относятся проблемы междисциплинарной интеграции знаний. Одно из направлений - это организация деятельности по формированию отечественной символики патриотизма, основанной на идеалах, ценностях, символах эпохи. Педагоги, которые занимаются патриотическим воспитанием в образовательных учреждениях, должны основывать свою деятельность на знании и применении разнообразных символов. Рассмотрим их.
Сакральные символы. К ним относятся понятия Святая Русь, Родина-мать, Отчизна.
В выражении Святая Русь — отзывается вся наша история. Когда мы говорим о Святой Руси, мы имеем в виду не Российскую Федерацию или какое-либо другое гражданское общество на земле. Это стиль жизни, который передали нам сквозь века такие великие святые Русской земли, как равноапостольные князья Владимир и Ольга, преподобные Сергий Радонежский, Иов Серафим Саровский и др.
Родина-мать. Между понятиями «Родина» и «мать» сложилась глубинная связь. Именно она вдохновила создателей гениального плаката «Родина-мать зовет», скульпторов, создавших величественные монументы памяти и скорби. А сколько написано прекрасных песен и стихов, где два эти образа питают и возвышают друг друга.
Отечество, отчизна — родная страна. Понятие отечество обозначает страну, предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга и патриотизма. К сакральным государственным символам относится гимн страны, государственный флаг, герб.
Символы воинской доблести и славы. Знамя – символ воинской чести, доблести и славы, оно является напоминанием каждому солдату, сержанту, офицеру и генералу об их священном долге – преданно служить Родине, защищать ее мужественно и умело. Ордена, медали и знаки отличия несут на себе отсвет славных побед, как в военных сражениях, так и в гражданских подвигах великих людей России. Традиция поощрения храбрости и доблести высоко ценилась у всех поколений. Использование этих символов напоминает о необходимости уважения к героям нашей Родины, воспитания и укрепления духовности общества на светлых примерах славы и подвигов предков.
Символы весьма часто носят персонифицированный характер, возникают в результате реальных подвигов, совершенных вполне конкретными людьми в конкретных ситуациях, например, Сергий Радонежский, Петр I, А. В. Суворов. В годы Великой Отечественной войны символический характер приобрели фигуры Александра Матросова, Зои Космодемьянской, Виктора Талалихина, Николая Гастелло, Юрия Смирнова. Символами массового, группового героизма стали герои-панфиловцы, молодогвардейцы-краснодонцы.
Событийные символы – символы, олицетворяющие какие-либо события, которые имели важное значение в истории государства Российского. К ним относится Ледовое побоище, Полтавская битва, Семилетняя война, Гражданская война, Великая Отечественная война.
Топонимические символы. Эти символы называют еще территориальными. Это места, которые вызывают чувство национальной гордости за творения предков. К их числу относятся острова Валаам, Кижи, Соловецкие. Символом патриотической гордости является Золотое кольцо России, Бородино, Мамаев курган, Малахов курган.
Проблема патриотического воспитания заключается в том, что у части молодого поколения имеется слабая базовая историческая память, составляющая основу патриотических представлений. Формирование патриотизма как значимой ценности и основы духовного возрождения России невозможно вне исторической памяти. Известно, что народ, отрицающий своё прошлое, исторически обречен. Особо следует выделить проблему истории развития объединяющей государственной патриотической идеи.
К приоритетным междисциплинарным проблемам могут быть отнесены следующие:
- патриотизм — социальный и нравственный ресурс консолидации российского общества;
- содержание государственной политики в области патриотического воспитания граждан России;
- российская идеология патриотического воспитания как система формирования важнейших духовных ценностей и идеалов;
- духовные и культурно-исторические ценности как приоритеты патриотического воспитания;
- тенденции развития патриотизма в условиях глобального мира;
- место и роль национальных традиций в патриотических ценностях;
- патриотические ценности, интересы и устремления молодежи как социальной группы;
- психологический механизм перевода неосознанных гражданско-патриотических действий в осознанные действия, наполненные патриотическими знаниями и убеждениями;
- психологические особенности сочетания чувственного и рационального в патриотическом воспитании.
В связи с этим особое значение приобретает проблема построения образовательного процесса в школе на базе междисциплинарной интеграции. Прогрессивные педагоги подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины мира, а сегодня междисциплинарная интеграция является необходимым условиям для достижения положительного результата в деле патриотического воспитания.
Стабильная, широко применяемая форма организации междисциплинарной интеграции – это урок или иное мероприятие образовательного процесса, в котором реализуется воспитательная задача, в данном случае патриотической тематики.
Междисциплинарная интеграция применима для всех уроков учебного плана. Блоки патриотической направленности могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная и задача. Учитель должен уметь делать отбор содержания учебного материала и актуально, логично использовать его в ходе урока, акцентируя внимание обучающихся на патриотические идеи. Междисциплинарная интеграция патриотических знаний на уроках в школе может сочетаться с использованием активных форм, методов и приемов обучения.
Формирование гражданско-патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через специфическую целенаправленную постоянную работу учителя. Школа – важнейший социальный институт, через который проходят все граждане России. Таким образом, в общеобразовательном учреждении должна быть сосредоточена не только интеллектуальная составляющая, но и гражданская, духовная, культурная и патриотическая деятельность учащихся.
Следующая группа актуальных научных проблем патриотического воспитания – это организационно-педагогические проблемы. Решение этих проблем будет способствовать созданию комплексной модели деятельности школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников. Организационно - педагогические проблемы патриотического воспитания можно рассматривать как на уровне государства, так и на уровне образовательного учреждения.
На уровне государства должны решаться следующие проблемы:
- структура и организационно-педагогическое обеспечение государственной системы патриотического воспитания граждан России;
- социально-педагогическая деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов по освещению проблем патриотического воспитания, формированию и развитию личности гражданина и защитника Отечества;
- социально-педагогические механизмы консолидации деятельности органов государственной власти всех уровней, по решению проблем патриотического воспитания, организация их межсекторного социально-педагогического взаимодействия;
- повышение квалификации и профессиональная переподготовка руководителей образовательных и других учреждений, общественных организаций, педагогов как субъектов патриотического воспитания.
Перечислим организационно-педагогические научные проблемы патриотического воспитания на уровне образовательного учреждения:
- обеспечение активной роли детей в своем нравственно-патриотическом развитии;
- гуманизация воспитательного процесса;
- управление процессами развития и воспитания детей.
Патриотическое воспитание, с точки зрения З.Т. Гасанова, должно основываться на ряде принципов. Принципами в педагогике принято считать вытекающие из цели воспитания и установленные наукой теоретических положений основополагающие, фундаментальные идеи, исходные положения и систему требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное функционирование воспитательного процесса. В принципах воспитания выражены основные требования к содержанию, методам и средствам воспитательной работы.
Принципы патриотического воспитания, выделенные З.Т. Гасановым, составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги смогут обеспечить эффективное выполнение целей и задач воспитания, будут способствовать воплощению в педагогическую практику содержания образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи. К принципам патриотического воспитания З.Т. Гасанов относит направленность воспитания на:
– укрепление единства и целостности РФ;
– учет в воспитании особенностей различных категорий населения;
– сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских отношений народов России, их сплочение в едином федеративном государстве;
– содействие в развитии национальных культур и языков народов РФ;
– содействие мирному разрешению межэтнических противоречий и конфликтов;
– развенчание пропаганды расизма, национализма и религиозной розни;
– обеспечение равноправия народов страны;
– гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;
– формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов.
Таким образом, сущность и содержание патриотического воспитания с педагогической точки зрения можно представить как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.
В современных условиях в содержании патриотического воспитания в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:
– осознание себя гражданином многонационального российского государства;
– наличие гордости за принадлежность к своей национальности, имеющей свои этнические особенности;
– понимание значимости интересов общества и государства для себя лично;
– патриотизм, преданность своему Отечеству;
– преемственность, сохранение и развитие лучших традиций своего города, района, области и страны в целом;
– гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
– социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.
Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Роль педагога при этом сводится к решению следующих проблем:
- преодоление авторитарных методов в работе с детьми;
- создание в образовательном учреждении обстановки, способствующей свободной дискуссии;
- формирование гражданской позиции и ценностного самоопределения педагога;
- воспитание высокой коммуникативной культуры, предполагающей вовлеченность учащихся в планирование и регулирование образовательного процесса;
- освоение навыков профессиональной рефлексии;
- изменение управленческой парадигмы в направлении сотрудничества учащихся и педагогов;
- организация школьной жизни на принципах инициативы и творческого сотрудничества детей и взрослых.
Автор-составитель:
Шатохина Н.Ю. – инструктор-методист МБУ ДО ДЮСШ «Виктория»