Открытый урок по математике на тему: Знакомство с задачей. Решение задач.
Открытый урок по математике на тему: «Знакомство с задачей. Решение задач».
1 класс.
Учитель: Радченко Т. А.
Цели: - уточнить термины, связанные с понятием «задача»: условие, вопрос, выражение, решение, ответ;
- научить делать краткую запись задач в виде схем;
- познакомить с записью решения в тетради;
- учить составлять задачи по схемам и числовым выражениям;
- развивать мышление, речь, творческие способности детей.
Оборудование: сюжетный рисунок; схемы к задачам.
Ход урока:
I. Оргмомент.
- Ребята, у нас сегодня необычный урок! Мы совершим с вами путешествие в чудесную страну «Математику».
Что же это за страна?
И прекрасна и сильна
Математика – страна!
Тут везде идёт работа,
Все подсчитывают что – то,
Сколько ног у воробьёв,
Сколько пальцев на руках,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пяточке копеек.
У стола четыре ножки,
Пять котят у нашей кошки,
Всюду можно услыхать:
«Раз, два, три, четыре, пять
Всё могу пересчитать!»
Математика повсюду.
Глазом только поведёшь
И примеров разных уйму
Ты вокруг себя найдёшь.
II. Повторение изученного.
- Отгадайте, на чём мы отправимся в путешествие:
Что там мчится и шипит
И колёсами стучит:
1.
- Чу – чу – чу. Чу – чу – чу.
Я по рельсам стучу. (Поезд.)
- Правильно, на поезде! Но сказочный поезд не отправится с вокзала, пока мы не вспомним геометрические фигуры, из которых он состоит.
( На доске появляется поезд, состоящий из геометрических фигур.)
(Учитель показывает фигуры. Дети называют их.)
- Молодцы! С заданием справились. Но прежде, чем поезд тронется, я хотела вас предупредить, что поезд – скорый и остановки будут только на главных станциях.
- Итак, приготовились? Поехали!
1 – я станция: «Устный счёт».
а) Счёт от 20 и обратно.
б) Счёт парами от 2 до 20.
в) - Назовите последующее число 8, 11, 15. Насколько последующее число больше предыдущего?
- Назовите предыдущее число 5, 10, 16. Насколько предыдущее число меньше последующего?
- Назовите соседей чисел: 7, 12, 15, 19.
- Какое число стоит между 4 и 6, 8 и 10, 13 и 15?
III. Физкультминутка.
2 – я станция: «Примеры».
Игра «Кто быстрее».
( На доске примеры на вычитание и сложение в пределах 10. Примеры записаны по рядам для каждого ученика. Дети наперегонки друг за другом выбегают к доске и решают свой пример. Побеждает тот ряд, примеры которого решены не только быстрее всех, но главное правильно.)
3 – я станция: «Облака».
- Над поездом парят облака. Полетаем в облаках!
(Учитель показывает детям облака с примерами, а ответы закрыты. Когда дети решают примеры, учитель открывает ответ.)
Образец облаков:
5 + 2 – 5 = 2 8 – 4 = 4 3 + 1 + 5 = 9 8 – 2 + 1 = 7 0 + 1 = 1
9 – 7 + 4 = 6 6 + 3 – 1 = 8 8 – 3 = 5 5 + 5 = 10
IV. Введение нового материала.
4 – я станция: «Задача».
(Учитель показывает иллюстрацию задачи.)
2.
- Расскажите, что изображено на рисунке? (Три парусника и четыре моторные лодки.)
- Подскажите, как изобразить графически? (С помощью отрезка. Первый отрезок по длине короче второго.)
- Почему первый отрезок короче второго? (Потому что парусников – три, а моторных лодок – 4.)
- Что показывает первая часть отрезка? (Это парусники.)
- Давайте, обозначим их на чертеже.
(Учитель пишет над отрезком, обозначающим парусники, букву – п., а под отрезком цифру – 3 лод.)
- Что показывает вторая часть отрезка? (Это моторные лодки.)
- Обозначим их на отрезке.
(Учитель пишет над отрезком, обозначающим моторные лодки, букву – м.
·, а под отрезком – 4 лод.)
- Рассмотрим чертёж внимательно.
- Что можно узнать? Поставьте к чертежу вопрос. (Сколько парусников и моторных лодок всего?)
- Как этот вопрос изобразить на чертеже? Подумайте. (Над всем отрезком надо провести дугу, от парусников до моторных лодок.)
(Учитель проводит дугу над всем отрезком, от парусников до моторных лодок. Над дугой пишет ? лод.)
- Что мы с вами сейчас составили по сюжетной картинке? Кто знает?
(Это задача.)
- Что в задаче известно? (3 парусника и 4 моторные лодки.)
- То, что в задаче известно, - это условие задачи.
- То, о чём спрашивают в задаче, - это вопрос задачи.
- Повторите его?
- Составьте выражение к этой задаче. Найдите его значение. (3 + 4 = 7.)
- Полученное равенство, называется решение задачи. А значение
выражения – это ответ задачи.
- Рядом с ответом выражения, должно быть обязательно наименование.
- О чём говорилось в задаче? (О лодках.)
- Вот, как должна выглядеть запись:
3 + 4 = 7 (лод.)
(Учитель записывает выражение с ответом и наименованием на доске.)
- После решения задачи, обязательно записывается ответ задачи.
(Учитель на доске записывает ответ задачи: Ответ: 7 лодок.)
- Итак, выделяем этапы задачи:
1. Условие задачи.
2. Вопрос задачи.
3. Выражение задачи.
4. Решение задачи.
5. Ответ задачи.
3.
- Кто может повторить?
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного.
5 – станция: «Загадки».
- А сейчас с помощью загадок – задач, я проверю, как вы решаете задачи.
На тарелке 9 слив.
Вид их очень уж красив.
Съела сливку дочка Маша.
Сколько слив осталось Саше? (8.)
Ну – ка, сколько всех ребят
На горе катаются?
Трое в саночках сидят,
Один дожидается. (4.)
Мы ходили на базар,
Выбирали там товар.
Три морковки, две петрушки,
Тыква, свёкла, сельдерей.
Сколько будет овощей? (8.)
7 антенн на этой крыше.
Наш электрик – дядя Миша –
Лишь 4 укрепил,
Остальные – брат Кирилл.
Сколько ж брат Кирилл – узнай
И скорей ответ нам дай. (3.)
Все мы знаем сказку «Репка»,
Все умеем мы считать.
Всех героев вам назвать:
Внучка, Жучка, кошка, мышка,
Дед и бабушка при нём.
Ну, попробуйте, ребята,
Всех назвать одним числом. (6.)
VII. Подведение итогов.
- Молодцы! Хорошо справились с заданием!
- А кто мне может напомнить этапы задачи?
- Мы сегодня с вами не только совершили удивительное путешествие по стране «Математике», но и узнали много нового. Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо всем за урок!
4.