Классный час: Роскошь человеческого общения
Тема: Роскошь человеческого общения
Цели:
Расширить знания учащихся об общении с людьми, учить оценивать себя, видеть свои недостатки, через анализ сказок;
Развитие коммуникативных навыков;
Воспитание чуткости, доброты, отзывчивости и уважения друг к другу;
Материалы и оборудование:
проектор, презентация, название темы, слова для словарной работы, солнышко и кактус (лучики с иголками), карточки с заданиями, «улыбки», фломастеры;Ход мероприятия
I Орг. Момент
II Сообщение темы и целей.
- Ребята. Ни для кого не секрет, что все взрослые должны быть примером для более младших. Так, например, для вас примером являются ваши родители, учителя и преподаватели школы, в котором вы учитесь. Но так же кто может стать примером для вас?
- Старшеклассники.
- Молодцы. Хорошим примером для подражания младших школьников могут быть и ученики старших классов. Наша школа, за время её существования выпустила не мало хороших людей, которыми она гордится и любит вспоминать. Поэтому надо стараться, чтобы вспоминая о вас думали только о хорошем…
А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: а наш класс может стать примером для подражания?
- ….
- Да. Конечно же может. Но для этого нам нужно работать над собой.
В прошлом году мы с вами строили дом доброты. Давайте посмотрим, какой же дом у нас получился. (слайд 1). Этот дом мы построили для себя, то есть для добрых и дружных людей.
Ребята а давайте вспомним добрые слова, которые нам необходимы в различных ситуациях: (слайд 2)
Слова, которым можно выразить благодарность (спасибо, благодарю)
Слова, которым можно поприветствовать (здравствуй, привет, рад тебя видеть)
Слова, которым можно попросить прощения (прости, извини пожалуйста)
Слова- обращения с просьбой (пожалуйста, будьте добры)
Дом у нас построен для добрых людей. Вежливые слова мы знаем.
Но что выходит, дом построен, а жить дружно в нём получается не всегда.
Как вы считаете почему? Что нам мешает? Какие проблемы существуют у нас в классе?
- (ответы детей)
- Правильно. Но конкретно сегодня хотелось бы остановиться на общении. И тема нашего сегодняшнего мероприятия называется «Роскошь человеческого общения» (слайд 3)
III Работа по теме:
- В ходе подготовки к мероприятию мы с вами заполняли анкету об умении общаться. (слайд 4) Давайте проанализируем анкету, на вопросы которой вы отвечали заранее.
- Для вас общение- это прежде всего беседа, разговор и ничего больше. Мы общаемся, чтобы узнать что- то новое, чтобы появились новые друзья, знакомые. А между тем «общение»- понятие более глубокое. В толковом словаре Ожегова
общение- это…. (Словарная работа на доске)
Мы привыкли общаться, понимать друг друга с помощью слов. Такое общение называется
вербальным (словарная работа на доске)
- А как вы думаете, сможет ли человек прожить без общения?
….
- Конечно же нет. Еще в глубокой древности самым суровым наказанием за какое- либо преступление была изоляция человека от общества. Этого человека прогоняли от людей. Он был обречен. Ведь без общения человек начинает разговаривать с самим собой и просто сходит с ума. Значит человек может обойтись без многого, но не без общения!
Сейчас я вам прочитаю небольшое стихотворение, а вы подумайте, может оно подходит и для кого- то из вас.
Простого слова «извините» не одолел его язык.
Ему бывает часто лень сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово, а он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «Здорово» он вместоСлова «Здравствуйте» бурчит.
А вместо слова «До свиданья» не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье: «Ну, я пошел… Пока! Всего!»
«Спасибо», «Здравствуйте», «Простите»,
Произносить он не привык.
Простого слова «Извините» не одолел его язык.
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Витя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только
Алешка, Витька, Ванька, Толька.
- Как разговаривает герой этого произведения?
- Каких слов он не знает?
- Как вы думаете, тот, кто так говорит, уважает своих друзей или нет?
- Прослушав это стихотворение, какие выводы мы сможем сделать?
…..
- Правильно (Употреблять в общении вежливые слова и называть друг друга по имени).
- А еще, какие правила, мы можем добавить сами?
- Вежливый человек умеет слушать другого?
- Отвечает ли он грубостью на грубость?
- Вежливый человек всегда приветлив и внимателен к другим?
- А в разговоре с собеседником каким тоном вы должны разговаривать?
- Мы с вами только что вывели правила. Осталось только озаглавить их. Каким должен быть человек, знающий и использующий эти правила?
- А теперь посмотрите что у нас получилось…(слайд 5 правила вежливого, культурного человека).
- Я хочу, чтобы эти правила вы знали и использовали, поэтому их я раздам в виде памятки.
- А теперь ребята постарайтесь понять меня без слов (делаю знак подняться и сесть) Вы меня поняли без слов. Общение при помощи жестов называется невербальным (словарная работа на доске)
Но также во время общения по лицу человека мы тоже можем многое определить без слов (слайд 6)
- Посмотрите пожалуйста на рисунки и определите, какие чувства и эмоции переживают изображенные на них люди.
Разное выражение лица, с помощью которого мы можем определить настроение и чувства человека мы называеммимикой (словарная работа) (слайд 7 по словарной работе).
Все эти способы общения мы знаем и используем. Но часто мы их применяем для того, чтобы обидеть или посмеяться над товарищем. А каких людей чаще всего не любят в классе, в любом коллективе? Почему у некоторых дружба не складывается? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте послушаем сказку «День сороки»
Распух у сороки язык от болтовни, да так, что болтать ничего не может. Что делать? Обратилась сорока к журавлю: «Журавушка вылечи мне язык!»- с трудом прошептала она. – «Ты говорят травами лечишь, помоги!»
Отказал Журавль Сороке. –«Ах так!- рассердилась Сорока» -«Да я про тебя такого по лесу разнесу- будешь знать, как мне отказывать!» - и полетела жаловаться старому Филину.
Тот выслушал Сороку и говорит: «Хочешь я тебе помогу! Давай я твой язык вырву. Сразу полегчает и тебе и нам за одно.»- Вы все внимательно прослушали сказку. Какой вы можете сделать вывод?
- (Ответы детей)
- Вывод. Не надо мстить, вредить другому, если тот не выполнил твою просьбу. Причина отказа Сороке была её вездесущесть, чрезмерное любопытство. И с такими людьми, как Сорока ведь наверняка никто не захочет дружить.
- А теперь подумайте, есть ли среди Вас такие «сороки»? …
Наше любопытство и стремление быть в центре внимания приводит часто ко лжи. Что может произойти с вами в последствии вы сейчас узнаете. (Сказка «Галка в чужих перьях»)
Птицы надумали выбрать себе начальника. «Какая птица всех красивее, ту и выберем в начальники», - решили они.
Галке очень хотелось быть начальником. Набрала она чужих перьев покрасивее и натыкала их к себе и в хвост, и в крылья.
Собрались птицы на выборы. А галка гордо расхаживает между ними. Никто не узнает галки. Все дивятся невиданной птице. «Надо её выбрать в начальники», - думают они.
Потом птицы догадались: каждая птица узнала свои перья и выдернула их.
Все птицы узнали тогда галку и много смеялись над глупой.
- Проанализируйте данную сказку. Какого было галке? Поняла ли она свою ошибку? Чему нас учит данная сказка?
- ………
- Ведь часто и люди, чтобы добиться своего, готовы идти на поводу лжи. Оставаться нужно самим собой, чтобы не попасть в такое глупое положение, как Галка и не стать посмешищем для других.
- А среди вас есть такие Галки? Подумайте.
- Любое слово, обращенное к человеку, может быть окрашено разными чувствами, настроениями, отношениями к собеседнику. Если эти чувства добрые, то мы ощущаем ответную доброжелательность и стремление общаться. Важное значение во время разговора имеет не то, что сказано а как это сказано. Я предлагаю прочитать начало фраз, закончив их по своему. Произнесите одну и ту же фразу сначала грубым тоном а затем веселым, жизнерадостным.
Доброе ………….. .Извини, что я………. .Спасибо тебе за………….. .Я не смогу ……………… .Прошу тебя …………….. .Поздравляю тебя ………… . (слайд 8)
- И какое произнесение Вам было приятнее услышать?
- Веселым и жизнерадостным
- Верно. Ведь «доброе слово и кошке приятно», говорит русская пословица.
- А какими качествами должен обладать человек при общении? Сейчас я раздам вам карточки, со словами. Там есть положительные и отрицательные качества. Вы должны расставить данные качества личности в нужную колонку. А через минуту проверим какие же качества вы цените в человеке а какие нет.
Качества личности:
Общительность, чрезмерное любопытство, ложь, вежливость, тактичность, болтливость, доброжелательность, высокомерие, пренебрежение, умение сочувствовать, умение слушать, равнодушие, бездушие, грубость, сердечность.-Мы сегодня много говорили о том, что же необходимо знать и соблюдать при общении, какими качествами нужно обладать, чтобы быть приятным, интересным собеседником, товарищем. Перед вами на доске солнышко без лучиков и кактус без иголок. Подумайте и напишите на лучике солнца те качества, которыми вы бы хотели обладать в процессе общения. А в иголках ваши отрицательные качества в общении, от которых хотели бы избавиться навсегда.
(Дети пишут на листочках, читают, что написали и вывешивают их на доске)
- Посмотрите, как светло стало вокруг. Это наше солнышко своими лучиками освещает весь наш класс. Надеюсь, что эти теплые качества в общении вы запомните. И только лучики нашего солнышка вас будут согревать всегда, а не те страшные иголки, которые мешали в общении. Ведь общение для нас является роскошью. Потому что расширение словарного запаса, обогащение своего речевого «репертуара» позволит вам «выразить себя», проявить свои лучшие человеческие качества в общении.
(Чтение стихов о доброте, любви и счастье)
Свобода, милосердие, терпимость-
Хорошие и добрые слова.
Мы все хотим жить радостно, счастливо,
Чтоб грело солнце и росла трава.
Хотим любить, хотим, чтоб нас любили.
Чтоб было мирно, солнечно, светло,
Чтоб близкие тепло души дарили,
Как в сказке побеждало бы добро.
Смотрите, как вокруг все расцвело!
Струиться свет и аромат цветов,
Как в сказке побеждают пусть добро,
И милосердие и радость и любовь.
- А теперь ребята улыбнемся друг другу искренне и подарим гостям улыбки живые и те, которые вы нарисовали.
(дети дарят «улыбки», звучит песня) (слайд 9)