Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (для 8 класса КРО, девочки)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7 р.п.Култук»
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
МБОУ «СОШ № 7»
Гончарова Т.И.
«05» сентября 2016 г. «Утверждаю»
Директор
МБОУ «СОШ № 7»
Шипилов А.А.
«05» сентября 2016 г.
Адаптированная рабочая программа
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
по профессионально-трудовому обучению
для 8 класса
Педагог: Емельянцева Юлия Владиславовна
Программа рассмотрена на заседании
школьного методического объединения
учителей технологии, физической культуры и искусства
(протокол № 2 от 31.08.2016 г.).
Руководитель МО /Емельянцева Ю.В./
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 7» на 2016-2017 год, с использованием программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений Ⅷ вида по учебному предмету «профессионально-трудовое обучение».
Для реализации рабочей программы используется УМК Специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Швейное дело»: 5-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой.
В учебном плане МБОУ «СОШ № 7» для реализации предмета профессионально-трудовое обучение составляет 306 часов при недельной нагрузке 9 часов
Общая характеристика учебного предмета
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья.
Программа 8 класса предусматривает овладение учащимися промышленной технологией пошивки женской и детской легкой одежды и скоростными приемами труда на производственных швейных машинах. Предшествующая подготовка позволяет школьнику специализироваться не только по пошиву женской и детской легкой одежды, но и по пошиву другой продукции, что дает возможность школе учитывать потребности обучающихся и вносить соответствующие изменения в программу 8 класса. В связи с отсутствием в школе производственных швейных машин вся работа проходит на бытовых швейных машинах.
Цель обучения:
Подготовка учащихся к освоению профессии «швея» и выполнению различных видов работ по скоростному и пооперационному пошиву белья и легкого платья.
Задачи :
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личности или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;
-получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений.
Предметом осуждения является брак в работе, неэкономное расходование материалов, сломанный инструмент, случай нарушения правил безопасности труда, дисциплины и др.
В целях воспитания рекомендуется применять на уроках коллективные формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль, совместное обсуждение результатов работы.
Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи:
- планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;
- обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;
- постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;
- систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков;
- связь теоретических знаний с практической работой;
- совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;
- повышение работоспособности и выносливости учеников;
- раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.
Основные формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся:
объяснение нового материала с опорой на наглядные и методические пособия, разнообразные по форме и содержанию, показ презентаций по темам и т.д.;
закрепление изученного материала с использованием многовариативного дидактического материала, предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;
обобщение и систематизация пройденного материала с использованием ролевых игр.
Беседа (диалог).
Работа с книгой.
Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
Самостоятельная работа
Работа по карточкам.
Работа по плакатам.
Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
Основной формой организации учебного процесса
по предмету «Швейное дело» является – занятие, состоящее из теоретической и практической частей продолжительностью 40 минут.
Межпредметные связи
На уроках столярного дела осуществляется связь с предметами: письмо, чтение, математика, развитие психомоторики и сенсорных процессов.
-математикой (расчеты для построения, подсчет стоимости);
-черчением (основы графической грамоты, построение выкроек изделий и лекал);
-естествознанием,
-ОБЖ (правила безопасной работы на швейных машинах и оборудовании, с ручными инструментами);
-экологией (деятельность людей в природе, влияние деятельности на состояние окружающей среды);
-ИЗО (зарисовка орнаментов, выбор и перевод рисунка для вышивания),
-информатикой (использование ПК и программных средств при изучении некоторых разделов);
-историей (история возникновения швейных изделий и т.д.);
-чтением и развитием речи (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях);
-обществознанием (кодексы законов о труде, основные права и обязанности рабочих, трудовой договор, трудовая дисциплина).
2. Содержание учебного предмета
Вводное занятие (2 часа)
План работы и задачи на год. Профессия швеи-мотористки. Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской.
Вышивание гладью (19 часов)
Теоретические сведения: применение вышивки для украшения швейного изделия. Виды вышивки. Инструменты и приспособления для вышивания. Способы перевода рисунка на ткань.
Практические работы: выбор рисунка и подбор ниток, перевод рисунка на ткань, выполнение гладьевых стежков.
Построение чертежа основы блузки (25 часов)
Элементарное моделирование и раскрой
Теоретические сведения: общее представление о получении волокон пряжи из натурального и искусственного шелка. Свойства волокон шелка. Ткани для блузок. Фасоны блузок без рукавов и с короткими цельнокроеными рукавами. Мерки для построения чертежа основы блузки. Название деталей и контурных срезов. Припуски на обработку срезов. Простейшее моделирование. Правила раскладки выкройки на ткани. Расчет расхода ткани на блузку.
Практические работы: проверка чертежа и изготовленной выкройки перенесение нагрудной вытачки. Раскладка выкройки на ткань и раскрой с припуском на швы. Прокладывание копировальных стежков по контуру выкройки, по линии талии.
Соединение основных деталей плечевого изделия (36 часов)
Теоретические сведения: ткани из натурального и искусственного шелка: свойства (прочность сминаемость, гигроскопичность, воздухопроницаемость, скольжение, осыпаемость, прорубаемость), отношение к воде, теплу, щелочам, правила утюжки. Способы обработки горловины, пройм и низа, цельнокроеного рукава. Вида обработки низа блузки в зависимости от её назначения (двойной строчкой, швом вподгибку, с закрытым срезом, притачным поясом)
Практические работы: Сметывание вытачек боковых и плечевых срезов. Примерка. Устранение дефектов после примерки. Внесение изменений в выкройку. Раскрой и обработка косой обтачки. Обработка швом в подгибку с закрытым срезом нижнего среза. Утюжка и складывание блузки по стандарту.
Практическое повторение (17 часов)
Виды работы: пошив блузки, жилеты, юбки или постельного белья.
Самостоятельная работа: обработка среза окантовочным швом и косой обтачкой. Обработка среза двойной строчкой.
Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки и раскрой (20 часов)
Теоретические сведения: понятие силуэт в одежде. Фасоны цельнокроеного платья, описание фасонов. Виды выреза горловины в платье без воротника (круглый, каре, углом). Использование выкройки блузки для изготовления выкройки платья. Название деталей и контурных срезов выкройки. Детали платья. Расчет и расположение вытачек по линии талии.
Практические работы: Моделирование выреза горловины. Снятие мерки длины изделия. Изменение выкройки основы блузки. Подготовка выкройки платья к раскрою. Раскладка выкройки на ткани и раскрой.
Обработка подкройной обтачкой, стачной по плечевым срезам, горловины. (28 часов)
Теоретические сведения: Ткань: отделка. Дефекты ткацкого производства, крашения и печатания. Виды обтачек (долевая, поперечная, косая и подкройная) Способы раскроя подкройной обтачки. Правила обработки и соединения с горловиной подкройной обтачки.
Практические работы: сметывание деталей. Примерка платья. Устранение дефектов после примерки. Обработка вытачек. Стачивание плечевых срезов. Изготовление выкройки и раскрой подкройной обтачки. Соединение обтачки по плечевым срезам. Приметывание и обтачивание горловины платья. Обработка отлетного среза на краеобметочной машине боковых срезов. Обработка оборкой или швом в подгибку с закрытым срезом пройм и нижнего среза. Утюжка и складывание изделия.
Ремонт одежды (22 Часа)
Теоретические сведения: виды ремонта в зависимости от характера изделия (ткани, формы, вида повреждения, степени износа). Наложение заплаты на легкое верхнее платье.
Практические работы: Определение способа ремонта. Подбор ткани и ниток для заплаты. Подготовка заплаты. Соединение заплаты с изделием на машине стачным или накладным швом при соблюдении одинакового направления нитей и совпадения рисунка. Использование зигзагообразной строчки и петельных стежков для наложения заплаты в виде аппликации.
Практическое повторение (6 часов)
Виды работы: пошив постельного белья.
Самостоятельная работа: раскрой изделия.
Отделка легкой одежды (29 часов)
Теоретические сведения: виды отделки легкой одежды. Различия между оборками, рюшами и воланами. Правила раскроя отделочных деталей. Мережка столбиком, пучками.
практические работы: выполнение мережки. Раскрой рюшей и воланов. Обработка швом в подгибку вручную и на машине зигзагообразной строчкой обрезанных срезов отделочных деталей. Соединение отделочных деталей с изделием: притачивание, втачивание. Настрачивание рюшей. Раскрой и застрачивание деталей изделия со складочками. Выполнение мережки.
Построение чертежа основы платья (29 часов)
Теоретические сведения: выкройка основы платья. Общее представление о получении синтетических волокон и пряжи. Виды синтетического волокна (капрон, лавсан, нитьр). Получение пряжи из синтетических волокон и нитей. Мерки для платья, правила их снятия. Основные условные линии и ориентирные точки фигуры. Детали платья. Названия контурных срезов выкройки.
Практические работы: определение волокон капрона, лавсана, нейлона по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения. Изучение свойств синтетического волокна (прочности, способности смачивания водой, стойкость при нагревании). Изготовление чертежа основы платья.
Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке (16 часов)
Теоретические сведения: выкройка короткого рукава. Выкройка воротника на стойке. Основные свойства тканей с примесь лавсана и капрона (стойкость к износу, малая гигроскопичность, легкая воспламеняемость).мерки и расчеты для построения чертежей прямого длинного рукава и воротника на стойке. Фасоны воротников. Нанесение линии низа короткого рукава. Название срезов выкройки и кроя.. виды обработки низа короткого рукава. Обработка воротника.
Практические работы: изготовление образцов короткого рукава и воротника на стойке. Обработка низа короткого рукава. Снятие мерок и расчеты для построения чертежа втачного длинного прямого рукава. Построение чертежей и воротника на стойке. Раскрой рукава с учетом направления долевой нити в надставках у рукаву. Нанесение контрольной линии высшей точки оката рукава. Раскрой и обработка воротника.
Обработка деталей с кокетками (13часов)
Теоретические сведения: кокетка: виды соединения с деталью притачными и накладными способами, обработка нижнего среза. Отделка
Практические работы: изготовление образцов кокеток прямой, овальной и фигурной формы. Элементарное моделирование кокеток. Раскрой. Обработка притачных кокеток с прямым и овальным нижним срезом. Обработка уголков кокетки при настрачивании отделочной строчкой. Утюжка деталей с кокетками.
Изготовление выкройки на основе платья и раскрой блузки с застежкой до верху (10 часов)
Теоретические сведения: блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом. Особенности конструкции блузки с рукавом и воротником. Фасоны блузок: выбор и описание. Изменение выкройки основы платья. Нанесение линии низа блузки. Припуск на обработку застежки в середине полочки платья.
Практические работы: раскладка выкройки на ткани. Припуск на обработку застежки. Раскрой блузки с воротником и коротким рукавом. Прокладывание копировальных строчек по контурным линиям и контрольным срезам.
Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой. (10 часов)
Теоретические сведения: приспособления к бытовым швейным машинам: линейка для стачивания деталей и прокладывания отделочных строчек; лапки с направляющим бортиком для выполнения накладного и настрочного шва и для отделочных строчек на разные расстояния от края деталей. Связь и соответствие линий проймы и оката рукава, горловины и воротника.
Практические работы: установка линеек и лапок на швейной машине. Сметывание и примерка, возможные исправления, стачивание деталей. Обработка низа застежки блузки. Соединение воротника с горловиной. Разметка и обработка петель. Обработка рукавов. Обработка нижнего среза рукава. Совмещение высших точек оката и проймы. Распределение посадки. Прикрепление, вметывание, втачивание рукава. Утюжка, складывание по стандарту изделия
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой халата. (9 часов)
Теоретические сведения: выкройка халата с отложным воротником, притачным подбортом и длинным рукавом на манжете. Выкройка подборта. Выкройка манжеты, отложного воротничка. Общее представление о получении нетканым материалов. Фасоны халатов: назначение такни для пошива. Нетканые материалы. Особенности изготовления выкройки халата на основе платья. Виды манжет. Воротник. Ворот и подборт. Подборт виды и назначение.
Практические работы: выбор и описание фасона. Изготовление выкройки халата, отложного воротника, подборта и манжеты. Раскладка выкройки на ткани с учетом рисунка и припусков на швы. Раскрой деталей изделия. Прокладывание копировальных стежков.
Обработка бортов подбортами в легком женском платье (8 часов)
Теоретические сведения: челночный стежок: строение, назначение, выполнение. Роль нитепритягивателя, иглы, челнока, двигателя ткани и выполнение стежка. неполадки в работе промышленной швейной машины: виды (слабая строчка, петля сверху, петля снизу), исправление. Сравнение хлапчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей по технологическим свойствам. Способы соединения манжеты с длинным рукавом.
Практические работы: сметывание и примерка халата. Исправление обнаруженных дефектов. Обработка вытачек. Стачивание боковых и плечевых срезов. Обработка подборта. Обработка и соединение воротника с горловиной путем вкладывания его между полочкой и подбортом. Обработка борта подбортом: накладывание и приметывание подборта на борт полочки лицевой стороной внутрь, обтачивание на полочке от надсечки по длине борта, внизу – по линии подгиба. Подрезание ткани в углах халата. Отгибание подборта на изнанку, выметывание на участке отворотов до первой петли со стороны полочки и от первой петли до подборта. Обработка рукава и соединение его с проймой.
Массовое производство швейных изделий (3 часа)
Теоретические сведения: пооперационное разделение труда при массовом изготовлении швейных изделий. Содержание работы на отдельных рабочих местах при операционном разделении труда. Машинный и ручные работы на швейной фабрике. Экскурсия на швейную фабрику.
Практическое повторение (2 часа)
Виды работы: пошив постельного белья, детского и женского белья по готовому крою с пооперационным разделением труда
Контрольная работа и анализ её качества (2 часа)
Контрольное тестирование
3. Учебно-тематический план
№ урока № урока в теме Примерные сроки освоения Тема урока примечания
Вводное занятие
1. 1 Вводный урок 2 Инструктаж по технике безопасности Вышивание гладью
1 Применение вышивки для украшения швейного изделия 2 Виды вышивки 3 Инструменты и приспособления для вышивания 4 Способы перевода рисунка на ткань 5 Выбор рисунка 6 Подбор ниток 7 Перевод рисунка на ткань 8 Пробное выполнение гладьевых стежков 9 Выполнение цветочного орнамента 10 Заполнение серединок цветов 11 Использование лент 12 Выполнение стеблей 13 Выполнение окантовочного орнамента 14 Вышивание крестом 15 Славянские мотивы 16 Вышивание славянских оберегов 17 Особенности вышивания животных гладью 18 Особенности вышивания животных крестом 19 Изготовление цветочного натюрморта из лент Построение чертежа основы блузки
Элементарное моделирование и раскрой
1 Получение волокон пряжи из натурального шелка. 2 Получение волокон пряжи из искусственного шелка. 3 Свойства волокон шелка 4 Ткани для блузок 5 Фасоны блузок без рукавов 6 Фасоны блузок с короткими цельнокроеными рукавами 7 Мерки для построения чертежа основы блузки 8 Практическая работа: «Снятие мерок» 9 Название деталей и контурных срезов 10 Припуски на обработку срезов 11 Простейшее моделирование 12 Моделирование рукава «крылышко» 13 Моделирование рукава «окорок» 14 Моделирование рукава «фонарик» 15 Правила раскладки выкройки на ткани 16 Расчет расхода ткани на блузку 17 Выполнение чертежа блузки 18 Проверка чертежа 19 Изготовленной выкройки 20 Перенесение нагрудной вытачки 21 Раскладка выкройки на ткань 22 Раскрой с припуском на швы 23 Прокладывание копировальных стежков 24 Прокладывание копировальных стежков по контуру 25 Прокладывание копировальных стежков по линии талии. Соединение основных деталей плечевого изделия
1 Ткани из натурального шелка 2 Прочность тканей из натурального шелка 3 Сминаемость тканей из натурального шелка 4 Гигроскопичность тканей из натурального шелка 5 Воздухопроницаемость тканей из натурального шелка 6 Скольжение тканей из натурального шелка 7 Осыпаемость тканей из натурального шелка 8 Прорубаемость тканей из натурального шелка 9 Ткани из искусственного шелка 10 Прочность тканей из искусственного шелка 11 Сминаемость тканей из искусственного шелка 12 Гигроскопичность тканей из искусственного шелка 13 Воздухопроницаемость тканей из искусственного шелка 14 Скольжение тканей из искусственного шелка 15 Осыпаемость тканей из искусственного шелка 16 Прорубаемость тканей из искусственного шелка 17 Отношение шелка к воде 18 Отношение шелка к теплу 19 Отношение шелка щелочам 20 Правила утюжки шелка 21 Способы обработки горловины, 22 25.10 Способы обработки пройм и низа 23 25.10 Способы обработки цельнокроеного рукава. 24 25.10 Вида обработки низа блузки 25 26.10 Обработка низа блузки двойной строчкой
26 26.10 Обработка низа блузки швом вподгибку 27 28.10 Обработка низа блузки с закрытым срезом 28 28.10 Обработка низа блузки притачным поясом 29 28.10 Сметывание вытачек
30 Сметывание плечевых срезов 31 Примерка. 32 Устранение дефектов после примерки. 33 Внесение изменений в выкройку. 34 Раскрой и обработка косой обтачки. 35 Обработка швом в подгибку с закрытым срезом нижнего среза. 36 Утюжка и складывание блузки по стандарту. Практическое повторение
1 Снятие мерок для построения чертежа основы прямой блузки. 2 Построение чертежа в натуральную величину. 3 Подготовка деталей выкройки к раскрою. 4 Моделирование блузки 5 Изменение выкройки основы прямой блузки. 6 Раскрой и пошив блузки 7 Подготовка деталей к обработке. 8 Подготовка и проведение примерки. 9 Обработка нагрудных вытачек. 10 Обработка плечевых срезов. 11 Обработка среза горловины косой обтачкой. 12 Обработка боковых срезов 13 Обработка срезов пройм косой обтачкой. 14 Обработка нижнего среза двойной обтачкой 15 Окончательная отделка изделия. 16 Контроль качества изделия 17 Анализ выполненной работы Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки и раскрой
1 Понятие силуэт в одежде 2 Фасоны цельнокроеного платья 3 Описание фасонов 4 Виды выреза горловины в платье без воротника 5 Круглый вырез 6 Вырез каре 7 Вырез углом 8 Использование выкройки блузки для изготовления выкройки платья 9 Название деталей выкройки 10 Название контурных срезов выкройки 11 Детали платья 12 Расчет вытачек 13 Расположение вытачек 14 Расположение вытачек по линии талии 15 Моделирование выреза горловины 16 Снятие мерки длины изделия.. 17 Изменение выкройки основы блузки. 18 Подготовка выкройки платья к раскрою. 19 Раскладка выкройки на ткани 20 Раскрой изделия Обработка подкройной обтачкой, стачной по плечевым срезам, горловины.
1 Ткань и её особенности 2 Отделка тканью 3 Дефекты ткацкого производства 4 Дефекты крашения 5 Дефекты печатания. 6 Виды обтачек 7 Долевая обтачка 8 Поперечная обтачка 9 Косая обтачка 10 Подкройная обтачка 11 Способы раскроя подкройной обтачки. 12 Правила обработки подкройной обтачки. 13 Правила соединения с горловиной подкройной обтачки. 14 Сметывание деталей. 15 Примерка платья 16 Устранение дефектов после примерки. 17 Обработка вытачек 18 Стачивание плечевых срезов. 19 Изготовление подкройной обтачки 20 Раскрой подкройной обтачки. 21 Соединение обтачки по плечевым срезам. 22 Приметывание горловины платья 23 Обтачивание горловины платья. 24 Обработка отлетного среза на краеобметочной машине. 25 Обработка на кроеобметочной машине боковых срезов 26 Обработка оборкой. 27 Обработка швом в подгибку с закрытым срезом пройм и нижнего среза 28 Утюжка и складывание изделия Ремонт одежды
1 Виды ремонта 2 Зависимость ремонта от вида ткани 3 Зависимость ремонта от формы повреждения 4 Зависимость ремонта от вида повреждения 5 Зависимость ремонта от степени износа 6 Наложение заплаты на легкое верхнее платье 7 Определение способа ремонта. 8 Подбор ткани для заплаты 9 Подбор ниток для заплаты 10 Подготовка заплаты. 11 Соединение заплаты с изделием ручным способом 12 Соединение заплаты с изделием на машине стачным швом 13 Соединение заплаты с изделием на машине накладным швом 14 Соблюдение одинакового направления нитей 15 Совпадения рисунка 16 Использование зигзагообразной строчки 17 Использование петельных стежков для наложения заплаты в виде аппликации 18 Практическая работа «Наложение заплаты» 19 Наложение аппликации на джинсы 20 Ремонт детской одежды 21 Ремонт школьной формы 22 Особенности ремонта трикотажной одежды Практическое повторение
1 Пошив постельного белья 2 Пошив простыни 3 Пошив наволочки (с клапаном) 4 Пошив пододеяльника 5 Пошив наволочки (на застежке молния) 6 Пошив пододеяльника (евро) Отделка легкой одежды
1 виды отделки легкой одежды 2 Различия между оборками, рюшами и воланами 3 Правила раскроя отделочных деталей 4 Мережка столбиком, пучками. 5 Раскрой рюшей и воланов. 6 Обработка швом в подгибку вручную 7 Обработка швом на машине зигзагообразной строчкой 8 Соединение отделочных деталей с изделием: притачивание, 9 Соединение отделочных деталей с изделием: втачивание 10 Настрачивание рюшей. 11 Раскрой и застрачивание деталей изделия со складочками. 12 Выполнение мережки. 13 Выполнение мережки «кисточка» 14 Выполнение мережки «столбик» 15 Выполнение мережки «снопик» 16 Выполнение мережки «раскол» 17 Рюши 18 Соединение рюша с основной деталью на образце 19 Воланы 20 Изготовление выкройки волана к круглому вырезу горловины 21 Инструктаж по технике безопасности. 22 Построение выкройки волана 23 Изготовление выкройки волана к вырезу горловины углом 24 Изготовление выкройки волана в виде оборки 25 Мелкие складочки и защипы 26 Раскрой изделия с использованием готовых лекал 27 Обработка машинным швом 28 Сметывание 29 Стачание накладным швом Построение чертежа основы платья
1 выкройка основы платья 2 Общее представление о получении синтетических волокон и пряжи. 3 Виды синтетического волокна 4 Капрон 5 Лавсан 6 Нейлон 7 Получение пряжи из синтетических волокон и нитей 8 Мерки для платья 9 Правила снятия мерок 10 Основные условные линии 11 Ориентирные точки фигуры 12 Детали платья.. 13 Названия контурных срезов выкройки 14 Определение волокон капрона, по внешнему виду 15 Определение волокон капрона, на ощупь 16 Определение волокон капрона по характеру горения. 17 Определение волокон лавсана, по внешнему виду 18 Определение волокон лавсана на ощупь 19 Определение волокон лавсана, по характеру горения. 20 Определение волокон нейлона по внешнему виду 21 Определение волокон нейлона на ощупь 22 Определение волокон нейлона по характеру горения. 23 Изучение свойств синтетического волокна 24 Прочность синтетического волокна 25 Стойкость при нагревании синтетического волокна 26 Способности смачивания водой синтетического волокна 27 Изготовление чертежа основы платья. 28 Снятие мерок 29 Выполнение чертежа в масштабе 1:4 Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке
1 Выкройка короткого рукава 2 Выкройка воротника на стойке 3 Основные свойства тканей с примесь лавсана и капрона 4 Мерки и расчеты для построения чертежей 5 Фасоны воротников 6 Нанесение линии низа короткого рукава 7 Название срезов выкройки и кроя 8 Виды обработки низа короткого рукава 9 Обработка воротника 10 изготовление образцов короткого рукава и воротника на стойке 11 Обработка низа короткого рукава. 12 Снятие мерок и расчеты для построения чертежа втачного длинного прямого рукава. 13 Построение чертежей воротника на стойке. 14 Раскрой рукава с учетом направления долевой нити в надставках у рукаву. 15 Нанесение контрольной линии высшей точки оката рукава. 16 Раскрой и обработка воротника. Обработка деталей с кокетками
1 кокетка 2 кокетка виды соединения с деталью притачными способами 3 кокетка виды соединения с деталью накладными способами 4 кокетка обработка нижнего среза 5 Отделка кокетки 6 Изготовление образца кокетки прямой формы 7 Изготовление образца кокетки овальной формы 8 Изготовление образца кокетки фигурной формы 9 Элементарное моделирование кокеток 10 Раскрой. 11 Обработка притачных кокеток с прямым и овальным нижним срезом. 12 Обработка уголков кокетки при настрачивании отделочной строчкой. 13 Утюжка деталей с кокетками. Изготовление выкройки на основе платья и раскрой блузки с застежкой до верху.
1 блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом 2 Особенности конструкции блузки с рукавом и воротником 3 Фасоны блузок: выбор и описание 4 Изменение выкройки основы платья 5 Нанесение линии низа блузки. 6 Припуск на обработку застежки в середине полочки платья. 7 Раскладка выкройки на ткани. 8 Припуск на обработку застежки. 9 Раскрой блузки с воротником и коротким рукавом. 10 Прокладывание копировальных строчек по линиям и срезам Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой.
1 Приспособления к бытовым швейным машинам 2 Связь и соответствие линий проймы и оката рукава, горловины и воротника 3 Обработка низа застежки блузки 4 Соединение воротника с горловиной 5 Разметка и обработка петель 6 Обработка рукавов. 7 Обработка нижнего среза рукава. 8 Совмещение высших точек оката и проймы. 9 Распределение посадки. 10 Прикрепление, вметывание, втачивание рукава Изготовление выкройки по основе платья и раскрой халата.
1 Выкройка халата с отложным воротником 2 Выкройка подборта 3 Выкройка манжеты, отложного воротничка 4 Ворот и подборт. 5 Подборт виды и назначение 6 выбор и описание фасона халата 7 Изготовление выкройки халата 8 Раскладка выкройки на ткани 9 Раскрой деталей изделия. Обработка бортов подбортами в легком женском платье
1 Способы соединения манжеты с длинным рукавом. 2 сметывание и примерка халата 3 Исправление обнаруженных дефектов 4 Обработка вытачек 5 стачивание, обработка подборта 6 Обработка борта подбортом 7 Подрезание ткани в углах халата. 8 Обработка рукава и соединение его с проймой Массовое производство швейных изделий
1 Пооперационное разделение труда 2 Машинные и ручные работы на швейной фабрике 3 Виртуальная экскурсия на швейную фабрику Практическое повторение
1 Пошив простыни 2 Пошив наволочки Контрольная работа и анализ её качества
1 Контрольное тестирование 2 Анализ контрольной работы 4. Требования к уровню подготовки учащихся
Основные требования к уровню подготовки выпускников
Учащиеся должны знать:
- правила безопасной работы с ручными инструментами и на швейной машине; принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, структуру полотняного, саржевого и сатинового переплетений, свойства нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон( льняные, шерстяные ткани);
- технические характеристики, назначение основных узлов швейной машины, виды приводов швейной машины, правила подготовки швейной машины к работе; правила заправки верхней и нижней нитей;
- эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к одежде, последовательность построения основы чертежа, некоторые способы моделирования ночных сорочек.
- общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий, особенности строения женской и детской фигуры, правила снятия мерок для построения чертежа ночной сорочки, детской пижамы, прямой юбки, их условные обозначения;
- понятие о композиции в одежде, виды отделки швейных изделий, способы моделирования юбки, правила подготовки выкройки к раскрою;
- назначение, условные графические обозначения и технологию выполнения следующих швов: бельевого, запошивочного, стачного взаутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, накладного с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом; способы раскладки выкройки на ткани, правила обработки вытачек, виды обработки складок, оборудование рабочего места и приемы влажно-тепловой обработки, требования к качеству готового изделия;
- способы ремонта одежды заплатами в виде аппликации и штопкой, правила ухода за одеждой из шерстяных и льняных тканей.
Учащиеся должны уметь:
- определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны ткани, определять на ощупь шерстяные и полушерстяные ткани;
- включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать нитки на шпульку. Заправлять верхнюю и нижнюю нити, запускать швейную машину и регулировать её скорость. Выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки), регулировать длину стежка.
- читать и строить чертеж ночной сорочки, юбки, детской пижамы, снимать мерки и записывать результаты измерений, выполнять моделирование фасонов горловины ночной сорочки. Способы моделирования прямых юбок, подготавливать выкройку к раскрою;
- выполнять на швейной машине следующие швы: бельевой, запошивочный, стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, накладной с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом, распускать швы. Обрабатывать вытачки, складки, застежки, подготавливать ткань к раскрою, выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные и контрольные линии выкройки на ткань, обрабатывать детали кроя, накладывать , обрабатывать срезы швом вподгибку с закрытым срезом, тесьмой или оборкой, выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество готового изделия; ремонтировать одежду заплатами, штопкой.
Система оценивания по предмету
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная, портфолио, проектная работа. Форма промежуточной и итоговой аттестации: аттестация (оценка) за I, II, III, IV четверти и год..
При устной проверке.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить учебный материал своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить учебный материал своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
При выполнении практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
При выполнении тестов, контрольных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся: выполнил 90 - 100 % работы
Оценка «4» ставится, если учащийся: выполнил 70 - 89 % работы
Оценка «3» ставится, если учащийся: выполнил 30 - 69 % работы
Оценка «2» ставится, если учащийся: выполнил до 30 % работы
Используемые виды, методы и формы контроля позволяют получать данные о предварительных, текущих, промежуточных и итоговых результатах учебно-воспитательного процесса, оценивать их путем сопоставления с планируемыми результатами, вносить в учебный процесс необходимую корректировку и намечать пути его дальнейшего совершенствования.
Образец контрольно-измерительного материала
Отметьте один правильный ответ
1. К какой терминологии относится данное описание – подогнуть срез детали на 1см и проложи строчки прямыми стежками на расстоянии 0,5 см от сгиба
А) обметать
Б) заметать
В) выметать
2. К какой терминологии относится данное графическое изображение?
50825404445 А) приметать
Б) наметать
В) пришить
3. Установите соответствие между термином и его определением.
Термин Значение термина
1. Шов А - край ткани.
2. Строчка Б - расстояние от среза детали до строчки
3. Стежок В - ряд повторяющихся стежков
4. Длина стежка Г - место соединения деталей.
5. Ширина шва Д – переплетение ниток между двумя проколами иглы
6. Срез Е - расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Отметьте один правильный ответ
4. Какие требования предъявляют при выполнении обметочной строчки?
А) расстояние от среза 1см, расстояние между стежками 1 см
Б) расстояние от среза 0,5см, расстояние между стежками 0,7…1см
В) расстояние от среза 0,5см, расстояние между стежками 0,5 см
5. Для чего применяется копировальный шов?
А) для временного соединения деталей одежды
Б) для переноса линий с одной стороны детали на другую
В) для отделки изделия
Отметьте все правильные ответы
6. Прямыми ручными стежками выполняют строчки:
А) сметочные
Б) наметочные
В) копировальные
Г) подшивочные
Д) для образования сборок
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательной деятельности
Учебно-методическое обеспечение
Сайты1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Технология. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=362. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Методические материалы. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/016e0000-0000-fadf-80a3-80ef82b62bcf/118854/?interface=teacher&class=50&subject=363. «Учительская газета» http://www.ug.ru.
4. Издательство «1 сентября» http://www.1september.ru5. Педсовет. Информационный портал, посвященный образованию http://pedsovet.org6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru.
7 . Завуч-инфо http://www.zavuch.info8. Интернет журнал Эйдос http://www.eidos.ru/journal/index.htm10. Сеть творческих учителей http://it-n.ru Литература
1. Швейное дело: учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2007 г.
2. Маркуцкая С. Э. Технология. Обслуживающий труд. 5-7 классы. – издательство «Экзамен», Москва – 2006
3. Маркуцкая. С.Э. Технология: обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы/ С.Э.Макуцкая.-М.: Издательство «Экзамен», 2009.-128 с
4. Технология.7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под ред. В. Д. Симоненко /авт.-сост. О.В.Павлова. - Волгоград: Учитель, 2009.-191с. 4.Технология. Обслуживающий труд:7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / под ред. В.Д.Симоненко.- 3-е изд., перераб.-М.: Вентана-Граф, 2010.-176 с.
Материально-техническое обеспечение
Учебно-практическое оборудование
Классная доска
Швейные и краеобметочные машины.
Комплекты инструментов и приспособлений
Информационно-образовательные ресурсы
Технологические карты
Готовые размерные выкройки
Дидактический материал по темам