Основные принципы системно-деятельностного подхода. Интерактивные технологии обучения


Доклад на тему: «Основные принципы системно-деятельностного подхода. Интерактивные технологии обучения.»Подготовила: учитель английского языка МБОУ СОШ с.Октябрьское Невструева Ольга Викторовна
«Великая цель образования
это не знания, а действия»
Гербер Спенсер
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из других стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований показали, что российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. (Слайд 2)
Таким образом, актуальность реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе состоит в том, что он способствует формированию основных компетенций, заложенных в новый федеральный государственный стандарт.
Системно-деятельностный подход—универсальный инструмент познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка. Как гласит китайская народная мудрость “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю” и смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода. В деятельностном подходе выделяется результат деятельности на что и нацелены стандарты второго поколения - развитие личности ребенка на основе УУД.
Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие. Что значит "деятельность"? Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация). Важно увидеть, что все действия не разорваны. В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.
Слова известного немецкого математика А. Дистервега гласят: “Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…” Данные слова отражают функциональную суть деятельности учителя при использовании системно-деятельностного похода. Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.
(Слайд 3) Обучающиеся удерживают в памяти: 10% того, что читают, 26% того, что слышат, 30% того, что видят, 50% того, что видят и слышат, 70% того, что обсуждают с другими, 80% того, что основано на личном опыте, 90%того, что проговаривают в то время, как делают; 95% того, чему обучаются сами. В рамках системно-деятельностного подхода для реализации ФГОС перед учителем стоят следующие задачи: научить получать знания (учить учиться) научить работать и зарабатывать (учение для труда) научить жить (учение для бытия) научить жить вместе (учение для совместной жизни)
(Слайд 4) На уроках английского языка соблюдаются основные дидактические принципы обучения при системно-деятельностном подходе:
Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а ищет их сам осознанно.
(Слайд 5) Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.
(Слайд 6) Принцип целостного представления о мире означает, что у ребѐнка должно быть сформировано обобщѐнное, целостное представление о мире (природе – обществе – самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
(Слайд 7) Принцип минимакса заключается в том, что каждому школьнику предлагается содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивается его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта).
(Слайд 8) Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
(Слайд 9) Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального из них.
(Слайд 10) Принцип творчества максимально ориентирует на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
(Слайд 11) В педагогике различают несколько моделей обучения: пассивная ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит) активная ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания) интерактивная inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
(Слайд 12) Для реализации основных дидактических принципов системно- деятельностного подхода в рамках ФГОС больше всего подходит интерактивная модель обучения.
(Слайд 13) На уроках английского языка используются следующие интерактивные технологии обучения Работа в парах и группах Различные игры «Мозговой штурм» Дискуссия Проектная работа Ролевая (деловая) игра Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостного представления о мире Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества
(Слайд 14) Работа в парах и группах (реализация принципа деятельности, принципа непрерывности и принципа минимакса)
(Слайд 15) Алгоритм работы (индивидуальной и парной) с грамматическими правилами Учащиеся получают индивидуальные карточки с заданиями по определенной грамматической теме, в процессе выполнения заданий они определяют свои затруднения; Учащиеся получают карточку с правилом, в ходе знакомства с которым у них есть возможность исправить свои ошибки в своей карточке, происходит самопроверка; Происходит обмен карточками в паре и раздаются карточки с ответами, происходит взаимопроверка; Учащиеся получают обратно свою карточку и имеют возможность провести рефлексию; Карточки сдаются для проверки учителю, карточка с правилом прорабатывается и основные положения, которые учащийся считает для себя важными, конспектируются в тетрадь.
(Слайд 16) Алгоритм работы с лексическим материалом в группе В средних и старших классах учащиеся с увлечением работают по следующему алгоритму: придумайте в группе предложение, используя изучаемую лексику и изучаемый грамматический материал переведите в группе предложение на английский язык; группы обмениваются своими предложениями на русском языке и также переводят их на английский язык участники групп проверяют друг друга на правильность перевода совместное обсуждение возникающих затруднений при переводе, составление индивидуального плана дальнейшего развития - рефлексия.
(Слайд 17) Ролевые игры на уроках английского языка (реализация принципов деятельности, целостного представления о жизни, психологической комфортности и творчества)
(Слайд 18) Наибольший интерес у обучающихся вызывают ролевые игры и игровые ситуации. Например: «Встреча с иностранцем» (2 класс), «В магазине», «На Дне рождения», (3 класс), «В незнакомом городе», «У врача» (4 класс), «Переводчик» (6 класс). «Знакомство», «В самолете», «Ориентирование в незнакомом городе», «В гостинице», «В ресторане», «У врача», «Развлечения», «Туристическое агентство» и т.д. Цели ролевой игры: - попробовать себя в различных социальных ролях; - учиться коммуникации в различных ситуациях общения.
(Слайд 19) Проектная работа на уроках английского языка (реализация принципов деятельности, непрерывности, целостного представления о жизни, минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества)
(Слайд 20) Алгоритм работы над проектом: В начале изучения раздела учащиеся просматривают темы, которые будут изучаться в процессе изучения раздела и определяют свои первоначальные интересы; На втором и третьем уроке изучения раздела идет накопление лексики и учащиеся окончательно определяются с интересующей их проблемой, определяются источники получения знаний для ее решения: энциклопедии, журналы, познавательные программы телевидения, Интернет и т.д.; Учащиеся сознательно накапливают и подбирают материал для своей будущей проектной работы; Учащиеся подготавливают свою работу. Результат данной деятельности может быть различным в зависимости от индивидуальных возможностей или способностей участников проекта. Это может быть индивидуально написанное сочинение или проект, составленный группой учащихся совместно; Учащиеся презентуют свою работу; Рефлексия (своих достижений, оценка одноклассников).
(Слайд 21) Виды интерактивных уроков английского языка Урок - ролевая игра Урок творчества Урок-конкурс (викторина) Урок – праздник Урок-спектакль
(Слайд 22) Урок творчества (реализация принципов деятельности, непрерывности, целостного представления о жизни, минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества)
(Слайд 23) Основные способы развития творческих способностей: изготовление поделок (маски, украшения на ручки, наряды для героев, динозавры, различные открытки, украшения на елку, лото, роботы, медали и т.д.); написание сочинений и составление рассказов; разгадывание и составление ребусов и кроссвордов; подготовка рисунков.(Слайд 24) Урок – конкурс (викторина) и урок-праздник (реализация принципов деятельности, непрерывности, целостного представления о жизни, минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества) Пользуются особой популярностью среди детей. Конкурсы – одна из форм развития творческой активности. Они, как правило, являются логическим завершением работы над темой или приурочены к какому-либо празднику.
(Слайд 25) Традиционные конкурсные и праздничные программы (2-11 класс): «Рождество», «День святого Валентина» (2-4 классы); Конкурсы на неделе английского языка Заключительные конкурсные состязания в конце года, на которых подводится итог обучения за год.
(Слайд 26) Урок – спектакль учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы углубляет знание языка развивает интерес к литературе способствует раскрытию индивидуальных творческих способностей помогает лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка (реализация принципов деятельности, непрерывности, целостного представления о жизни, минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества)
(Слайд 27) Использование ИКТ в процессе обучения Современный урок невозможен без использования ИКТ; На уроках английского языка по возможности используются различные цифровые образовательные ресурсы – презентации, фильмы. Для работы во 2 и 3 классе созданы 2 цикла презентаций по 10 презентаций в каждой, которые позволяют хорошо запомнить необходимую лексику и проработать ее использование в упражнениях и реальных ситуациях общения.
(Слайд 28) Выводы: Уроки английского языка проводятся в соответствии с основными дидактическими принципами системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС; Применение различных видов интерактивных технологий на уроках помогают реализовывать в большей степени отдельные дидактические принципы, в то время как полностью интерактивные уроки, такие как урок творчества, урок-ролевая игра и т.д. работают сразу на реализацию всех дидактических принципов.(Слайд 29) Спасибо за внимание! Учить мы будем по-иному! Теперь от личности идём, Урок, открытие, законы, И метод деятельностный в нем!