Рабочая программа по внеурочной деятельности Основы журналистики
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин
Основы журналистики
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5-6 классах
Исполнители:
Куленкова Оксана Станиславовна,
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2, г. Междуреченск,
Мешкова Людмила Георгиевна,
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2, г. Междуреченск,
Кемерово 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………..................... 3
Программа…………………………………………………………………...... 4
Заключение…………………………………………………………………….. 20
Список литературы……………………………………………………………. 21
Приложения Приложение 1. Глоссарий…………………………………………………….. 22
2. Виды школьных газет………………………………………. 25
3. Материалы для анализа……………………………………… 26
Введение
Переход основного общего образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты на основе системно-деятельностного подхода дает возможность построения учебных предметов в тесной связи с внеурочной деятельностью обучающихся, а потому разработка и освоение программы ВУД «Основы журналистики» для обучающихся 5-6 классов представляется важным и обусловленным шагом учителей-словесников.
Изучение предметной области «Филология» — языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека – цель освоения предметных курсов по русскому языку и литературе. Курс внеурочной деятельности «Основы журналистики» может служить инструментом достижения целей изучения предметов основного общего образования.
Важность умения работы с информацией (получение, обработка, переработка; создание оригинальных и вторичных текстов) в современном мире только возрастает. В 2014 году филологическое сообщество (и с радостью, и с надеждами, и с тревогами) встретило возвращение итогового сочинения выпускников.
Всё это делает актуальным использование курса внеурочной деятельности «Основы журналистики» в школе. Программа по данному курсу может стать интересной для детей, позволить выразить им свои мысли, чувства, наладить общение с широкой аудиторией. Продуктом в результате освоения программы может быть бумажная и виртуальная школьная газета, участие в заочных конкурсах по журналистике, например, в креативном туре Обнинской олимпиады.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Рассмотрено на МО Утверждено на МС
Протокол № ___от «____» ____ 2015г. Протокол № ___ от «___» _______ 2015г.
Руководитель МО:____________Л.Г.Мешкова Директор:___________ О.Ю. Гапоненко
Зам. директора по УР: _________Л.В.Михайлова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности в 5-6 классах
Основы журналистики
70 часов (1 час в неделю)
Учителя русского языка и литературы:
Куленкова Оксана Станиславовна,
Мешкова Людмила Георгиевна.
Междуреченск, 2015 гПояснительная записка.
Настоящая программа внеурочной деятельности для 5-6 классов создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Положения о внеурочной деятельности ОУ.
Рабочая программа внеурочной деятельности представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; прогнозируемые результаты освоения курса; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Курс позволяет расширить представления учащихся об основных способах сбора и обработки информации, подачи материала в СМИ, развивать инициативу и творческие способности учащихся, формировать активную жизненную позицию.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе общения. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, познакомиться с историей журналистики и её основными жанрами, побывать в роли журналистов, корректоров, редакторов, фотокорреспондентов, наборщиков, верстальщиков школьного газетного издания.
Курс внеурочной деятельности рассматривается как элемент, дополняющий уроки развития и культуры речи. Программа курса развивает знания учащихся, полученные в начальной школе при освоении межрегионального инновационного проекта «Служу Отечеству пером».
На занятиях учащиеся знакомятся с основами журналистики, учатся писать тексты в разных информационных газетных жанрах (хроники, заметки, репортажа, интервью), приобретают практические навыки.
Результатом занятий является творческое самовыражение учащихся в выпусках школьных газет, активное участие в конкурсах творческих работ.
В соответствии с формированием и развитием коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций в результате освоения программных курсов по русскому языку и литературе в 5-6 классах развиваем эти компетенции и во внеурочной деятельности.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В результате занятий на предлагаемом курсе обучающиеся смогут проявлять коммуникативные качества и творческие способности, развивать логическое мышление и речь, овладевать нормами литературного языка, обогащать словарный запас и грамматический строй речи, формировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме, предупреждать и устранять различные речевые ошибки.
Цель курса: создать условия для развития и совершенствования коммуникативной компетенции учащихся через формирование и развитие понятия журналистики: журналист, корреспондент, репортер, газета, рубрика, газетная статья. Это будет способствовать развитию познавательной активности, формированию положительной мотивации к освоению журналистского мастерства; грамотному оформлению идей и мыслей учащихся в работах различных жанров.
Содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:
формирование представлений о газетных жанрах;
развитие коммуникативной компетенции через участие в создании школьной прессы, формирование навыков совместной деятельности и делового общения;
развитие сознательного интереса к СМИ;
развитие инициативы и творческих способностей учащихся, индивидуального мышления;
расширение общего кругозора учащихся.
Методы и формы обучения различны: рефлексивные анкеты, психологические тесты, ролевые и деловые игры, лекции, беседы, практикумы, экскурсии (реальные и виртуальные), творческие задания, конкурсы, презентации, наблюдение за языковыми явлениями, работа с различными словарями и справочниками.
Разнообразные формы занятий помогают учащимся максимально раскрыть свои творческие способности, развивают смекалку, любознательность, гибкость ума, способствуют расширению их кругозора, повышению эрудиции, стремлению к самообразованию, направлены на развитие лидерских качеств, коммуникабельности.
Прогнозируемые результаты освоения курса.
Личностные:
1) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
2) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и речью собеседника;
3) умение вести беседу, брать интервью, подбирать к тексту зрительную информацию.
Направленность процесса внеурочной деятельности на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов предполагает формирование таких важных качеств личности ребёнка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно обращаться к словарно-справочной литературе, Интернет-справочникам для разрешения возникающих при обучении трудностей, способность к самооценке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся.
Метапредметные:
владение всеми видами речевой деятельности:
слушание и чтение:
верное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др. );
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Программа разработана для учащихся 10-13 лет (5-6 классы) и рассчитана на 2 года обучения (35 часов в год, 1 час в неделю).
Учебно-тематический план
№ тема Всего часов:
теория и
практика 1-й год
обучения
2-й год
обучения
1 Введение. История отечественной и зарубежной журналистики. 4 часа 2 часа 2 часа
2 Федеральные, региональные и городские СМИ. Теле- и радиожурналистика. Детские издания. Газетный язык. Специфика. Особенности. Корректура. Редактирование. 6 часов 3 часа 3 часа
4 Этика – наука о нравственности. Нормы поведения. Нравственные категории. Этика журналиста. Правовые аспекты журналистской деятельности. Портрет современного журналиста. 6 часов 3 часа 3 часа
3 Изучение информационных жанров.
Новость, интервью, заметка, отчет, беседа, информационная корреспонденция, интервью, репортаж. 10 часов 5 часов 5 часов
4 Изучение аналитических жанров.
Постановочная корреспонденция, научно-популярная и проблемная статья, публицистический комментарий, реплика, рецензия. 8 часов 4 часа 4 часа
5 Изучение художественно-публицистических жанров.
Зарисовка, очерк (портретный, проблемный, путевой), фельетон, сатирический и юмористический рассказ. Изобразительно-выразительные средства русского языка. 8 часов 4 часа 5 часа
6 Дизайн и вёрстка школьной газеты. 28 часов 14 часов 14 часов
Итого: 70
часов 35 часов 35 часов
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение. История журналистики
Задачи цикла: Введение в журналистскую профессию.
Теоретическая часть: Основные сведения, история журналистики в России и за рубежом. История развития и функции журналистики. Многообразие средств массовой информации.
Практическая часть: разработка информационного сообщения.
Психологические, коммуникативные особенности профессии «журналист» Задачи цикла: Формирование индивидуально-психологических качеств, изучение приёмов развития внимания и наблюдательности - важных профессиональных качеств журналиста.
Теоретическая часть: Портрет журналиста. Профессиональная этика. Права и обязанности журналиста. Базовые навыки журналиста-профессионала: способность добывать информацию (расследование), умение её зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить сведения (написание текста). Аудитория как объект и субъект общения журналиста.
Практическая часть: тестирование, анализ ситуации.
Публицистический стиль – основа журналистики
Задача цикла: Подача материала в газетном жанре.
Теоретическая часть: Многожанровостъ и разнообразие стилевого оформление публицистики. Жанры публицистического стиля речи. Особенности публицистики. Сообщение информации и ее осмысления, откровенно высказанная оценка, проявление авторской индивидуальности; эмоциональность, экспрессивность публичного высказывания. Проникновение в произведения публицистического стиля элементов научного (некоторые газетные статьи), делового (хроника, отчет, аннотация), разговорного и художественного (портретный, путевой, зарубежный очерк; фельетон, памфлет и др.) стилей.
Практическая часть: Анализ и сопоставление разных сообщений: по объёму, структуре, стилистике.
Теория журналистского творчества
Задача цикла: освоение искусства слова, умение выявить в повседневной жизни события (факты), собрать интересную информацию, оперативно распорядиться ею в выбранном для подачи материала газетном жанре.
Теоретическая часть: Интервью. Методы сбора информации. Жанры журналистики. Критерии оценки журналистского текста. Этапы создания печатного издания. Обязанности каждого члена редакции.
Практическая часть: Разработка сообщений различного жанра. Анализ текста журналистского жанра.
5. Мастерство журналиста: работа со словом
Задача цикла: умение правильно "конструировать" тексты, придумывать заголовки, создавать лиды к текстам.
Теоретическая часть: Выразительные средства журналистских жанров. Магическая сила заголовка. Логан.
Практическая часть: Создание рекламных заголовков.
Мастер-класс «Печатные издания», городские газеты.
Задача цикла: применение полученных на предыдущих занятиях навыков и общение со специалистами на интересующие их темы.
Теоретическая часть: «Печатные издания» (информационный листок, буклет, газета, альманах).
Практическая часть: Знакомство с программным обеспечением работы журналиста.
7. Школьная газета «Опять двойка».
Задача цикла: систематизация и закрепление приобретённых ранее профессиональных умений и навыков.
Теоретическая часть: Заметка в газету информационного характера. Заметка дискуссионного характера. Репортаж. Очерк. Эссе. Отзыв о кинофильме, спектакле, картине, выставке, презентации.
Практическая часть: Разработка публикаций для газеты.
8. Приёмы редакционной правки. Дизайн и вёрстка. «Профессиограмма журналиста».
Задача цикла: Знакомство уч-ся с основами редактирования, выработка у них навыков редакторского анализа. Выпуск альманаха творческих работ учащихся
Практическая часть: Редактирование газетных материалов. Выпуск периодических изданий: школьной газеты, сборника творческих работ учащихся, буклетов. Подведение итогов.
Собирание и систематизация материала.
Записная книжка журналиста как форма литературных заготовок. Их значение. Сопоставительный анализ текстов записных книжек писателей и журналистов.
Повторение: Сопоставительный анализ текстов записных книжек писателей и журналистов.
Практикум: Собирание материала о последних школьных новостях.
Цитирование – особая форма передачи чужой речи. Назначение цитат.
Повторение: Основная мысль высказывания. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Функциональное и грамматическое оформление цитат.
Практикум: Самостоятельное выполнение упражнений для закрепления цитат.
Интервью как разновидность информационных газетных жанров. Роль автора интервью. Диалогическая форма интервью.
Повторение: Знаки препинания при прямой речи, оформление цитат и диалога.
Практикум: Собирание материала. Формулировка вопросов для интервью у педагогов.
Беседа. Двусоставность текста. Роль журналиста-собеседника. Различие интервью и беседы – жанров журналистики.
Повторение: Методы сбора информации. Описание по наблюдению.
Практикум: Собирание материала для интервью и бесед. Изложение материала в форме интервью и беседы.
Репортаж как разновидность публицистических жанров, его особенность и отличие от заметки.
Повторение: Основные методы сбора информации. Описание по наблюдению.
Практикум: Подготовка репортажей о проводимых в гимназии мероприятиях для очередных номеров вестника «ЛИК» и других изданий.
Описание. Деловое и художественное.
Особенности публицистического описания местности, обстановки.
Повторение: Лексическое значение слова. Эмоциональная и стилистическая окраска слова. Многозначность слова.
Практикум: Составить описание кабинета, рекреаций, описать вид из окна кабинета, например, химии или литературы и т.д.
Путевые заметки. Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических (газетных) жанров.
Повторение: Описание природы, обстановки и внешности человека и т.д. Особенности публицистического стиля.
Практикум: Систематизация материала для очередных номеров школьной газеты. Составление путевых заметок о летних поездках или в школьное время (экскурсии).
Очерк. Особенности портретного очерка как одного из видов публицистических (газетных) жанров. Значение очерка для развития наблюдательности, умения анализировать поведение людей, критически оценивать их. Очерки событийные и путевые. Документальность воспроизведения материала.
Повторение: Описание внешности, характеристика героев, оформление диалога, особенности повествования.
Практикум: Собирание информации и подготовка очерков на тему: «Люди, которым хочется подражать». Очерк о друге и т.д.
Рассуждение. Рассуждение проблемного характера. Особенности этой разновидности рассуждений.
Повторение: Рассуждение, которое требует раскрытия понятий. Рассуждения на дискуссионные темы, сравнительные характеристики и т.д.
Практикум: Подготовка газетного материала на тему: «Легко ли быть подростком?», «Нужна ли школьная форма?» и т.д.
Статья. Газетный жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно значимых процессов. Ее особенности, функции как одного из газетных жанров.
Повторение: Особенности публицистического стиля. Рассуждение.
Практикум: Подготовить статьи на актуальные темы для очередного номера школьной газеты.
Рассказ. Рассказ с необычным построением. Композиционные особенности некоторых рассказов как средства выражения авторского замысла.
Повторение: Композиция рассказа.
Практикум: Сочинить рассказ с необычным построением.
Фельетон. Острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
Повторение: Юмор и сатира. Подготовка рукописи к изданию
Практикум: Найти в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра и объяснить, по каким признакам определили принадлежность к тому или другому жанру.
Редактирование. Приёмы правки рукописи
Редактирование как один из видов (приемов) работы над текстом, его совершенствование. Литературное редактирование как литературная обработка языка и стиля текста; литературная правка. Органическая связь литературного редактирования с практической стилистикой и лингвистикой текста. Логические ошибки и способы их устранения. Композиционные ошибки (несоответствие текста плану, нарушение последовательности, неудачное начало или концовка текста, отсутствие вывода в тексте-рассуждении).
11. Совершенствование написанного.
В лаборатории журналиста: работа мастеров слова над рукописью. Оформление рукописей.
Повторение: Приемы и техника правки написанного.
Практикум: Совершенствование написанного для очередных номеров газет и альманаха.
Приемы правки рукописи (черновика): ознакомительное чтение; углубленное чтение; шлифовочное чтение; правка-вычитка; правка-сокращение; правка-обработка; правка-переделка. Требования к рукописям.
Повторение: Приемы и техника правки написанного. Корректурные знаки. Речевые ошибки. Фактические ошибки. Грамматические и стилистические.
Практикум: Взаимное редактирование рукописей для очередного номера школьной газеты.
12. Работа над номером школьного издания. Газета «Опять двойка».
Дизайн газеты, ее объем и формат. Композиционно - графическая модель. Макет газеты - фундамент издания. Оформление заглавной части, логотип.
Заголовочный комплекс. Размещение фотографий и иллюстраций. Деление полос на колонки. Работа с текстом: врезы, шрифты, смысловые блоки. Средства художественного оформления. Дополнительно-графические средства. Колонтитулы и блок «адрес и служебные сведения» (выходные данные).
Повторение: Совершенствование написанного: приемы правки рукописей. Оформление рукописей. Термины графического дизайна.
Практикум: Систематизация материала по рубрикам в очередные номера школьных изданий. Подбор иллюстраций и фотографий.
Формы контроля:
1. Устный опрос по каждой теме.
2. Практические задания.
3. Производительный труд по написанию материалов, выпуску газет и общередакционной работе (основная форма контроля).
Методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Для успешного выполнения программы необходимо:
не реже одного раза в неделю проводить теоретические и практические занятия;
в практические занятия следует включать игровые моменты (логические и шуточные задачи с изображениями, текстом, группой участников);
все номера выпускаемой газеты планировать с обучающимися, по выходу очередного номера обсуждать с ними получаемый результат;
сделать обязательной и непреложной работу над графическим лицом газеты, обсуждение графических идей, поиск новых выразительных средств.
Методическая работа:
- подбор литературы, аудио, видео материалов;
- апробация новых программ ИКТ применимых для данной деятельности;
- разработка и проведение итоговых, открытых занятий;
- посещение интернет-сайтов посвященных данной тематике и поиску полезной информации;
- создание наглядного материала.
Культурно-массовая работа:
- выпуск школьной газеты;
- сбор информации и фотоматериала из жизни школы и города.
Условия реализации:
- наличие канцелярии (бумага (ф. А4, А3), блокноты, авторучки, тетради и пр.);
- отдельный хорошо освещенный и звукоизоляционный класс с легко передвигаемой мебелью;
- компьютер, сканер, принтер;
- цифровой фотоаппарат;
- аудио и видео воспроизводящая аппаратура.
Литература для учителя:
Ворошилов, В.В. Журналистика: учебник / В.В. Ворошилов - М.: КНОРУС, 2010. – 496с.
Горохов, В.М. Основы журналистского мастерства. М.: Мысль, 1989.-155с.
Есин, Б.И. История русской журналистики (1703-1917): учеб. пособие / Б.И. Есин М.: НАТ, 2000.- 384 с.
Корконосенко, С.Г. Основы журналистики: учебник для студентов вузов/ С.Г. Корконосенко.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2009. -318с.
Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики: учебник/ Е.П. Прохоров- М., "РИП-Холдинг",1998.-248с.
Свитич, Л.Г. Введение в специальность: Профессия: журналист: учеб. пособие для студентов вузов/ Л.Г. Свитич. – 3-е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2010. 255с.
Журналистика: учебное пособие: уроки 1-12 / Отв. за выпуск Шилаева Г.А. Типография ЕШКО, 2011.
Литературадля учеников
Горохов, В.М. Основы журналистского мастерства. М.: Мысль, 1989.-155с.
Есин, Б.И. История русской журналистики (1703-1917): учеб. пособие / Б.И. Есин М.: НАТ, 2000.- 384 с.
Свитич, Л.Г. Введение в специальность: Профессия: журналист: учеб. пособие для студентов вузов/ Л.Г. Свитич. – 3-е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2010. 255с.
С. Б. Цымбаленко О детях, лете и газете... М. "Юнпресс", 1997
Заключение.
Таким образом, программа внеурочной деятельности «Основы журналистики» обеспечивает принцип преемственности между курсами начального и основного образования, служит дополнительным компонентом к базовым учебным программам по русскому языку и литературе, позволяет осуществлять пропедевтическую подготовку к выпускным испытаниям обучающихся по названным предметам.
В настоящее время программа реализуется и в 5-х (первый год), и в 6-х (второй год) классах. В результате освоения курса в течение 2014-2015 учебного года ученики узнали о видах СМИ, основных журналистских жанрах, особенностях создания газет и телепрограмм; научились работать с текстами (создавать, редактировать, снабжать иллюстрациями). В рамках подготовки к празднованию юбилея города отдельное занятие было посвящено городским газетам, издававшимся ранее, анализу тем и проблем, волновавших первостроителей.
В результате работы курса пятиклассниками были созданы следующие материалы:
- школьные газеты к праздникам: «День учителя», «Новый год»;
- видеофильм «Встреча с ветеранами педагогического труда»;
- поздравительные открытки для учителей и мам к празднику 8 Марта;
- газеты-фоторепортажи «Наш поход в Лужбу»; «В гостях у Анастасии Ивановны Петраковой»;
- портреты фронтовиков к акции «Бессмертный полк»;
- плакаты «День Победы», «Выпускник - 2015».
Курс, безусловно, интересен и полезен для обучающихся, так как носит практический характер.
Список литературы
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. —М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Ворошилов, В.В. Журналистика: учебник / В.В. Ворошилов - М.: КНОРУС, 2010. – 496с.
Горохов, В.М. Основы журналистского мастерства. М.: Мысль, 1989.-155с.
Есин, Б.И. История русской журналистики (1703-1917): учеб. пособие / Б.И. Есин М.: НАТ, 2000.- 384 с.
Корконосенко, С.Г. Основы журналистики: учебник для студентов вузов/ С.Г. Корконосенко.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2009. -318с.
Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики: учебник/ Е.П. Прохоров- М., "РИП-Холдинг",1998.-248с.
Свитич, Л.Г. Введение в специальность: Профессия: журналист: учеб. пособие для студентов вузов/ Л.Г. Свитич. – 3-е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2010. 255с.
Журналистика: учебное пособие: уроки 1-12 / Отв. за выпуск Шилаева Г.А. Типография ЕШКО, 2011.
Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/kovtun-rimma-ivanovna
http://kem-edu.ucoz.ru/Document/zakon_ob_obrazovanii.dochttp://kem-edu.ucoz.ru/Document/fgos_ooo.dochttp://минобрнауки.рф
http://standart.edu.ruhttp://www.journ-lessons.com/litra.html
Приложение
Глоссарий
Газета - печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием и не реже одного раза в месяц. Прообразом газеты считают древние рукописные сводки новостей. Еще Юлий Цезарь начал публиковать «Деяния сената», а затем «Ежедневные общественные деяния народа». Римские газеты представляли собой глиняные дощечки, на которых записывали хронику событий. Примерно с 911 года в Китае начал выходить «Цзинь бао» («Столичный вестник»). Название «газета» произошло от наименования мелкой итальянской монеты — итал. gazzetta (гасета). В XVI веке за прочтение ежедневного публичного листка с информацией (сообщениями о придворной жизни, торговых новостях, сообщениями из других городов) платили одну гасету, то есть самую маленькую монету. Название же монеты дала сорока (итал. gazza), изображённая на ней. Согласно советскому ГОСТу — «листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного периодического издания».
Журнал - (фр. journal - дневник, подённая записка, от фр. jour - день, сутки) — печатное периодическое издание.
В соответствии с ГОСТ 7.60-2003 «Печатные издания» «периодическое журнальное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и др. вопросам, литературно-художественные произведения»
Как и газета, журнал является одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определённых идеологических групп, общественных классов, политических партий, организаций. С появлением технологий компьютерной верстки и распространением коммерческих типографий с возможностью полноцветной печати в России конца XX — начала XXI века, журналы стали основным рекламным носителем для товаров класса «премиум» и «лакшери». Как правило, адресованы строго определённым группам читателей и являются либо мировыми и общероссийскими изданиями, либо рекламными каталогами.
Журналистика - актуализация мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время.Под журналистикой понимают также практику сбора, интерпретации информации о событиях, темах и тенденциях современной жизни, ее представления в различных жанрах и формах, и последующего распространения на массовую аудиторию
Информация - (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо, независимо от формы их представления.
В современной науке рассматриваются два вида информации:
Объективная (первичная) информация — свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре.[1]Субъективная (семантическая,смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.
Лид – первый абзац статьи, содержащий завязку повествования.
Лиды для жестких новостей:
Лид одного элемента. Используется в том случае, если в новости имеется сильный элемент информации, который и выделяют в лиде. Это может быть имя, итог, событие.
Лид обобщения. Используется в том случае, если в информации присутствуют несколько одинаково важных элементов, поэтому в лиде им уделяется равное внимание.
Лид-«вешалка». Такая форма лида практически исчерпывает весь новостной материал. Автор «навешивает» в лид ответы на все вопросы.
Лид — немедленная идентификация. Такой лид начинается с ответа на вопрос «Кто?» или «Что?», а затем дается точный ответ. Такая форма лида обычно используется, если в новости фигурирует известная личность.
Лид — затянутая идентификация. Используется в том случае, если лицо само по себе не является известным, но становится таковым в результате совершенных действий.
Лид — одиночный выстрел. Используется в том случае, если тема сообщения может быть кратко и афористично обозначена.
Лид-комментарий. Новость выглядит объективно, но вместе с тем содержит и комментарий автора.
Игровой лид. Используется в развлекательной прессе. Это может быть название фильма, сточка из песни, просторечное устойчивое выражение.
Лид-рассказ. Очень краткий рассказ о событии.
Лиды для мягких новостей обычно нечеткие, но интригующие, подготавливающие читателя к восприятию новости.
Повествовательный лид. Краткий пересказ событий.
Контрастный лид. Основан на предметном столкновении.
Телеграфный лид. Ряд коротких отрывистых фраз — полунамеки, отдельные элементы смысла. Присутствует недосказанность.
Направленно адресованный лид. Делается прямое обращение к читателю.
Лид-вопрос. Открытый вопрос.
Лид-цитата.
Новость - оперативное информационное сообщение, которое представляет политический, социальный или экономический интерес для аудитории в своей свежести, то есть сообщение о событиях произошедших недавно или происходящих в данный момент.
Как правило, новости на телевидении и радио передаются несколько раз в день, начинаются в начале часа и длятся от двух минут до получаса. Новости обычно бывают из таких областей, как политика, экономика, наука, культура, спорт, с прогнозом погоды в заключении. Западной традицией предполагается, что новости должны быть изложены максимально нейтрально и объективно и отдельно от комментариев. Выбор новостей для подборки осуществляется редакцией. Способы подачи новостей строятся по двум принципам: жесткому — от основной информации ко второстепенной и мягкому — с упоминанием занимательных фактов.
Новость обычно начинают с лида, который освещает главную тему. Существуют разные формы лидов для жестких и мягких новостей.
Пресса (от фр. presse, от лат. presso) — часть СМИ, совокупность массовых периодических печатных изданий, предназначенные для массового читателя: газет, журналов, сборников, альманахов.
Термин имеет происхождение от названия первой массовой газеты «La Presse», вышедшей в Париже в 1836 году.
Пресс-рели́з — сообщение для прессы; информационное сообщение, содержащее в себе новость об организации (возможно и частном лице), выпустившей пресс-релиз, изложение её позиции по какому-либо вопросу и передаваемое для публикации в СМИ.
Как правило, содержит официальную позицию организации в виде реакции на тот или иной информационный повод. Официальные государственные органы иногда выпускают пресс-релизы в форме «ответов на вопросы».
Первый пресс-релиз в истории был выпущен 30 октября 1906 года «отцом» современного PR Айви Ли (Ivy Lee) и связан с достаточно трагичным происшествием на железной дороге Пенсильвании.[1]Пресс-релиз является главным PR-документом в любой организации. Пресс-релиз позволяет организации информировать СМИ о важных событиях, произошедших в организации и являющихся интересными или необходимыми для освещения их широкой общественности и/или конкретной целевой аудитории. Пресс-релизы распространяются среди журналистов на брифингах и пресс-конференциях, либо рассылаются через средства связи.
Реклама - (от лат. reclamare — «утверждать, выкрикивать, протестовать») — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Редактор – профессионал, занимающийся редактированием (составляет содержание) издания (книги, журнала, газеты и т. п.). Редактор занимается не только процессом приведения авторских материалов в вид, соответствующий формату того или иного средства массовой информации или книжного издательства. В числе должностных обязанностей этого специалиста — распределение авторских заданий и контроль за их своевременным и качественным исполнением. Кроме того, задача редактора заключается в популяризации той компании, в которой он работает. Именно поэтому вся информация должна быть актуальной, точной, грамотно поданной и изложенной в полной мере.
Связи с общественностью, пиар (англ. Public Relations — связи с общественностью, отношения с общественностью, общественные связи, общественные отношения, общественное взаимодействие; сокращённо: PR — пи-ар) — технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта (идеи, товара, услуги, персоналии, организации — фирмы, бренда) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни.
СМИ - понимается как средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию и действующее на постоянной основе.
К СМИ относятся:
Печатные издания (пресса): газеты, журналыЭлектронные СМИ: телевидение, радио, интернет.
С течением времени рассмотрение СМИ как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «развлекающие» и даже «формирующие» (общественное мнение). Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придаёт СМИ характер не однонаправленной коммуникации. Если рассматривать данное понятие с позиции социологии, то СМИ являются частью более широкой сферы СМК (средств массовой коммуникации)
Жанры журналистики и их особенности.
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.
Статья – роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
Виды школьных газет
ГАЗЕТА-ПРИЛОЖЕНИЕ. Это газета-спутник, которую выпускают ребята, работающие по определенным направлениям (спорт, краеведение, национальная культура и т.д.)
ГАЗЕТА-МОЛНИЯ. Особый тип газеты. Она содержит экстренную информацию об одном или нескольких событиях в жизни школьной общественности (класса) (т.е. “молния” – экстренный выпуск газеты с сообщением о важном событии). Информация “молнии” требует немедленного реагирования. “Молнию” можно выпускать: а) когда школе (классу, человеку) предстоит какое-то важное, срочное, новое дело и нужно сообща придумать, как лучше всего его выполнить; б) когда в жизни школы (класса) возникли непредвиденные обстоятельства, серьезные трудности и нужно вместе решить, как эти трудности преодолеть; в) когда произошло какое-то событие и т.д. Рядом с газетой-“молнией” можно установить “почтовый” ящик для предложений, пожеланий, мнений. “Молния” не терпит шаблона, стандарта в оформлении. Каждый ее выпуск должен быть оригинальным. “Молния” приковывает внимание всех. Тут не стоит бояться ярких красок, нужно дать броский заголовок, острый рисунок или фото. Газета-“молния” не должна висеть долго. И главное – не стоит выпускать ее по незначительному поводу.
БОЕВОЙ ЛИСТОК. Оперативная газета, выпускаемая на месте происходящего события. В самом названии заложена суть этих выпусков – боевитость, быстрота, действенность. “Боевой” - значит, газета эта, как никакая другая, должна быть оперативной. Ее выпускают по ходу дела – во время субботника, трудового десанта, какой-то операции, акции, во время встречи и т.д. “Листок” - значит, газета эта невелика, в ней всего одна-две заметки. Это могут быть интервью или заметка и фельетон (и др. варианты). Хорошо часть работы, связанной с выпуском боевого листка, выполнить заранее – придумать варианты заголовка, оформление – рамочки, рисунки и т.д. Боевой листок можно выполнить на цветной бумаге (или фоне), а сами заметки поместить на белый фон. Оперативность выпуска боевого листка требует краткости изложения материала, четкой позиции, точности в изложении фактов.
“ЖИВАЯ ГАЗЕТА”. История “живой газеты” началась во время гражданской войны. Ее появление объясняется просто. Люди тянулись к политической деятельности, знаниям, а грамотных было мало. Вот и появилась газета, которую не надо было читать, ее смотрели и слушали. Эта необычная по форме газета-агитация и сейчас не потеряла своей актуальности. “Живая газета” представляет собой серию коротких выступлений, каждое из которых по-своему раскрывает содержание темы. “Живая газета” - это газета тематическая, показывает насущные проблемы. Она может быть посвящена проблемам мира, экологии. Программа “живой газеты” может сохранить форму печатной газеты – у нее может быть заголовок, хроника, заметки, сатира и юмор. Весь материал демонстрируется с помощью выразительных средств и приемов – плакаты, лозунги-речевки, сценки, диалоги, танцы и декламация, дружеские шаржи и теневые картинки. Можно использовать загадки, частушки, построенные на собственном материале. Для “живой газеты” важны актуальность и злободневность.
ПРЕСС-БЮЛЛЕТЕНЬ. Это такая газета, которая информирует читателя о ходе какого-то события, освещая самые важные его моменты, давая оценку, подводя итоги. Пресс-бюллетень выпускается на слетах, фестивалях, во время соревнований, пресс-конференций и т.д.
Это оперативная работа. Значительная часть заметок в пресс-бюллетене несет информацию о том, как идет слет или фестиваль, повествует о его гостях, участниках. Все сообщения в таком выпуске очень короткие, написаны порой в “телеграфном” стиле.
ОБМЕННЫЙ НОМЕР. Это газета, которую делают для своих друзей, коллектива ребят, с которым вы дружите. Готовится обычно совместно в редколлегией газеты другой школы. Цель – помочь друзьям выпускать хорошую газету, поучиться самим.
Материалы для анализа
Отредактируйте текст, исправьте орфографические и пунктуационные ошибки.
1. Щолканье деревянных трещёток отрывестые человеческие голоса, барабаная дропь треск сучъев и пранзительные звуки рошков заглушили шорох витерка в виршинах диревьев.
2. В этот вечер путешественники шли долго. Путешественники остановились ночевать под развесистым деревом. Железный Дровосек нарубил дров. Железный Дровосек развел большой костер. Около костра Элли почувствовала себя очень уютно. Элли и друзей пригласила разделить это удовольствие. Страшила решительно отказался. Страшила ушел от костра подальше. Страшила внимательно следил. Ни одна искорка не попала на его костюм.
Восстановите рассыпанный текст.
1. Она была издана в 1564 году и стала образцом для последующих изданий. 2. Иван Фёдоров – первый книгопечатник в нашей стране. 3. В Москве в 1909 году был установлен памятник первому книгопечатнику Ивану Федорову. 4. Позже был напечатан «Часовник», который содержал самые известные молитвы. 5. А потом появилась азбука, предназначавшаяся для обучения детей грамоте. 6. Книга, которую он напечатал, называется «Апостол». 7. Оформление изданий отличалось красотой и изяществом. 8. Он изображен с оттиском первого напечатанного листа книги «Апостол».
Головоломка
Ответы на логическую загадку СССР (дана на следующей странице):
1.Сколько туристов живет в этом лагере?Четверо, список дежурных на 4, на подстилке лежит 4 ложки и 4 тарелки.
2. Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?Не сегодня, между палаткой и деревом успела образоваться паутина. И дежурит не Коля (он сидит возле рюкзака с буквой «К»)
3. На чем они сюда приехали?На лодке. Возле дерева стоят вёсла. Это советская загадка, а в то время машин не было в столь большом количестве.
4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?Вряд ли, ребята привезли с собой живую курицу. Селение недалеко.
5. Откуда дует ветер: с севера или юга?На дереве длиннее ветки на южной стороне, а короче — на северной. А теперь можно посмотреть на пламя костра — оно «тянется» на север. Следовательно ветер южный.
6. Какое сейчас время дня?Утро, так как тень подает на запад => солнце светит с востока.
7. Куда ушел Шура?Шура ушёл ловить бабочек. Видно сачок за кустами, падающий на бабочку.
8. Кто был вчера дежурным? (Назовите по имени.)Итак, Шура ушёл за бабочками, Коля сидит возле рюкзака с буквой "К". Ещё один мальчик — фотографирует. Прямо видим рюкзак с буковкой «В», в котором лежит штатив. Следовательно, фотографа зовут на букву «В» — Вася. Методом исключения — сегодня дежурит Петя. Значит вчера дежурил Коля.
9. Какое сегодня число какого месяца?Сегодня дежурит Петя => 8. И 8 августа. Арбузы в августе. Хоть арбузы есть и в сентябре, но на август также указывают бабочки и не опавшая листва
1.Сколько туристов живет в этом лагере?2. Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?3. На чем они сюда приехали?4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?5. Откуда дует ветер: с севера или юга?6. Какое сейчас время дня?7. Куда ушел Шура?8. Кто был вчера дежурным? (Назовите по имени.)9. Какое сегодня число какого месяца?
Исправь речевые и пунктуационные ошибки
Нашёл котёнка и он стал моим пернатым другом.
Нина не пошла в школу и её грызла совесть.
Птиц надо беречь они наши четвероногие друзья.
Иванушка рос не по дням а по ночам.
Кот бежал по огороду вприсядку.
Мне тоже хотелось не упасть лицом в грязь.
Что за мысли у тебя на голове?
Какая поговорка зашифрована в данном ребусе?
А) Кто не работает – тот ест. С) Без работы день скучно проходит.
В) Без работы – день годом будет. D) Работа не волк, в лес не убежит.
Ребусы
«Информационные жанры газетной журналистики»
ФИО, город, место работы, должность: Бычкова Наталья Михайловна, г.Нязепетровск, МКОУ ДОД «ДУМ», педагог дополнительного образования
Возрастная группа, на которую рассчитаны ребусы: 13-15 лет
Цели и задачи проводимого мероприятия:
- Повторить информационные жанры газетной журналистики.
- Способствовать развитию анализа, синтеза и обобщению материала, логического мышления, внимания и памяти.
- Способствовать развитию интереса к теме «Информационные жанры».
Рекомендации по его проведению: Данные ребусы можно дать детям в начале изучения информационных жанров на кружке «Основы журналистики и издательской деятельности» или в конце данной темы на закрепление пройденного материала.
Подробное описание мероприятия
Ответ: заметка
Ответ: интервью
Ответ: новость
Ответ: опрос
Ответ: отчет
Ответ: репортаж
Обработка информации. Как рождаются слухи.
«Одна курица уронила перышко, залюбовавшись, как оно падает, она воскликнула: Как красиво! Ее соседки по насесту начали говорить, что она специально из-за петуха уронила свое перышко. Слух полетел все дальше и дальше, а когда он дошел до этой курицы снова, то выглядел так: 10 куриц из-за петуха полностью выщипали друг у друга перья. И умерли от холода».
Давайте, посмотрим, как образуются слухи.
Итак, игра "Слухи" (10 человек за дверь, читаем одному текст, он передает другому)
Трансформация информации
В этом году у нас на даче богатый урожай яблок, слив и груш.Мама с бабушкой решили варить компоты и варенье. Я, конечно, им помогаю. Душистые краснобокие яблоки надо помыть, порезать, очистить от семечек. Варенье мы готовим в большом медном тазу. Сначала бабушка приготовила сахарный сироп, в него высыпала порезанные яблоки и сливы, сказала, что так будет вкусней. Тем временем, в большой кастрюле закипел будущий компот из яблок и груш. Мама осторожно помешивает его большой деревянной ложкой.
К вечеру остывшее варенье мы разложили в банки, которые потом переедут в погреб, а компот разлили в банки побольше и закатали крышками. Уставшие мы сели пить чай. Солнце уже садилось, в саду было очень тихо и пусто. Я представила, как зимой мы будем открывать ароматное варенье и душистый компот, вспоминая наш сад, и не стала грустить.
Константин Дмитриевич Ушинский
Пчёлки на разведках
Настала весна; солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей, прошлогодней травке проглядывали свежие ярко-зелёные стебельки; почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки.
Вот проснулась и пчёлка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко - разведать: ушёл ли снег, и лёд, и холодный северный ветер?
Видят пчёлки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло; выбрались они из улья и полетели к яблоньке: “Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчёлок? Мы целую зиму голодали!”
- Нет, - говорит им яблонька, - вы прилетели слишком рано: мои цветы ещё прятаны в почках. Попытайте у вишни.
Полетели пчёлки к вишне: “Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчёлок?” - Наведайтесь, милочки, завтра, - отвечает им вишня, - сегодня ещё на мне ни одного открытого цветочка; а когда откроются, я буду рада гостям.
Полетели пчёлки к тюльпану, заглянули в его пеструю головку, но не было в ней ни запаху, ни мёду.
Печальные и голодные пчёлки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный тёмно-синий цветочек: это была фиалочка. Она открыла пчёлкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчёлки и полетели домой веселёшеньки.
Отредактируй текст
Моя квартира
У меня двухкомнатная квартира , очень большой зал и длиная комнота. Кухня средних размеров, и очень много мебели . И ванна у неё есть одна особенность её в том что в ней стоит душевая квартира.
У меня дома очень много цветов (растений). Днем у меня светлая комната, она за счет обоев делает её длиной.
В зале у меня стоит деревянный шкаф, там стоят мой фото, и медаль. Очень мягкий диван и из зала есть дверь на болкон который стоит в внутри лицом к двору.
В комнате у меня стоит двухъярусная кровать. И синтизатор. И два шкафа подобраны в светлой палитри близка к политре кровати.
Кухня у меня современная. Там стоит плита в которой мы готовим еду на праздник.
И деревянная андресоль с мраморной крышкой. Там стоит стол из дерева который очень гармоничной в отделке в кухне.
ВЕЛИКИЙ ПОЧИН
КТО В ЛЕС, КТО ПО ГРОБЫ
Неподалеку от Москвы люди идут на преступления, чтобы есть каждый день хотя бы тюремную баланду
Учительница-пенсионерка Анна В. из вятского села Верхолипово через районную газету «Верховья Шижмы» обратилась к своим бывшим ученикам с просьбой подарить ей гроб. «Обидно, — пишет 77-летняя учительница, — но нынче уровень жизни в селе такой, что гроб скоро станет предметом роскоши...»
Тем, кто изучает жизнь по государственным каналам телевидения, возможно, захочется поточнее узнать, где на нашем экономическом пространстве расположено село Верхолипово. Дадим ориентир: оно находится километрах в 15 от Москвы. А Москвой вполне официально называется крохотная деревушка того же Верхнешижменского района Кировской области.
Не лучше живут и другие здешние населенные пункты. В частности, село Косино, где мне как-то случалось бывать по совершенно невероятному поводу. Местная жительница Раиса С., которой по бедности приходилось печь хлеб из посыпки грубого помола, обычно добавляемой в корм скоту, пришла к начальнику райотдела милиции и попросила посадить ее в тюрьму, где хотя бы дают баланду. Начальник изумился и разpяснил ей, что сажать ее не за что. И тогда она совершила «необходимое» преступление — сделала попытку отравить телят на ферме аммиачной селитрой.
Так, пока шло следствие по делу этой несчастной женщины, ее примеру последовала односельчанка Тамара Т., у которой муж-тракторист не получал зарплату, и им нечем было кормить двоих детей. Тамара пошла и сожгла совхозный склад с сеном...
Ну а что касается гробов, то народная традиция запасаться ими впрок родилась в Волго-Вятском регионе еще несколько лет назад. Что поделаешь, люди хотят быть уверенными в завтрашнем дне.
Были случаи, когда некая старушка из казанской коммуналки запасливо хранила гроб под кроватью, а в Марийской Республике заботливый сын заблаговременно привез гроб матери. А в той же Кировской области некий старичок из населенного пункта Филейка обзавелся гробом и стал с его помощью шантажировать свою старуху. Чуть та на него прикрикнет, он ложится в гроб и заявляет, что сейчас помрет.
О чем конкретно идет речь в материале?
— О невероятной ситуации, сложившейся в селах Кировской области и других населенных пунктах Волго-Вятского региона: их жители совершают преступления, чтобы попасть в тюрьму; заблаговременно запасают гробы; шантажируют с их помощью близких.
Почему автор считает нужным об этом говорить?
— Потому что все эти случаи являются следствием тяжелого материального положения людей, их социальной незащищенности, что представляет собой серьезную социальную проблему.
Как связаны между собой данная ситуация и данная проблема?
— Ситуация несет в себе драматические, абсурдные и анекдотические последствия своевременно не решенной проблемы и обнажает всю ее остроту.
Таким образом, тема рассмотренного материала — нелепая ситуация в селах Кировской области и всего Волго-Вятского региона, складывающаяся из драматических, абсурдных и даже анекдотических фактов, обнажающих всю остроту до сих пор не решенной в России проблемы социальной защищенности человека.
Чтобы выявить опорную идею материала, необходимо понять, из чего исходит автор текста, оценивая ситуацию, что для него является критерием при оценке фактов, какой системой ценностей он руководствуется.
В анализируемом материале главный постулат для автора — человек имеет право на нормальные условия жизни, где бы он ни обитал — в столице или в маленькой деревушке. Он должен быть уверен в своем завтрашнем дне. Отсутствие таких условий — нелепость, абсурд, за который отвечают те, кто определяет людские судьбы, а сам «изучает жизнь по государственным каналам телевидения». Отсюда сатирическая окраска текста, отсюда интонация «все это было бы смешно, когда бы не было так грустно».
Чтобы выявить рабочую идею материала, следует задать себе вопросы:
1. Зачем журналист поднимает данную тему?
2. Что он хочет сказать читателям, каковы его коммуникативные намерения?
3. Кому именно адресовано журналистское слово?
В нашем случае есть основания ответить на эти вопросы следующимм образом:
1. Журналист посвящает материал этой теме для того, чтобы показать, чем чревата социальная незащищенность человека.
2. Его коммуникативные намерения состоят в том, чтобы подтолкнуть решение этой проблемы — одной из острейших на сегодняшний день.
3. Журналистское слово адресовано, прежде всего, властным структурам и побуждает их осознать всю серьезность положения. Еще один адресат — читательская аудитория, побуждаемая журналистом к гражданской активности по данному конкретному поводу.
Можно сказать, что рабочая идея рассматриваемого материала состоит в побуждении общества к активности на всех уровнях, которая могла бы остановить дальнейшее развитие ситуации в сторону абсурдности, обеспечив человеку необходимый уровень социальной защищенности.
ВЫДЕРЖКИ ИЗ СОЧИНЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
1. Трактор мчался по полю, слегка попахивая… 2. Летом мы с пацанами ходили в поход с ночевкой, и с собой взяли только необходимое: картошку, палатку и Марию Ивановну.
3. Умер М.Ю.Лермонтов на Кавказе, но любил он его не поэтому! 4. Плюшкин навалил у себя в углу целую кучу и каждый день туда подкладывал. 5. Ленский вышел на дуэль в панталонах. Они разошлись и раздался выстрел. 6. Дантес не стоил выеденного яйца Пушкина. 7. Во двор въехали две лошади. Это были сыновья Тараса Бульбы. 8. Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью. 9. Герасим поставил на пол блюдечко, и стал тыкать в него мордочкой. 10. У Онегина было тяжело внутри, и он пришел к Татьяне облегчиться. 11. Лермонтов родился у бабушки в деревне, когда его родители жили в Петербурге. 12. Чацкий вышел через задний проход и подпёрнул дверь палкой. 13. Герасим налил Муме щей. 14. Бедная Лиза рвала цветы и этим кормила свою мать.15. Хлестаков сел в бричку и крикнул: "Гони, голубчик, в аэропорт! 16. Отец Чацкого умер в детстве. 17. Пьер был светский человек и поэтому мочился духами. 18. Под старость лет его приковало к постели раком. 19. Вдруг Герман услыхал скрип рессор. Это была старая княгиня. 20. Кабаниха нащупала у Катерины мягкое место и каждый день давила на него. 21. У Ростовых было три дочери: Hаташа, Соня и Hиколай. 22. Тарас сел на коня. Конь согнулся, а потом засмеялся. 23. Душа Татьяны полна любви и ждёт не дождётся, как бы обдать ею кого-нибудь 25. Онегин был богатый человек: по утрам он сидел в уборной, а потом ехал в цирк. 26. Петр Первый соскочил с пьедестала и побежал за Евгением, громко цокая копытами. 28. Глухонемой Герасим не любил сплетен и говорил только правду. 29. Тургенева не удовлетворяют ни отцы, ни дети. 30. Такие девушки, как Ольга, уже давно надоели Онегину, да и Пушкину тоже. 31. С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомилась в детском саду. 32. Герасим ел за четверых, а работал один. 33. Печорин похитил Бэлу в порыве чувств и хотел через ее любовь приблизиться к народу. Hо ему это не удалось. Hе удалось ему это и с Максимом Максимычем. 34. У Чичикова много положительных черт: он всегда выбрит и пахнет. 35. Пугачев помогал Гриневу не только в работе, но и в любви к Маше. 36. Шелковистые, белокурые локоны выбивались из под её кружевного фартука. 37. Сыновья приехали к Тарасу и стали с ним знакомиться. 38. Фамусов осуждает свою дочь за то, что Софья с самого утра и уже с мужчиной. 39. Таким образом, Печорин овладел Бэлой, а Казбич - Каракезом. 40. Наташа была истинно русской натурой, очень любила природу и часто ходила на двор. 41. Герасим бросил Татьяну и связался с Муму. 42. Грушницкий тщательно целил в лоб, пуля оцарапала колено. 43. Поэты XIX века были легкоранимыми людьми: их часто убивали на дуэлях. 44. Здесь он впервые узнал разговорную русскую речь от няни Арины Родионовны. 45. Первые успехи Пьера Безухова в любви были плохие - он сразу женился. 46. В результате из Тихона вырос не мужчина, а самый настоящий овца. 47. Кирсанов сидел в кустах, но все, что не надо, видел. 48. Сначала Татьяна горячо любила Онегина, а он её в глаза не видел. Hо когда она похолодела, Евгений решил начать всё снова. Было поздно. 49. Председатель так взял доярок за живое, что надой молока сразу увеличился. 50. Когда я прочитал роман Горького "Мать”, то сам захотел стать матерью. 51. Hа поле раздавались стоны раненых и мертвых. 52. В лесу стоял необычайный аромат, и я тоже остановился постоять. 53. Летать на костылях непросто, но он научился. 54. Декабристы накопили большую потенцию и излили ее на Сенатскую площадь. 55." На берегу сидела девочка,рядом с ней сидела собака, она была одета в голубое платье и в косыночку в горошек. 56."Не успела колхозница сойти с трибуны, как на неё взобрался председатель колхоза" 57"Княгиня ехала в карете с приподнятым вверх задом" 58"Мальчик в лодке быстро греб коромыслами" 59"Наташа Ростова хотела что-то сказать, но открывшаяся дверь закрыла ей рот" 60" В горницу вошел негр румяный с мороза" 61 "У тюленка на голове рос пушок и маленький хвостик" 62 "Гуси летели с голыми ногами"... 63 "Наконец сбылась мечта цветка-он стал голубым"... 64 "Ямщик помыкал лошадью задом. 65 Картина Репина "ждут" -девочки сидели на лодке вверх килем 66 На тему ' моя любимая учительница' Учительница малявалась памадой и мочилась духами. 67 "В то время как Павел Власов на суде плевал на разлагающийся труп царизма, его мать на улице забрасывала этот труп листовками." 68 "Андрий! - вскричал Тарас. - Чем я тебя породил, тем и убью!" 69 "Дубровский имел сношения с Машей через дупло." 70"Идет бычок качается , кончает на ходу ..." 71" ........Перед нами картина Васнецова " Три богатыря...." Глядя на коня Добрыни Никитича мы видим что он из богатой семьи.. Но лицо коня Алёши поповича не видно- он нагнулся... 72 "В заду у Дубровского кто-то ходил!" 73 "Воины Александра Невского сражались с псами-рыцарями каучуковыми мечами." 74 "Ленин прибыл в Петроград, произнёс речь с броневика, потом сел на него и поехал штурмовать Зимний дворец." 75 "В 1968 году крестьянам выдали паспорта и те начали путешествовать по стране." 76 "Войско Ивана Грозного подошло к Казани и обложило её" 77 "В пещере первобытного человек всё было из шкур животных, даже занавески на окнах." 78"...Когда к нашему селу подвели газ, всех жителей подключили к газопроводу". 79 "Девочка съела пирожок вместе с собакой которая бежала за ней". 80 Из сочинения по "Поднятой целине". -Во время бунта женщины растащили весь семенной фонд Давыдова. 81 "Лось вышел на опушку леса и завыл от досады". 82 "По дороге шел Челкаш. Из его разорванных штанин было видно его пролетарское происхождение." 83 "По небу летели ласточки и громко каркали" 84 "Отело рассверипело и убило Дездемону." 85 "Дубровский стоял возле окна, заложив рук 87 "На трибуне выступала доярка. После чего на нее залез председатель." 88 "Семь гномов очень любили Белоснежку, потому что она была добрая, чистоплотная и никому не отказывала" 89 Раскольников проснулся и сладко потянулся за топором. Hа полу лежал и еле дышал труп, рядом сидела жена трупа, а брат трупа лежал в другой комнате без сознания. 90 Hа берегу реки доярка доила корову, а в воде отражалось все наоборот. 91 Анна Каренина не нашла ни одного настоящего мужчины и потому легла под поезд. 92 Стихотворение написано в рифму, что нередко наблюдается у поэта. 93 Суворов был настоящим мужчиной и спал с простыми солдатами. 94 Пушкин был чувствителен во многих местах. 95 Великий русский художник Левитан родился в бедной еврейской семье. 96 Из всех женских прелестей у Марии Болконской были только глаза. 97 Анна сошлась с Вронским совсем новым, неприемлемым для страны способом. 98 "Пушкин не успел увернуться и Дантес разрядил в него всю обойму" 99 Медведи увидели, что постель медвежонка измята, и поняли: здесь была Маша. 100 Кругом было тихо, как будто все вымерли… Какая красота! 101 В комнате громко тикали солнечные часы. 102 "Так как Печорин — человек лишний, то и писать о нем — лишняя трата времени" 103 "Машинист поезда и сам не мог толком объяснить, как очутился на Анне Карениной" 104 "Старый князь Болконский не хотел свадьбы сына с Hаташей Ростовой и дал ему год условно" 105 "Мне очень нравится героиня романа Льва Толстого «Война и мир», особенно когда она танцует на балу со Штирлицем" 106 "По двору гуляли куры, утки и прочая домашняя утварь" 107 "Денис Давыдов повернулся к женщинам задом и выстрелил два раза" 108 "Когда русские дружинники вышли на поле битвы, из-за кургана выскочило монголо-татарское иго" 109 "Князю Олегу предсказали, что он умрет от змеи, которая вылезет из его черепа" 110 "Пьер Безухов носил панталоны с высоким жабо" 111 "Всадник пришпротил лошадь" 112 "Дед вылечил зайца и стал жить у него" 113"Его глаза с нежностью смотрели друг на друга" 114 Папа Карло вырубил Буратино" 115 "Творчеству Гоголя была характерна тройственность. Одной ногой он стоял в прошлом, другой вступал в будущее, а между у него была жуткая действительность" 116 "В клетке сидит мой пернатый друг — хомячок" 117 "В лесу было тихо, но за углом выли волки" 118 "Вася приобрел себе собаку, когда он был еще щенком" 119 "Глаза вратаря, как и ноги бегали за мечом" 120 "Девочки шли и дружно хрустели ногами" 121 "Аня, сидя на стуле, спала, и мимоходом ела булку" 123 "Корова — это большое животное с четырьмя ногами по углам" 124 Между ног его висела сабля. 125 Мы спали, но нам не спалось. 126 Мышьяк используется как хорошо успокаивающее средство. 127 На балах он ухаживал за дамами, но скоро ему эти прибаутки надоели. 128 На крыше было много голубей. Человек соpок. 129 На тонкой, увитой сухожилиями шее, моталась обыкновенная голова. 130 На школьном полу валялись разбросанные грязные следы 131 Наши далекие предки делали революцию голыми, босыми, в лаптях.
НА ДОСУГЕ
-У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
(Один)
-Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра?
(15)
-Саша тратит на дорогу в школу 10 минут. Сколько времени он потратит, если пойдёт вместе с другом?
(10 минут)
-Ребёнок моего отца, мне не брат. Кто это?
(Сестра)
-В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке?
(Восемь)
-Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?
(Юра)
-Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?
(Два)
-Что легче 1 кг ваты или 1 кг железа?
(Одинаково)
-Два раза родится, один раз умирает. Кто это?
(Цыплёнок)
-Что с пола за хвост не поднимешь?
(Клубок ниток)
-Мальчик идёт из школы домой 30 минут. За сколько минут эту же дорогу пройдут 3 мальчика?
(За 30 минут)
-Где оказался Моисей, когда погасла свеча?
(В темноте)
-В 9-этажном доме есть лифт. На первом этаже живут 2 человека, на втором - 4 человека, на третьем - 8 человек, на четвёртом - 16, на пятом - 32 и т. д. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других?
(Кнопка первого этажа)
-Когда чёрной кошке лучше всего пробраться в дом?
(Когда дверь открыта)
-Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый мальчика
(Два часа)
-Мельник пошёл на мельницу и увидел в каждом углу по 3 кошки. Сколько ног на мельнице?
(3x4x4+2=50)
-Знаменитый фокусник говорит, что может поставить бутылку в центре комнаты и вползти в неё. Как это?
(Вползти в комнату может каждый)
-Что идёт то в гору, то с горы, но остаётся на месте?
(Дорога)
-На что больше всего похожа половина апельсина?
(На вторую половину апельсина)
-Двое пошли - три груздя нашли. Следом четверо идут, много ли груздей найдут?
(Ни одного)
-В коробке 25 кокосовых орехов. Обезьяна стащила все орехи, кроме 17. Сколько орехов осталось в коробке?
-Что сырым не едят, а сварят - выбросят?
(Лавровый лист)
-Какой месяц короче всех?
(Май - в нём всего три буквы)
-Что станет с красным мячиком, если он упадёт в Чёрное море?
(Он намокнет)
-Какой рукой лучше размешивать чай?
(Лучше все-таки размешивать ложечкой)
-На какой вопрос нельзя ответить "да"?
("Ты спишь?")
-На какой вопрос нельзя ответить "нет"?
("Ты жив?")
-Какой нос не чувствует запаха?
(Нос ботинка или сапога, носик чайника)
-Сколько яиц можно съесть натощак?
(Одно. Все остальное будет съедено уже не натощак)
-Тебе дано, а люди пользуются. Что это?
(Имя)