Программа элективного курса Азбука журналистики
«Путь в журналистику»
«Путь в журналистику»
Тезисы
Проект «Путь в журналистику» МБОУ « СОШ №2» города Салехарда на период с 2014 по 2015 гг. является инновационным документом координации и согласования направлений деятельности субъектов образовательного процесса, отражающим обоснование выбора педагогическим коллективом содержания профильного обучения и технологий его реализации в режиме развития.
Проект сконструирован на основе принципа преемственности с окружной долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 -2015 годи». Он дополняет, развивает и углубляет её основные положения; определяет новые цели и задачи, адекватные инновационной инфраструктуре региональной образовательной системы Ямало-Ненецкого округа.
Проект «Путь в журналистику» является интегрированным, так как совмещает такие предметные области как русский язык, литература и информатика и состоит из пяти модулей: элективный курс «Основы журналистики» (8-11 классы); социальные пробы и профессиональные практики; электронная газета «Школьный квартал» (2 группы: младшая (подготовительная) 5-8 классы; старшая (основная 9-11 классы); интенсивная школа «Азбука журналистики» (8-10 классы); виртуальная школа «Путь в журналистику» (субъекты образовательного процесса).
Проект открыт для внесения дополнений, изменений в процессе его реализации.
Основная идея - развитие образовательной среды социально-ориентированной направленности, обеспечивающей формирование индивидуальной траектории в области журналистики, теле и фотожурналистики, содействующей целостному воспитанию компетентной личности.
Цель. Создание в образовательном пространстве условий для успешной предпрофильной и профильной подготовки обучающихся, привитие интереса к профессии журналиста, развитие гармоничной личности.
Задачи:
Программа элективного курса «Азбука журналистики»
Пояснительная записка
Для современного человека очень важно быть в курсе процессов и событий, происходящих в мире, стране, городе, уметь проанализировать эти события, формировать собственную активную жизненную позицию. Программа элективного курса «Азбука журналистики» дает возможность обучающимся получить практический опыт в области журналистики и овладения новыми компьютерными программами. Она призвана научить школьников демонстрировать тематическую и жанровую многоплановость, уметь остро ставить проблемы жизни школы и города, научить будущих журналистов равному общению, честному диалогу, основам оформительского мастерства. Программа ориентирована на профильную подготовку обучающихся, на обеспечение целей образования, связанных с приобретением старшеклассниками качеств, необходимых для дальнейшего эффективного функционирования в жизни. Важной частью содержания обучения становится способность обучающихся оценивать свою деятельность и ее результаты относительно предъявляемых требований, совершенствование опыта разнообразной продуктивной коммуникации, становление социально-коммуникативной компетентности, освоение видов, форм и различных ресурсов учебно-образовательной деятельности, адекватных планам на будущее.
Программа элективного курса «Азбука журналистики» является интегрированной и включает такие научные области как филология и информатика. Содержание курса дает возможность школьникам получить первоначальные знания в области журналистики, углубить знания в области русского языка и литературы, научиться работе с новыми компьютерными программами. Теоретическая основа курса, социальные и профессиональные практики, которые предлагаются учащимся в ходе изучения курса, помогут в формировании активной жизненной позиции школьников, в выборе своей профессиональной траектории.
Программа элективного курса полностью соответствует условиям и запросам профильной подготовки обучающихся в современном образовательном пространстве. Межпредметный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов и рассчитан на 34 часа. Программа предполагает теоретический курс, состоящий из 2 модулей – «Основы журналистского мастерства», «Основы фотожурналистики», социальные и профессиональные пробы (практика).
В результате прохождения программного материала, учащиеся будут знать:
Закон о СМИ, основы журналистской этики;
основные жанры журналистики;
стили речевого общения;
комплекс специальных знаний и навыков журналистики;
основные объекты работы при подготовке издания;
владеть:
первоначальными навыками создания печатных текстов различных стилей и жанров;
первоначальными навыками фотожурналистики и технологии работы с фотографиями;
необходимыми способами проектирования и создания собственного печатного издания в программе Microsoft Publisher.
уметь:
самостоятельно создавать и оформлять собственные материалы;
публиковать авторские материалы в средствах массовой информации (школьные, региональные);
создавать материалы для публикации на сайте школьной газеты «Школьный квартал»;
проектировать газету объемом 4-8 страниц на заданную тему;
работать с изученными программами (Microsoft Word, Microsoft Publisher).
презентовать, защищать свои публикации.
Актуальность данного элективного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения, а полученные первоначальные представления в области журналистики, теле и фотожурналистики помогут обучающимся в выборе дальнейшего образовательного маршрута. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, познакомиться с основными жанрами журналистики, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности. Для понимания данного курса необходимо изучить понятия журналистика, журналист, корреспондент, репортер, газета, рубрика, газетная статья и показать учащимся процесс создания газетного материала от начала до конца в его основных стадиях.
В связи с развитием научно- технического прогресса, с появлением и внедрением во все сферы образовательной деятельности компьютера и Интернет у школьных СМИ появилась новая уникальная возможность сочетать печатное слово и компьютерные достижения.
Особенность изучаемого курса состоит в том, что с освоением компьютерных навыков, ребенок параллельно получает дополнительные знания: совершенствует язык, узнает новости, участвует в дистанционных проектах, постигает азы журналистики, получает литературные навыки. У школьника формируется целостное восприятие мира и ощущение себя частицей общества.
Цель. Создание в образовательном пространстве учреждения условий для успешной профильной подготовки обучающихся, привитие интереса к профессии журналиста.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
расширение представлений о газетных жанрах;
развитие и совершенствование коммуникативной компетенции учащихся путем социальных практик и профессиональных проб; профессиональная ориентация учащихся;
освоение психологических особенностей профессии журналиста;
формирование умения ориентироваться в современном потоке информации:
совершенствование умений и навыков анализа литературного (научного, делового, публицистического) текста; повышение уровня речевой компетенции учащихся;
формирование коммуникативных и эвристических способностей учащихся в ходе проектирования печатного издания;
Планируемые результаты курса.
Освоить:
рациональные приемы и способы самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;
методы формализованного свертывания (аналитико-синтетической обработки) информации;
методологию создания текстов различных стилей и жанров в области журналистики, теле и фотожурналистики;
Способы оценивания уровня достижений учащихся.
Предметом диагностики и контроля являются:
внешние образовательные продукты обучающихся - фотографии, буклеты, презентации, видеофильмы, интервью, репортажи, фоторепортажи;
профессиональные и социальные пробы на базе таких печатных изданий как газета «Школьный квартал» (МБОУ СОШ №2 ); журнал «Ямальский меридиан» телерадиокомпании «Северный ветер», программа для подростков «Ту-тундра» г. Салехард.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по его созданию. Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога - обучение старшеклассников навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта. Проверка промежуточных результатов производится в следующих формах:
текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
взаимооценка работ индивидуальных и выполненных в группах;
публичная защита выполненных учащимися творческих работ или индивидуальных и групповых проектов.
Содержание программы 10 класс – 34 часа
Тема 1. Введение (1 час)
Организационные вопросы. Знакомство с профессией журналиста. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста-профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения (написание текста). Роль журналистики в жизни общества. Где и как получить профессию журналиста?
Форма занятия: лекция с элементами беседы.
Тема 2. Из истории российской журналистики (1 час)
Газета «Ведомости» начало истории российской печати. Заслуги М.В. Ломоносова в становлении российской журналистики. Работа М.В. Ломоносова «Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии». Развитие журналистики в 19начале 20-го вв. (альманахи «Полярная звезда», «Колокол», журналы «Московский телеграф», «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки», просветительские издания, общенациональные газеты «Россия», «Русское слово»). Периодическая печать в России после Октябрьской революции. Роль журнала «Новый мир» в 50б0-е гг. Газеты «Известия», «Комсомольская правда», «Советская Россия». Развитие журналистики после распада СССР. Особенности современных средств массовой информации. СМИ в г. Салехарде и Ямало-Ненецком автономном округе.
Форма занятия: интерактивная лекция.
Тема 3. Общее знакомство с жанрами журналистики (1 час)
Особенности публицистического текста.
Журналистские жанры:
оперативно-новостные (заметка);
оперативно-исследовательские (интервью, репортажи, отчёты);
исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий, рецензия);
исследовательские (статья, письмо, обозрение);
исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет).
Познакомить со спецификой данных жанров и с важнейшими требованиями к этим информационным сообщениям: оперативность, релевантность, фактическая точность, декодируемость, краткость информации.
Форма занятия: лекция, практикум, творческая мастерская.
Тема 4. Основные понятия о газете (1 час)
Что такое газета (история, назначение). Композиция газеты. Рубрики в газете: постоянные, приуроченные к знаменательным датам. Работа в программах Microsoft Word, Microsoft Publisher.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 5. Заметка как основной жанр журналистики (2 часа)
Лексические и синтаксические особенности жанра. Цель написания заметки. Лаконизм художественных средств. Культура поведения. Умение получать информацию. Ведение записей.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 6. Репортаж как основной жанр журналистики (3 часа)
Предмет репортажа. Форма репортажа (вступление, основная часть, вывод). Особенности ведения репортажа.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 7. Интервью как основной жанр журналистики (3 часа)
Причины, время и место беседы. Особенности диалога. Постановка вопросов. Уточнения. Записи со слов интервьюированного. Запись речи собеседника, ее передача. Внимание к слову, людям, датам, подробностям. Учет пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 8. Очерк как публицистический жанр (3 часа)
Типы очерка. Сбор материалов. Интервью. Работа по систематизации. План очерка. Лирические отступления. Композиция очерка. Типы авторского повествования.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 9. Рецензия как публицистический жанр (2 часа)
Предмет и задачи жанра. Виды рецензий. Объект исследования. Объем критического произведения. Использование специальной терминологии.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 10. Статья как публицистический жанр (4 часа)
Типы статей. Задачи, стоящие перед автором статьи. Признаки статьи. Предмет отображения в статье. Стилистические особенности статьи. Цикл статей. Тема и подтемы. Понятие лида. Взаимосвязь заголовков. Авторство и соавторство при создании некоторых статей. Заголовок. Виды заголовка: слово, словосочетание, предложение, цитата, риторический вопрос и др. План статьи: простой, сложный. Эпиграфы. Цитаты. Связь предложений в тексте (тема – рема). Стилистика текста. Стили речи. Тропы и фигуры. Абзацы. Тема, идея, композиция. Редактирование. Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная. Язык и реклама. Экология языка.
Форма занятия: лекция, практикум, творческая мастерская.
Тема 11. Фотожурналистика (3 часа)
Жанры фотожурналистики. Свойства фотожурналистики: привязка ко времени, объективность и точность. Новостная, репортажная, документальная фотожурналистика. Фоторепортаж. Основные понятия: план по крупности, по расположению, фокус, глубина фокуса, выдержка, диафрагма. Секреты хорошего снимка.
Тема 12. Выпуск газеты (3 часа)
Традиции школьной газеты. Определение названия, тематики, идеи, задач представляемого номера. Выбор композиции газеты. Оформление газеты, работа с изученными программами Microsoft Word, Microsoft Publisher.
Форма занятия: практикум.
Тема 13. Тележурналистика (6 часов)
Понятие тележурналистики. Телевидение как разновидность СМИ. Социальные функции телевидения. Журналистские профессии на телевидении. Основные телевизионные жанры: интервью, беседа, дискуссия, ток-шоу, пресс-конференция, брифинг, комментарий, обозрение, эссе, зарисовка. Репортаж как особый жанр. Речь. Актерское мастерство. Этика репортера, подготовка материала к эфиру.
Тема 14. Итоговое занятие: представление материала 1 час.
Приложение
Дидактические материалы
Известный публицист Джеймс Дж. Килпатрик писал: «Хочу заметить, что человек научится хорошо писать, если создаст нечто похожее на бабушкин чердак. Он должен коллекционировать слова, фразы, образы; собирать цвета, запахи, звуки, движения, качества; культивировать в себе особое восприятие обыденных вещей: спущенной шины, перегоревшей лампочки, разорванного кружева... чувства тошноты у человека, окончательно выбившегося из сил... Мы накапливаем эти кусочки и обрывки, зная, что когда-нибудь они нам пригодятся».
У нас – это «узелки» на память.
Узелок 1.
Заведите личный блокнотик, в который время от времени будете записывать ваши заготовки к будущим заголовкам и статьям - устойчивые фразеологизмы, которые лично вам понравились и лично у вас пробуждают какие-то смутные пока ассоциации, интересные яркие слова, словосочетания.
Узелок 2.
Заповеди журналиста.
Существует 10 правил, если хотите, - «заповедей журналистики», которые гласят:
1. Работай увлеченно!
В основе хорошей журналистики - увлеченность самого журналиста. Одержимый своим делом репортер интересуется всем, что происходит вокруг и стремится разобраться в событиях, чтобы, в свою очередь, рассказать о них своей аудитории. То, о чем он рассказывает, должно быть важным, интересным, нескучным и иметь значимость для аудитории. Нередко репортер становится не только свидетелем и участником происходящего, но и первооткрывателем новости. Привилегия журналиста именно в том, что ему первым предстоит рассказать своим читателям, слушателям, зрителям о том, что произошло.
2. Сообщай о важном!
Те новости, которые редакция отбирает для публикаций или выдачи в эфир, должны помогать гражданам понимать процессы, происходящие в стране и в мире. Репортеру нельзя поддаваться соблазну выбирать легкие, приятные всем или сенсационные новости, он должен стремиться освещать то, что имеет значимость для многих. Ему необходимо уметь проследить связь между событиями и их воздействием на условия жизни людей.
3. Работай планомерно!
Творческий процесс не должен быть хаотичным. Выпуск газеты, радио или телевизионного сюжета - это коллективный труд, требующий четкой организации. Роль каждого сотрудника в редакционном процессе должна быть ясно сформулирована, качественная журналистика требует от членов коллектива координации работы и сотрудничества.
4. Будь конкретен!
Новость должна быть корректна - это один из главных принципов подачи информации. Сведения, которые получает от нас аудитория, должны быть точными и проверенными настолько, насколько это возможно. Но заинтересовать людей может лишь конкретное. Конкретные данные и детали всегда привлекают большее внимание, чем абстрактные цифры и пустые слова.
5. Подготовься и слушай!
Основа основ успешного интервью - тщательная подготовка репортера. Он должен хорошо ориентироваться в предмете разговора, знать о нем почти столько же, сколько и объект интервью. Вопросы должны быть продуманы, их следует задавать в логическом порядке. Журналист должен проработать структуру беседы, ее завязку, окончание и развитие по законам драматургии. Интервьюер, однако, не должен слепо следовать заранее подготовленному перечню вопросов, не слушая ответы собеседника. Репортер, обладающий умением слушать, должен быть готов к импровизации, в зависимости от обстановки или ответов объекта интервью.
6. Не мешай развитию событий!
Журналист не должен заслонять происходящее своей персоной. Позвольте своему зрителю/слушателю увидеть своими глазами, что происходит, и услышать, что говорят участники того или иного события. Аудитории гораздо интереснее увидеть и услышать аутентичный материал, а не самовлюбленного, упивающегося репортера, закрывающего собой происходящее.
7. Береги культуру речи!
Пресса, радио и телевидение в известной мере влияют на развитие языка в стране. Новые слова или выражения, напечатанные в газете, произнесенные в эфире или прозвучавшие по телевизору, быстро становятся модными словечками. Это предъявляет повышенные требования к работе журналистов. Они должны следовать установленным нормам, беречь культуру речи и стремиться быть носителями литературного языка.
8. Создавай новые версии!
Нет ничего более утомительного и раздражительного для зрителя, чем сообщение, которое начинается с одних и тех же слов и сопровождается одними и теми же кадрами в каждом выпуске новостей. Теперь, когда новости, подготовленные одним СМИ, появляются в разных формах (на сайте, в радио- и телесюжете), требование к разнообразию в информационных сообщениях возросло еще больше. Не только желательно, но и необходимо вносить в каждую версию сюжета по меньшей мере одну новую деталь. Чем больше времени проходит с момента происшествия, тем больше фактов и подробностей поступает в редакции. В этом случае в руках журналиста имеются бесконечные возможности для вариаций.
9. Будь нейтрален к последствиям!
Решая, публиковать новость или нет, журналист и его редакция не должны руководствоваться мыслью о том, кто может выиграть или пострадать от этой публикации. Решающим фактором для принятия такого решения должны быть критерии достоверности и значимости новости для нашей аудитории.
10. Иди в ногу со временем. (Электронное приложение -10 короткометражных фильмов).
Узелок 3. Чтобы стать настоящим журналистом
Журналисты прогрессируют, когда учатся распознавать недостатки своей работы.
Следовательно, этому стоит научиться. Следующий список поможет вам находить слабые места в вашей работе:
1. Используйте действительный залог. Он более энергичен, чем страдательный.
2. Полагайтесь в основном на существительные и глаголы. Прилагательные и наречия используйте экономно. Сильные, энергичные глаголы лучше всего создают “картинку” в воображении читателя.
3. Пишите в основном простыми повествовательными предложениями: подлежащее, сказуемое, дополнение.
4. Пользуйтесь простыми, короткими словами.
5. Избегайте употребления модных словечек, неблагозвучных слов, штампов, бюрократизмов, любого профессионального жаргона.
6. Пользуйтесь короткими фразами, но варьируйте их длину так, чтобы материал не выглядел монотонным. Одна мысль - одно предложение. Средняя длина предложения - не более 18 слов.
7. Проверяйте согласование времен глаголов.
8. Избегайте излишних подробностей, особенно в лиде. Их можно передвинуть в следующие абзацы.
9. Используйте особенные, “повествующие” детали, чтобы читатель как бы присутствовал на месте действия.
10. Дайте необходимую предысторию. Каждый материал должен “стоять на собственных ногах”.
11. Дайте определения всем терминам, которые могут быть непонятны читателям.
12. Используйте аналогии для объяснения сложных явлений.
13. Если вы знакомите читателя с кем-то в начале статьи, сделайте это еще раз при повторном упоминании этого человека, например: “Владимир Иванович , бухгалтер”.
14. Не оставляйте без ответа ни одного вопроса. Старайтесь отвечать на них сразу после того, как они были заданы.
15. Не делайте голословных утверждений. Например, если вы говорите об уме человека, приведите красноречивый пример.
16.В драматических материалах соблюдайте сдержанный тон.
17. Показывайте, а не рассказывайте. Не “Он гневался”, а - “Он молотил по столу кулаками, и глаза его сверкали”.
18. Помещайте самые значительные слова предложения в его начале и конце.
19. Не злоупотребляйте прямым цитированием. Приводите цитаты только в том случае, если что-то было сказано в своеобразной манере или есть необходимость привести фразу точно. Обычно пересказ экономит слова.
20. Перед приведением цитаты укажите ее источник.
21. Уберите все несущественные детали. Выразительный стиль - краток.
22. Не растягивайте материал. Большинство тем нуждаются в простом и кратком изложении.
23. При переходе от одной части материала к другой используйте связующие слова и предложения.
24. Прочитайте статью вслух - так легче обнаружить неуклюжие места.
Узелок 4. О газете надо кое – что знать.
История газеты. Лавры изобретателей газеты принадлежат древним римлянам. Еще в середине II века до н. э. на улицах Вечного города раздавались крики разносчиков: «Acta populi diurna», что переводится как «Ежедневные деяния народа». Римские газеты представляли собой деревянные дощечки, на которых записывали хронику событий. Новостные сводки, как правило, имели неофициальный характер, пока Юлий Цезарь не распорядился в обязательном порядке распространять отчеты о заседаниях сената, донесения полководцев и послания правителей соседних государств. Свой современный облик газеты начали приобретать в XVI веке. Тогда же вошло в обиход само название «газета» по наименованию мелкой итальянской монеты gazzetta, которую обычно платили за рукописный листок новостей в Венеции. Считается, что именно в этом городе были образованы первые бюро по сбору информации прообразы информационных агентств и возникла профессия «писателей новостей». Журналисты быстро оценили технологию печати и привнесли в прессу все знакомые нам черты. В 1657 году одна из английских газет опубликовала первое рекламное предложение, вскоре король Карл II разместил частное объявление о пропаже любимой собаки, а полвека спустя Даниэль Дефо положил начало политической журналистике, основав еженедельник «Обозрение государственных дел».
Когда в России появилась первая газета?
Некоторые сведения:
В XV веке Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. С возникновением печатного станка, стала регулярно распространяться почта, возникшая в конце XV века. Почему газета называется газетой? Происхождение слова « газета», которыми называют миллионы периодических изданий во всем мире, принято вести от названия итальянской, серебряной, венецианской монеты 1538 года. За одну «gazzetta» ( гасета- так называлась монета) житель Венецианской республики мог купить рукописный листок, в котором сообщались новости.
Первой газетой, сильно напоминающей современные нам издания, принято считать издававшуюся с 30 мая 1631 года во Франции газету «La Gazzette». Тираж газеты насчитывал около 1200 экземпляров, а ее издателем стал Теофраст Ренодо.
Европейские газеты начали появляться в 1609году ( некоторые исследователи называют 1609 год). Местом появления стала Германия. Называлась она «Relation: Aller Furnemmen».Была напечатана в январе 1609 года в городе Страсбурге, а редактором и издателем стал типограф Иоганн Каролюс (ранее занимавшийся составлением рукописных листков новостей). Когда в России появилась первая газета? В конце царствования Алексея Михайловича Романова, в 70-е годы XVII века, по налаженной почтовой связи в Россию поступали первые иностранные газеты (или как еще называли заграничные новости), тогда же по приказу царя появились «Куранты»- первый рукописный свод зарубежных новостей. Иностранные новости собирались специально для Алексея и царского двора.
Первая печатная газета стала выходить в России с января 1703 года по указу Петра I. Она называлась «Ведомости». Первый лист этой печатной газеты появился в Москве 2 января 1703 года. Большая часть сведений черпалась из голландских газет, сам Петр отмечал карандашом, что нужно переводить для газеты. Печатались « Ведомости» в количестве 1000 экземпляров. Стоила эта газета 2 копейки. Каждый номер этой газеты выходил один раз в неделю. За 1703 год вышло 39 номеров газеты. Потом эта газета стала называться «Санкт- Петербургские Ведомости».
Узелок 5. Как написать хорошую заметку?
Заметка - короткое сообщение о каком- то актуальном происшествии или событии. Пять вопросов, составляющих универсальную модель информационной заметки, которая используется журналистами всего мира с начала XX века:
что произошло? Когда? где? Почему? каким образом?
Ориентируясь по этим вопросам, можно легко написать заметку-хронику.
Если вы хотите дать еще и свой комментарий, структура вашей заметки должна быть внешне похожа на перевернутую пирамиду.
Первая часть - краткие сведения о событии - lead (ведущая). «Лид" заметки должен быть четким, кратким, выразительным и привлекать внимание читателей.
Вторая часть развернутой заметки – это, как правило, более подробное описание события. Журналист останавливается на каждом из пяти вопросов, делая особый акцент на одном из них в зависимости от цели своей заметки.
В заметке-анонсе он больше внимания уделит вопросу "когда", хронику происшествий он ,скорее всего, начнет с вопросов "где" и "кто". Последовательность ответов – это выбор самого журналиста, который преследует таким образом определенную цель. Одну и ту же новость можно подать по-разному, наполнить ее другим содержанием, стоит только по-своему расставить акценты и заострить внимание на "нужных" деталях.
Третья часть заметки содержит какие-то выводы, прогнозы, связанные с описанным событием, и, как правило, длиннее предыдущих двух частей.
Узелок 6. Как сделать отличный репортаж?
Что такое репортаж?
Репортаж - (франц. reportage, от англ. report – «сообщать») – информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор.
Определение жанра.
«Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от латинского слова «reportare» «передавать», «сообщать» Известный теоретик журналистики А.А. Тертычный утверждает, что свое происхождение репортаж ведет от очерка: «Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки.
В основе репортажа - СЕНСАЦИЯ.
Сенсация – неизменная, желанная спутница репортерства. В работе журналиста необходимы акценты на новое, свежее.
Оттенок сенсационности придают новостям не только необычайные черты происшествия, но и его внезапность. Если новость застает нас врасплох, она – «новость вдвойне».
Цель репортажа.
Репортер стремится, возможно, быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития – от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это – жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами.
Темы репортажа.
В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра:
научный репортаж,
спортивный,
социальный.
Элементы репортажа.
1. последовательное воспроизведение события – динамизм повествования;
2. наглядность – создание образной картины происходящего путем использования предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц;
3. предельная документальность;
4. эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность;
5. активная роль личности самого репортера, позволяющая не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения.
Как начать репортаж?
Форма репортажа хороша тем, что она совершенно свободна. Самый распространенный способ – хронологический. В таком случае репортаж начинается с поэтапного развития событий.
Начать репортаж можно и с представления самой важной информации: где, когда и какое событие произошло, кто из влиятельных людей на нем присутствовал. Такая форма подходит для официального репортажа.
Совсем другого плана репортаж о поездке молодежи на соревнования или проведении какой-либо акции. Здесь можно начать с того настроя, с той атмосферы, которая царила в среде молодежи.
Еще один из способов начать репортаж – оттолкнуться от фотографии, сделанной на представляемом событии.
Как вести репортаж?
Составьте заранее перечень вопросов, которые вы будете задавать опрашиваемым людям. Вы должны помнить их наизусть, чтобы поминутно не заглядывать в шпаргалку.
Если намечается широкомасштабное предприятие, подготовьте подробный список с именами и фамилиями тех, кого вы собираетесь проинтервьюировать. Неплохо бы владеть о них хоть какой-нибудь частью информации: что это за люди, чем они занимаются, что примечательного внесли они в ту или иную сферу развития общества.
Проявляйте активность и настойчивость, будьте всегда начеку. Если вам неизвестно, когда и где появится интересующий вас объект, займите наиболее выгодное место, как можно раньше, зорко наблюдайте за прибывающими коллегами.
Как только ваша цель появится в зоне доступности, смело «наступайте» с победным кличем - зовите человека, который вас интересует, по имени. Не забывайте, что вы вступили в жесткую конкуренцию с множеством журналистов.
Не бойтесь проявлять чудеса импровизации. Если, к примеру, человек ведет себя не так, как вы того ожидали, постарайтесь свести все к шутке, юмор - отличный способ сгладить любые острые углы.
Проводя любой опрос, не забывайте об этических нормах, не следует навязывать человеку те вопросы, на которые он не хочет отвечать.
Ведение репортажа, как правило, предполагает обращение к зрителям или радиослушателям. Будьте готовы к тому, чтобы без излишней суетливости, четко и внятно произносить подготовленную речь.
Не забудьте о дополнительных сопутствующих технических средствах обеспечения освещения события (например, о диктофоне или фотокамере).
Сдерживайте свои эмоции в процессе ведения репортажа, особенно негативные, помните, что легкая улыбка и спокойное доброжелательное выражение лица – лучшая визитная карточка хорошего репортера.
Прежде чем опубликовать репортаж, отредактируйте текст, проверьте, чтобы не было фактических ошибок.
Инструкция: как сделать репортаж?
1
Запомните, что главный и единственный объект репортажа – это событие, актуальное на данный момент и вызывающее интерес у аудитории и накладывающее отпечаток на современную действительность: отставка президента, стихийное бедствие, значимая социальная акция. Основной принцип – оперативность. Чем быстрее вы расскажете о произошедшем читателям, тем лучше: в репортаже не может быть слова «вчера» и уж тем более фразы «на днях».
2
Различают два вида репортажа: ситуативный и тематический. И если ко второму вы можете подготовиться заранее, изучить необходимую информацию, а работа над ним может длиться несколько дней (например, на тему реформ в образовании или вредных привычек молодежи), то при подготовке ситуативного репортажа на обдумывание его хода у вас будет только время по дороге к месту события. Постарайтесь использовать его эффективно, чтобы на месте не растеряться и быстро собрать весь материал.
3
Главное в репортаже – эффект присутствия: зритель (слушатель, читатель) должен ощущать себя в гуще событий. Для этого постарайтесь отснять максимально зрелищный видео- или фотоматериал, запишите шумы с места события, возьмите интервью у очевидцев и участников события. Во время телерепортажа журналист может появиться в кадре, чтобы озвучить какие-то обстоятельства или последние новости на фоне происходящего. Старайтесь быть максимально объективными при подаче материала и избегать выводов и оценок, выражающих вашу личную точку зрения или горячую поддержку одной из сторон
4
Старайтесь выудить максимально полную информацию у участников или организаторов мероприятия, узнать все важные факты и донести их до аудитории. Кроме того, старайтесь подмечать интересные моменты, которые могут зацепить зрителя или читателя, задержать его интерес на вашем репортаже. Ведь, как известно, основные факты пройдут во всех средствах массовой информации, а что-то интересное и необычное выделит ваш репортаж среди общего потока информации.
5
Как правило, репортаж начинают с главного, чтобы человек сразу мог понять, что случилось и что произошло. А потом уже добавляются свидетельства очевидцев, обстановка во время события, причины или последствия, к которым событие привело или может привести.
6
Если вы подаете материал «в прямой эфир», старайтесь вести репортаж из гущи событий, часть репортажа пусть останется без журналистских комментариев (выкрики лозунгов и требований, стрельба из пулеметов, плеск волн цунами), так материал оставит большее впечатление у зрителя. Говорить здесь придется наиболее лаконично и четко, только основные факты. Но если вы вдруг заметили развитие какого-то действия в стороне, важного с информационной точки зрения, обязательно сразу же расскажите о нем зрителю и покажите картинку. Так вы увеличите эффект присутствия, а репортаж вызовет наибольший интерес.
Узелок 7. Секреты интервью.
Задача интервью – сообщить новость, повлиять на общественное мнение. Особенность интервью состоит в том, что новость эта персонифицирована человеком, мнение которого по каким-либо причинам важно для читателя. В вопросах журналиста к собеседнику конкретизируется актуальные аспекты, возникают поводы для дискуссий. Нередко журналисты акцентируют свое внимание на эмоциональном состоянии интервьюируемого, на его интонациях, жестах, мимике.
Три основных функции журналистики, позволяющих донести результаты интервью до читателей:
Информирование. Интервью должно быть информативным, т.е. содержащим ряд интересных фактов, новых вопросов и ответов, иначе сам смысл интервьюирования теряется;
Идеологическая функция (т.е. пропаганда ценностей, принятых в конкретный период). Она будет обязательно присутствовать, пусть даже и в завуалированной форме;
Функция воздействия, когда журналист, который берёт интервью, сознательно вовлекает аудиторию в процесс выработки положительного/отрицательного отношения к тому, что происходит.
Виды интервью:
В зависимости от целей можно выделить следующие виды интервью как метода получения сведений.
Информационное интервью наиболее ходовой вид, нацеленный на сбор материала для новостей. В силу жестких временных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами. Например, для освещения катастрофы национального значения телевизионной съемочной бригаде всего за один час удается опросить более десятка человек. В ситуации, когда нужно выяснить силу взрыва и предполагаемое количество жертв, у журналиста, конечно же, не всегда найдется время на все стадии коммуникации, в частности для рекомендуемого этикетом начала разговора-«разминки». Однако, несмотря на жесткие временные ограничения, дух диалога и уважительного отношения к собеседнику в создании условий для ответов должен быть создан.
Костяком типичного информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем?
Оперативное интервью разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте.
Есть еще один вид интервью, который ставит перед собой цель сбора разных мнений по какому-либо конкретному, как правило, узкому вопросу. Популярную форму таких целевых интервью представляет блиц-опрос, или опрос на улице. На английский манер его называют street talk, часто используют также латинский вариант vox pop. Характерная особенность таких интервью постановка одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разных социальных групп.
Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Как правило, оно организуется обстоятельно и не связано жестко временными ограничениями, хотя, конечно, и здесь существуют календарные планы. Предмет расследования может быть сложен и противоречив. Поэтому и говорят о комбинаторике методов. Очень важно уделить много внимания постановке целей и предварительной работе с материалами, изучить в полной мере все письменные источники и устные свидетельства, хорошо продумать стратегию беседы. Самым важным звеном являются здесь вопросы. Однако надо продумать и другие элементы коммуникации такие, как первый контакт, невербальные формы общения, умение слушать. В интервью-расследовании могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями. Причем к каждому из них должен быть найден индивидуальный подход.
Интервью-портрет, или персональное интервью (еще на манер художников говорят: «профиль»), напротив, сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Реже встречаются портретные интервью с так называемыми «простыми людьми», которые должны в чем-то себя проявить либо быть очень типичными. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю.
Важно быть хорошо подготовленным к интервью. Предварительно изучается личность будущего собеседника: надо быть уверенным в правильности предполагаемой линии поведения, манеры общения. Намечаются вопросы для создания нужной атмосферы беседы. Необходимо изучить поднимаемую проблему, подготовить вопросы, выделить из них наиболее важные. Вопросы должны быть ясными и конкретными.
Инструкция.
Как сделать отличное интервью.
«Удачное интервью – это по сути хорошо поставленный спектакль, в котором интервьюер совмещает в себе драматурга, режиссера, актера, гримера, художника, бутафора, реквизитора, суфлера и, конечно, зрителя». В. Дмитровский.
Определение целей интервью. Это стартовая позиция. От того, насколько ясны цели интервью, зависит успех всех последующих шагов. Целевые установки.
Зачем вы хотите взять интервью?
Каких результатов хотите достичь?
Почему для решения этих задач вы выбрали именно этого собеседника?
Интересен ли он лично вам?
Есть ли к нему интерес у широкой публики?
Интервью До
собери информацию о собеседнике;
продумай место проведения интервью;
составь вопросы, связанные с деятельностью и интересами собеседника;
продумай манеру общения и поведения с собеседником;
внешний вид репортёра- залог успеха.
Отправляясь на интервью:
Не забудьте захватить с собой ручку и блокнот.
Блокнот будет выглядеть солиднее, чем разрозненные листочки бумаги. Если у вас есть диктофон - это замечательно (разрешение!) Но не помешает тщательно проверить его записывающие свойства. Случаи, когда диктофон по непонятной причине не записывал интервью, довольно распространены.
Постарайтесь овладеть искусством писать в блокноте" не глядя". Ваша задача - смотреть в глаза своему собеседнику. Если вы не расслышали какое-то название, уточните. Попросите собеседника записать в вашем блокноте все сложные аббревиатуры. Вопросы должны быть лаконичными и ясными. Не стоит пространно объяснять своему собеседнику, что вы имеете в виду.
Подчеркнутая демонстрация своей эрудиции со стороны журналиста, как правило, неприятно действует на собеседника. Хороший прием - спросить напоследок, не хочет ли собеседник что-то добавить к вашему разговору. Уходя, не забудьте его поблагодарить за интервью.
Интервью После
ознакомьтесь с рабочими материалами и отберите самое важное;
обратите особое внимание на заголовок интервью: он должен быть ярким и лаконичным, обращать на себе внимание; отражать тему и идею интервью;
отберите самые удачные фотографии;
проверьте грамотность;
опубликуйте интервью после обсуждения с собеседником.
Узелок 8.
Каким должен быть заголовок?
В настоящее время при подготовке высококачественного информационного продукта наблюдается усиление эмоциональных приемов воздействия. Яркость, образность, новизна публикации, оригинальный дизайн газеты или журнала, а также хорошие заголовки повышают конкурентоспособность периодического издания.
Заголовок представляет собой первый элемент текстовой публикации, с которой они органично связаны. Они выполняют несколько важных функций:
подводят читателя непосредственно к тексту статьи и сообщают суть материала;
дифференцируют материалы по степени важности, своими размерами и расположением они дают читателю понять, насколько значительными или интересными эти материалы считает сама редакция;
являются неотъемлемым элементом дизайна газеты, от их оформления во многом зависит имидж периодического издания. Они разбивают серую массу текста, помогают читателю быстрее ознакомиться с содержанием номера, выделить то, что представляет для него особый интерес.
Удачный заголовок часто определяет решение прочитать весь материал или пропустить его.
Как правило, заголовки в газетах и журналах строятся по традиционным моделям:
повествовательный,
заголовок-сообщение,
заголовок-резюме,
заголовок-цитата,
обращение,
призыв,
игровой заголовок и другие.
Что такое удачный заголовок и как его придумать?
Заголовок должен быть лаконичным (не более 4-5 слов), выразительным, желательно – ритмически организованным и содержать какую-то интригу, чтобы привлечь читателя.
Заголовок – обращение.
«Давайте делать добрые дела!» (название заметки о детском экологическом клубе).
«Не проходите мимо» (название заметки об экологической акции).
«Твори добро!» (название репортажа о социальной акции в помощь пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям).
Заголовок – перефразирование цитаты.
«О бедных собаках замолвите слово» - материал о приюте для бездомных собак.
Как вы догадались, она перефразировала название одного известного фильма – «О бедном гусаре замолвите слово».
Заголовок – описание
Заголовок-хроника.
Узелок 9.
Что такое лид? Способы написания лидов.
Шестерка бравых слуг моих
Заткнет за пояс сто.
Зовут их «Как» и «Почему»,
«Где», «Кто», «Когда» и «Что».
Мы собрали материал, но это еще не самое главное. Необходимо, чтобы читатель ее прочитал. Как это сделать? Научиться писать лид.
1. Лид - необычное, интересное вступление.
2. Основная часть - подробный рассказ о факте.
3. Заключение - вывод, в котором автор высказывает свое отношение к факту. Вывод необходимо зашифровать, не употреблять оценочных слов: «плохо», «хорошо», «красиво», «интересно». Этих слов вообще не должно быть в материале.
Человек, пишущий новость, должен задать себе следующие вопросы:
Кто Who?
Что What?
Когда When?
Где Where?
Почему Why?
Как How?
Виды лидов.
Мы уже говорили о том, что заметка должна начинаться с интересного, необычного вступления. Поговорим об этом подробней.
Начало статьи называется лид. Лид простое, ясное высказывание, состоящее из первого предложения или первых двух предложений. Задача лида привлечь внимание читателя, заставить его читать статью. Как правило, для этого ему сообщают, что его ждет впереди, о чем статья. Начало статьи чрезвычайно важно с точки зрения ремесла журналиста.
Лиды различаются по объему. Это может быть одно слово или предложение, если материал небольшой, а может быть и целый абзац, если материал достаточно содержательный и если позволяет жанр газетной заметки. Основное требование - необычность, оригинальность лида. Лиды различаются по своей форме и способу изложения. Специалисты предлагают следующую классификацию лидов:
Перевернутая пирамида.
В самом начале вы сообщаете читателю суть события, а далее идет лишь описание подробностей, объяснение первоначального высказывания. Этот вид лида применяется в основном в тревожных сообщениях, предупреждающих об опасности, какой-либо угрозе.
«По улице Республики ходить в вечернее время стало небезопасно».
Нагнетание напряжения.
Вы начинаете как бы издалека, постепенно, каждым новым предложением подводя читателя к самому захватывающему моменту, постоянно подогревая его интерес. При этом вы рискуете разочаровать часть аудитории, если будете использовать этот прием при описании какого-либо заурядного факта. Поэтому этот вид лида применяется в материалах, посвященных неординарным, интересным, иногда и трагичным событиям.
Вечер великолепен. У Саши с Лерой первое свидание. Лера, конечно же, надела свое самое красивое платье и изящные туфельки на каблучках. Гуляя по вечернему городу, они скоро устали и решили присесть в сквере на скамейке. Время пролетело незаметно, и пора было расставаться. Саша встал и подал руку Лере. Но произошло непредвиденное.
Зарисовка.
Вы можете начать материал с описания места события, обстановки, самих людей - героев материала, собеседника. Подробность описания зависит от фантазии автора, величины и жанра материала.
Дед Мороз сидел под елкой. Правда, спрятавшись от солнца в тени разноцветных зонтиков. Дед был в шортах, футболке, с удочкой вместо посоха. Только рукавицы и борода выдавали в нем знакомого Дедушку. Он приходил на открытие смены к ребятам, а потом, говорят, скрылся в холодильнике.
Вопрос.
Вы задаете вопрос в первом предложении, а весь последующий материал является ответом на него. Следует избегать риторических вопросов, ответ на которые очевиден или не требуется вовсе. Желательно, чтобы вопросы были неординарными, неожиданными, интригующими.
«Вы говорите, у детей нет проблем?»
Цитата.
Материал начинается со слов собеседника, если это интервью, или цитатой из песни, литературного произведения. Можно использовать в качестве лида известную пословицу, поговорку или крылатую фразу.
«Чудный месяц горит над рекою, над местами отроческих лет, и на родине, полной покоя, широко разгорается свет». Эти замечательные строки Николай Рубцов посвятил Никольской земле, скромной, но от этого не менее милой родине.
Точная цитата обязательно заключается в кавычки и, напротив, приблизительная цитата, передающая лишь смысл высказывания, в кавычки не берется.
Анекдот, шутка.
Использовать анекдот или шутку в качестве лида необходимо обязательно «в тему». Например, его не следует использовать, если вы рассказываете о каком-либо трагическом или серьезном событии. И, наоборот, такой прием очень хорош, если вы пишете сатирический материал или описываете какой-нибудь забавный случай. При этом следует помнить, что сатира часто граничит с сарказмом, который читатель или герой материала может воспринять как обидный выпад в свой адрес
Интересная подробность.
В самом начале вы словно бросаете читателю «наживку», то есть привлекаете его внимание с помощью интересной детали, как бы выхваченной из общего контекста материала. Однако сама суть описываемого события раскрывается лишь по ходу развития действия. Поэтому заинтересованный читатель должен прочитать весь материал, чтобы понять, о чем идет речь.
«Вокруг огромного костра бесновались черти и сушили намокшие хвосты русалки. Таким веселым и завораживающим действом начался праздник Нептуна в лагере «Ямал» - Болгария.»
Итак, основная задача: вы должны придумать такое начало вашей заметки, которое бы мешало читателю отложить газету после прочтения нескольких строк, оно должно увлечь, заинтересовать его.
Запомните:
никогда не начинайте заметку с полного наименования учреждения, официальных титулов, дат и цифр.
Узелок 10. Я фотокорреспондент.
Чтобы сделать интересный снимок, необходимы следующие составляющие:
подготовленная техника;
правильная экспозиция;
хорошая композиция;
3D мышление;
конечная цель в каждом снимке;
необходимо помнить: в кадре важен человек.
Старайтесь не допускать ошибок:
вспышка в лоб;
«доделаю в фотошопе»;
неинтересный сюжет; нет оригинальности
мусор в кадре;
тени на лице;
нет гармонии цвета и света;
Секреты необычного фото:
нестандартный ракурс;
высота съемки;
нестандартное мышление.
Помним: фотографируют не руки, а голова.
Репортаж - один из самых сложных жанров фотографии, который включает в себя практически все виды: документирование событий, портрет, предметную съемку, пейзаж и др. Репортажная фотосъемка - это запечатление динамичных и быстроменяющихся событий, которые позволяют донести до зрителя определенную мысль и создать ощущение непредвзятости и объективности. Для этого важно уметь оказаться в нужный момент в нужном месте и спустить затвор в определенную долю секунды; фотограф должен уметь быстро принимать решения, при этом оставаясь незаметным и ненавязчивым для самих участников события.
Этика фоторепортера.
Репутация фоторепортёра – зачастую основана на его этических принципах. И хотя конечной целью является получение ценных кадров, этический кодекс фотографа определяет его дальнейшую карьеру. Долг фоторепортёра – запечатлеть интересные события, не искажая обстоятельств и не вмешиваясь в происходящее с целью приукрасить свои снимки. Фотографии должны отражать реальную картину событий. Хороший фоторепортёр обладает терпением, решительностью и приверженностью твердым этическим нормам.
Хочешь успеха, следуй правилам:
Всегда приходи заранее на любое мероприятие (по крайней мере, за 45-60 минут до его начала), чтобы успеть зарегистрироваться, найти зону, отведённую для прессы, оценить план сцены или помещения и занять выгодное положение для фотосъемки.
Обязательно подготовься к мероприятию: не только принеси с собой все необходимое оборудование, но и получи четкое представление о происходящем. Это твоя домашняя работа, которую следует выполнить!
Старайся сотрудничать с организаторами.
Всегда веди себя в рамках профессиональной этики. Фоторепортёров, которые жалуются или причиняют неудобства, больше не приглашают.
Иногда приходится бороться за наиболее выгодное положение для съемки. Всегда будь обходителен.
Не выходи за пределы зоны, отведенной для фоторепортёров. Никогда не вмешивайся в процесс.
Прежде чем начать снимать, хорошо продумай, что ты хочешь донести своими фотографиями.
Будь терпелив! Старайся не причинять неудобства другим сменой мест.
Никогда не фотографируй людей в компрометирующих ситуациях.
И помни, ты – фотограф, а не зритель!!! ( Можно использовать фильм «Одна сотая доля секунды»).
Узелок 11.
Словарь газетных терминов.
Аббревиатура - условное сокращение слов или обозначение их начальными буквами.
Абзац – отступ с левой стороны.
Альманах – периодический сборник литературных произведений различных авторов.
Аннотация – краткое изложение содержания книги.
Анфас – снимок или рисунок, сделанный с человека прямо спереди.
Арабеск – узорчатый орнамент из стилизованных листьев. Цветов, геометрических фигур.
Ассиметричная верстка – нессиметричное расположение материалов на полосе.
Бордюр – украшение разных рисунков, из которых составляются рамки.
Брошюра – небольшая печатная книжка. Не более 5-8 печатных листов. В бумажной обложке.
Буклет – отпечатанное на одном листе издание, сложенное в несколько параллельных сгибов без шитья; чаще всего проспекты, рекламы, программы и т.д.
Вводка (подводка, лидер) – небольшое введение, объясняющее читателю содержание газетного материала.
Верстка – процесс формирования полос.
Виньетка – небольшой рисунок, служащий украшением полос.
Висячая строка - последняя неполная строка абзаца.
Вкладка – вложенный в газету добавочный лист.
«Воздух» - боковые отступы у заголовков и шапок; пробелы, отделяющие одни материалы от других.
Втяжка – набор части текста на меньший формат.
Вычитка – процесс тщательной технико-орфографической обработки оригинала после редактирования.
Гарнитура – комплект шрифта, отличающийся от других характером рисунка.
Дайжест – перепечатка интересных материалов из других изданий.
Двойная линейка – отпечатывающий материал, состоящий из двух одинаковых линеек.
Колонка – столбец набора, из колонок складываются полосы газеты.
Колонтитул – надпись, включающая заглавие произведения или название его раздела, главы, а также порядковый номер страницы. Помещается обычно вверху каждой полосы, отбивается от текста тонкими линейками.
Колонцифра – обозначение полосы газеты.
Корректор – сотрудник редакции, исправляющий ошибки, допущенные во время набора текста.
Корреспондент – постоянный сотрудник редакции, выступающий как автор и выполняющий поручение редакции.
Макет – графический план верстки полос газеты.
«Открытие» - левый верхний угол полосы газеты.
«Отлет» - правый верхний угол полосы газеты.
Отступ – абзац, начало строки с пробелом.
Подвал - нижняя часть последней полосы газеты, в которой помещаются выходные данные.
Поправка – краткое сообщение, напечатанное от имени редакции, уведомляющее читателей об ошибке в предыдущих номерах.
Постскриптум – приписка к оконченному и подписанному материалу, обозначается латинскими буквами P. S.
Пресс- релиз – информационные бюллетени, предназначенные для СМИ, из которых можно взять интересующие материалы.
Разверстка – расположение материала на полосе.
Разворот – внутренние полосы газет.
Рамка – обрамление текста или заголовка различными линейками.
Редактор – руководитель издания.
Рубрика – надзаголовок, определяющий отдел газеты или проходящую длительное время кампанию.
Сигнальный экземпляр – первые готовые экземпляры издания.
СМИ – средства массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение.
Событийный снимок – вид репортажного снимка о важном событии.
Текстовка – подпись под иллюстрациями.
«Флаг» - многоколонный заголовок, стоящий над материалом, расположенным на меньшее число колонок, чем его заголовок; отбивается линейкой от других статей и заметок.
Формат – общепринятый термин для определения размера листов бумаги, строк, колонок, полос.
Целевая полоса – страница, посвященная одной важной злободневной теме.
Чердак – верхняя часть первой полосы газеты, в которой помещается название издания, номер, дата, девиз, логотип.
Шпигель (передовица) – это видный участок первой полосы газеты, который используется для разверстки начала крупного по размерам, актуального по содержанию материала, рисунка или фотографии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамович А.В., Лазаревич Э.А. Практикум по литературному редактированию. М., Изд-во МГУ, 1963.
2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2000.
3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., 2009.
4. Груздева З., Куцкая С. Руководство по технике речи. Москва., 1995.
5. Бликин А. И., Салихзянова Л.Г. Методическое пособие "Школьная газета: руководство к действию", Нижнекамск, 2005 г.
6. Власть: зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики: В 2-х т. – М., 1998.
7. Егоров В. Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии. М.: 1997.
8. Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. М.: 1999.
9. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей: Грамматические формы. Ударение. М.: 1994.
10. Законы и практика средств массовой информации в странах СНГ и Балтии. М.: 1999.
11. Краткий юридический справочник для журналиста. М.: «Права человека», 1997.
12. Копперуд Рой, Нельсон Рой Пол. Как преподносить новости. М., 1998.
13. Ламбет Эдмонд Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. М., 1998.
14. Льюис Б. Диктор телевидения. М., 1973.
15. Макарова С.К. Техника речи (учебное пособие для дикторов телевидения и радиовещания). М., 1995.
16. Машков С. " Microsoft Publisher без секретов", - М., ЗАО "Новый издательский дом", 2004.
17. Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.
«Азбука журналистики»
15