статья на тему Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики

Математика сабаKтарында кілтті Kaзыреттіліктерді Kалыптастыру
Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики
Т. И.Харитонович учитель математики
ГУ «школа-лицей№20», (г. Павлодар)

Результатами обучения в школе должно стать овладение учащихся ключевыми компетенциями, способностью к осознанному выбору профессии и приобретение навыков самообразования. В течение ряда лет проводится работа по формированию ключевых компетенций на уроках математики, в результате чего сложилась система, в полной мере удовлетворяющая всем требованиям компетентностного подхода. Она позволяет решить поставленные задачи в комплексе.
Основными противоречиями, которые способствовали осознанию необходимости поиска подходов к формированию компетенций, являются противоречия:
- между необходимостью обществу в личностях, готовых практически решать задачи, встающие перед ними, жизненные и профессиональные проблемы, готовых включиться в дальнейшую жизнедеятельность и существующим уровнем готовности к жизни в социуме у выпускников школы;
-между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и дефицитом учебного времени;
Объект исследования: ключевые компетенции учащихся.
Предмет исследования: Ключевые компетенции учащихся в образовательном процессе.
Гипотеза: если работа по созданию системы формирования ключевых компетенций учащихся будет строиться адекватно ее структуры и содержания, то выбор самоопределения учащихся будет происходить более эффективно, что обеспечит более комфортное существование человека в окружающем мире.
Теоретическую основу опыта составляет Концепция 12-летнего образования в Республике Казахстан, идеи О.Б.Епишева о технологии преподавания математики на основе деятельностного подхода[1]. Ведущая идея опыта - это вооружение учащихся различного рода знаниями и умениями, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личностной и общественной жизни. Сущность опыта заключается в создании элементов системы по формированию базовых компетенций учащихся на уроках математики, а также через дополнительное образование и внеклассную деятельность.
Актуальность изучения данного вопроса обусловлена веянием времени. Уровень образования и интеллектуальный потенциал общества в современных условиях приобретают характер важнейшей составляющей национального богатства, а образованность человека, стремление творчеству и умение решать нестандартные задачи становиться основой процесса, устойчивости и безопасности страны.
Выпускники школ Казахстана должны понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться изменившимся условиям в течение всей своей жизни. Традиционно цель школьного образования определялась набором знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не только от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенция» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образований [2].Новизна опыта заключается в том что, несмотря на то, что повышение качества образования и формирование компетенций зависит от многих факторов, основным являются повышение педагогической компетентности педагога и создание условий по формированию учащихся информационной, коммуникативной и компетенции разрешения проблем (самоменеджмент) [3].
Работая в старших классах, мною был изменен подход: к процессу преподавания; к расширению научно-исследовательской деятельности учителя и учащихся (применение «Технологии проектов»); к накоплению базы по формированию ключевых компетенций. Практическое значение опыта: постоянное самосовершенствование учителя; доступность опыта; реалистичность его внедрения; высокая результативность (применение «Технологии полного усвоения»); создание базы методико-дидактических пособий.
Осуществление компетентностного подхода началось соответственно с подготовительного этапа, который имел цель изучить теоретические основы и методологию. Было изучено много литературы, посещены теоретические и научно- практические семинары и разработаны направления деятельности по формированию компетенций. Затем начался практический этап, в ходе которого на уроках математики мною начался внедряться компетентностный подход. Работа шла на основе дифференциации, т.е. через формы деятельности и содержание, т.к. традиционные подходы к преподаванию, где учащиеся получают знания в готовом виде, не способствуют формированию компетенций, а, скорее наоборот. Применение дифференцированного обучения на уроках математики является оправданным средством. Оно осуществляется через активное использование групповой, индивидуально- групповой работы по уровням. Таким образом, развивается коммуникативная компетенция-прямая коммуникация, умение аргументировать; самоменеджмент, где учащиеся сами выявляют и решают проблему, развивается критичность и вариативность мышления. Осуществляя деятельностный подход, учащиеся учатся планировать цели, «шаги» по реализации целей, совместно «открывать» новое. Очень большое значение на уроках математики мною уделяется отбору содержания, планированию видов деятельности [
·4]. Ведь только таким путем учителя смогут сформировать и развить самоменеджмент учащихся, учить анализу и формировать навыки оценки и самооценки результатов и т.д.
Работа по формированию компетенций строится, опираясь на следующие методы: общеучебные приёмы (запоминания, словесного описания, рефлексии); общие приемы учебной деятельности по математике (работа с математическим учебником, организация самостоятельной деятельности :
заучивание и воспроизведение, моделирование); специальные приёмы учебной деятельности по отдельным математическим дисциплинам (решение текстовых задач, разного вида уравнений) [1]. В работу включаются задания на развитие умения извлечения информации – это умение читать: таблицы, графики, диаграммы, обрабатывать, интерпретировать эту информацию. Другие виды заданий, где необходимо найти разные варианты решения, более рациональные способы вычисления, выбор правильного ответа, действия учат детей критически относиться к информации, развивают вариативность мышления.
Важным на уроке является работа с дополнительными источниками, справочной литературой, историческим материалом. Так идет развитие информационной компетенции, дети учатся находить информацию, обрабатывать ее, преподносить в виде докладов, сообщений с использованием презентаций. Таким образом решается несколько целей: привитие интереса к предмету, выход за рамки предмета, развитие монологической речи, что очень важно на уроках математики, т. к. именно это является проблемой, а- это публично выступать.
Следующий аспект, который очень важен, на мой взгляд, это формирование навыков самооценки и взаимооценки. Практически все виды деятельности на уроке я учу ребят подвергать оценке, не только количественной, наоборот, качественной. Взаимооценка развивает и мыслительные операции – внимание, мышление. Инновационный процесс невозможен без исследования [4].Диагностические контрольные работы включают такие задания, которые позволяют выявить не только уровень освоения стандарта, но и проверить, как дети владеют той или иной компетенцией, поэтому в своей работе я использую компетентностно-ориентированные задания разных уровней.
Выработанная система работы показывает стабильность знаний по предмету, качество успеваемости-70%, в среднем по всем классам, успеваемость-100%.Учащиеся ежегодно участвуют в городском туре олимпиад по математике. Важное место в компетентностном подходе играют спецкурсы и элективные курсы. Были разработаны программы элективных курсов: «Решение задач с параметрами», «Специальные методы решения уравнений и неравенств», «Графики и функции», «Практикум по решению задач». Формированию компетенций способствуют интерактивные методы, на которых строится преподавание курса: метод «мозгового штурма», проблемные ситуации, метод проектов, творческие отчеты. Каждый учебный год мои ученики работают над научно-исследовательскими проектами по предмету и занимают места на конкурсах проектов школы, города, Республики и международных конкурсах.
Работая в профильных классах, мною ведется мониторинг: успеваемости, проявления социальной активности, степени удовлетворенности родителей и учащихся. Составляю измерители и разрабатываю анкеты, для сбора информации. Данные мониторинга показывают положительную динамику по развитию аспектов самоменеджмента, информационной и коммуникативной компетенций. Компетенцией разрешения проблем владеют на данный момент учащиеся профильных классов на 75%, а информационной-70% (умение извлекать информацию, читать графики, таблицы), что говорит: положительная динамика наблюдается в сравнении с началом учебного года. Если эта работа возьмет свое начало не в старшей ступени обучения, а гораздо раньше, то наше общество получит компетентную молодежь, способную более удачно адаптироваться в окружающем социуме.
Эффективность работы за истекший период показывает:
- стабильность качества знаний учащихся по предмету(76%)
-призовые места учащихся в городской олимпиаде по математике
-участие в городском конкурсе проектов школьников, победитель Республиканского (Аскар А.-3 место) и Международного конкурсов проектов школьников в 2013году (Аскар А.(11 класс)-3место).
-открытые уроки;
-разработка программ элективных курсов;
- работа в городской творческой группе («Технология полного усвоения»(2008-2010гг.), «Компетентностно-ориентированные задания»(2010-2011гг.), «Создание контрольных работ по предмету»(2012-2014гг.))
- сотрудничество с ВУЗами города
Таким образом, формирование компетенций - это не смена содержания, а смена подходов к обучению, это другое «устройство» уроков, школьной жизни. Можно сказать, что главная задача образования реализуется в определенной степени через формирование и развитие образованной, творческой, конкурентноспособной личности, готовой к максимальной самореализации, как в собственных интересах, так и в интересах общества.
Литература
1.Концепция 12-летнего образования Республики Казахстан
2.Епишева О.Б.Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. - М.«Просвещение», 2003.
3.Сахарова Н. С. Категории «Компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме. Вестник ОГУ. – 1999, - №3-с. 51-58.
4.Хуторский А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Народное образование - № 2, 2003, с 58-64.
15