Урок для учащихся первого класса по специальности «Флейта»
Урок для учащихся первого класса по специальности «Флейта»
Тема урока: «Работа над звуком с начинающими»
Цель урока:
формирование у учащихся представления о звуке как средстве музыкальной выразительности, знакомство с понятием «звуковедение» при исполнении произведений различных жанров и стилей.
Задачи в процессе урока:
1.привить слуховую наблюдательность
2. привить ощущение окраски звука (тембр звука)
3.Стремление сформировать постановку исполнительского аппарата
- работа над дыханием и постановкой амбушюра на начальном этапе обучения
- постановка рук, кистей и пальцев. Соразмерность мышечного напряжения.
По мере того как учащийся овладевает навыками игры на инструменте у него формируется художественный, эстетический вкус. Учащемуся прививается навык творческого подхода к исполнительству, прививается слуховая наблюдательность. Работа над произведениями различных стилей ребёнок должен чувствовать в музыке влияние времени, знать особенности культуры той или иной эпохи. В свете этой проблемы, для решения этих задач, понятие культуры звука является необходимым и достаточным условием для развития творческих способностей ученика.
Психоэмоциональное состояние ребёнка в течении урока является очень важным фактором для реализации задач, поставленным перед ним педагогом. Поэтому необходимо в начале урока создать атмосферу творчества, открытости и стремление воодушевлённо работать на уроке.
Урок следует начинать с исполнения преподавателем музыкального произведения (напр. Г.Ф. Гендель «Адажио») на флейте. Музыкальное произведение должно быть исполнено грамотно, хорошим звуком, учитывая стиль эпохи. Прослушав произведение, учащийся делится впечатлениями, делая акцент на звуке, его окраске и возникающих образах.
После этого переходим непосредственно к работе над звуком уже в упражнения на силу и продолжительность звука (удерживание листка бумаги на стене; и др.), переходим к длинным звукам.
Работа над длинными звуками не должен превращаться в механическое бездумное повторение звуков на инструменте. Этот процесс должен быть эмоциональным и интересным, здесь практикуется момент образности тактильных ощущений (вначале лепим, либо рисуем звук, работаем красками и пластилином, затем извлекая звук, пытаемся передать насыщенность красок либо объём вылепленного предмета, фигуры)
При работе над качеством звука очень важен момент постановки исполнительского аппарата. Дыхание свободное, объёмное. Плечевой пояс свободен, гортань во время выдоха свободна. Локти не прижаты, кисти свободны и на флейте сохраняют естественное положение.
Очень важный момент в звукообразовании - это опора, воздушный столб, опираясь на диафрагму должна контролироваться прессом, для этого делаем упражнение: сидя на кончике стула, отклонившись назад удерживая приподнятые ноги прессом – в таком положении извлекаем длинный звук, он становится ярким, опорным, содержательным.
Переходя к процессу звуковедения « рисуем волны» переходя от одной ноты к другой, в удобном регистре «соль-ля», «ля-си» - сначала detache, затем legato, сохраняя опорный выдох, если ощущение теряется, прибегаем к упр. на раскачку звука мышцами живота «подбрасываем » звук в инструмент. Это упр. помогает также освободить исполнительский аппарат.
Далее переходим к исполнению заданных на дом, предварительно разученных пьес.
Р.н.п. «Во поле берёза стояла» - напоминаем о жанре музыки, характере песни. Какие образы возникают во время исполнения. Параллельно ведётся работа над дыханием и звуковедением. Обращается внимание на штрихи, detache здесь плотное, удлинённое.
В «Вальсе» Ф. Шуберта могут возникнуть небольшие затруднения при переходе на ноту «си бемоль» на legato, если дыхание «рвётся», необходимо отрабатывать подачу тёплого дыхания на ладонь. Отдельно прорабатываем пальцами аппликатурный вариант. Всё соединяем (напоминаем об окраске альтерации).
В конце урока подводим итоги, возвращаемся к разговору об окраске звука его художественной выразительности. Акцентируем внимание на местах требующие более тщательной работы дома. Записываем задание на дом (выучить произведения наизусть).
В заключении отметим, что звукоизвлечение на флейте очень сложный и методически уязвимый процесс, в силу своего индивидуального многообразия.