Открытый урок 6 класс ТЕМА: ЗАЧИСТКА И ШЛИФОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ


Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33 города Ставрополя"
Открытый урок
6 класс
ТЕМА: ЗАЧИСТКА И ШЛИФОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ
Разработал: учитель трудового обучения Беликов М.Г.
г. Ставрополь
Тема урока: Зачистка и шлифование деталей.
Цели урока:
обучающая – ознакомление с зачисткой и шлифовкой деталей и инструментом для их выполнения;
воспитательная – воспитание сознательной дисциплины, аккуратности и внимательности при выполнении зачистки и шлифовки деталей;
развивающая – развитие умений и навыков работы с инструментом для зачистки и шлифовки деталей.
Материально-техническое оснащение:
Учебные пособия;
Плакаты с изображением инструмента, приспособлений, рабочей позы и хватки инструмента;
Комплект напильников и шлифовальной шкурки;
Время проведения: 40 минут.
1. Организационный момент (3 мин)
1.1 Проверка явки учащихся по журналу.
1.2 Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).
1.3 Проверка внешнего вида (спецодежды).
2. Вводный инструктаж (10 мин)
2.1 Сообщение темы урока (предварительно записанной на доске).
2.2 Постановка целей и производственных задач перед учащимися.
2.3 Объяснение нового материла.
Мелкие неровности на деталях устраняют путем зачистки напильником и шлифовальной шкуркой.
Напильник представляет собой металлический стержень с насаженной на него деревянной ручкой (рис. 1).
50800051435


Рис. 1
520700918210 На стержне сделана насечка. Она образует зубья, которые при зачистке срезают частицы древесины. Во время зачистки необходимо соблюдать правильную рабочую позу и хватку напильника (рис. 2).
Рис. 2
Следует помнить, что материал срезается только при движении напильника вперед. Это движение называют рабочим ходом, а обратное — холостым. Нажимать на напильник надо только при рабочем ходе.
Помните: напильник будет служить дольше, если предохранять его от ударов и не класть на другие инструменты!
Шлифовальная шкурка — гибкий режущий инструмент. Она представляет собой бумажное или тканевое полотно с приклеенными к нему острыми зернами специального абразивного материала, которые и срезают все мелкие неровности (рис. 3).
Размеры зерен определены ГОСТом, и шкуркам присвоены номера, например 12, 16, 20 и др. Чем ниже номер, тем меньше размер зерна. В зависимости от размеров зерен шкурки бывают мелкозернистые или крупнозернистые.
Зачистка идет легче и быстрее, если использовать простейшее приспособление — брусок (рис. 3). Зачищать следует всегда вдоль древесных волокон.
304800251460

Рис. 3
Экономно отрезайте кусочки шкурки от большого листа!

Механическое шлифование древесины осуществляют на шлифовальных станках. Режущим инструментом является шлифовальная шкурка, прикрепленная к движущейся ленте, диску или цилиндру (рис. 4). Резцами на шлифовальной шкурке служат приклеенные абразивные зерна, которые при движении снимают с поверхности древесины мелкие неровности и придают ей гладкость.
Кроме станков для механического шлифования, используют ручные электрические шлифовальные машины (рис. 5).
Они малогабаритны и удобны в работе, к тому же оборудованы устройством для непрерывного удаления пыли из рабочей зоны.




2.4 Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с инструментом
Правила безопасной работы с инструментом:
Зачищать изделие напильником с исправной и прочно насаженной ручкой.
Не захватывать носок напильника пальцами левой руки.
Не сдувать опилки и не сметать их рукой, а пользоваться щеткой-сметкой.
3. Практическая работа и текущий инструктаж (20мин)
3.1 Расстановка учащихся по рабочим местам.
3.2 Выдача задания и контроль работы.
3.3 Проведение целевых обходов рабочих мест
4. Подведение итогов (5 мин)
4.1 Указание типичных ошибок.
4.2 Отметка лучших работ.
4.3 Сообщение оценки качества работы каждого учащегося.
4.4 Выдача домашнего задания.
5. Уборка рабочих мест (2 мин)
Осуществление проверки поведения уборки на рабочих местах учащихся.
Литература:
Карабанов. И.А.Технология обработки древесины,5-9:учебник для учащ. 5-9кл. общеобраз. учреждений/И. А. Карабанов.–М.: Просвещение,2002.–192с.
Симоненко В. Д. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты / В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых, Н. В. Матяш; под ред. В. Д. Симоненко.– Брянск: БГПУ им. И. Г. Петровского, НМЦ “Технология”, 1999.–230 с.
Работы по дереву / сост. В. И. Рыженко. – М.: Гамма Пресс-2000, 2001.–512 с.