Календарно-тематическое планирование по дополнительному образованию естественно-научной направленности Мой мир- мой дом
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Крутовская школа»
РАССМОТРЕН
на заседании МО классных руководителей
Протокол
от «___» июня 2015 г.
№ _____
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_______Л.В. Мыцына
____ августа 2015 г.
РАССМОТРЕН
на заседании педагогического совета МБОУ «Крутовская ООШ»
Протокол
от «___» августа 2015 г.
№ _____
УТВЕРЖДЕН
приказом МБОУ «Крутовская ООШ»
от «___» августа 2015 г.
№ ____
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Берлёвой Веры Ивановны
по естественно-научной направленности
«Мой мир- мой дом»
2015-2016 учебный год
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно-тематический план по естественно-научной направленности «Мой мир- мой дом» для учащихся 10-15 лет разработан на основе рабочей дополнительной общеразвивающей программы «Мой мир- мой дом» Берлевой Веры Ивановны, 2014 г.
В рабочей программе-216 часов в год, 6 часов в неделю.
КТП рассчитан на 216 часов в год, 6 часов в неделю.
В течение года запланировано: Защита проектов на экологическую тему (по выбору); Комплексная анкета по выявлению состояния экологической культуры учащихся.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3-ий год обучения
№ п/п
Календарные сроки
Тема учебного занятия
Тип и форма занятия
Кол-во часов
Содержание деятельности
Воспитательная работа
Дидактические материалы, техническое обеспечение
Предполагаемые
Фактические
Теоретическая часть занятия/форма организации деятельности
Практическая часть занятия/форма организации деятельности
Раздел 1. Введение. Понятие «Урбанизации»- 12 часов
1
03.09
Вводное занятие
ЗПЗ
1
Понятия: «Урбоэкология», «Урбанизация». Методы и способы урбоэкологических исследований. Многообразие городов.
Экология города (урбоэкология). Городские отходы. Экология городского населения.
Подготовка к проведению исследований. Выбор маршрута исследований.
Воспитывать положительную «Я-концепцию»,
формировать потребность в саморегуляции
Формировать потребность в саморазвитии
2
03.09
Урбоэкология
ИНЗ
1
АРМ, Интернет-ресурсы
3
04.09
Урбоэкология
ЗПЗ
1
4
04.09
Урбанизация
ИНЗ
1
5
07.09
Урбанизация
ЗПЗ
1
6
07.09
Методы и способы урбоэкологических исследований
ИНЗ
1
7
10.09
Методы и способы урбоэкологических исследований
УОСЗ
1
8
10.09
Многообразие городов
ИНЗ
1
9
11.09
П/р. Работа со справочной литературой. Экологический словарь
УКПЗ
1
Составление экологического словаря
10
11.09
П/р. Работа со справочной литературой. Экологический словарь
УКПЗ
1
11
14.09
Экскурсия в природу
УКПЗ
1
12
14.09
Экскурсия в природу
УКПЗ
1
Раздел 2. Городская среда – среда жизни человека- 20 часов
13
17.09
Городская среда как урбосистема
ИНЗ
1
Городская среда как урбосистема. Компоненты урбосистемы. Качество городской среды. Мониторинговая служба города. Стандарты качества окружающей среды.
Формировать потребность в общении в контексте культуры;
Способствовать личностному самоопределе
нию
АРМ
14
17.09
Городская среда как урбосистема
ЗПЗ
1
15
18.09
Компоненты урбосистемы
ИНЗ
1
16
18.09
Компоненты урбосистемы
ЗПЗ
1
17
21.09
Качество городской среды
ИНЗ
1
18
21.09
Качество городской среды
ЗПЗ
1
19
24.09
Мониторинговая служба города
ИНЗ
1
20
24.09
Мониторинговая служба города
ЗПЗ
1
21
25.09
Стандарты качества окружающей среды
ИНЗ
1
22
25.09
Стандарты качества окружающей среды
ЗПЗ
1
Экологический рейд по улицам города.
Экологическая игра «Проектируем город».
23
28.09
П/р. Экологическая игра «Проектируем село»
УКПЗ
1
Интернет-ресурсы
24
28.09
П/р. Экологическая игра «Проектируем село»
УКПЗ
1
25
01.10
П/р. Экологическая игра «Проектируем село»
УКПЗ
1
26
01.10
П/р. Экологическая игра «Проектируем село»
УКПЗ
1
27
02.10
П/р. Экологическая игра «Проектируем село»
УКПЗ
1
28
02.10
П/р. Экологическая игра «Проектируем село»
УКПЗ
1
29
05.10
П/р. Экологическая игра «Проектируем село»
УКПЗ
1
30
05.10
П/р. Экологическая игра «Проектируем село»
УКПЗ
1
31
08.10
Экологический рейд по улицам села ( экскурсия)
УКПЗ
1
32
08.10
Экологический рейд по улицам села (экскурсия)
УКПЗ
1
Раздел 3. Мониторинг окружающей среды- 54 часа
33
02.11
Понятие мониторинга
ИНЗ
Понятие мониторинга, цели, задачи. Виды, структура и методы мониторинга.
Воспитывать любовь к малой родине:
к родному дому, школе, семье, двору, микрорайону, городу;
Формировать умение видеть прекрасное;
Воспитывать гражданские качества личности:
·интерес к общественной жизни,
· стремление помогать ,
· патриотизм,
· активную жизненную позицию,
· критичность,
· оптимизм,
· общественную активность,
· чувство долга,
· предприимчи
вость
Способствовать личностному самоопределе
нию
Формировать активную жизненную позицию
Формировать умение видеть прекрасное;
Воспитывать гражданские качества личности:
интерес к общественной жизни,
стремление помогать ,
патриотизм,
активную жизненную позицию,
критичность,
оптимизм,
общественную активность, чувство долга,
предприимчи
вость
АРМ
34
02.11
Цель и задачи мониторинга
ИНЗ
1
35
05.11
Виды мониторинга
ИНЗ
1
36
05.11
Виды мониторинга
ЗНЗ
1
37
06.11
Виды мониторинга
ЗНЗ
1
38
06.11
Виды мониторинга
ЗНЗ
1
39
09.11
Виды мониторинга
ЗНЗ
1
40
09.11
Структура мониторинга
ИНЗ
1
41
12.11
Структура мониторинга
ЗНЗ
1
42
12.11
Структура мониторинга
ЗНЗ
1
43
13.11
Структура мониторинга
ЗНЗ
1
44
13.11
Структура мониторинга
ЗНЗ
1
45
16.11
Структура мониторинга
ЗНЗ
1
46
16.11
Методы мониторинга
ИНЗ
1
47
19.11
Методы мониторинга
ЗНЗ
1
48
19.11
Методы мониторинга
ЗНЗ
1
49
20.11
Методы мониторинга
ЗНЗ
1
50
20.11
Методы мониторинга
ЗНЗ
1
51
23.11
Методы мониторинга
ЗНЗ
1
52
23.11
Методы мониторинга
ЗНЗ
1
53
26.11
Экскурсия. Изучение экосистемы луга, леса
УКПЗ
1
Экскурсия в природу с целью изучения экосистем.
№1 Изучение и описание экосистемы луга, леса.
№2 Изучение и описание экосистемы реки (пруда).
54
26.11
Экскурсия. Изучение экосистемы луга, леса
УКПЗ
1
55
27.11
Экскурсия. Изучение экосистемы луга, леса
УКПЗ
1
56
27.11
Экскурсия. Изучение экосистемы луга, леса
УКПЗ
1
57
30.11
Экскурсия. Изучение экосистемы луга, леса
УКПЗ
1
58
30.11
Экскурсия. Изучение экосистемы луга, леса
УКПЗ
1
59
03.12
Экскурсия. Изучение экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1
60
03.12
Экскурсия. Изучение экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1
61
04.12
Экскурсия. Изучение экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1
62
04.12
Экскурсия. Изучение экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1
63
07.12
Экскурсия. Изучение экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1
64
07.12
Экскурсия. Изучение экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1
65
10.12
П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1
66
10.12
П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1
67
11.12
П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1
68
11.12
П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1
69
14.12
П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1
70
14.12
П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1
71
17.12
П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1
72
17.12
П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1
73
18.12
П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1
74
18.12
П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1
75
21.12
П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1
76
21.12
П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1
77
24.12
П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1
78
24.12
П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1
79
25.12
П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1
80
25.12
П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1
81
28.12
П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1
82
28.12
П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1
83
31.12
П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1
84
31.12
П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1
85
11.01
Защита проектов на экологическую тему
УКПЗ
1
АРМ
86
11.01
Защита проектов на экологическую тему
УКПЗ
1
Раздел 4. Экология дома- 56 часов
87
14.01
Жилище как экосистема
ИНЗ
1
Жилище как экосистема. Загрязнение воздуха в помещениях. Спецотходы в доме. Источники радиации. Питьевая вода и ее качество. Качество пищи. Растения и животные в доме.
Формировать потребность в саморегуляции;
Формировать потребность в общении в контексте культуры;
Способствовать личностному самоопределе
нию
Развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность
Воспитывать культуру общения;
Развивать навыки сотрудничества
Воспитывать гражданские качества личности:
интерес к общественной жизни,
стремление помогать ,
патриотизм,
активную жизненную позицию,
критичность,
оптимизм,
общественную активность, чувство долга,
предприимчи
вость
88
14.01
Жилище как экосистема
ЗНЗ
1
89
15.01
Загрязнение воздуха в помещениях
ИНЗ
1
90
15.01
Загрязнение воздуха в помещениях
ЗНЗ
1
91
18.01
Загрязнение воздуха в помещениях
ЗНЗ
1
92
18.01
Спецотходы в доме
ИНЗ
1
93
21.01
Спецотходы в доме
ЗНЗ
1
94
21.01
Спецотходы в доме
ЗНЗ
1
95
22.01
Источники радиации
ИНЗ
1
Видео
96
22.01
Источники радиации
ЗНЗ
1
97
25.01
Питьевая вода и ее качество
ИНЗ
1
Видео
98
25.01
Питьевая вода и ее качество
ЗНЗ
1
99
28.01
Питьевая вода и ее качество
ЗНЗ
1
100
28.01
Качество пищи
ИНЗ
1
101
29.01
Качество пищи
ЗНЗ
1
102
29.01
Растения и животные в доме
ИНЗ
1
103
01.02
Растения и животные в доме
ЗНЗ
1
104
01.02
Растения и животные в доме
ЗНЗ
1
105
04.02
Экскурсия в медпункт
УКПЗ
1
106
04.02
Экскурсия в медпункт
УКПЗ
1
107
05.02
Экскурсия в библиотеку
УКПЗ
1
108
05.02
Экскурсия в библиотеку
УКПЗ
1
109
08.02
П/р. Экологический паспорт квартиры
УКПЗ
1
№1 Экологический паспорт квартиры (медпункта, библиотеки).
№2 Определение нитратов в пище (овощах, фруктах).
№3 Оценка качества питьевой воды.
№4 Санитарная оценка воздуха в помещении.
110
08.02
П/р. Экологический паспорт квартиры
УКПЗ
1
111
11.02
П/р. Экологический паспорт квартиры
УКПЗ
1
112
11.02
П/р. Экологический паспорт квартиры
УКПЗ
1
113
12.02
П/р. Экологический паспорт квартиры
УКПЗ
1
114
12.02
П/р. Экологический паспорт медпункта
УКПЗ
1
115
15.02
П/р. Экологический паспорт медпункта
УКПЗ
1
116
15.02
П/р. Экологический паспорт медпункта
УКПЗ
1
117
18.02
П/р. Экологический паспорт медпункта
УКПЗ
1
118
18.02
П/р. Экологический паспорт медпункта
УКПЗ
1
119
19.02
П/р. Экологический паспорт библиотеки
УКПЗ
1
120
19.02
П/р. Экологический паспорт библиотеки
УКПЗ
1
121
22.02
П/р. Экологический паспорт библиотеки
УКПЗ
1
122
22.02
П/р. Экологический паспорт библиотеки
УКПЗ
1
123
25.02
П/р. Экологический паспорт библиотеки
УКПЗ
1
124
25.02
П/р. Определение нитратов в пище (овощах, фруктах)
УКПЗ
1
125
26.02
П/р. Определение нитратов в пище (овощах, фруктах)
УКПЗ
1
126
26.02
П/р. Определение нитратов в пище (овощах, фруктах)
УКПЗ
1
127
29.02
П/р. Определение нитратов в пище (овощах, фруктах)
УКПЗ
1
128
29.02
П/р. Определение нитратов в пище (овощах, фруктах)
УКПЗ
1
129
03.03
П/р. Оценка качества питьевой воды
УКПЗ
1
130
03.03
П/р. Оценка качества питьевой воды
УКПЗ
1
131
04.03
П/р. Оценка качества питьевой воды
УКПЗ
1
132
04.03
П/р. Оценка качества питьевой воды
УКПЗ
1
133
07.03
П/р. Оценка качества питьевой воды
УКПЗ
1
134
07.03
П/р. Оценка качества питьевой воды
УКПЗ
1
135
10.03
П/р. Оценка качества питьевой воды
УКПЗ
1
136
10.03
П/р. Санитарная оценка воздуха в помещении
УКПЗ
1
137
11.03
П/р. Санитарная оценка воздуха в помещении
УКПЗ
1
138
11.03
П/р. Санитарная оценка воздуха в помещении
УКПЗ
1
139
14.03
П/р. Санитарная оценка воздуха в помещении
УКПЗ
1
140
14.03
П/р. Санитарная оценка воздуха в помещении
УКПЗ
1
141
17.03
П/р. Санитарная оценка воздуха в помещении
УКПЗ
1
142
17.03
П/р. Санитарная оценка воздуха в помещении
УКПЗ
1
Раздел 5. Экологические проблемы городов- 42 часа
42
143
18.03
Городской воздух, источники загрязнения
ИНЗ
1
Городской воздух, источники загрязнения.
Проблема чистой воды в городе.
Проблема утилизации бытовых отходов.
Городские почвы, особенности, загрязнение почв.
Электромагнитное, шумовое, вибрационное загрязнение городской среды.
Микроклимат города.
Зеленые зоны городов.
Нормы озеленения.
Санитарно-защитные зоны, состав и размер.
Формировать умение видеть прекрасное;
Воспитывать Гражданские качества личности:
·интерес к общественной жизни,
· стремление помогать ,
· патриотизм,
· активную жизненную позицию,
· критичность,
· оптимизм,
· общественную активность,
· чувство долга,
· предприимчи
вость
АРМ
144
18.03
Городской воздух, источники загрязнения
ЗНЗ
1
145
21.03
Проблема чистой воды в городе
ИНЗ
1
146
21.03
Проблема чистой воды в городе
ЗНЗ
1
147
24.03
Проблема утилизации бытовых отходов
ИНЗ
1
Видео
148
24.03
Проблема утилизации бытовых отходов
ЗНЗ
1
149
25.03
Городские почвы, особенности, загрязнение почв
ИНЗ
1
150
25.03
Городские почвы, особенности, загрязнение почв
ЗНЗ
1
151
·28.03
Городские почвы, особенности, загрязнение почв
ЗНЗ
1
152
28.03
Электромагнитное, шумовое, вибрационное загрязнение городской среды
ИНЗ
1
153
31.03
Электромагнитное, шумовое, вибрационное загрязнение городской среды
ЗНЗ
1
154
31.03
Микроклимат города
ИНЗ
1
155
01.04
Микроклимат города
ЗНЗ
1
156
01.04
Зеленые зоны городов
ИНЗ
1
157
04.04
Зеленые зоны городов
ЗНЗ
1
158
04.04
Зеленые зоны городов
ЗНЗ
1
159
07.04
Зеленые зоны городов
ЗНЗ
1
160
07.04
Нормы озеленения
ИНЗ
1
161
08.04
Нормы озеленения
ЗНЗ
1
162
08.04
Нормы озеленения
ЗНЗ
1
163
11.04
Нормы озеленения
ЗНЗ
1
164
11.04
Санитарно-защитные зоны, состав и размер
ИНЗ
1
165
14.04
Санитарно-защитные зоны, состав и размер
ЗНЗ
1
166
14.04
Санитарно-защитные зоны, состав и размер
ЗНЗ
1
167
15.04
П/р.Определение пылезадерживающей роли растений
УКПЗ
1
Экоакция «За чистоту городских улиц».
Практические работы:
№1 Определение пылезадерживающей роли растений.
№2 Определение загруженности улиц автотранспортом.
Воспитывать дисциплинированность и ответствен-ность;
Формировать чувство самокритично-сти
168
15.04
П/р.Определение пылезадерживающей роли растений
УКПЗ
1
169
18.04
П/р.Определение пылезадерживающей роли растений
УКПЗ
1
170
18.04
П/р.Определение пылезадерживающей роли растений
УКПЗ
1
171
21.04
П/р.Определение пылезадерживающей роли растений
УКПЗ
1
172
21.04
П/р. Определение загруженности улиц автотранспортом
УКПЗ
1
173
22.04
П/р. Определение загруженности улиц автотранспортом
УКПЗ
1
174
22.04
П/р. Определение загруженности улиц автотранспортом
УКПЗ
1
175
25.04
П/р. Определение загруженности улиц автотранспортом
УКПЗ
1
176
25.04
П/р. Определение загруженности улиц автотранспортом
УКПЗ
1
177
28.04
Экоакция «За чистоту сельских улиц»
УКПЗ
1
178
28.04
Экоакция «За чистоту сельских улиц»
УКПЗ
1
179
29.04
Экоакция «За чистоту сельских улиц»
УКПЗ
1
180
29.04
Экоакция «За чистоту сельских улиц»
УКПЗ
1
181
02.05
Экоакция «За чистоту сельских улиц»
УКПЗ
1
182
02.05
Экоакция «За чистоту сельских улиц»
УКПЗ
1
183
05.05
Экоакция «За чистоту сельских улиц»
УКПЗ
1
184
05.05
Экоакция «За чистоту сельских улиц»
УКПЗ
1
Раздел 6. Экологическая обстановка в г.Старый Оскол и Старооскольском районе- 16 часов
185
06.05
Атмосферный воздух
ИНЗ
1
Атмосферный воздух.
Водные ресурсы.
Земельные ресурсы.
Растительный и животный мир.
Воспитывать любовь к малой родине:
к родному дому, школе, семье, двору, микрорайону, городу;
Видео
186
06.05
Атмосферный воздух
ЗНЗ
1
187
12.05
Атмосферный воздух
ЗНЗ
1
188
12.05
Водные ресурсы
ИНЗ
1
189
13.05
Водные ресурсы
ЗНЗ
1
190
13.05
Водные ресурсы
ЗНЗ
1
191
16.05
Земельные ресурсы
ИНЗ
1
192
16.05
Земельные ресурсы
ЗНЗ
1
193
19.05
Земельные ресурсы
ЗНЗ
1
194
19.05
Растительный и животный мир
ИНЗ
1
Видео
195
20.05
Растительный и животный мир
ЗНЗ
1
196
20.05
Растительный и животный мир
ЗНЗ
1
197
23.05
Семинар «Экообстановка в городе Старый Оскол и Старооскольском районе»
УКПЗ
1
Семинар «Экообстановка в городе Старый Оскол и Старооскольском районе».
Игра «Дыхание города».
198
23.05
Семинар «Экообстановка в городе Старый Оскол и Старооскольском районе»
УКПЗ
1
199
26.05
Игра «Дыхание города»
УКПЗ
1
200
26.05
Игра «Дыхание города»
УКПЗ
1
Раздел 7. Техногенная среда и здоровье человека- 16 часов
201
27.05
Болезни цивилизации
ИНЗ
1
Болезни цивилизации.
Выхлопные газы и здоровье
человека.
Влияние электромагнитного излучения, шума и вибрации на человека.
Формировать Потребность в саморегуляции:
· ответствен
ность,
· самоконтроль,
·рассудитель
ность,
· тактичность,
· терпимость,
·самостоятельность,
· умение адаптироваться к новым условиям,
· умение прогнозировать собственную деятельность,
· умение организовать свою деятельность и анализировать её
АРМ
202
27.05
Болезни цивилизации
ЗНЗ
1
203
30.05
Выхлопные газы и здоровье человека
ИНЗ
1
204
30.05
Выхлопные газы и здоровье человека
ЗНЗ
1
205
02.06
Влияние электромагнитного излучения, шума и вибрации на человека
ИНЗ
1
206
02.06
Влияние электромагнитного излучения, шума и вибрации на человека
ЗНЗ
1
207
03.06
Комплексная анкета по выявлению состояния экологической культуры учащихся
УКПЗ
1
208
03.06
Комплексная анкета по выявлению состояния экологической культуры учащихся
УКПЗ
1
209
06.06
Влияние шума на здоровье человека
ИНЗ
1
Работа со справочной, тематической литературой.
210
06.06
Влияние шума на здоровье человека
ЗНЗ
1
211
09.06
Влияние шума на здоровье человека
ЗНЗ
1
212
09.06
Влияние шума на здоровье человека
ЗНЗ
1
213
10.06
П/р.Изучение продолжительности жизни людей во временном плане под влиянием антропогенных фактов
УКПЗ
1
Практические работы:
№1. Влияние шума на здоровье человека.
№2. Изучение продолжительности жизни людей во временном плане под влиянием антропогенных фактов.
214
10.06
П/р.Изучение продолжительности жизни людей во временном плане под влиянием антропогенных фактов
УКПЗ
1
215
13.06
П/р.Изучение продолжительности жизни людей во временном плане под влиянием антропогенных фактов
УКПЗ
1
216
13.06
П/р.Изучение продолжительности жизни людей во временном плане под влиянием антропогенных фактов
УКПЗ
1
В разделе «Тип и форма занятий» вводятся следующие обозначения:
Условные обозначения:
Сокращённое обозначение
Учебное занятие
Сокращённое обозначение
Учебное занятие
ИНМ
Изучение нового материала
КЗ
Контроль знаний
ЗПЗ
Закрепление первичных знаний
УОСЗ
Урок обобщения и систематизации знаний
УКПЗ
Урок комплексного применения знаний
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Комплексная анкета
по выявлению состояния экологической культуры учащихся
Вопросы
1. Мотивационный компонент
1.
Что вызывает у Вас потребность заниматься экологической деятельностью?
требования учителей –
любовь к природе; -
стремление быть полезным -
сознание личной причастности к делу охраны природы
требования родителей –
пример других людей-
интерес к экологическим проблемам –
затрудняюсь ответить-
особое мнение
2.
Убеждены ли Вы в том, что деятельность каждого конкретного человека способствует решению экологических проблем?
Да-
не совсем убежден-
нет-
3.
Считаете ли Вы своим долгом заниматься экологической деятельностью (охраной природы)?
да, считаю -
скорее да, чем нет-
скорее нет, чем да-
нет, не считаю-
4.
Проявляете ли Вы интерес к проблемам взаимодействия человека и природы? В чем это выражается?
постоянно читаю книги, статьи в газетах и журналах, смотрю передачи экологической тематики
иногда читаю отдельные статьи в периодических изданиях –
не интересуюсь этими проблемами –
делал доклад на уроке (заседании кружка) по экологической тематике
занимаюсь в природоведческом кружке-
провожу исследования в природе-
затрудняюсь ответить-
5.
Что препятствует Вам заниматься экологической деятельностью?
не проявляю интереса к проблемам взаимодействия человека и природы-
не хватает времени на все, в том числе на экологическую деятельность –
экологическая деятельность - это очень трудно-
большая загруженность другой работой -
осознание того, что вряд ли я один могу изменить экологическую ситуацию -
я не владею навыками и умениями экологической деятельности-
это не мое дело-
затрудняюсь ответить-
особое мнение ___________
6.
Что обычно определяет Ваше поведение в природе?
никогда не задумывался над этим; -
бережное отношение к растениям и животным-
стремление получить какую-либо пользу, выгоду для себя-
осознание долга за сохранение всего живого-
стремление отдохнуть, расслабиться, получить положительные эмоции-
стремление насладиться красотой природы
затрудняюсь ответить-
особое мнение
2. Аксиологический компонент:
1.
Какую ценность имеет природа для общества человека?
Позволяет жить на планете
В природе много интересного
Затрудняюсь ответить
2
Какую ценность имеет природа лично для Вас?
Красиво в лесу, на водоеме
Она дает мне здоровье, еду, красоту
Это наше достояние
Помогает любить все окружающее
3.
В чем заключается общечеловеческая ценность природы?
в том, что она является главным условием жизни человека
в том, что она критерий прекрасного в жизни-
в том, что она дает человеку пищу и одежду –
в том, что она источник вдохновения в деятельности человека-
в том, что она позволяет человеку познавать окружающий мир –
затрудняюсь ответить-
(особое мнение) воспитывает любовь ко всему живому
4.
Есть ли в природе полезные и вредные растения и животные?
Нет в природе все взаимосвязано
Да
Не знаю
5.
В чем заключается нравственная ценность природы?
В красоте, во вдохновение
В том, что природа помогает жить, развиваться
Стать лучше, добрее, выносливее, мудрее
Затрудняюсь ответить
6.
В чем заключается познавательная ценность природы?
Природа открывает для нас много нового и не исследованного
Источник познания себя и мира
Затрудняюсь ответить
7.
В чем заключается эстетическая ценность природы?
В наслаждении ее красотой
Появляется вдохновение для творчества
3. Гностический компонент
1.
Что такое экология? наука о взаимодействии человека и природы –
наука о взаимодействии человека и природы
система знаний об экосистемах –
наука о воспроизводстве жизни и факторах этого воспроизводства –
сведения об экологических проблемах-
наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей природой-
система знаний о растительном и животном мире-
наука о биосфере-
затрудняюсь ответить-
2.
Какие Вы знаете экологические проблемы современности?
Озоновые дыры
Деградация почв
Загрязнение бытовыми отходами
Загрязнение воздуха выхлопными газами, заводскими трубами
Загрязнение морей нефтью
Парниковый эффект
Уничтожение животных и растительного мира, занесенных в красную книгу
3.
Назовите ведущие антропогенные факторы изменения окружающей среды.
Добыча полезных ископаемых
Строительство городов, дорог
Мусорные свалки
Затрудняюсь ответить
4.
Что такое Красная книга?
список редких и исчезающих видов животных и растений, подлежащих охране-
описание экологических проблем современности;-
перечень лучших дел человечества по охране природы –
перечень негативных поступков, действий человека по отношению к природе-
описание наиболее красивых объектов, явлений природы –
затрудняюсь ответить-
5.
Что такое биосфера?
совокупность растений и животных -
живая оболочка планеты-
пространство существования жизни на Земле -
взаимосвязь человека и природы-
животный мир-
видовое разнообразие растений
затрудняюсь ответить-
4. Эмоционально-волевой компонент
1.
Какие эмоции и чувства вызывает у Вас общение с природой?
Радость, повышенное настроение
Вызывает вдохновение для новых дел и поступков
2.
Какие эмоции и чувства вызывает у Вас негативное отношение людей к природе?
Отвращение к таким людям, гнев, огорчение, отрицательные эмоции
Затрудняюсь ответить
3.
Всегда ли Вы можете удержаться от того, чтобы сорвать цветов, сломать ветку дерева без особой потребности?
Всегда-
Иногда-
очень редко -
никогда –
4.
Могли бы Вы остановить своего товарища от нанесения вреда природе? Как?
- Да, словом, разговором
- Попросить взрослых помочь
- Затрудняюсь ответить
5.
Испытываете ли Вы потребность заниматься экологической деятельностью?
Да
Затрудняюсь ответить
6.
Оцените свой уровень экологической культуры:
высокий-
средневысокий-
средненизкий-
низкий -
затрудняюсь оценить -
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Необходимое
количество
Оснащенность
1.
Технические средства обучения
1.1
АРМ
Д
1/100%
1.2
Экран навесной
Д
1/100%
Дополнительная литература
Анашкина, Е. Н. Лесными тропами. Наблюдаем за млекопитающими /
Е. Н. Анашкина // Ярославль Академия развития 2006. – 288 с.
Бабенко, В. Г., Богомолов, Д. В. Экология животных / В.Г. Бабенко, Д. В. Богомолов // Москва: Вентана - Граф, 2004.- 128 с.
Брем, А. Э. Жизнь животных / А. Э. Брем // Москва: Терра 1992. – 524 с.
Галушин, В. М. Охрана природы / В. М. Голушкин // Москва: Просвещение, 1987.– 256 с.
Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины.- М. Просвещение, 2000.- 116 с.
Денисова, Г. А. Удивительный мир растений / Г.А. Денисова // Москва: Просвещение, 1981. -187с.
Миркин, Б. М. , Наумова, Л. Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учителей / М. Б. Миркин, Л.Г. Наумова // Москва: Устойчивый мир, 2000. – 272 с.
Реймерс, Н.Ф., Штельмерк, Ф.Р. Особо охраняемые природные территории / Н. Ф. Реймерс, Ф.Р. Штельмерк // М.: Просвещение, 1978. – 134 с.
Экология Белгородской области: учебное пособие для уч-ся 8-11 классов / Под ред. А.М. Петин, Л.Л. Новых, В.И. Петина, Г.Г. Глазунов // М.: Изд-во МГУ, 2002.- С.16-163.
Энциклопедия Я познаю мир. Экология. / Под ред. А. Е. Чижевский. // Москва, 2005. – 388с.