Урок по истории Казахстана с использованием проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Проект "Развитие критического мышления через чтение письмо" не отрицает полезное традиционной методики обучения. Он дает возможность совершенствовать имеющиеся методы обучения, учитывая приемлемость вводимых новшеств для нашего образования. Вся работа в этом плане направлена на самое главное – создать на уроке условия, помогающие ученикам самим добывать себе знания на основе уже имеющегося опыта, дать им что-то новое, доселе неизвестное. Сила и оригинальность этого проекта, состоит в том, что её создатели выстроили новую систему методов и приёмов обучения.
Стратегии критического мышления позволяют превратить учение из рутинной работы в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу. Данный урок поможет учителям истории в использовании приемов индивидуальной, групповой, парной работы учащихся на уроках. На уроке "Присоединение Младшего жуза к России" используется коллективная форма работы, методы взаимообучения, презентация тем. Данный урок особенно интересен учителям, работающим по проекту "Развитие критического мышления через чтение и письмо".
Деятельность учителя – это вечный поиск интересного, полезного, необходимого. Желаем всем находиться в состоянии этого поиска, ведь "кто ищет, тот всегда найдет".
Урок по истории Казахстана
с использованием проекта
«Развитие критического мышления
через чтение и письмо»
Учитель истории, высшей категории
школы-лицея№ 28 г. Филиппова Людмила Павловна
Казахстан, Западно-Казахстанская область, г.Уральск
История Казахстана, 8 класс
Тема: "Присоединение Младшего жуза к России"
Цель:развивать у учащихся способность осознать сущность противоречивого процесса присоединения казахских земель к Российской империи.
Задачи:по окончании урока учащиеся смогут:
назвать основные события, участников процесса присоединения Младшего жуза к России
определить значения и последствия присоединения Казахстана к России и определить роль хана Абулхаира в этом процессе
работать самостоятельно
приобрести навыки коллективной работы
Оценка:1. Кластер
2. Дневник двойной записи
3. Дискуссионная карта
Источники и управление временем:
Побуждение – 10 минут
Осмысление – 25 минут
Рефлексия – 5 минут
Заключение – 5 минут
Ход урока
I. Побуждение
1. Стратегия "Предварительные фразы"
Учащимся предлагается список слов и работа в парах по составлению своего рассказа по теме:
"Аќтабан шўбырынды"
"Ќалмаќ ќырылған"
2. Стратегия "Кластер"
Усвоение предыдущей темы проверяется самостоятельной работой – составление "кластера"
Борьба казахов
с джунгарамиКогда?Где?
1.1.
2.2.
3.3.
4.4.
5.5.
Причины неудач
в борьбе с джунгарами
1.
2.
3.
II. Осмысление
На этом этапе используется форма коллективного обучения
1. Коллективное обучение
группы организуются до начала урока
варианты образования групп:
для формирования групп используется цветные карточки
учитель сам организует группы по уровню подготовки учащихся
Каждая группа получает тему и готовит презентацию темы
1 группа"Основные предпосылки присоединения Младшего жуза к России"
Используется учебник
2 группа"Позиция биев и старшин Младшего жуза к вопросу принятия российского подданства"
Используется учебник, хрестоматия, документ "Из журнала А.Тевкелева"
3 группа"Позиция России в вопросе присоединения Младшего жуза"
Используется учебник, хрестоматия, документ "Грамота к Киргиз-кайсацкому Абулхаир хану и ко всему войску"
4 группа"Роль хана Абулхаира в присоединении Младшего жуза к России"
Используется учебник, хрестоматия, документ "Письмо Абулхаира Анне Иоанновне
5 группа"Основные последствия присоединения Младшего жуза к России"
Используется учебник
Работа в группах организована следующим образом:
2. Стратегия "Дневник двойной записи"
Лист делится на две части, с левой стороны ученики выписывают фразы из текста, которые они считают наиболее важными для себя, а справа пишут объяснения или комментарии к ним
Затем идет обмен мнениями в парах, обмен мнениями в группе, тем самым обучают друг друга. Ведущий группы представляет итог обсуждения темы
III. Рефлексия
1. Стратегия "Дискуссионная карта"
"Можно ли считать процесс присоединения Младшего жуза к России однозначным?"
Да, потому что Нет, потому что
- Учащиеся заполняют дискуссионную карту и высказывают свое мнение
IV. Заключение
Учитель подводит итог, делает вывод