«Структура урока с точки зрения Системно-деятельностного Подхода»


Учитель начальных классов МКОУ «Зуйская ОШ №1»Зенова Наталья Викторовна Компоненты овладения знаниями при системно-деятельностном подходе в обучении Восприятие информацииАнализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации)Запоминание (создание образа)Самооценивание Что необходимо знать для взаимодействия учителя и ученика 1) Принципы построения уроков2) Типы уроков3) Структура урока Система принципов для построения уроков в рамках системно-деятельностного подхода: 1) Принцип деятельности2) Принцип непрерывности3) Принцип целостности4) Принцип минимакса5) Принцип психологической комфортности6) Принцип вариативности7) Принцип творчества Классификация уроков: Традиционное обучение:*урок ознакомления с новым материалом*урок обобщения и систематизации изученного*комбинированный урок*урок закрепления умений и навыков*урок проверки знаний Развивающее обучение:*урок «открытия» нового знания (постановки учебной задачи)*урок рефлексии*урок общеметодологической направленности*урок развивающего контроля Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении - создание условий для проявления познавательной активности учеников. Отличие современного урока от традиционного по способу передачи знаний Объяснительно-иллюстративный метод Проблемный метод Репродуктивные методы Частично-поисковый метод Исследовательский метод Традиционный подход:Составьте схемы словПроверю, как вы справились с заданиемСегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, научимся её писать Системно-деятельностный подход:Работая в паре, проведите звуковой анализ с помощью алгоритмаПослушайте друг друга и проверьте по эталону Посмотрите на схемы и запишите слова письменноПочему не получается записать?Чему нужно научиться, чтобы выполнить задание? Элементы сравнения Особенности урока в рамках деятельного подхода Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельности Формулировка темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определяют границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цель Планирование учащимися способов достижения цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану(применяется групповая и индивидуальная форма организации деятельности) Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельности Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением практической работы Учащиеся осуществляют контроль( применение формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному эталону) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащихся осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценочной деятельности по ее результату(самооценивание, результат деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще задание – одно для всех) Учащиеся могут выбрать задания предложенные учителем с учетом индивидуальных возможностей Структура урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода: 1.Мотивирование к учебной деятельности2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии3.Выявление места и причины затруднения4.Построение проекта выхода из затруднения5.Реализация построенного проекта6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону8.Включение в систему знаний и повторение9.Рефлексия учебной деятельности на уроке Этапы урока Организующая роль учителя 1 Мотивация к учебной деятельности Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу») 2 Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими. 3 Выявление места и причины затруднения Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) фиксация места и шага, где возникло затруднение; 2) выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. Этапы урока Организующая роль учителя 4 Построение проекта выхода из затруднения Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации. 5 Реализация построенного проекта Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания. 6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах, в группах) Этапы урока Организующая роль учителя 7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создаёт , по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. 8 Включение в систему знаний и повторение Организует выявление границ применения нового знания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. 9 Рефлексия учебной деятельности Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания Критерии результативности урока 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)3. Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе Критерии результативности урока 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы5. Учитель эффективно (согласно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилам и творчески6. На уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся) Критерии результативности урока 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приёмы.8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Критерии результативности урока 10. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.12. На уроке осуществляется глубокое личностное взаимодействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)