Аудиовизуальная поддержка в изучении темы «СССР и западные державы во второй мировой войне. Послевоенная политическая реальность»


Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНЕМАТОГРАФИИ имени С.А.ГЕРАСИМОВА
ВГИК VGIK
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ФИЛИАЛ ВГИК

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Аудиовизуальная поддержка в изучении темы
«ссср и западные державы во второй мировой войне. послевоенная политическая реальность»
дисциплина «История» общеобразовательного цикла
для специальностей СПО
070208 – «Театральная и аудиовизуальная техника» (по видам)
230701 – «Прикладная информатика» (по отраслям)
100118 – «Техника и искусство фотографии»
2013
Пояснительная записка
Описание и обоснование идеи
Специфика курса истории, изучаемого в цикле общих образовательных дисциплин, состоит в уклоне в аналитическую деятельность, предполагающую знакомство с системой связей между важнейшими процессами и явлениями отечественной и мировой истории. В числе таких процессов особое место отводится пониманию послевоенной реальности, сложившейся как результат глобального столкновения противоборствующих интересов. Войны неизменно являлись спутниками эволюции общества, давали начало созданию, развитию и крушению государств и цивилизаций, приводя к смене исторических эпох. В изучении истории середины прошедшего века присутствует немало сложностей и противоречий, связанных с попыткой пересмотра итогов войны, несовпадением концепций, разрабатываемых в научном мире. Немало стереотипов, которые препятствуют пониманию объективной сути событий. Эти и другие обстоятельства обусловили актуальность изучения данного исторического периода с тем, чтобы усвоение обучающимися фактического знания по проблеме было сонаправлено с важными воспитательными целями, формированием мировоззренческих позиций в рамках патриотического и гражданского воспитания молодого поколения.
Таким образом, тема, посвященная послевоенной реальности, требует отдельного акцента. В связи с этим была предпринята попытка подготовить методическую разработку учебного занятия, основу которого должен составить максимально разнообразный комплекс форм, средств, приемов работы преподавателя с аудиторией, благодаря которому достигается прочное закрепление пройденного материала, систематизируются приобретенные знания, фиксируются логические связи. Отдельно стоит сказать о расширении узкопредметного видения процедуры оценивания, поскольку данный вид деятельности тоже требует дополнения за счет стимулирования мотивации, интеллектуального тренинга с возможностью выхода за пределы ядра учебной дисциплины. Благодаря разнообразию дидактического материала достигается посыл к тем органам чувств, которые отвечают особенностям восприятия. В дополнение к привычному аудиально ориентированному способу работы с учебной аудиторией разумно использовать зрительные способы, способствующие осмысленному восприятию, лучшему запоминанию информации, а также кинестические, применение которых обеспечивает наилучшее качество запоминания информации. Разнообразные и содержательные образы, включаемые в суждения и умозаключения, повышают привлекательность учебной информации и усиливают интерес к изучаемому материалу.
Активное использование наглядной информации позволяет выделить разные ракурсы в изучаемых объектах, и что немаловажно, довести до логического конца ошибочные рассуждения обучающихся. Как правило, такая форма является более убедительной в сравнении с ситуациями, когда исправление ошибок производится в устной форме. Одновременно достигается развитие способности обучающихся интерпретировать представленную информацию, возникают основания для построения ассоциативных рядов, а следовательно и широкой аргументации собственной точки зрения.
Главный мотив, обусловивший использование аудиовизуальных дидактических материалов, состоит в усилении эффектов, заложенных в идее развивающего обучения.
Особые надежды связаны с возможностью:
- визуализировать учебную информацию об объектах и закономерностях общественно-исторических процессов, не только реальных, но и латентных;
- разнообразить способы представления значительного объема информации;
- усилить эмоциональную нагрузку, вследствие чего достигается активизация умственных процессов и обратной связи после восприятия информации.
Значительную роль при этом сыграла возможность повторить однажды разработанное занятие при минимальных затратах на его подготовку в дальнейшем.
Система планируемых результатов
Данное занятие ориентировано на достижение следующих целей:
обобщение и систематизация информации по темам, охватывающим период с 1939 по 1945 гг.,
освоение нового информационного раздела, введение новых понятий и терминов, открывающих путь к пониманию многих явлений современной мировой и отечественной истории
Ключевой результат урока взаимосвязан с комплексом задач, который представлен единством трех компонентов:
Познавательные:
- упорядочить и повторить изученный материал, углубить представление и осознанное отношение к исторической информации;
- продолжить формирование навыков, обеспечивающих работу с текстовой и аудиовизуальной информацией
Развивающие:
- отработать речевые навыки,
- развивать культуру эмоций, продолжить отработку опыта участия в дискуссии стимулирование навыков;
- совершенствовать репродуктивные приемы деятельности: аналитическое мышление, способность аргументировать и систематизировать.
Воспитательные:
- продолжить влияние на формирование активной гражданской позиции через понимание социальной и исторической информации;
- показать важность роли, которую сыграла страна в один из самых важных периодов мировой истории.
- формировать ценностное отношение к историческим фактам и их интерпретации.
Разработанный проект занятия предлагает проведение урока по комбинированному типу: первый этап посвящен проверке и коррекции знаний, второй - изучению нового материала
Оборудование:
•компьютер,
•проектор,
•экран
Методический материал:
•Авторская мультимедийная презентация
•Учебный видеоролик
•Компьютерные тесты
Описанная идея полностью отвечает требованиям ФГОС, актуализирующим развитие метапредметных и личностных результатов, прежде остававшимся за рамками образовательного процесса. Осмыслению концепции и организации занятия было посвящено немало времени. На этапе планирования урока была проведена кропотливая подготовительная работа. Она осуществлялась поэтапно:
1)разработка содержательной составляющей;
2)определение стратегии и структуры представления теоретического материала;
3)детальная разработка слайдов, нацеленных на опрос и повторение;
4) разработка слайдов, поддерживающих изложение нового материала;
5) исполнение идеи;
6) разработка содержательного компонента компьютерного тестирования;
7) разработка сценария учебного видеоклипа;
8)техническое исполнение
Стоит также отметить наличие рефлексивного этапа, который предшествовал описанию проделанной работы. Предложенная методическая разработка была апробирована, после чего в нее были внесены необходимые коррективы.
Описание готовой разработки логично подать в комплексе с указанием основных целевых характеристик. Слайды № 1-13 предназначены для визуализации поставленных заданий в ходе опроса







Описание работы со слайдами № 1-13
Посредством разработанных слайдов осуществляется выборочный контроль знаний. Материал, по которому ставятся вопросы и задания – предвоенная история и события Второй мировой войны. В работе принимают участие обучающиеся, выбранные по усмотрению преподавателя. К исправлению недочетов и ошибок привлекаются все желающие. Такой подход позволяет оценить не менее 3 студентов, вызванных по инициативе преподавателя, и 3-5 студентов, активно работающих на уроке. При необходимости задаются вопросы на повторение. Помощь группы в оценивании ответов, в формулировании дополнительных вопросов приветствуется.
Слайд № 1 предлагает систематизировать даты по любому логическому основанию. Воможные варианты ответа: 1924-1925 гг. и 23 августа 1939 гг. – даты значимые для СССР: первая означает полосу дипломатического признания СССР, вторая – заключение Пакта о ненападении с Германией. Остальные даты иллюстрируют активность Германии: 1933 г. – дата прихода к власти Гитлера, 1936 г. – заключение Антикомминтерновского Пакта, март 1938 г. – аншлюс Австрии, сентябрь 1938 г. - Мюнхенский сговор, 1 сентября 1939 – нападение Германии на Польшу, начало Второй мировой войны. Можно сгруппировать даты исходя из международной значимости событий: 1933 – событие локального значения, остальные носят важный международный характер. Возможно выделение в отдельную группу всех дат, за исключением последней, не относящейся к предвоенному периоду. Возможны другие основания.
В основе слайда № 2 – похожее задение. В нем представлены даты: 30 сентября 1941 г. – 20 апреля 1942 г. – Московская битва, 8 сентября 1941 г. – 27 января 1944 г. – блокада Ленинграда, 17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва, 5 июля 1943 г. – 23 августа 1943 г. – Курская битва, октябрь 1944 г. – освобождение СССР, 22 апреля 1945 г. – падение Берлина, 8 мая 1945 г. – подписание капитуляции. Возможные варианты систематизации дат: битвы на территории страны и за ее пределами, сражения до и после завершения коренного перелома в войне и др.
Слайды №№ 3 и 4 не нуждаются в подробном описании. Обучающиеся излагают сведения, известные им о следующих персоналиях: Таня Савичева, Фридрих Паулюс, Андрей Власов, Николай Гастелло, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, Сидор Ковпак, Иван Панфилов, Олег Кошевой, Вильгельм Кейтель, Константин Симонов, Георгий Жуков.
На слайде № 5 размещены фотоснимки следующих объектов: реактивная установка «Катюша», парад Победы на Красной площади, Маршал Жуков, принимающий парад, монумент «Родина-мать» в Волгограде, фронтовые письма в виде треугольников, водружение красного знамени над Рейхстагом. Предполагается детализировать изображения дополнительной информацией.
Слайд № 6 предлагает заполнить пустые блоки названиями битв, означавших коренной перелом в войне. Правильными ответами будут: Московская битва, Сталинградская и Курская.
Слайд № 7 нацелен на подробное описание понятий: план «Ост» (программа колонизации и германизации завоеванных восточных территорий), план «Барбаросса» (план захвата СССР), ГКО (высший орган власти СССР в годы войны – Государственный Комитет Обороны), блокада (взятие в кольцо с целью принудить объект к сдаче), Приказ № 227 («Ни шагу назад»), города первого салюта (Орел и Белгород), второй фронт (фронт вооружённой борьбы США и Великобритании против фашистской Германии), встреча на Эльбе (соединение союзнических армий 1-го Украинского фронта и 1-й армии США), рельсовая война (название партизанской операции по выведению из строя железнодорожных коммуникаций в тылу врага)
Слайд № 8 содержит следующее задание. Требуется соотнести 9 фотоснимков с 3-мя периодами войны. К первому относятся следующие изображения: плакат «Родина- мать зовет», Брестская крепость, Парад 7 ноября 1941 г. Ко второму – дом Павлова в Сталинграде, танковое сражение под Прохоровкой, форсирование Днепра. К третьему – действия американской армии, красное знамя над Рейхстагом, подписание капитуляции.
В слайдах №№ 9, 10, 11 требуется ознакомиться с фрагментами текста, опознать город, о котором идет речь и найти соответствующий снимок в числе предложенных. В первом случае это Ленинград (снимок № 3), во втором Сталинград (снимок № 3), в третьем Курск (снимок № 2).
Довольно непростое задание предлагается в слайде № 12. Оно ориентировано на сравнение войн – Великой Отечественной и Отечественной 1812 года. В нижней части слайда приведены подсказки, которые могут быть использованы при поиске общих и отличных черт. Общими являются освободительный характер войн, неудачный начальный этап, победный исход, последствия войн в виде усиления позиций государства. Чертами отличия являются разные противники в названных войнах, наличие генерального сражения в кампании 1812 г., сдача Москвы в войне 1812 г. и героическая оборона в 1941 г., отличаются продолжительность войн, а также степень международного авторитета России и СССР в послевоенный период.
Слайд № 13 требует сопоставить информацию в левом и правом столбцах таблицы. Верные ответы группируются следующим образом:
Окружение и ликвидация группировки под командованием Паулюса – Сталинград
Крупнейшее танковое сражение – Курская битва
Первое крупное поражение немецкой армии – Москва
Серьезная задержка немецкого наступления и первая вынужденная оборона – Смоленское сражение
Освобождение Белоруссии – операция «Багратион»
(Вариант «Штурм Кенигсберга» в правой части таблицы является лишним)
Таким образом, в основе процедуры опроса лежат различные форматы. Задания представляют собой сопоставление однородных событий и процессов, упражнения, стимулирующие логическое мышление: на структурирование, систематизацию исторической информации по различным основаниям, раскрытие причинно-следственных связей. Представление заданий в форме слайдов презентации позволяет привлекать к решению заданий всю аудиторию, облегчает и обогащает восприятие информации. Допустимо, если опрос принимает групповой характер. Преимущество такого вида работы заключается в непосредственном контакте сторон, в развитии коммуникативных навыков, речевой практики, критического мышления, а также в наличии элемента игры (очередность привлечения к ответу, «премиальные» балы за правильный ответ и т.п.). Облегчается оценивание ответов студентов, активно дополняющих, исправляющих недочеты, способных выделять аспекты, не затронутые в предшествующих ответах.
Задания построены на различных методиках: выбор одного или нескольких ответов из списка, подстановка варианта, размещенного в области подсказок, поиск изображения, узнавание объекта по деталям и т.п.
Во второй части занятия используются слайды, предназначенные для обозначения ключевых моментов излагаемой учебной информации, установления логических связей между информационными блоками, а также для воздействия с помощью зрительных образов на активность умственной деятельности обучающихся.







Третья часть урока – демонстрация учебного видеоролика, созданного в соавторстве со студентом гр. 272 Нурмухаметовым Радиком https://www.youtube.com/watch?v=AA2yQxXWCAU&feature=youtu.beОбщеизвестно, что аудиовизуальная информация обладает устойчивым воздействием, поскольку наш мозг эволюционно настроен на ее восприятие и расшифровку. Специалисты не без основания полагают, что в течение ближайших лет около 90% содержания сети Интернет будет иметь формат видео. Наш ролик учебного содержания направлен на сообщение необходимой информации и полностью лишен развлекательных компонентов.
Стиль подачи информации сближает ролик с журналистским жанром. В то же время в нужных местах визуализируются символические образы, отдельные кадры раскрывают поочередно те логические пункты, на которых следует сделать особый акцент. При этом каждый из наиболее значимых пунктов остается в поле зрения, пока на экране и за кадром разворачивается новый фрагмент. Видеоряд, чередующий «сильные» и нейтральные образы, позволяет облегчить восприятие информации. Размеренная смена изображений позволяет исключить типичную ошибку, свойственную непрофессиональным работам. Имеется ввиду отвлечение внимания от усвоения учебной информации.
Определенный эффект концентрации внимания достигается благодаря озвучиванию видеоролика привычным голосом преподавателя, на этот раз тщательно соблюдающего интонационные нормы, выделяющего наиболее важные факты и доводы.
Видеоролик композиционно состоит из вступления, основной части и заключения. Используется музыкальное сопровождение, способствующее поддержанию интриги. В содержательной части не присутствуют наукоемкие слова, специальная лексика, а напротив, используются вполне понятные любому человеку формулировки, с помощью которых объясняются сложные общественные и политические явления. В ходе апробации методической разработки были отмечены отдельные недостатки, в том числе недочеты в учебном видеоролике. Часть из них была исправлена.
Содержательная часть ролика
Последней демонстрацией партнерства СССР и западных союзников стало открытие в апреле 1945 г. Организации Объединенных Наций. Согласно утвержденному уставу, высшими ее органами стали Генеральная Ассамблея, созываемая 1 раз в год, и Совет Безопасности. В него вошли 5 постоянных членов и 6 избираемых. К «пятерке» относились СССР, США, Великобритания, Франция и Китай.
Принято считать, что климат международных отношений начал меняться в ходе послевоенного переустройства Европы. Однако началом «холодной войны» стал вовсе не март 1946 года, когда английский премьер-министр Уинстон Черчилль в своей речи в американском городе Фултоне заявил о создании кольца вокруг СССР и подконтрольных ему стран. Первым звонком были тайные переговоры американской и немецкой сторон, в ходе которых немецкая сторона говорила о готовности сдаться союзникам, но не Советской Армии, которая, как выражались на Западе, принесет на своих штыках коммунизм.
«Холодная» война» длилась 55 лет, пока не распался Советский Союз. Для периода холодной войны характерно:
соперничество в экономике и общественной жизни;
представление противника в образе внешнего врага;
наращивание вооружения;
локальные вооруженные конфликты как следствие борьбы за сферы влияния
В 40-е годы начавшийся раскол углубила доктрина Трумэна, в которой американский президент изложил политические принципы Запада на ближайшие годы. Новая американская политика включала:
оказание экономической помощи странам Европы;
создание военно-политического союза западных стран под руководством США;
размещение вдоль советских границ сети военных баз США;
расшатывание режимов, установленных в Восточной Европе.
На новом этапе отношений бывшие союзники начали пожинать плоды военных побед. СССР установил советскую власть в странах, которые освобождались Советской Армией – Польше, Болгарии, Югославии, Венгрии, Румыния, Чехословакия. Исключение составили Австрия, которая осталась нейтральной от влияния освободителей, и Германия, половина которой попала в сферу влияния Запада. Именно Германия стала показательной ареной состязания. Америка начала оказывать финансовую помощь странам, неподконтрольным СССР и западной зоне Германии, как предусмотрено планом Маршалла. Под давлением СССР страны, попавшие под советский контроль, отказались от финансовой помощи США, поскольку Америка требовала от стран, принимавших помощь, вывести коммунистов из своих правительств. В самой Германии наши союзники отказались взымать выплаты с побежденного государства и провели в Западной части денежную реформу, которая быстро стабилизировала обстановку. СССР же стал активно вывозить промышленное оборудование из своей зоны оккупации и протестовать против действий бывших союзников. Протест вылился в настоящую блокаду Западного Берлина. Напомним, что и Германия, и Берлин были разделены на 4 зоны оккупации, и столица находилась в советской зоне. Из-за блокады союзники почти год были вынуждены снабжать свои зоны авиатранспортом.
Итогом противостояния стало создание в мае 1949 г. на территориях, подконтрольных США, Англии и Франции, Федеративной Республики Германии. В октябре 1949 г. в зоне советской оккупации создается ГДР. Дипломатические отношения СССР и ФРГ будут установлены только в 1955 г.
Охлаждение между бывшими союзниками можно проследить на примере новых международных организаций и экономических блоков. Первый блок – Совет Экономической Взаимопомощи – был учрежден в ответ на американский План Маршалла в январе 1949 г. В него вошли СССР и подконтрольные сталинскому режиму страны Восточной Европы.
В апреле 1949 г. создается Североатлантический блок - НАТО - организация, целью которой стало военное сотрудничество 10 европейских стран, США и Канады. Военный блок вокруг Советского Союза СССР был создан в 1955 г. Он получил название Организация Варшавского Договора.
После испытания в 1949 г. советского ядерного оружия «холодная» война только набирает обороты. Начинается война в бывшей японской колонии - Корее, которая будет разделена на проамерикански настроенную Республику Корею на юге и подконтрольную Советскому Союзу КНДР на севере полуострова.
Так победоносное окончание Второй мировой войны переросло в противостояние, а затем в борьбу двух экономических и политических систем за преобладание в мире. Постепенно мир приобретал биполярную окраску. В один ряд выстроились капиталистические страны, в другой – социалистические. Страны так называемого «третьего мира» воздерживались присоединяться к военным союзам.
По завершению просмотра ролика предлагается выделить связь новой информации с ранее известными историческими фактами, обратить внимание на отражение темы окончания войны и послевоенного устройства в кинематографии и фотоискусстве (х/ф «Тегеран-43», «Семнадцать мгновений весны», «Судьба человека», постановочные кадры водружения флага над Рейхстагом и др.)
Следующий блок урока – индивидуальное компьютерное тестирование на основе программы, разработанной студенткой гр. 268 Романовой Марией. Комплект тестовых вопросов, который предлагается на завершающем этапе урока, составлен с учетом материала, пройденного на последних занятиях, и в том числе на данном уроке. Критериями тестового задания стали валидность и надёжность, что позволило использовать их как обезличенный инструмент педагогического измерения. Такие тесты заслуживают внимания в силу многих обстоятельств. Во-первых, они способны оказывать положительное воздействие на мотивацию образовательной деятельности: появляется дух состязательности, увеличивается количество положительных эмоций в ходе занятия, усиливается интерес к самостоятельной подготовке, зарождается устойчивое стремление «одержать победу» в поединке с компьютером, доказав при этом наличие твёрдых знаний по предмету. Отзывы студентов говорят о том, что во время компьютерного тестирования не возникает мыслей о том, что вопросы составлены преподавателем. Стоит отметить присутствие в ходе тестирования элемента необычности, а также схожесть с игровой ситуацией. Кстати, реакция обучающегося, получившего неудовлетворительную оценку при тестировании, аналогична реакции человека, который проиграл в компьютерной игре, а значит, азарт приходит на смену неудовлетворению. Тесты предельно просты в использовании, обеспечивают высокую скорость выполнения работы. Еще один психологический эффект подобных тестов – возникновение у обучающихся убеждения в том, что при определённых усилиях материалом можно овладеть на «отлично», что обеспечивает серьезное преимущество над ситуациями, когда студент считает учебную задачу невыполнимой.
Существенное достоинство компьютерного тестирования – незамедлительность оценивания, а также автоматизированный характер отметки. Весьма привлекательным свойством компьютерных тестов является исключение субъективности оценивания обучающихся. В качестве неоспоримого плюса можно выделить и возможность выявления пробелов в знаниях с их последующим устранением без авторитарного вмешательства педагога. И наконец, главное, что подмечено автором разработки: процедура тестирования и получение высокой оценки в присутствии учебного коллектива создает прецедент, особенно если показанный результат был достигнут без особого труда и подсказок со стороны.
Варианты для тестирования
Вариант 1
1. Тегеранская конференция 1943 г. приняла решение о начале совместных военных действий:
а) в Южной Италии;
б) на севере Франции;
в) Испании;
г) на Балканах.
2.Что называется программой ленд-лиза?
а) советская помощь Европе;
б) советская помощь Америке;
в) американская помощь СССР и его союзникам;
г) вывоз промышленного оборудования из побежденной Германии.
3.Парад Победы на Красной площади принимал:
а) И.В. Сталин;
б) Г.К. Жуков;
в) Р.Я. Малиновский;
г) К.К. Рокоссовский.
4. На Нюрнбергском процесс высшие руководители фашистской Германии были:
а) приговорены к длительным срокам тюремного заключения;
б) приговорены к пожизненному заключению;
в) приговорены к смертной казни;
г) помилованы.
5. Одним из значительных последствий Второй мировой войны стало:
а) восстановление Лиги Наций;
б) отказ от международных организаций;
в) укрепление колониальных империй стран-победителей;
г) создание Организации Объединенных Наций.
6. По количеству человеческих потерь во Второй мировой войне СССР занимает:
а) 1-е место;
б) 2-е место;
в) 3-е место;
г) 4-е место
7. Послевоенные годы в сравнении с предвоенным периодом характеризуются:
а) снижением доли женского населения;
б) снижением доли мужского населения;
в) увеличением смертности;
г) предвоенный баланс почти не изменился.
8. План Маршалла предусматривал:
а) захват Америкой новых территорий в Европе;
б) техническое переоснащение;
в) финансовую помощь Америки странам Европы, пострадавшим в войне;
г) план объединения всех зон Германии
9. Каким термином обозначают вывоз технического оборудования из Германии и Японии?
а) реквизиции;
б) ратификация;
в) реабилитация;
г) репарации.
10. В начале Второй мировой войны СССР:
а) соблюдал нейтралитет по отношению ко всем воюющим странам;
б) оказывал помощь Великобритании и Франции;
в) оказывал помощь Польше;
г) совместно с Германией участвовал в разделе Польши
Вариант 2.
1. Какой из этих вопросов вызвал наиболее серьезные разногласия союзников во время Тегеранской конференции?
а) действия советской армии в Европе на завершающем этапе войны;
б) совместные действия союзников в Японии;
в) разделение Германии на оккупационные зоны;
г) заявление Рузвельта об обладании США ядерным оружием
2. Какое событие способствовало поддержанию морального духа советских воинов в ходе битвы под Москвой?
а) трансляция исполнения Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде;б) первый победный салют в Москве;в) проведение традиционного военного парада на Красной площади;г) открытие Второго фронта в Западной Европе
3. Акт о капитуляции Японии был подписан:
а) на борту линкора Миссури;
б) на борту линкора Марат;
в) в Нанкине;
г) в Токио.
4. 50% от общей суммы репараций Германия должна была выплатить:
а) Великобритании;
б) США;
в) Франции;
г) СССР.
5. Какие из названных стран объявили войну СССР, выступив на стороне Германии?
а) Турция, Иран;
б) Китай, Корея;
в) Франция, США;
г) Финляндия, Румыния.
6. К коренному перелому в Великой Отечественной войне относится
а) Курская битва; б) битва за Днепр; в) Висло-Одерская операция; г) Харьковское сражение
7. Высшим органом ООН является:
а) Генеральная Ассамблея;
б) Генеральный Секретариат;
в) Совет Безопасности;
г) Съезд делегатов
8. В оккупационных зонах США, Великобритании и Франции была образована:
а) ГДР;
б) ФРГ;
в) СЭВ;
г) ООН .
9. Прага была освобождена от фашистских захватчиков:
а) 30 апреля 1945 г.;
б) 2 мая 1945 г.;
в) 8 мая 1945 г.;
г) 9 мая 1945 г.
10. Издание И. В. Сталиным приказа №227 «Ни шагу назад!» было вызвано угрозой:
а) захвата немцами Крыма;б) нового прорыва немцев под Москвой;в) потери Сталинграда и выхода немцев к Волге;г) захвата немцами Ленинграда.
Вариант 3.
1. Какая из названных территорий была включена в СССР накануне Великой Отечественной войны?
а) территория Грузии;
б) территория Финляндии;
в) Левобережная Украина;
г) Восточная Пруссия
2. Военная операция советских войск под Сталинградом завершилась:
а) переходом Красной Армии к стратегической обороне;
2) стабилизацией фронта и переходом к позиционной войне;
3) освобождением Белоруссии;
4) окружением и уничтожением немецкой армии Ф. Паулюса:
3. Как назывался созданный фашистами один из крупнейших «лагерей смерти»?
а) Эрфурт;
б) Освенцим;
в) Нюрнберг;
г) Ауэрштадт.
4. Командиром крупного партизанского соединения в годы войны был:
а) С.А.Ковпак;
б) А.Ф.Павлов;
в) Н.Ф.Гастелло;
г) А.М.Матросов.
5. Акт о капитуляции нацистской Германии был подписан:
а) только представителями СССР;
б) только представителями Великобритании;
в) только представителями США;
г) представителями Великобритании, СССР, США, Франции
6. Кто из ученых в годы Великой Отечественной войны возглавил работу по созданию атомной бомбы?
а) Н. Е. Жуковский;б) К. Э. Циолковский;в) К. А. Тимирязев;г) И. В. Курчатов.
7. Крупнейший в мире военно-политический блок, существующий по настоящее время, носит название:
а) СЭВ;
б) НАТО;
в) Организация Варшавского Договора
г) СССР
8. В каком ряду названы города, удостоенные звания «Город-герой» за массовый героизм и мужество, проявленные в годы Великой Отечественной войны
а) Белгород, Новгород;б) Вязьма, Воронеж;в) Брянск, Рязань;г) Минск, Ленинград.
9. «Холодная война» - это:
а) военные действия США против СССР;
б) военные действия НАТО против ОВД;
в) противоборство двух систем: капиталистической и социалистической;
г) обострение экономической конкуренции на мировом рынке
10. СССР вступил в войну против Японии:
а) 24 июня 1945 г.;
б) 6 июля 1945 г.;
в) 9 августа 1945 г.;
г) 2 сентября 1945 г.
По окончании работы над тестами в группах разбираются правильные ответы, исправляются ошибки, по возможности, без помощи преподавателя.
Занятие завершается рефлексивным этапом, включающим процедуры по выявлению динамики образовательных достижений обучающихся. Студентам предлагается продумать ответы на следующие вопросы:
Что нового вы узнали на уроке?
Понимание какой информации встретило затруднения?
Объясните моменты, которые встречали затруднения во время занятия
Для нетождественных мнений: изложите друг другу свои доводы
В качестве домашнего задания предлагаются следующие виды работ:
Составление заданий, подобных тем, что были представлены на уроке
Составление вопросов и заданий для контроля по теме
Выявление аспектов, иллюстрирующих связь полученной информации и современной действительности
Сравнение своего мнение после изучения темы с тем, что было ранее
Рефлексия проведенных уроков в различных группах показала целесообразность более выраженного дифференцированного подхода при организации опроса и корректировки отдельных фрагментов видеоролика. Кроме того, в той части занятия, где студенты работают над компьютерными тестами, стоит предложить другие формы заданий для остальной аудитории. Предположительно, это должны быть распечатанные вопросники, в которые следует включить задания по пройденной теме, а также на повторение фактического материала изучаемого раздела.
Разработчик
преподаватель истории Жукова Е.А.
2013 г.