Выступление по теме Использование информационно-коммуникационных средств текстовый редактор, электронные таблицы, электронные презентации, ЦОР, Интернет в образовательном процессе
Выступление по теме «Использование информационно-коммуникационных средств: текстовый редактор, электронные таблицы, электронные презентации, ЦОР, Интернет в образовательном процессе»
Учитель информатики: Шевелева Н.А.
Использование информационно-коммуникационных технологий значительно расширило возможности образовательного процесса.
Электронные средства обучения (далее - ЭСО) - это программные средства, в которых
отражается некоторая предметная область,
реализуется технология ее изучения средствами ИКТ,
обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.
Для повседневной практической деятельности учителя наиболее значимыми являются такие возможности электронных средств обучения, как:
– адаптация учебного материала к конкретным условиям обучения, потребностям и способностям обучающихся;
– тиражирование и размещение материалов в сети.
Обозначим ряд ключевых аспектов использования ЭСО в образовательном процессе:
мотивационный аспект - создают условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учащихся, широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки, удовлетворения образовательных потребностей, раскрытия творческого потенциала учащихся;
содержательный аспект - дополняют учебник теми элементами, которых он реализовать не может (в ЭСО можно быстрее найти нужную информацию, оперировать ею, работать с наглядными моделями труднообъяснимых процессов);
учебно-методический аспект - обеспечивают учебно-методическое сопровождение учебного предмета. ЭСО можно применять при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т. д.;
организационный аспект -- могут быть использованы при классно-урочной, проектно-групповой, индивидуальной моделях обучения, во внеклассной работе;
контрольно-оценочный аспект -- позволяют осуществлять различные виды контроля: поурочный, тематический, промежуточный и итоговый.
Необходимо отметить, что использование ЭСО в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем ЭСО не заменяют традиционных подходов к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для педагога - найти соответствующее место ЭСО в образовательном процессе.
Методы использования ИКТ на уроке достаточно разнообразны и могут быть реализованы как:
представление в мультимедийной форме информационных материалов (иллюстрации, видеофрагменты, звукозаписи, презентации и др.);
изучение моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории, конструкторы для предметов естественнонаучного цикла);
организация проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать условия для самостоятельных исследований, формирования навыков самостоятельной творческой деятельности, развития презентативных умений и навыков;
решение тренировочных, творческих, исследовательских задач;
осуществление объективного и оперативного оценивания и др.
Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении учебного занятия могут быть использованы:
офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать программные продукты для любого учебного предмета и организовывать проектную деятельность учащихся; Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр.
цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), которые расширяют возможности образовательной среды и создают условия для развития творческого мышления учащихся;
образовательные ресурсы сети Интернет.
Рассмотрим офисные технологии.
Текстовый редактор (Блокнот, WordPad) предназначен для обработки текстовой информации. Позволяет создавать, редактировать, сохранять и распечатывать документы. Более совершенные текстовые редакторы называют текстовыми процессорами (MS Word). Они имеют более широкий спектр возможностей по созданию документов (вставка таблиц, диаграмм, проверка орфографии и т.д.). Текстовый процессор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. Учащиеся могут создать с помощью текстового процессора Word собственный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.
Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения так же весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем социально - экономической истории. В математике с помощью электронных таблиц можно представить функцию в числовой форме и построить ее график, в физике – обработать результаты лабораторной работы. Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр.
В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. Используя табличный процессор Microsoft Excel можно создать контролирующие тесты по различным предметам.
Электронные презентации (PowerPoint)
Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны.
Использование ЦОР в учебном процессе
Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе.
В настоящее время широко применяются следующие категории цифровых образовательных ресурсов:
1) специально разработанные электронные приложения, входящие в состав УМК по изучаемому предмету;
2) «методически адаптированные» к фрагментарному применению на уроках электронные учебники, репетиторы, энциклопедии и другие электронные издания;
3) размещенные на федеральных порталах информационные источники и информационные инструменты, специально разработанных для поддержки учебного процесса по предметам и снабженные методическими рекомендациями, в которых отражены цели их использования и решаемые дидактические задачи.
«Палочкой-выручалочкой» для современного учителя-предметника могут стать цифровые образовательные ресурсы из Единой коллекции, представленной в открытом доступе в сети Интернет по адресу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Большую помощь в работе с Интернетом оказывают каталоги образовательных ресурсов. Учитель-предметник, знакомясь с коллекцией ЦОР, может составить свой каталог ресурсов, предложенных создателями. Информацию о планируемом использовании элементов коллекции можно заносить также в таблицу календарно-тематического планирования.
ФИО учителя
Шевелева Н.А.
Предмет
информатика
Дата
Класс
Тема урока
Название ЦОР
Адрес ресурса
Оценка
26.10.2011
9
Моделирование в графическом редакторе
Презентация «Моделирование геометрических фигур с заданными свойствами»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
****
Это поможет учителю своевременно выполнить подготовительную работу к проведению урока, сделать урок современным, информативным, а в дальнейшем проанализировать результативность использования дополнительных средств наглядности для повышения качества знаний учащихся.
Использование ЭСО в образовательном процессе обеспечивает:
-индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения;
-предоставление учащемуся инструментов исследования, конструирования, формализации знаний о предметном мире;
-расширение и углубление знаний и умений по изучаемому предмету за счет возможности моделирования;
-расширение сферы самостоятельной деятельности учащихся (как индивидуальной, так и групповой, коллективной) за счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экспериментально-исследовательской, учебно-игровой и т. д.);
-формирование информационной культуры учащихся;
-повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов и закономерностей, возможности управления изучаемыми объектами, ситуацией, самостоятельного выбора форм и методов обучения.
И так, любой из типов уроков (изучения нового материала; совершенствования знаний и умений; обобщения и систематизации знаний; комбинированный; контроля и коррекции знаний и умений) может быть проведен с использованием ЭСО.
Варианты использования ИКТ на различных этапах уроках
Тип урока
Варианты использования ИКТ на различных этапах урока
Урок усвоения новых знаний
Информационный ввод: электронная презентация, использование ЦОР (аудио и видеофрагменты)Закрепление: работа с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами
Урок усвоения навыков и умений -компьютерная лабораторная работа
Вводная беседа: презентация или использование ЦОР (видеофрагменты)Допуск к работе: тестовый контрольПрактическая работа: виртуальная лабораторная работа с использованием специальных программных средств или моделирование в среде MS Excel
Урок усвоения навыков и умений – исследовательская работа
Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации
Урок усвоения новых знаний (навыков и умений) – виртуальная экскурсия
Виртуальное путешествие по странам, музеям, заповедникам и т.д.Сбор информации и разработка виртуальной экскурсии
Урок обобщения, систематизации
Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот).
Урок контроля и коррекции
Тестовые программы, электронные дидактические материалы.
Гигиенические требования к организации образовательного процесса
При организации образовательного процесса с использованием ЭСО учителя должны руководствоваться следующими нормативными документами:
санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы»;
Преимущества использования ИКТ
1. индивидуализация обучения;
2. повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы,
3. интегрирование обычного урока с компьютером делает процесс обучения более интересным, разнообразным.
4. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.
5. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе материалы разных предметов. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности.
Важное достоинство ЭСО и ЦОР состоит в том, что учителя могут разрабатывать собственные авторские учебные курсы и индивидуальные образовательные программы для школьников.
В качестве первой категории ЦОРов в процессе подготовки к урокам информатики в 5-7 классах можно использовать материалы к учебно-методическому комплексу Л.Л.Босовой, представленные на диске или по адресу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Третья категория - это ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), которые разработаны не только по информатике, но и по другим учебным предметам.
Заголовок 2Заголовок 315