Технологическая карта организованной учебной деятельности по развитию речи на тему Звуковой анализ слова мак.

Министерство образования и науки РК.
Восточно-Казахстанский Гуманитарный колледж.









Технологическая карта
организованной учебной деятельности
по развитию речи


Группа: Класс предшкольной подготовки










Составил: Овчарова Д.И.




г.Усть-Каменогорск
2014 год.

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Область: «Познание»
Подобласть: «Развитие речи»
Тема: Звуковой анализ слова мак.
Программное содержание:
Учить детей называть синонимы к словам;
Продолжать учить детей употреблять в речи слова с обобщающим значением, соотносить родовые понятия;
Учить детей считать звуки в слове;
Учить детей проводить звуковой анализ слова;
Развивать у детей зрительное восприятие, ориентировку на листе;
Воспитывать у детей стремление выполнять работу самостоятельно.
Материалы и оборудование: 
Демонстрационный: картинка мак, предложение написанное на доске
Раздаточный: карточки 2х цветов (синие и красные), рабочие тетради, простой карандаш и цветные на каждого ребенка.

Билингвальный компонент: здравствуйте – с‰леметсіз бе, до свидания – сауболыSыз, цветы – г_лдер, мак - к™кн‰р.

Этапы
Действия воспитателя
Деятельность детей


Мотивационно-побудительный





Сюрпризный момент:
Воспитатель: Здравствуйте! С‰леметсіз бе!
Умственная гимнастика

Игра «Назови только гласные звуки»
Цель: - упражнять детей в названии гласных звуков и определять первый звук в слове;
Послушайте стихотворение о гласных звуках и назовите их.
«Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребёнка баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать» (В. Берестов)
-назовите слова которые начинаются на гласные звуки.
Игра «Раздели слова на слоги».
Цель: определение количества слогов в слове.
Ход игры: произносим слово и хлопаем в ладоши по количеству слогов в данном слове. Напоминаю детям «сколько в слове гласных, столько и слогов»
Слова: мак, рак, лук, роза, гуси, лиса, лебеди, дерево.












 


- Здравствуйте! С‰леметсіз бе!
Возникновение интереса к предстоящей деятельности.

Слушаю стихотворение









Называют слова

Проговаривают слова и прохлапывают количество слогов




Организационно-поисковый (решение поставленных задач)
Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста загадки.
Четыре ярко-красных
Блестящих лепестка
И зёрнышки в коробочке
У этого цветка.

- правильно, это мак, а мак это что? Это цветок посмотрите на картинку, какой он красивый, а как цветы будет на казахском языке? Мак на казахском языке будет к™кн‰р, повторите все вместе.
Послушаем «мак», сколько звуков в этом слове? Как догодались? Давайте узнаем какие звуки в этом слове. Произнесем слово и прислушаемся, какой звук идет первым: М-М-МАК. (Звук [м].) Какой он гласный или согласный? Твердый или мягкий? Каким цветом обозначается? Поставьте фишку.
Скажем слово и послушаем, какой в нем второй звук: МА-А-АК. (Звук [а].) Какой он гласный или согласный? Каким цветом обозначается? Поставьте фишку.
Повторим слово и послушаем, какой в нем следующий звук: МА-К-К-К. (Звук [к] произносится с большей силой голоса.) Какой он гласный или согласный? Твердый или мягкий? Каким цветом обозначается? Поставьте фишку.
Сколько же всего звуков в слове МАК? (3.)
-хорошо, теперь откройте тетради и возьмите в руки простые карандаши, отступите сверху 2 клеточки, а слева 1 и начинайте рисовать квадратики – домики для звуков и раскрашивать их в соответствующие цвета.
Давайте прочтем еще раз слово мак по указке. Что будет, если последний звук убрать? Назовите оставшиеся звуки. А если убрать первый?
Вывод: если «потеряется» один из звуков, слово изменится или совсем «разрушится». Поэтому произносить слова надо правильно, проговаривая все звуки.
Физминутка:
Мы ладошкой потрясём,  Каждый пальчик разомнём. Раз, два, три, четыре, пять Мы начнём опять писать. Чтоб красиво написать Надо пальчики размять Раз, два, три, четыре, пять За письмо получим пять!


А чем обозначаются звуки? –правильно, давайте теперь напишем слово мак. Отступите вправо одну клетку от квадратиков, которые вы только что закрасили и начинайте писать вместе со мной. Какой буквой обозначим первый звук ?

-правильно, посмотрите как я пишу букву М и напишите так же в одну клетку, какой буквой мы обозначим звук «а», звук «к»? посмотрите и запишите.
-прочитаем слово которое получилось - «мак», теперь читают только девочки, мальчики, все вместе, Ева одна прочитает, Толя. Молодцы!
- теперь прочитайте пожалуйста предложение все вместе, которое записано на доске «Маша видит мак.», Вика прочитай одна, Стас, Саша. Давайте еще раз все вместе прочитаем.
-ребята, что это? Правильно предложение, сколько слов в этом предложении? Какое первое, второе и третье?
-напишите в тетрадях карандашом это предложение.
Физминутка:
Мы писали, мы писали,
А теперь мы тихо встали.
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем,
Теперь пальчики сожмем
И опять писать начнем.

-ребята, из чего состоит предложение? Посчитайте сколько слов в данном предложении.
-теперь я вам предлагаю зарисовать схему предложения. Сколько прямоугольников будет в схеме? С какого слова начинается предложение? Предложение всегда начинается с большой буквы, не забудьте обозначить это в схеме.
-Давайте сравним количество слов в предложении и количество прямоугольников. Как вы изобразили начало предложения? Чем вы закончили предложение? Правильную схему вы нарисовали? Молодцы!
Игра «Скажи по – другому».
Цель: упражнять детей в подборе синонимов.
Радостная - весёлая, ликующая,  торжествующая.
Умный-смышленый, красивый - прекрасный, смеяться – хохотать, кривая – извилистая, друг – товарищ, бросать – кидать, ломать – разрушать, думать – размышлять, ребенок – малыш. Брюки – штаны.

Хлеб по запаху – пахучий, душистый, ароматный.
На вкус - аппетитный, вкусный, сладкий, лакомый.
На ощупь – свежий, мягкий, пышный.
Хлебопек – пекарь, булочник, кондитер.
Игра: "Что лишнее?"
ЦЕЛЬ: Научить ребенка выделять общий признак в словах-понятиях, классифицировать.
Найди лишнее слово:
-ГУСЬ, ОСЕЛ, КУРИЦА, ИНДЮК
-ВТОРНИК, СРЕДА, ЗИМА, ЧЕТВЕРГ
-ТРАМВАЙ, МЕТРО, ТРОЛЛЕЙБУС, САМОСВАЛ
-ПАСМУРНО, НЕНАСТНО, ЯСНО, ДОЖДЛИВО
-БЕРЕЗА, ОСИНА, ДЕРЕВО, ТОПОЛЬ
-ИДТИ, БЕЖАТЬ, РИСОВАТЬ, ЗАХОДИТЬ
-ГРУСТЬ, РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ
 -ОГУРЕЦ, КАБАЧОК, КЛУБНИКА, ПОМИДОР

Работа в прописях:
-Ребята, прописываем в тетрадях по примерам: маленький круг в нижнем левом углу клетки и крюк, так чтоб его вертикальная палочка находилась по центру, а нижний хвостик касался правую стенку. Это элементы маленькой буквы «а», пропишите ее ниже.

Отгадывают загадку


-мак

Отвечают на вопросы
-цветок
-г_лдер
-к™кн‰р

Слушаю, повторяют и отвечают на вопросы
-согласный, твердый
-синим



-гласный, красным



-согласный, твердый
-синим



-работают в тетрадях




Произносят слово без последнего и первого звука




















-буквами










Читают по указаниям учителя.




Отвечают на вопросы:
-предложение
-3
-










-из слов
-3

-3

Дети рисуют

- 3 и 3
-с большой палочки
-точкой
-да

Называют слова синонимы













Называют лишнее слово.











Дети прописывают букву «а» и ее элементы


Рефлексивно-корригирующий
Подведение итога:


Воспитатель: Что нового узнали?
Что особенно вам понравилось?

Воспитатель: молодцы, ребята, все сегодня хорошо поработали, за это я дарю вам веселых смайликов!












Возникновение чувства удовлетворения, делают обобщения.
-отвечают на вопросы








-до свидания, сауболыSыз!


Ожидаемый результат:

Знать : способы звукового анализа слова мак; печатные образы букв.
Уметь: выполнять звуковой анализ слва; соотносить букву со звуком, которую она обозначает. Подбирать синонимы. Прорисовывать элементы букв.
Иметь: представление о значении слов; навыки классификации.