ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобыпользоваться им". Георг Гегель
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 слайд. Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием жизни людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, но и личности в целом.
2 слайд. Ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать.
Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию.
3 слайд. Под коммуникативными способностями младших школьников как средства их социальной адаптации понимают
комплекс индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности (контактность, эмпатичность, доброжелательность);
уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими,
навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.;
желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность;
умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации.
4 слайд. Младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений.
Дети в этом возрасте не утратили интереса к игре и, что самое важное, игру они используют как полигон для отработки учебных умений. Следовательно, игру можно с успехом использовать для отработки коммуникативных умений и социального поведения.
С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста эта взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития.
Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.
Первоклассники оценивают своих сверстников прежде всего по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.
К концу младшего школьного возраста критерии приемлемости несколько меняются. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определенные личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность.
Важную роль в формировании коммуникативной компетенции играет внеучебная деятельность обучающихся.
5 слайд. Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
Остановлюсь на некоторых из перечисленных направлений, которые я использовала в своей воспитательной работе - это беседы, классные часы, игры на общение, ролевые игры, внеклассные мероприятия.
6 слайд. В 1 классе провела классный час, на тему – «Мир человеческих отношений». Классный час проходил в форме игры «Что? Где? Когда?»
При оформлении использовала изображение совы – символа мудрости. Класс разделился на группы. Каждая группа отвечала на вопросы, которые были даны в форме жизненной ситуации.
Например: Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги - ребята весело смеются. Что вы можете сказать о таких мальчиках?
После того как ребята высказали свое мнение, сравнивали его с «мнением» Совы.
Такая форма проведения разнообразила традиционные классные часы и вызывала активность даже у пассивных ребят.
Так же мы провели в 1 классе воспитательное мероприятие "Дружба – главное чудо", на котором обсуждали вопрос о дружбе с героем литературного произведения или фильма.
По результатам беседы сделали вывод что, несмотря на то, что дети хотят дружить с сильными личностями, желательно со сверхъестественными возможностями – Человек паук и Супермен, но помогают в трудную минуту близкие люди – мама, папа, друзья, родственники. Вымышленные герои могут помочь, только показав пример силы или находчивости в выходе из критической ситуации.
7 слайд. Кроме бесед и классных часов большой интерес у ребят вызвали внеклассные мероприятия «День Земли», в ходе которого учащиеся учились защищать свои проектные работы, (8 слайд )брейн-ринг «В мире сказок» - где актуальным было умение работать в команде и др. В ходе которых ребята охотно шли на контакт, вступали в дискуссии, делали свои выводы.
В зависимости от целей, поставленных перед проведением занятия, в классе получилось создать дружескую атмосферу, ребята работали в группах, в парах, активно участвовали в конкурсах. Даже те ребята, которые на обычных уроках никак себя не проявляют, молчат, ничем не интересуются, были активными и не отказывались от участия в обсуждениях. В ходе занятия у них развивались мышление, внимание, эмоции, память и речь, развивались познавательные способности.
9 слайд. Важное значение в формировании дружного коллектива класса и развитии коммуникативной компетентности имеет также подготовка и проведение общешкольных мероприятий. Например, при подготовке к мероприятию, посвященном дню Матери велась работа над развитием связной речи обучающихся, дикцией, умением вести себя на сцене. Ведь научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру - необходимо каждому.
10 слайд. Кроме перечисленных направлений остановлюсь некоторых приёмах работы по формированию коммуникативных навыков, которые можно использовать в проведении классных часов, внеурочной деятельности.
1. Ролевые игры «Ролевое общение».Участники разбиваются на две группы, первая группа – журналисты, которые берут интервью, во второй группе каждый выбирает, кто он будет (спортсмен, бизнесмен, президент и т.п.) и, исходя из своей роли, должен отвечать на вопросы журналистов. В заключении обсуждают: Легко ли было общаться исходя из определенной роли? Какие переживания, мысли возникали во время выполнения упражнения?
2.Ролевая игра «Карусель».В игре осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижныйПримеры ситуаций:- Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...- Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.Упражнение «Передача чувств».Все встают в шеренгу, в затылок друг другу, первый человек поворачивается ко второму и передать ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление), второй человек должен передать следующему это же чувство и т.д. у последнего спрашивают какое чувство он получил и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.Упражнение «Эмпатия».Все члены в кругу слушают одного из участников, который говорит эмоционально окрашенную фразу. Каждый, по очереди, называет то чувство, которое по его мнению испытывает говорящий.Упражнение «Через стекло».Один из участников передает текст как бы через стекло, т.е. мимикой и жестами: другие называют понятое. Степень совпадения переданного и понятого текста свидетельствует об умении устанавливать невербальные контакты. Игра “Волшебный стул”.
На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как только он садиться, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза; называют качества (умный, добрый, внимательный..); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой); говорят о внешних достоинствах (красивые волосы). Такая игра очень понравилась детям. Они оживились и даже не обижались на высказывания детей.
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Овладение коммуникативной компетентностью - необходимое условие формирования социально активной личности.
11 слайд. Хочу закончить выступление словами Георга Гегеля «Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобыпользоваться им". И одна из главных задач работы учителя научить ребенка правильно пользоваться речью.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / Сб. метод. материалов для администраторов, педагогов и школьных психологов. - М.: Педагогический поиск, 2005.
Богуславская И. Деятельность классного руководителя в современной школе // Народное образование. М., 2004. № 6. С. 99-102.
Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников/ Л.Н. Булыгина/ Вопросы психологии. – 2010. - № 2. – С.149.
Гейхман Л. К. Коммуникативная компетентность профессионала.//Профессиональное образование, 2006г.
Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. Москва, 2005 г, с.124-135.
Дубровина М.В. Индивидуальные особенности школьников. - М.: 2005г.
Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов. – М.: Чистые пруды, 2007
Кабдолова К.Л. Формирование компетенций как необходимое условие повышения качества образования.//Открытая школа, 2004, с.45-47.
Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх А.А. Максимова Начальная школа. - 2005.- №1.- С.30-34
Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности./И.М. Михайлова – М.: Псков. ПГПУ, 2005. - 188 с.
Рождественский, Н.С. Речевое развитие младших школьников/ Н.С. Рождественский. - М.: Просвещение, 2000.
Сальникова С.А. Ключевые компетенции в современном образовании/ С.А.Сальникова //Начальная школа плюс до и после, №12. –М.: Красная звезда, 2011.
Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности/ И.С. Сергеев, В.И. Блинов. – М.: АРКТИ, 2007.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
Сытенко, Т.В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности/ Т.В.Сытенко //Школьные технологии, 2006. №7-С
13PAGE 15
Заголовок 115