Методическая разработка урока по дисциплине « Русский язык и культура речи»
Министерство образования и науки РСО-Алания
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Владикавказский колледж электроники
Методическая разработка урока по дисциплине « Русский язык и культура речи»
Выполнено
преподавателем ВКЭ
Томаевой С.К.
Владикавказ, 2014
Учебная дисциплина « Русский язык и культура речи»
Курс: 2, ПКС
Тема занятия: « Ораторское искусство».
Вид занятия: урок исследование.
Место проведения ВКЭ, каб. литературы
Цель занятия:
знакомство с понятиями «ораторское искусство», «ораторская речь», «оратор», «софисты», «догма», «догматики», «гомилетика»;
углубить и расширить знания студентов в умении владеть мастерством устной речи, голосам, интонацией, мимикой, жестом, умение найти верное слово для каждой ситуации;
формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной, культурной ценности народа;
побудить студентов к размышлению о роли слова в жизни человека и общества, воспитание волевых качеств, умение работать над собой;
воспитание ответственного отношения к слову автора, собственному слову, культуре речи.
Основные методы:
эвристическая беседа;
коммуникативный;
частично-поисковый.
Оборудование: текст из произведения Куприна А. «Гранатовый
браслет», высказывания русских поэтов и писателей
о языке; презентация; кадры из художественных и документальных фильмов.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
III. Вступительное слово преподавателя.
- Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение - свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в 21 веке журналисты, ученые, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги, особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные вопросы Что делать? И кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его «модными» на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведение классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему?
Вопросов много
Наш язык явление уникальное и удивительное. В нем уживаются и тесно переплетаются красивое и (Продолжите ряд противопоставлений) некрасивое, выразительное - невзрачное, сильное - слабое, правильное - неправильное, родное - чужое, величественное - скверное, живое – мертвое.
(Обращаемся к эпиграфу)
Г.Р. Державин писал:
Язык всем знаниям и всей природе ключ;
Во слове всех существ содержится картина,
Сообществ слово всех и действиев пружина.
- Так что же такое слово?
- Слово - единица языка, служащая для названия отдельного понятия.
- Слово – наиболее конкретная единица языка.
- Слово – неисключительная способность человека выражать свои мысли и чувства, дар говорить.
VI. – Предлагаю проанализировать стих А. А. Ахматовой «Мужество».
Подготовленный студент выразительно читает стихотворение А. А. Ахматовой «Мужество».
- О чем это стихотворение? (Это стихотворение о великом русском слове, русской речи)
- Какова интонация стихотворения? (Интонация стихотворения торжественная)
- Как автор достигает в стихотворении торжественную интонацию?
- Какое наследство следует передать следующим поколениям? ( В стихотворении, с одной стороны слово - это русский язык, а с другой - слово выступает своеобразным обозначением народа, сохранить великое русское слово означает сохранить саму нацию)
- Какую ассоциации вызывает у вас выражение - русская речь?
- Чем больше ассоциаций у вас вызывает слово, чем больше ассоциаций с другими словами и понятиями вы сможете установить, тем глубже постигаете текст, в котором «живет», находится это слово. Ведь слово - очень значима единица языка. Слово - это основа языка и речи.
1. Вывод. Афоризмы о словах.
2. – Слово - это не просто колебание воздуха с определенной амплитудой, это не только буквы выстроенные в нужном порядке. Оно имеет чрезвычайно важное значение в жизни «Словом исцелишь и словом убьешь, сила - великое слово!» писал неизвестный поэт. Слова могут погрузить нас в хорошее или плохое состояние: они являются якорями для сложной гаммы переживаний.
3. Инсценировка. Отрывок из произведения А. Куприна «Гранатовый браслет». Письмо Желткова к Вере Николаевне Шеиной.
Работа над новой темой.
-Владеть словом – это целая наука, искусство. Методы этого искусства одинаково применимы для любых жизненных ситуаций: взаимоотношений в семье, выступлений на совещании или шутливых поздравлений на дне рождения друга, умение вести спор (а может, умение избежать его?), умение убедить сотрудника, и даже весь коллектив, или сказать девушке такие слова, что сердце дрогнет.
- Итак, это искусство называетсякрасноречие, риторика. Обратимся к словарю:
Определение слов «риторика», «ритор».
Авторитет этой науки в древности, ее влияние на жизнь общества и государства были столь велики, что риторику называли «искусством управлять умами» (Платон) и ставили в один ряд с искусством полководца, с эпосом и музыкой. Тогда же родилось и другое название этой науки - «Ораторское искусство». Принципы риторики заложены в основу ораторского искусства. Великий оратор Древнего Рима Цицерон сказал «Поэтом рождаются, а оратором становятся».
Сообщение студентов. Презентация.
1. Древняя Греция по справедливости считается родиной ораторского искусства. "Царицей искусств" называли античные греки риторику, настолько сильным было ее влияние на решение государственных дел, на формирование общественного мнения. Еще в III в. до н. э. в Греции, а немного позже и в Риме стали формироваться риторские школы, в которых молодёжь, готовясь к государственной службе и общественной деятельности, изучала риторику, логику, правоведение, философию, историю и литературу. Античные риторы владели не только искусством убеждения, но и умели своей речью доставлять слушателям удовольствие смелой и оригинальной мыслью, призывали их к добру, справедливости, выполнению гражданского, патриотического долга.
Античная риторика была не только школой красноречия, высокого ораторского искусства, но и сложной системой, состоящей из основ философии, лингвистики, логики и поэтики. Высокое совершенство красноречия было достигнуто благодаря усилиям софистов, профессиональных ораторов и учителей философии и риторики. Софисты блестяще владели мастерством логических доказательств, искусством спора, исследовали философские проблемы познания и старались сблизить философию с риторикой. Однако вскоре софистика в ущерб поиску искомой истины стала злоупотреблять словесной виртуозностью, преднамеренно нарушая законы логики. Софисты искусно использовали гибкость основных понятий, подменяли одно другим и стали культивировать «искусство» вводить в заблуждение, выдавая черное за белое.
Античная культура одна из самых ярких, феноменальных и удивительных страниц мировой цивилизации. Люди уже сотни лет восхищаются шедеврами античной архитектуры; в залах Лувра, Британского музея, Эрмитажа мы часами в немом восхищении любуемся божественными произведениями скульптуры и живописи, до сих пор театр Эсхила, Софокла, Еврипида трогает наши сердца. Античное ораторское искусство украшают бессмертные имена Демосфена, Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля, Цицерона, Тацита какое уникальное созвездие блистательных умов!
2. Создавая искусство красноречия, Аристотель значительно расширил предмет риторики по сравнению с существовавшими до него взглядами. Риторика, учит Аристотель, не относится к какому-нибудь отдельному классу предметов. Она способна находить средства убеждения относительно каждого предмета. Этим она отличается от специальных наук - врачебного дела, арифметики, геометрии и т.д. Риторика - искусство, соответствующее диалектике. Она носит характер всеобщности. Риторикой пользуются на каждом шагу: она одинаково необходима как в делах, касающихся обыденных потребностей жизни отдельного человека, так и в делах государственного значения. Сформулировав цель риторики, ее всеохватывающий характер, Аристотель учит тому, чем должен пользоваться оратор для достижения своей цели. Рассматривая способы убеждения, используемые оратором,
Аристотель делит свою «Риторику» на три части. В первой части анализируются принципы, на основе которых оратор может принудить к чему-либо своих слушателей.
Вторая часть характеризует личные качества и особенности оратора, с помощью которых он может вызвать доверие слушателей и таким образом вернее достичь своей цели.
В третьей части Аристотель рассматривает технические стороны риторики: способы выражения, которыми стоит пользоваться в речи, а также построение речи. Он выделяет четыре части речи - предисловие, рассказ, доказательство, заключение - и подробно обосновывает важность каждой части для достижения убедительности речи.
3. Наиболее выдающимся мастером ораторского искусства Древней Греции считается Демосфен (384-322 гг. до н.э.). Представитель рабовладельческой знати, он был защитником демократического устройства. Наиболее известны его политические речи периода борьбы Афин за свою самостоятельность против господства Македонии. Демосфен возглавлял антимакедонскую партию, его речи против царя Македонии Филиппа вошли в историю и стали нарицательными («филиппиками» мы называем сейчас гневные обличительные речи). Риторика была призванием Демосфена, сделала его учителем ораторского искусства, образцом оратора, но прежде он сам «сделал себя», преодолев настойчивостью и огромным трудом свои физические недостатки и ошибки первых выступлений. Демосфен довел искусство составления речей и ораторскую технику до совершенства. Своим примером он подтвердил важный принцип риторики: «оратором может стать каждый, если не пожалеет времени и труда». В возрасте семи лет Демосфен потерял отца, унаследовав большое состояние (общая стоимость его имущества достигала почти пятнадцати талантов), но опекуны с ним обошлись бесчестно: часть наследства они присвоили себе, остальное, же оставили совершенно без надзора, так что даже учителям его жалованье выплачивалось не полностью. Едва достигнув совершеннолетия, Демосфен привлек своих опекунов к суду, а так, как всевозможными увертками они ухитрялись каждый раз обжаловать приговор, писал против них речи одну за другой до тех пор, пока, закалившись среди трудов и опасностей, не выиграл процесс. Демосфену пришлось взяться за красноречие случайно только затем, чтобы вернуть себе имущество. Его первое выступление народ встретил недовольными выкриками насмешками над нелепым построением речи: ее период показались запутанными, а доказательства чересчур неестественными и натянутыми. К этому, говорят, добавлялась некоторая слабость голоса, неясное произношение и прерывистое дыхание, создававшее паузы между периодами и затемнявшее смысл произносимого.
Он понял, что упражнения мало что дают или даже вовсе бесполезные тому, кто пренебрегает произношением и мастерством исполнения. Он устроил под землею особое помещение и ежедневно, ни на что, не отвлекаясь, спускался туда отрабатывать сценические приемы и укреплять голос, а нередко проводил там по два и по три месяца подряд, наполовину обрив себе голову, чтобы от стыда невозможно было показаться на людях, даже если сильно захочется. Мало того - даже случайные встречи, беседы, деловые переговоры он использовал как повод и предлог для того, чтобы хорошенько поработать. Оставшись один, он поскорее спускался в свое подземелье и повторял весь разговор с начала до конца со всеми относящимися к делу доводами. Те речи, которые ему приходилось слышать, он тщательно изучал, по памяти восстанавливая ход рассуждений и периоды; к словам, ему сказанным кем-то другим или своим собственным, он придумывал всевозможные поправки, и способы выразить те же мысли иначе. Отсюда возникло мнение, что от природы Демосфен был малоодарен, но все мастерство свое и умение приобрел тяжким трудом. Демосфена никогда не выступал без подготовки, и даже, когда народ вызывал его, сидевшего в Собрании, по имени, требуя выступить, он не вставал с места, если не обдумал и не приготовил речь заранее.
Физические недостатки свои он старался преодолеть упражнениями, о которых рассказывает Деметрий Фалерский, уверяя, что слышал об этом от самого Демосфена, уже глубокого старика. Невнятный, шепелявый выговор он пытался исправить тем, что, набравши в рот камешков, старался ясно и отчетливо читать отрывки из поэтов; голос укреплял тем, что разговаривал на бегу или, поднимаясь в гору, произносил, не переводя дыхания, стихи или какие-нибудь длинные фразы. Дома у него было большое зеркало, стоя перед которым он упражнялся в декламации. Рассказывают, что однажды к Демосфену пришел человек и попросил выступить на суде в его защиту, рассказав, как жестоко его избили. «Но ты, же ничуть не пострадал от этого!» - сказал ему Демосфен. «Это я-то ничуть не пострадал?!» - вскричал тот человек. «Вот теперь, - ответил Демосфен,- клянусь Зевсом, я слышу голос оскорбленного и пострадавшего». Вот сколько убедительности, считал он, словам придают тон и манера исполнения.
4. ГОРГИЙ (ОКОЛО 483 - 375 ГГ. ДО Н.Э.)
Проблемами ораторского искусства занимался представитель софистики, по некоторым данным, ученик Демосфена, Горгий из Леонтин в Сицилии (ок. 483-375гг. до н.э.), видный оратор. Умение выстроить речь, сделать ее ясной и изящной, уснастить ее антитезами, смелыми и поэтичными метафорами, придать ей звучность и музыкальность - этим умением Горгий щедро, хотя, как и все софисты, небескорыстно делился со слушателями.
Определение слова «софист».
Он выступал против догматики и написал специальный учебник риторики (не сохранившийся). Он, как Протагор, существенное значение придавал языку как важному средству ораторского искусства. Горгий особо указывал на всепокоряющую силу слова, говорил о ее способности проникать в человеческую душу. Но софистическая система суждений и их словесного воплощения сложилась как совокупность
преднамеренно используемых в полемике неправильных доводов. Софисты искусно подменяли одно понятие другим, не останавливаясь перед тем, чтобы закономерность одной категории (ряда) явлений применять к совершенно другим предметам и явлениям.
Усердие софистов, их стремление привить молодежи навыки искусного спора, аргументированных прений на любые темы породили устойчивый интерес греков и прежде всего обитателей демократических Афин к судебным речам. Большую популярность приобрели образцовые речи в защиту и похвалу кого-либо из героев древних мифов. Софист Горгий имел последователей в лице ораторов Исократа и Поликрата.
Темы для образцовых речей могли быть любыми, даже, на первый взгляд, неожиданными и парадоксальными: например, выступление в защиту Елены Спартанской, считавшейся виновницей Троянской войны.
5. Инсценировка - Речь «Похвала Елене» Горгий.
6. Вступив в новую эру, человечество стало постепенно забывать традиции античной риторики, но в V - VI вв. появилась новая духовная и общественная сила христианство, а еще через столетие распространилась еще одна мировая религия - ислам. Христианские и исламские проповедники дали новый импульс возрождению искусства красноречия и наполнили его новым содержанием. Монастыри, духовные семинарии и медресе (мусульманские высшие и средние школы) в Европе и Азии длительное время были практически единственными культурными центрами, хранителями древних рукописей, просветительскими и учебными организациями. Религиозно-нравственная риторика способствовала укреплению и соблюдению моральных норм, проповедовала необходимость соблюдения основных догматов Церкви. Церковное проповедничество выдвинуло немало крупных богословских ораторов, среди которых особое место занимают Иоанн Златоуст (умер в 407 г.) лучший византийский церковный оратор, и монах-доминиканец Фома Аквинский (1225-1274), причисленный к лику святых и вошедший в историю западноевропейской философской мысли как оригинальный интерпретатор учения Аристотеля, проповедовавший гармонию веры и разума. В 1879 г. философская система Фомы Аквинского была официально провозглашена единственно истинной философией католицизма.
7. Знаменитый Иоанн Златоуст (ум. в 407 г.) считался идеальным византийским проповедником. Само прозвище Златоуст свидетельствует об уважительном отношении к публичному слову и о почитании людей, умевших посредством живой речи воздействовать на слушателей.
Другой выдающийся оратор средневековья - Фома Аквинский (1225-1274), чьи труды легли в основу гомилетики - теории церковного красноречия. В ней на первый план выступают форма, внешняя красивость и напыщенность, главным принципом становится не убеждение, а внушение. Важнейшее приобретение риторики в средние века - это умение завладеть чувствами и сознанием людей, влиять на их психику и воображение. Эффективность и действенность ораторской речи в этот период характеризовалась именно этими умениями проповедника.
8. Большим уважением пользовались мастера риторики в странах мусульманского Востока. Восточное красноречие, призванное «смягчать сердца советами», за свою тысячелетнюю историю стало глубоко профессиональным, хорошо ориентировалось в сфере правовых, религиозных и государственных отношений. Настоящий оратор должен уметь соревноваться в словесных спорах по любому поводу так гласил один из законов восточного красноречия. Таким оратором был, например, судья Кози Ушани из Ферганы (XVXVI вв.), автор трактата «Ключи слова», большой знаток человеческой психологии, умевший убеждать своих слушателей в любой ситуации и в споре по любому вопросу.
Прекрасными ораторами были и такие крупнейшие мыслители, как Ибн Сина Шерозий,
великий поэт и ученый XV в. Алишер Навои, в меджлисе которого изучались и развивались не только теологические, но и философские, нравственные проблемы.
9. Эпоха Возрождения дала миру бессмертную драматургию Шекспира и Лопе де Вега, романы Рабле и Сервантеса, сатиру Эразма Роттердамского, лирику Петрарки и Данте.
Эти шедевры прозы и поэзии способствовали повышению культуры речи, развитию эстетического вкуса и стимулировали развитие ораторского стиля. Французская революция выдвинула крупных политических деятелей и выдающихся ораторов, глашатаев свободы, равенства и братства. Жан-Поль Марат «друг народа» и адвокат Максимильен Робеспьер были прекрасными ораторами, признанными трибунами и весьма успешно призывали народ к безжалостному террору против врагов революции. Вот как определяет ораторское искусство французский писатель XVII в.
Лабрюйер: «Красноречие - это дар, позволяющий нам овладевать умом и сердцем собеседника, способность втолковывать или внушить ему все, что нам угодно».
Целая программа действий оратора содержится в высказываниях французского физика и философа Блеза Паскаля (1623-1662), высоко ценившего гармонию содержания и формы публичной речи: «Красноречие - это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, и чтобы захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они захотели в нее вникнуть.
Стало быть, оно состоит в умении установить связь между умами и сердцами наших слушателей и нашими собственными мыслями и словами, а это значит, что прежде всего мы должны хорошо изучить человеческое сердце, знать все его пружины, только тогда наша речь дойдет до него и его убедит. Поставим себя на место тех, кто нас слушает, и проверим на самих себе, верна ли избранная нами форма, гармонирует ли она с темой, производит ли на собравшихся такое впечатление, что они не в силах ей противостоять? Надо, по возможности, сохранять простоту и естественность, не преувеличивать мелочей, не преуменьшать значительного. Форма должна быть изящна, она должна соответствовать содержанию и заключать в себя только необходимое».
10. Решительный шаг на этом пути сделал создатель Московского университета и Академии наук М.В.Ломоносов (1711-1765). Именно он предпринял труднейшую реформу русского языка, заложил основы современной литературной русской речи. Ломоносов положил начало русской риторике, написав «Краткое руководство к красноречию». В этой книге, не потерявшей своей актуальности и сегодня, была, как бы заложена программа дальнейшего развития русского ораторского искусства.
«Язык, которым Российская держава повелевает, по могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сомнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся. Сим обнадежен, предпринял я сочинение сего руководства, но больше в таком намерении, чтобы другие, увидев возможность, по сей малой стезе в украшении российского слова дерзновенно простирались.» И. В. Ломоносов. Из посвящения ко II изданию.
Для красноречия, по М. В. Ломоносову, необходимы, прежде всего, дарования душевные (острый ум и память) и телесные (громкий голос, «долгое» дыхание, приятная внешность и осанка). Однако одних
природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов и структуры публичной речи. В «Риторике» Ломоносова предлагается строить речь из 4 частей: вступление, пояснение, утверждение, заключение. Указаны задачи каждой части, даны советы, как каждую из них произносить. Много внимания уделено логической значимости аргументов, а также средствам усиления эмоциональности речи. Оратор должен влиять и на разум, и на чувства слушателей. А чтобы разбудить чувства, нужно глубоко знать «нравы человеческие», учитывать состояние, возраст, пол слушателей. Наиболее содействуют «возбуждению страстей» образность речи, выразительность стиля, убежденность оратора. В своем учебнике Ломоносов приводит много очень метких и полезных наблюдений, советов оратору, предвосхитив целый ряд закономерностей, которые спустя десятилетия и даже века будут сформулированы социальной психологией, теорией управления и другими науками.
V. Преподаватель - Ораторское искусство в России всегда ценилось высоко. В сложные моменты русской истории народ объединялся и восстанавливал жизнь, ведомый такими людьми как Александр Невский, Дмитрий Донской, Петр I,Екатерина II, Ленин, Сталин, Гитлер.
- «Как оратор – удивительное триединство жеста, мимики и слова. Прирожденный разжигатель. С ним можно завоевать мир»- из дневника Геббельса (лидера фашистской партии).
- Но почему, когда мы произносим имена древних ораторов, имя Ломоносова, Петр I, и др. у нас чувства гордости, уважения, почитания. При произнесении имени Гитлера-отвращение, негодование, возмущение, осуждение? (ответы студентов)
1. Фрагмент из документального фильма «Жизнь Гитлера».
– А какие мы слова подберем к выступлению другого оратора?
2. Фрагмент из художественного фильма «Тарас Бульба» по произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
- Тарас Бульба – хладнокровен, он помнит, что на карту поставлена честь, свобода. Он прекрасно понимает, что от него ждут таких слов, после которых не страшно будет идти в бой.
Анализ речи главного героя.
VI. Выводы:
- К какому виду речи относится ораторская речь? (монологическая, т.к. говорящий обращается к многочисленной аудитории)
- В чем заключается задача оратора? (донести до слушателя информацию, получить ответную реакцию, убедить в каких – либо действиях, заинтересовать аудитории и. т. д.)
- Какими качествами должен обладать оратор? (честность, образованность, скромность, предусмотрительность, ответственность, решительность)
-На какие отдельные виды делят ораторскую речь? (политическую, судебную, церковную, педагогическую, устную, военную).
-Перечислите качества хорошей речи? (логичность, последовательность, правильность, точность)
-Какой должна быть структура выступления оратора? (Вступление, основная часть, заключение; предварительно составить план).
- Если бы вам предстояло выступить перед общественностью с докладом, какими бы были ваши действия?
-Подтвердите или опровергните высказывание «Владеющий словом - владеет людьми».
VII. Советы начинающему оратору
Хорошая публичная речь должна быть прежде всего содержательной, целенаправленной, абсолютно грамотной как в области произношения, так и в области грамматического выражения мысли.
Важнейшая особенность публичной речи – тесный контакт со слушателями, желание поделиться с ними своими мыслями и соображениями.
Хорошая публичная речь не может быть хаотичной. Она должна быть последовательной и разумной во всех отношениях.
Овладевая искусством речи, надо помнить, что научиться можно не только правильному произношению, но и правильному, упорядоченному мышлению.
Упорство, настойчивость и терпение – вот, что прежде всего необходимо начинающему оратору.
Тема вашего выступления обязательно должна быть интересной для вас и для ваших слушателей.
Готовясь к выступлению, прочтите не одну статью, а несколько, сопоставьте между собой точки зрения различных авторов. Используйте, если это необходимо, словари и другие справочники.
Составьте план вашей речи по схеме: введение, главная часть, заключение.
Не стремитесь блеснуть своими знаниями, избегайте лишних подробностей и доказательств – берите для речи только самое существенное.
Избегайте скачков и пропусков, договаривайте мысль до конца.
Заботьтесь о внешней стороне речи. Не увлекайтесь жестикуляцией. Говорите не торопясь.
Не спрессовывайте слова. Не создавайте бессмысленных и нелепых сочинений.
Внимательно вслушивайтесь в речь мастеров художественного слова, артистов драматических театров и кино, а также в речь дикторов центрального радио и телевидения.
Следите за своим произношением.
При случае запишите свою речь на диктофон. Несколько раз прослушайте записанное, отмечая изъяны и погрешности в произношении.
VIII. Рефлексия. Заверши тезис.
Сегодня на уроке я узнал(а)
Самым интересным для меня было
Для себя я возьму
IX. Подведение итогов урока. Самооценка.
15