Инновации в образовании. Сегодня информационные технологии в образовании открывают целый комплекс различных инновационных направлений, среди которых самое современное -- дидактические аспекты информационных технологий.Таким образом, можно сделать вывод о том, что образование во все времена в большей или меньшей степени работало в инновационном режиме. Другое дело, как внедрялись инновации -- повсеместно или локально? Какие результаты этих внедрений были получены?Мы не будем анализировать результаты деятельности указанных выше учёных, тем более что в этом случае необходимо будет анализировать результаты нынешней инновационной деятельности, а это -- предмет специального исследования. Задачей этой статьи является необходимость разобраться в том, что всё-таки следует понимать под инновациями в образовании? Какие виды инноваций бывают в системе образования? Что вынуждает нас заниматься инновационной деятельностью? Каковы основные этапы инновационной деятельности работника образования? Каковы особенности внедрения инноваций?Что следует понимать под инновациями в образовании? Большинство определений в качестве основных ключевых содержит слова «нововведение», «новое», «обновление». С этим нельзя не согласиться. Считаем это основополагающим, родовым признаком определений. А вот видовое отличие понятия «инновация в образовании» размыто, а ведь именно оно вносит сущностную предназначенность определяемого понятия. Действительно, с какой целью разрабатывается нечто новое, ранее неизвестное? Наверняка для того, чтобы получить более эффективные результаты, так как предыдущие нас уже не устраивают. Мало того, эти новые результаты должны быть надёжными, устойчивыми. Поэтому, на наш взгляд, инновация в образовании -- это целенаправленное изменение, вносящее в его определённый объект новые элементы, дающие стабильные и более эффективные результаты.Вместе с тем, в «Философских тетрадях» В. И. Ленин, анализируя законы и категории диалектики Гегеля в его «Науке логики», высказал своё отношение к многогранности определений научных понятий: «Дефиниций может быть много, ибо много сторон в предметах».Инновации как раз и являются одним из многосторонних, многоаспектных предметов обсуждения. Это вытекает из многоаспектности понятия «образование». В связи с этим актуально рассмотреть многообразие видов инноваций в образовании. В этом случае пойдём по пути разработки классификаций, беря то или иное, важное для образования основание.Содержательно оправданной является классификация, в качестве основания которой были выбраны объекты образования. Прежде всего получаем группу инноваций по обновлению школы. В этой группе представлены инновации экономические, организационно-управленческие, инновации отношений между учителями и учащимися, обновление ресурсно-организационных условий учебно-воспитательного процесса, внешних связей школы и т. д.Вторым важнейшим объектом образования является процесс обучения и воспитания, включающий инновационные подходы к содержанию обучения и воспитания, организационным формам, средствам и методам обучения и воспитания. Третьим объектом образования мы выделяем социализацию детей, которая объединяет инновации в области институциональных, стилизованных и межличностных механизмов социализации, инновации по обеспечению рефлексии действия этих механизмов, способности к изменению своих ценностных ориентаций в балансировании между своими ценностями и требованиями социума. Наконец, четвёртым объектом образования считаем здоровье сбережение учащихся, включающее в себя инновации по обеспечению соматического и психического здоровья детей, медицинские, санитарно-гигиенические, дидактические и социально-коммуникативные аспекты здоровья детей в образовательном учреждении. Рассмотренная классификация инноваций является самой объёмной, так как объединяет все основные аспекты образования.Если за основание классификации выбрать тип новизны, то в этом случае можно выделить два вида инноваций:-- впервые созданное новое в образовании (т. е. абсолютно новое, открытие);-- новое, которое содержит в себе элементы ранее уже известного.В этой классификации можно было бы выделить несколько уровней новизны (скажем, пять уровней: от преобладания в новом уже известного -- до абсолютно нового).В качестве основания для другой классификации можно выбрать источники инноваций. Здесь, как и в предыдущем случае, получаем два вида инноваций:-- внешний заказ для разработки инноваций в образовании;-- собственный замысел (замысел одного человека или небольшой группы).следует отметить, что абсолютное большинство инноваций имеет корни в собственном замысле, а потом, в зависимости от масштабов замысла, может перерасти и во внешний заказ.К примеру, автор данной статьи хорошо знаком с происхождением экономической инновации, связанной с подушевым финансированием и отраслевой системой оплаты труда работников образования. Эта идея зародилась у отдельного автора в 2005 году (для доработки и эксперимента) переросла в грант Национального фонда подготовки кадров, а потом расширилась до эксперимента в рамках комплексного проекта модернизации образования.В качестве основания для классификации инноваций в образовании можно выбрать авторство инноваций.Здесь выделяются инновации как результат коллективного творчества и инновации как результат индивидуального творчества.Наконец, основанием для составления классификации инноваций в образовании можно выбрать масштабы их внедрения:-- инновация общепринята и внедряется в масштабах всей страны или большого региона;-- инновация вызвала интерес и внедрена в коллективе учебного заведения и нескольких заведений в микрорайоне;-- инновация используется только её автором (авторами).При желании можно построить ещё несколько классификаций. В таблице приведена система рассмотренных выше видов инноваций в образовании. Составила: преподаватель ГОУ СПО КПТТ Тименцева Т.А. 15