Конспект урока по русскому языку Текст. Обобщение (2 класс)


Тема урока: Текст. Обобщение.
Цель: отработка умений работать с текстом: сравнивать языковые единицы, определять тему, основную мысль текста, корректировать и редактировать текст, озаглавливать его.
Оргмомент.
-Добрый день, ребята. Наш сегодняшний урок я предлагаю начать с улыбки. Давайте улыбнемся друг другу. Ведь добрая улыбка поднимает настроение и располагает к общению.
Актуализация знаний
Слайд 2
«Когда человек хочет узнать, он исследует, когда хочет спрятаться от тревог жизни – он выдумывает» - так много лет назад утверждал великий русский писатель Максим Горький.
-Подумайте внимательно и скажите, согласны ли вы с утверждением писателя? Почему?
-Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Наш класс – это научно – исследовательская лаборатория. Давайте запишем в тетрадь дату и слово «исследователь» (слово проговаривается по слогам).
Слайд 3
-Какие задания вы предложили бы к этому слову? ( Поставить ударение, разделить слово на слоги и для переноса, составить транскрипцию слова)
А теперь будьте внимательны.
Слайд 4
-Перед вами логическая цепочка
Буква - предложение – слог – слово.
-Расставьте в ней все слова правильно и дополните. При желании можете воспользоваться следующим шифром:20 6 12 9 20. Как вы думаете, что это за числа?
Постановка проблемы.
-А сейчас, исследователи, приступите к работе. Исследуйте два отрывка.
Слайд 5
• Подули студеные ветры. Ударил мороз. Он сковал пруд крепким льдом. Зябко осинкам. Мерзнут березки. Ждут они зимней одежды.
Вот выпал первый снег. Он шапками лег на ветки деревьев. Кругом пушистые сугробы.
Теперь деревья не замерзнут.
• На улице ярко светит солнце. Мы любим зиму. Зайчик дрожит под кустом. Дети катаются на санках. Русский лес весной очень красив!
-Чем отличаются данные отрывки? Все согласны? А кто думает иначе? Сформулируйте тему нашего урока.
Поиск решения проблемы.
-Давайте попробуем ответить на поставленный вопрос. Какие предположения есть у вас?
-А теперь проверим ваши предположения.
Работа по теме урока.
Слайд 6
А) Прочитайте научные термины.
(Заголовок, тема, начало, основная часть, концовка, ключевые слова, абзац)
-Что интересного вы заметили?
-Какие термины мы можем объединить, чтобы получить структуру текста?
-Вернемся к нашему тексту.
Слайд 7
-Озаглавьте текст. Сколько в тексте абзацев? Зачитайте основную часть. Какова тема текста? Спишите первое предложение второго абзаца. Найдите главные члены предложения.
-Найдите в первом абзаце слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему?
- Что объединяет следующие слова: дуб, зуб, город? Продолжите этот ряд словами из текста.
Б) Упражнение в корректировке текста. Работа в парах.
-Ребята! Перед вами на карточках новый текст для исследования. Прочитайте его. (Одновременно текст высвечивается и на экране)
Слайд 8
Чудесен зимний лес светло вокруг и тихо
под деревьями на мягком белом снегу множество таинственных знаков
но кто хозяин этих следов
-Легко ли вам было читать текст? Почему? Исправьте все ошибки. Проверьте. Слайд 9
-Дополните текст 1-2 предложениями. Озаглавьте. Сколько частей в тексте?
-Выпишите вопросительное предложение.
-Подберите синонимы к слову чудесен, антонимы к словам светло, мягком, тихо.
Физкультминутка
В)
Слайд 10
-А сейчас, уважаемые исследователи, вам предлагается новое задание. Сравните два слова. Объясните, как вы их понимаете? Скажите, а где мы можем уточнить правильное значение слов?
Дети работают в группах с толковым словарем Ожегова. Составьте предложения с этими словами.
Внимание! Я буду читать задание, а вы отвечать: диалог или монолог. Если ответом является слово «диалог», то пишете букву «Д», а если слово «монолог», то букву «М»
Слайд 11
• Прочитайте текст №1. Что это?
• Прочитайте текст №2. Что это?
-Из какого произведения этот отрывок?
• В каком слове все согласные твердые?
• Какое слово в словаре можно встретить сначала: диалог или монолог?
• В каком слове 7 букв и 7 звуков?
• В каком слове два звука [а]?
Слайд12
Самопроверка.
Г) Слайды 13 - _16
Прочитайте предложения (на карточках).
-Что интересного вы заметили? Как вы думаете, какое задание можно предложить? (Найти предложения, из которых можно составить текст. Расположить их так, чтобы получился связанный текст). Дети работают самостоятельно. Один учащийся – на интерактивной доске.
• Наступили морозные зимние дни.
• Папа поймал большого карася.
• Прилетели туда синички, воробьи, снегири.
• Ребята смастерили кормушки.
• Жадно клюют они зерно и крошки.
• На стене висит красивая картина.
• Помогайте птицам зимой!
• Я прочитал интересную книгу.
• Холодно и голодно стало птицам.
• Они в долгу не останутся.
• На столе стоит стакан с соком.
-Найдите в тексте начало, основную часть, концовку. Что отсутствует у нашего текста? Озаглавьте. Спишите основную часть. Выделите изученные орфограммы.
-А вы помогаете птицам зимой?
Слайд 17
Д) - У великого русского композитора Петра Ильича Чайковского есть альбом «Времена года». Закройте глаза и послушайте фрагмент произведения «Декабрь».
-Какие картины вы представляете?
-Как вы считаете, подойдут ли в качестве эпиграфа слова А. С. Пушкина «Мороз и солнце! День чудесный!»
-Подберите ключевые слова для текста.
Используя ключевые слова, составьте дома небольшой текст.
Подведение итогов
-А сейчас проверим, как вы усвоили пройденный на уроке материал
Слайд 18
-Молодцы!
7. Рефлексия. Самооценка.
- Сделали ли вы для себя какие-либо открытия?
-Оцените свою работу на уроке.