Урок на тему: Причины феодальной раздробленности Руси 6 класс



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №13 г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»



Технологическая карта урока по истории России на тему
«Причины феодальной раздробленности Руси»

урок истории
6 класс



Учитель истории
высшей квалификационной категории
Радионова Е.В.







Технологическая карта урока по истории России на тему «Причины феодальной раздробленности Руси»
в технологии развития критического мышления

Предмет
История Отечества

Класс
6

Урок
Причины феодальной раздробленности Руси

Цель занятия

Создать условия для выявления причин распада Руси и его последствий для дальнейшего развития

Задачи урока
объяснить значение терминов и понятий по теме;
выявить причины феодальной раздробленности;
выявить отношение к эпохе раздробленности;
определить ведущие княжества, образовавшиеся после распада Руси;
способствовать становлению гражданской идентичности.

Педагогическая технология
Развитие критического мышления

Вид конспекта
Технологическая карта, приложение

Оборудование
Учебник История России с древнейших времен до конца XVI века. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. 6 класс;
Рабочая тетрадь. История России с древнейших времен до конца XVI века. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. 6 класс;
Атлас История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс;
Приложения;
Мультимедийный проектор;
Презентация.








Вызов. Создать учебную ситуацию, мотивирующую учащихся к учебной деятельности.

Деятельность учителя
Деятельность ученика
Приёмы
Результаты (УУД)

Учитель: Историки говорят: « XII век стал рубежным между Киевской Русью, в которой расцветала культура, совершенствовались орудия труда, отмирал обычай кровной мести, и Русью Удельной, расколовшейся на десятки и сотни княжеств и земель»

Как Вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Организует деятельность учащихся по актуализации имеющихся знаний.

Давайте вспомним из истории Средних Веков определение термина «феодальная раздробленность»?








Участвуют в учебной ситуации, актуализируют имеющиеся знания.



Обучающиеся высказывают свои точки зрения.




Осознают мотив и цель предстоящей деятельности, озвучивают варианты темы.






Актуализируют имеющиеся знания, для дальнейшей работы на уроке.










Прием «Удивляй»
(проблемный вопрос)
















Стратегия
«Понятийное колесо»

Личностные: смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи, через прием «Удивляй»;
оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные: умение преобразовывать знаки и символы в схемы для решения учебных задач (стратегия «Понятийное колесо»).
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Осмысление. Организовать деятельность учащихся с целью включения каждого обучающегося в деятельность на личностно-значимом уровне.

Деятельность учителя
Деятельность ученика
Приёмы
Результаты (УУД)

Делит весь класс на три группы;


Отслеживает степень активности работы.


Консультирует.




Организует проблемную беседу. Как отразилась феодальная раздробленность на развитие русских земель? Можно ли утверждать, что феодальная раздробленность принесла на Русь только негативные или только позитивнее последствия? Подводит учащихся к выполнению данного задания через динамическую паузу.
Каждая группа работает с источником информации, готовит развернутый ответ на поставленные задачи.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Акцентирует внимание на поиске ответов на поставленные вопросы;
Выявляет неясности и ставит новые вопросы;

Выступления групп.

Анализ и оценивание работы в группах.

Представители от каждой группы подходят к доске и из списка положительных, отрицательных и «лишних» вариантов выбирают необходимые и создают «Паука». Левые лапки - положительные последствия; правые – отрицательные. При правильном заполнении паук начнет шевелиться.






1 группа. «Кластер»

2 группа. Работа с кейсом.

3 группа. Работа с исторической картой.










Совместная работа: прием «Паук».
(динамическая пауза)

Личностные: смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Регулятивные:
коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в работу с целью достижения эталонного результата;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска (составление «Кластера»);
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
смысловое чтение;
анализ объектов с целью выделения признаков (работа с исторической картой);
установление причинно-следственных связей (работа с кейсом);
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Рефлексия. Помочь ученикам сформулировать полученные результаты, определить цели дальнейшей работы.


Деятельность учителя
Деятельность ученика
Приёмы
Результаты (УУД)

Организует рефлексивную деятельность учащихся.
Называет утверждение




Составить синквейн.
Создает условия проведения рефлексии, обмена мнениями;

Подведение итогов работы, решение проблемных вопросов.
Анализируют высказывание и оглашают ответ (поднятие зеленого – верное утверждение или красного флажка – неверное утверждение).

Составляют синквейн по теме «Феодальная раздробленность на Руси».
Систематизируют новую информацию;

.





Прием «Флажок»






Синквейн.





Личностные:
смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
Регулятивные:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (прием «Флажок»);
оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные:
управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Домашнее задание:
На «5» – § 9, стр. 91 «Учимся быть историками», задание 1. Подготовить сообщение о шапке Мономаха, как один из главных символов власти в России (происхождение и история этого головного убора).
На «4» – § 9, стр. 91 «Учимся быть историками», задание 2. Сравнить вооружение русских и половецких дружин. Что помогло Владимиру Мономаху разбить половцев?
На «3»– § 9, стр. 90, задание № 2. Сформулируйте политическое значение Любечского съезда князей.






Приложение №1
1 группа. Причины раздробленности Древнерусского государства. В середине 12 века Русь распалась на несколько частей. Одной из причин раздробленности стал порядок управления. В каждой волости собиралось свое народное собрание, была своя выборная власть, свое народное ополчение. Поэтому князья начинали чувствовать себя самостоятельными. Это укреплялось поддержкой населения, не хотевшего платить дань Киеву. В Древнерусском государстве не было твердого порядка наследования киевского престола. Принцип старшинства начал путаться уже во втором поколении. Возникали споры. Усобицы подорвали обороноспособность Древнерусского государства. Половцы вновь потянулись к южным границам Руси. Прекратилось торговое движение караванов по Днепру. Люди бежали. Росли новые городские центры, не желавшие больше подчиняться Киеву. За киевский престол по-прежнему боролись, но не так активно. Причинами раздробления послужили также изменения в хозяйственной жизни страны. Основой богатства бояр стала эксплуатация населения.

Определите причины феодальной раздробленности, заполнив схему.




Приложение №2
2 группа. Тема: Любечский съезд
Вопрос исследования: смогли ли решения съезда приостановить распад Руси?
Актуальность: вызвать интерес у обучающихся к теме при работе с историческом документом.
Объект исследования: текст «Повести временных лет».

Осенью 1097 г. в городе Любеч на Днепре собрался съезд князей Киевской Руси. На нём присутствовали шесть самых влиятельных князей. Съездом руководили Святополк Изяславич и Владимир Всеволодович Мономах.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/11/17/istoriya_0.ppt
Перед вами жалоба князя Василька: «Нарушаются мои законные права в очереди на престол. Ещё Ярослав Мудрый завещал, что княжеский престол переходит по лесничной системе (по старшинству), и каждый должен ждать своей очереди. Сам Владимир Мономах смиренно ждет Но на мои земли претендует Давид Игоревич Волынский. Прошу рассудить нас!»

Текст 1. Завещание Ярослава Мудрого
« если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов вашихЕсли же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, но живите в мире, слушаясь брат брата. Вот я поручаю заместить меня на столе моем, в Киеве, старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир (южный), а Вячеславу Смоленск». И так разделил он между ними города, запретив им переступать предел братний , сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай обижаемому».
Текст 2. «Повесть временных лет» о Любеческом съезде
"В лето 1097 года съехались князья в Любече для установления мира, говоря между собой: «Зачем мы губим русскую землю, учиняя распри между собой? А половцы нашу землю разоряют и рады, что между нами междоусобия. С этих пор будем все единодушны и храним землю русскую, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк – Киевом, отчиной Изяславовой, Владимир – Всеволодовой, Давыд, Олег и Ярослав – Святославовой, и кому Всеволод раздал города: Давыду – Владимир, Ростиславовичам же: Володарю – Перемышль, Васильку – Теребовль». И на том целовали крест: «Если отныне кто будет против кого, на того будем все и крест честный». Сказали все: «Пусть будет на него крест честный и вся земля русская». И давши клятву, пошли каждый к себе".
Вопросы
С какой целью собрались князья в Любече? Какие они приняли решения?
2) Сравните принцип престолонаследия, завещанный Ярославом Мудрым и вотчинный принцип его внуков. /Учебник А.А. Данилова,Л.Г. Косулиной, стр.91 «Документ»/



Текст 3.
Исторический факт: в том же году Волынский князь Давид Игоревич пленил и ослепил Василька Ростиславича, требуя вернуть ему Теребовль (его родительскую вотчину).
Вопрос: Выполнил ли Любеческий съезд свое основное задание? Обсудите варианты, при каких условиях, кроме закрепления вотчин, могли прекратиться усобицы
3 группа. Киевская Русь в IX веке


Сравните карты Руси: что общего и в чем отличия? Сделайте вывод.
Сколько образовалось самостоятельных княжеств в XI- начале XII века? Как они назывались?
На какие княжества распалось Русское государство? На контурной карте раскрасьте разными цветами и подпишите наиболее крупные земли и княжества, на которые распалась Русь в середине XII века?
Возможно ли выделить цветом единство территории государства и зависимость княжеств от Киевского княжества? Если «да», то сделай это и обоснуйте.





Приложение 1. Для технологической карты.docxс
·
·
·
·Работа с документомРисунок 5Работа с документомРисунок 7Рисунок 415