Презентация по истории России на тему: «Начало раздробления Древнерусского государства».


год год957 – 972 годы988 год980 – 1015 годы 882г. – Образование Древнерусского государства945г. – Первая государственная реформа957-972гг. – Правление Святослава в Киеве988г. – Крещение Руси980-1015гг. – Правление Владимира в Киеве Укрепление_________________РусиУсиление__________________властиЗавоевание_____________________Расширение_____________________ Укрепление_________________РусиУсиление__________________властиЗавоевание______________новых земельРасширение_____________государства Матвиенко В.А. учитель истории и обществознания МОУ Сыртинская СОШ ПЛАН УРОКА 1. Борьба за власть сыновей Владимира.2. Внутренняя политика Ярослава. Управление государством.3. Внешняя политика.4. Формирование древнерусской народности.5. Земельные отношения. Основные слои древнерусского населения. Святополк и Ярослав - старшие сыновья Борис и Глеб Борису Владимир собирался оставить княжение. Святополк, поддержанный киевлянами убивает Бориса и Глеба и занимаетотцовский престол. Ярослав с дружиной и ополчением выступает против Святополка. 1016 г.- победа у Любеча. Сбежавший в Польшу Святополк в 1018 году возвращает себе киевский стол при помощи польского короля Болеслава. Вынужден уйти,из-за недовольствакиевлян Ярослав при поддержкеновгородцев вновь занимает Киев. «Садись в своем Киеве, ты — старший брат, а мне пусть будет эта сторона». За годы своего правления Ярослав много сделал для укрепления русского государства, за что был назван "Мудрым". Рост городов как центров ремесла и торговли,превращение Киева в один из крупнейших городов Европы; При Ярославе были основаны первые русские монастыри; Назначил митрополитом Илариона, впервые без участия константинопольского патриарха; Он издал Церковный устав и «Русскую правду» — свод законов древнерусского феодального права. Слово "О законе и благодати" - одно из самых ранних (написано между 1037-1050 г.г.) и выдающихся произведений древнерусской литературы. Автор Слова - Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию в 1051 г. Продолжалась борьба со степью. Печенежские набеги на южные рубежи прекратились после жестокой битвы в окрестностях Киева в 1036 г. Были заключены династические браки детей Ярослава с представителями владетельных домов Европы. Продолжают поддерживаться торгово-политические и культурные связи Скандинавии и Руси. Укреплялись связи с Византией, несмотря на неудачный поход против нее в 1043 году (это была последняя война с Византией). Предпосылки:Завершение объединения всех восточных славян в единое государство;Совместное участие в военных походах и защите русских земель;Хозяйственные связи;Возник и развивался единый древнерусский язык;Единая вера (христианство). Народность - исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. Общинная- совместная собственность всей общиныКняжеская- личная собственность князя и его семьиВотчина- наследственное земельное держание, пожалованное князем за службу Категории земельной собственности: Князья Бояре Верхи духовенства Старшие дружинники Младшие дружинники Купцы Духовенство Ремесленники Свободныеземледельцы Смерды Рядовичи Закупы Холопы(челядь) Укажите годы правления Ярослава Мудрого? 1019 -1054 гг. Почему князь Ярослав получил прозвище «Мудрый»? За годы своего правления Ярослав много сделал для укрепления русского государства, за что был назван "Мудрым". СмердЗакуп3)Рядович4) Холоп А)Человек, попавший в полную зависимость от господина, раб.Б)Человек, заключивший договор о выполнении определённых обязанностей в пользу господинаВ)Разорившийся общинник, взявший ссуду, проценты с которой отрабатывает на поле человека, ссудившего его деньгамиГ)Человек, выполняющий какие- либо обязанности в пользу князя ЗАВИСИМОЕ НАСЕЛЕНИЕ Крестьяне, несущие повинности в пользу князя. Крестьяне, вынужденные отрабатывать по договору. Разорившиеся должники. Рабы (челядь)из пленных, не выполнивших своих обязательств рядовичей и закупов Сегодня на уроке узнал, открыл для себя… научился, смог… могу похвалить себя и своих одноклассников за … Я Спасибо всем за работу!