Реферат формирование универсальных учебных действий на уроках математики, как условие развития личности и её социальной адаптации

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Институт дополнительного образования


Кафедра профессионального развития педагогических работников



На тему:

Выполнила:
слушатель курсов
Баранова Людмила Владимировна,
учитель математики
ГБОУ СОШ № 4

Проверила:
Шевченко Наталья Ивановна,
к.п.н., доцент
Москва
2013






СОДЕРЖАНИЕ






Введение. Актуальность темы и её новые аспекты
в современных условиях функционирования школы
ГЛАВА 1. Освещение темы формирования УУД
в педагогической и методической литературе. ...
1.1. Определение перечня УУД и их классификация....
1.2. Этапы формирования УУД...
1.3. Приёмы и методы формирования УУД на уроках
математики..
ГЛАВА.2. Из опыта работы формирования УУД на уроках
математики
2.1. Психолого-педагогические условия образовательного процесса в сош № 4
2.2. Некоторые методические приёмы формирования УУД
на уроках математики..

Заключение.
Литература.






Введение. Актуальность темы и её новые аспекты в современных условиях функционирования школа
Перед каждым добросовестно и творчески работающим учителем непременно возникает вопрос: «Для чего нужны школьникам знания, которые я им даю? Все ли возможности школьного урока я реализую в процессе своей деятельности ?»
Социальный заказ общества (выпускников, родителей, преподавателей лицеев, колледжей, ВУЗов, работодателей) системе общего среднего образования в начале нового века и тысячелетия отражает и новые
требования к качеству подготовки учащейся молодёжи в сложных условиях развития современного социума.
Возникает потребность в усилении таких функций образования как
-формирование умений социальной адаптации в обществе;
-воспитание личности, способной реализовать свои возможности, склонности, способности, т. е. раскрыть свой нравственный и интеллектуальный потенциал в профессиональной и семейно-бытовой жизни;
-формирование общекультурных интересов;
-развитие навыков самообразования, умения мыслить творчески и независимо.
Образовательный процесс, целью которого является развитие личности через обучение и воспитание, называют в педагогике личностно-ориентированным.
Организация именно такого процесса позволяет выпускникам школы приближаться к достижению ими ключевых компетенций. Поэтому говорят о компетентностном подходе к организации личностно-ориентированного образовательного процесса.
В международной школьной практике ключевые компетенции (или компетентности) определяются как многофункциональный пакет знаний, способностей и отношений, которые требуются каждому человеку для полноценной личной жизни и работы, активной гражданской позиции, эффективного включения в жизнь общества.
Документы Сессии Совета ЕС по образованию, молодёжи и культуре в Брюсселе от 23. 02. 2006 г. содержат следующие ключевые динамические компетенции:
-способность к коммуникации на родном языке;
- способность к коммуникации на иностранных языках;
-математическая компетенция и базовые компетенции в науке и
технологии;
-цифровые компетенции;
-способность учиться;
-социальные и гражданские компетенции;
-способность к инициативе и предпринимательству;
-культурная компетенция.
В 2006 году проводились международные исследования в рамках реализации образовательных достижений учащихся в области естественнонаучной грамотности. Анализ участия российских школьников в этих исследованиях показал, что они испытывают затруднения при работе
-с заданиями большого объёма текстовой информации и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
-с заданиями, в которых надо было интегрировать разнообразные знания и использовать общеучебные умения, способы размышления и анализа;
-с заданиями, где нужно было привлекать дополнительную информацию или «отбрасывать» избыточную информацию и «лишние» данные;
-с комплексными заданиями»;
-с заданиями разной тематики и разных форматов, требующих разных форм записи ответа (выбор ответа, записи словесной или числовой, краткого или развёрнутого обоснования ) в одной работе;
-с тестами, проверяющими владение системой мер и с геометрическими тестами,
то есть с заданиями, требующими аналитических умений, творческого применения знаний. В целом отмечается недостаточный уровень и коммуникативных умений.
Таким образом, цель обучения в школе - не «набор» знаний, а возможность применения знаний в повседневной жизни. В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника основной школы:
- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознавающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством:
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Слова Л. Н. Толстого: « Знания - орудие, а не цель» - как никогда актуальны.
Кроме того, идёт процесс профилизации средней школы. В нематематических классах на одно из ведущих мест выйдут (и уже выходят ) развивающие и социализирующие цели, а предметное содержание должно будет играть роль средства запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания.
В этих условиях большое значение приобретает формирование универсальных учебных действий.
Глава 1.Освещение темы формирования ОУУН в педагогической и методической литературе.
1.1. Определение перечня ОУУН и их классификация.
В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. ФГОС. Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира: - различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление); – выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); – анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; – проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; – применять таблицы, схемы, модели для получения информации; – презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; ФГОС. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; – выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; – классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); – приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; – устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени; – выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения ФГОС. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, - составлять план простого эксперимента; – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»); – выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; – преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала
и поставленной учебной целью; – моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.); – исследовать собственные нестандартные способы решения; – преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать ФГОС.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности
(познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
5. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.

1.2. Этапы формирования УУД.
При обучении математике у учащихся могут формироваться все указанные виды УУД. Формирование любого навыка идёт только в процессе целенаправленной учебной деятельности ученика, когда создаются условия для эффективного усвоения знаний, развития школьника Учитель имеет большой запас времени (несколько лет) для отработки определённого навыка ( конечно, с учётом возрастных особенностей), а также имеет большой выбор «инструментов» для организации урока.
Поэтому формирование УУД необходимо планировать, как и любых других умений учебной деятельности.
Авторы О. Б. Епишева и В. И. Крупич [6, 19] увеличивают количество этапов до 9:
) диагностика;
постановка цели и задач
инструктаж о способах деятельности, т. е. введение приёма;
отработка приёма;
оперативный контроль и коррекция процесса формирования приёма;
применение приёма;
обобщение и перенос усвоенного приёма;
закрепление обобщённого приёма;
обучение нахождению новых приёмов.
1.3. Приёмы и методы формирования УУД на уроках математики.

Первый этап - диагностика.
Методы и приёмы: анкетирование, пооперационный анализ письменных работ и устных ответов учащихся, наблюдение за учебной деятельностью учащихся, тесты, дидактическая игра.
Второй этап - постановка целей и мотивация.
Методы и приёмы: словесные, наглядные в виде таблиц, схем, помещаемых на стенде «Учись учиться», проблемно- поисковые, когда при разрешении
проблемной ситуации учащиеся убеждаются в необходимости применения новых навыков; использование исторического материала, выявление практической значимости материала, поощрение учащихся.
Цели и задачи формирования каких- либо УУД должны быть согласованы с целями обучения, поставленными перед определённым уроком математики.
Третий этап - инструктаж.
Методы и приёмы: памятки, инструкции, беседы, организация самостоятельного нахождения и осознания составляющих приёма или метода
Четвёртый этап - практические упражнения.
Особенность этой работы в том, что формирование УУД проходит не на каких-то специальных заданиях, а при выполнении программных упражнений по математике.
Методы и приёмы многообразны. Это и предварительное планирование решения задачи, и работа с таблицами, графиками, статистическими данными, диаграммами (в старших классах можно уже пользоваться умениями учащихся работать с компьютерными программами «Мастер диаграмм»).
Пятый этап - оперативный контроль и коррекция процесса.
Методы и приёмы: самостоятельные работы, контрольные работы, методы взаимоконтроля, самоконтроля, упражнение « Найди ошибку» и т. д.
Корректирующие действия по отработке приёма:
беседы, коллективный и индивидуальный анализ ошибок, работа по их исправлению, примеры и контрпримеры, индивидуальные карточки- памятки, индивидуальные и дифференцированные задания.
Шестой этап- применение усвоенных навыков.
Методы и приёмы: теоретические обобщения, организация ситуаций практического применения усвоенных УУД.
Седьмой этап- обобщение и перенос усвоенных приёмов
(в стандартных и нестандартных ситуациях)

Методы и приёмы: объяснительно- иллюстративные, проблемные частично- поисковые, методы практической и самостоятельной работы, методы репродуктивного и вариативного воспроизведения и применения УУД.

Восьмой этап- закрепление.
Используются обобщающие уроки, самостоятельная учебная деятельность учащихся по изучению материала, по решению стандартных и нестандартных задач, работы исследовательского характера, домашняя работа учащихся, самостоятельное применение усвоенных навыков УУД в других предметах естественно- математического цикла.

Девятый этап- обучение нахождению новых приёмов.
Методы и приёмы: обобщение частных случаев решения учебных задач, перестройка и перенос известного приёма, конкретизация и специализация общих приёмов, аналогия, составить приём, обратный данному, нахождение новых приёмов, опираясь на анализ содержания изучаемого теоретического материала.

На всех этапах формирования УУД полезно учитывать возможности внеклассной работы: факультативных, кружковых занятий, мероприятий предметных декад, олимпиад, конкурсов, математических вечеров, игры «Кенгуру».

Глава 2. Из опыта работы формирования УУД на уроках математики.
2.1. Психолого- педагогические условия образовательного процесса в сош № 4.
Заключение дефектолога по результатам диагностики на класс
7б класс
Показатели
Учащиеся с трудностями
Примечания

ВПФ

Внимание

100%
В той или иной степени имеются трудности переключения внимания , снижены концентрация внимания ,устойчивость.

2. Запоминание
100%

Трудности запоминания. Увеличение времени для запоминания. Нередко воспроизведение материала неполное, неточное. Слабо сформирован произвольный компонент мнемической деятельности

3. Восприятие
40 %
Снижение показателей объема ,скорости, дифференцированности зрительного восприятия, недоразвитие слухомоторной координации .

4. Мышление
50(%)
Недостаточная сформированность навыка соотносительного анализа, снижение функции обобщения, трудности аналитико-синтетической деятельности ,констр деятельности

Речь

1.Произносительная сторона речи

-50%

Трудности произносит стороны речи .Неустойчивые звуки , замены и тд

2.Слоговая структура слова
71 %
Искажения слоговой структуры, замены слогов, букв, пропуски букв-слогов

3.Словообразование и грамматический строй речи
66(%)
Недостаточный уровень сформированности

4 Фонематическое восприятие и фонематич представления
43%
ффнр как причина трудностей письма и чтения

5 Связная речь
100(%)
Низкая грамотность речи, трудности в построении и оформлении связного высказывания .Неточность употребления и понимания понятий

6.Словарное наполнение
100%
Недостаточное словарное наполнение

Письменная речь
Письмо (дисграфические элементы)
57(%)
(элементы разных видов дисграфии –акустическая дисграфия , оптическая , дисграфия на основе нарушенного языкового анализа-синтеза и тд)

Письмо (значительное число ошибок орфографического и пунктуационного характера)
86(%)
Как результат пробелов в знаниях как причина школьной неуспеваемости

Чтение
57%
Многочисленный замены, пропуски, перестановки букв, слогов. Спотыкания, нарушения в той или иной степени понимания смысла читаемого.

Развитие общей и мелкой моторики
70%
Недоразвитие мелких мышц руки, моторная неловкость

Сниженная Обучаемость (восприимчивость к помощи, умение работать по образцу, способность переноса на аналогичные задания)
50%
Понимают инструкцию в основном только после разъяснения ,осуществляют частичный перенос на аналогичные задания , затруднена автоматизация навыка

Снижение Работоспособности
70%)
Снижена в результате повышенной соматической истощаемости, в результате церебрастении .Быстрая истощаемость ,пресыщаемость

Организация деятельности
40%
Не выражен ориентировочный этап Характерны импульсивность ,хаотичность действий .Недостаточно развит самоконтроль







Заключение учителя-дефектолога по результатам диагностики
учащихся 7б класса
Диагносцируется некоторое снижение обучаемости, недостаточный уровень развития мышления, трудности в работе с речевым материалом. Процесс запоминания замедлен, воспроизведение неполное, неточное. Объем памяти ниже возрастной нормы (Воронина, Аврясов, Денисюк). Особенные трудности обнаружились у Ворониной Татьяны.
Отмечаются трудности зрительно-пространственного восприятия (Денисюк, Солдатова, Ларчев) Восприятие слабодифференцируемое, нарушена целостность восприятия.
Выявлены проблемы переключения внимания, а также концентрации, устойчивости внимания. (Некоторые учащиеся учащихся имеют в анамнезе СДВГ – синдром гиперактивности и дефицита внимания)
Речевое развитие - Нарушения письма и чтения, обусловленные ОНР (Солдатова , Денисюк продемонстрировали крайне низкий уровень развития речи). Воронина, Лобазов, Ларчев, Аврясов, Петров – Нарушения письма /и чтения/, обусловленные НВОНР. У Аврясова, Ворониной, Лобазова имеются нарушения произносительной стороны речи (в том числе сопряженные с патологией в строении органов артикуляции (Аврясов), в связи с минимальными дизартрическими расстройствами(Воронина)). Наблюдается снижение амплитуды артикуляционных движений (плохая дикция, неразборчивая речь)
У большого процента учащихся класса нарушены слуховая дифференцировка звуков, имеются нарушения слоговой структуры, трудности языкового анализа и синтеза . Как результат - обилие специфических ошибок письма. Письмо – совокупность орфографических, пунктуационных и специфических ошибок.
Не сформированы на должном уровне грамматической строй речи и функция словообразования .
Не сформирован навык каллиграфического письма. Работы крайне небрежные. (Связано с недоразвитием мелкой моторики ).
Процесс чтения у большинства учащихся значительно затруднен, понимание смысла читаемого нарушено. При чтении как знакомого и незнакомого материала – спотыкания и множественные ошибки (замены, пропуски, перестановки букв/слогов).
Следует отметить недостаточный объем словарного запаса, что во многом затрудняет овладение семантикой слов. Ограниченность и неполноценность лексических средств во многом затрудняет понимание математических правил и условий предлагаемых задач.
У всех без исключения учащихся 7б имеются нарушения аффектнивно-эмоциональной сферы - пассивность личного отношения к предложенной деятельности, не корригимуемого активной стимуляцией. При выполнении
разного рода заданий часто требуются подробные разъяснения педагога. В процессе работы быстро устают по причине высокой пресыщаемости.
В деятельности не выражен ориентировочный этап, характерны импульсивность, хаотичность действий. У учащихся отсутствует самоконтроль. Склонность к аффективным реакциям (особенно выделяются Солдатова, Ларчев, Лобазов).
У Солдатовой Ольги отмечается значительное снижение остроты зрения (без должной коррекции), что затрудняет процесс обучения.
У учащихся класса наблюдается социальная и педагогическая запущенность. Отсутствует должная мотивация к учебной деятельности



Учитель-дефектолог ___________ Русяева И.А.

Дата ___________
Организационные условия.
Форма организации учебного процесса: классно- урочная, дистанционное обучение.
В школе работают два предметных методических объединения: МО учителей предметов естественно- математического цикла и МО учителей предметов гуманитарного цикла.
Избранные технологии педагогического процесса:
предметные технологии
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- информационные технологии;
- технология уровневой дифференциации;
- технология индивидуального подхода;
- традиционная технология обучения;
технологии психолого - педагогического сопровождения
-диагностика индивидуальных психологических особенностей;

- тестирование общеучебных умений и навыков;
- допрофессиональная диагностика;
- индивидуальное сопровождение детей группы риска.
4. Условия, обеспечивающие реализацию образовательных программ:
- современное содержание образования;
- наличие высококвалифицированных педагогов;
- материально- техническое обеспечение образовательного процесса, в том числе, один компьютерный класс;
-наличие учебных программ, утвержденных (рекомендованных) МО и науки РФ;
-наличие библиотеки и читального зала;
-выделена линия в Internet;
-спортивный зал;
-педагоги дополнительного образования, логопед, психолог;
-сетевое взаимодействие с другими школами по предпрофильному и профильному образованию;
-дистанционное обучение;
- имеется школьный сайт.
Школьный психолог совместно с классными руководителями составляет
карты психолого - педагогических особенностей учащихся, которыми располагают все учителя и учитывают эти данные в своей работе. Сош №4 для детей с девиантным поведением и дети приходят с разным уровнем знаний, в следствии различной возрастной группы, на уроках создаются оптимальные условия для усвоения программного материала.
В этих картах указаны пол, возраст, тип темперамента, наличие или отсутствие хронических заболеваний, тип мышления по ведущему полушарию, ведущий канал восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический ), психологические проблемы (агрессивность, депрессивность, тревожность и пр.)

Определяя объём кратковременной и долговременной памяти, способности к анализу, уровня внимания и других психологических характеристик, было выяснено, что разброс в процентном отношении довольно значительный
Я составляю и использую в своей работе карты состояния обученности учащихся УУД, в которых отмечаю такие сравнительные характеристики, как
умение осмысленно читать, понимать прочитанное,
состояние монологической речи;
способность вести диалог;
умение чертить схемы к задачам, работать с таблицами, графически отображать информацию;
умение действовать по алгоритму;
умение составлять план, конспект текста;
умение ставить вопросы,
умение работать с инструкциями и др.
Эта информация очень помогает выстроить урок не «по шаблону», а именно личностно – ориентированно, выбирая тот комплекс приёмов и методов, который является наиболее подходящим для данного класса на данном уроке.

2.2. Некоторые методические приёмы формирования ОУУН на уроках математики.
2.2.1 Формирование учебно – интеллектуальных и учебно – информационных УУД.

Я стараюсь на своих уроках сформировать у своих учеников культуру мышления. В своей работе я использую уже известные приёмы и технологии.
Уже несколько лет я применяю методику уровневой дифференциации ( автор Фирсов В.В. ), веду тематический учёт знаний и умений своих учеников, что позволяет мне подбирать материал урока целесообразно, с
учётом пробелов в знаниях отдельных учеников, проводить индивидуальную работу, веду опрос, провожу тестирование.
Получая новый класс, я обязательно провожу диагностику уровня сформированности ОУУ в различных формах. Это может быть анкетирование, тестирование, пооперационный анализ письменных работ и устных ответов учащихся, дидактическая игра, и др.
Примерное содержание анкеты (7 класс)
Сколько раз ты читаешь дома заданный пункт учебника?
С какой целью?
Отвечаешь ли ты на вопросы после текста?
Знаешь ли ты, где находится предметный указатель, и как им пользоваться?
Выясняешь ли ты смысл непонятных тебе слов в тексте? Каким образом?
Умеешь ли ты составить план прочитанного тобой текста?
Заучиваешь ли ты определения, формулы, доказательства ?
Изучаешь ли ты чертежи, графики, таблицы, относящиеся к данному тексту?
В процессе знакомства с классом я выясню индивидуальные особенности каждого ученика, выдам памятки «Как работать с учебником дома», но уже в процессе заполнения анкеты учащиеся знакомятся с алгоритмом работы с текстом (если они с ним не знакомы), психологически настраиваются на обязательное изучение теоретического материала при выполнении домашнего задания.

Тест на выявление сформированности умения сравнивать и наблюдать (5 класс ).
Расположите в порядке возрастания числа:
732001, 73199, 73204.
а) 73204, 73199, 732001 в) 732001, 73204, 73199
б) 73199, 73204, 732001 г) 732001, 73199, 73204
.
Расположите в порядке убывания числа:
31099, 310001, 31109.
а) 310001, 31109, 31099 в) 31109, 31099, 310001
б) 310001, 31099, 31109 г)31099. 31109, 310001.
3) Не вычисляя, поставьте знак > или <между произведениями:
299 * 201 298 * 201.
а) > в) =
б) < г) нельзя сравнить, надо умножать.

4) Не выполняя сложения, выясните, какая из сумм больше:
а) 3251 + 785 в) 3251 + 800
б) 3250 + 785 г) 3351 + 832
5) В записи двух чисел 10*9 и *1*0 вместо некоторых цифр поставлены *. Если возможно, сравните эти числа.
а) 10*9 > *1*0 в) 10*9 = *1*0
б) 10*9 < *1*0 г) нельзя сравнить.

Решающий должен обнаружить для двух пар фигур сходство отношений: объемлющая фигура меняется местом с объемлемой.

По результатам диагностики начинается работа по формированию или совершенствованию определённого УУД.


Для развития регулятивных учебных действий учу обобщению, оперированию в логической практике содержательно более ёмкими понятиями
а) решение обычной « готовой» задачи;
б) составление обратной задачи и её решение;
в) составление аналогичной задачи по данной формуле или уравнению и решение её;
г) составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной задачей.
Согласно научным данным всякая информация, воспринятая человеком, «циркулирует в оперативной памяти 15-20 минут, и эта фаза оптимальна для всевозможных перекодировок информации, которая потом « уходит» в долговременную память.

Пример.
Задача. В первый день скосили 30 га посевов, во второй день в 2 раза больше, чем в первый день, а в третий день – на 15 га меньше, чем во второй день. Сколько гектаров скосили в третий день?
Схема: 30 га; в 2 раза, на 15 га,
Схема обратной задачи, которую нужно составить:
, в 2 раза, на 15 га, 45 га.
Очень важно вести записи решения этих задач в тетради параллельно:
Решение прямой задачи. Решение обратной задачи.

В 6 классе этот метод используется при решении задач на проценты.
Прямая задача.
Из 200 выстрелов по мишени в цель попало 86% пуль. Сколько выстрелов попало в цель?
Схема: 200 выстрелов, 86% , выстрелов, %.
Схемы для обратных задач:
выстрелов, 86%, 172 выстрела.
200 выстрелов, %, 172 выстрела.


2.2.2. Формирование коммуникативных учебных действий.

На уроках математики можно успешно развивать коммуникатив-
ную культуру учащихся и организационные навыки.
Но прежде, чем учить школьника говорить и общаться, я учумолчать. Вернее, слушать и слышать собеседника. Только тогда коммуникация, а проще говоря, диалог пройдёт успешно. На уроке речь идёт об учебном диалоге, но эти навыки, конечно, пригодятся и в дальнейшей жизни.
С 5 класса я приучаю учащихся к тому, что в основе любой работы должны лежать порядок и чёткая организация.

Развитию коммуникативных учебных действий способствуют и другие виды работы на уроке.
Это – работа в парах, когда учащиеся
а) решают разные, но однотипные задачи, а потом проводят взаимоконтроль;
б) решают задачи разных типов, а потом обмениваются информацией по их решению;
в) изучают текст учебника по частям, а затем обмениваются информацией;
г) проводят совместную работу практического или исследовательского характера;
д) работают в режиме практикума – « цунами», когда тот, кто справляется с заданием быстрее, представляет решению учителю и помогает решить тому, кто затрудняется;
е) сдают зачёт – «цунами», когда учитель заранее опрашивает 3-4 человек, те принимают зачёт ещё у 3-4, которые, в свою очередь, принимают зачёт, и т. д. Количество сдавших быстро увеличивается, и за 20 минут можно опросить весь класс.
Таким образом, можно опрашивать доказательства теорем по геометрии и любой устный материал;
ж) сдают зачёт «по станциям».



Заключение.

Вопрос формирования универсальных учебных действий имеет много аспектов, не все они, конечно, охвачены в данной работе. Педагогическая литература содержит большой и интересный материал для самообразования.
Я в своём реферате уделила больше внимания формированию УУД на уроках математики. Но работа над ними продолжается и после уроков.





Тема: Применение различных способов для разложения многочленов на множители.




Цели: Создание условий для освоения и применения находить наиболее рациональные способы разложения многочлена на множители.


Задачи: Расширения кругозора учащихся, пополнение лексического запаса новыми терминами, получение дополнительной информации об окружающем мире; развитие логического мышления, интереса к предмету, воспитание культуры общения, аккуратность.


Оборудование: Компьютер, телевизор, карточки, индивидуальные задания, лист-путевка; материалы презентации, тетради, учебники.


Этап урока
Название задания
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Время

1
Организационный момент
Кадр презентации
Представляет гостей, объявляет тему, раздает лист путешественника
Сообщают готовности
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
2 мин.

2
Актуализация знаний
Кадр презентации станция «теоретическая» (вынесение общего множителя, группировка; формулы сокращенного умножения)
Задает устные задания «вынести общий множитель» (см. карточка №1)
Отвечают на вопросы по материалу карточек, сверяют ответы с доской, ставят баллы в листе путешествий
Познавательные
3-5 мин.

3
Постановка целей
Кадр презентации (с целями и задачами)
Задает вопросы, предлагает сформулировать цель урока
Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель
Целеполагание, подведение понятия
5 мин.

4
Задания

Станция практическая








Станция Журналистская (кадр презентации «золотое кольцо»
Раздает карточки №2 и №3, №5 (листок)






Подсказка подставив в значения посчитать
Решают практическое задание (в парах). Ответы сверяют с доской (ставят баллы в листке-путешественника себе)

Получают карточки №162;2 1 на двоих
Познавательные, регулятивные, коммуникативные.





Метапредметные познавательные регулятивные, коммуникативные
5 мин.








10 мин.







Физминутка




2 мин.










Работа у доски
Карточки №6


Вызывает к доске ученика, комментирует, задает вопрос «какие приемы используются»
Решает у доски

2 мин



Карточка №7


Познавательные, личностные
5 мин.


Работа карточкой
Станция Конечная (дать названия формулам; презентация
Показывает формулы
Ученики отвечают
Познавательные, личностные
3 мин.

5
Подведение итогов
Кадр презентации «основные результаты»
Вопрос «какие способы мы использовали?»
Отвечают; подсчитывают баллы; ставят оценки (см. приложение)

5 мин.

6
Д/З
Карточки математического лото или схема Кремля.



5 мин.

Лист путешественника









Название станции
№ задания
Баллы
Баллы за правильные ответы
Оценка

Теоретическая

1



Практическая

2
3



Журналистская

5



«Золотое кольцо»

5
5



Конечная

6



Итоговая

4




Основные результаты


Мы научились использовать комбинацию различных приемов при разложении многочлена на множители.


Вынесение общего множителя за скобки.
Группировка.
Использование формул сокращенного умножения.
Комбинирование различных приемов.


25а2-100а 25(а-2)(а+2)
учиться


ху-5у2+хув-5ув у(у+в)(х-5)
что грести против течения


120+12ав-60в-24а 6в(3в+1)
все равно


54в+36в2+6в (в-2у-3)(в-2у+3)
только перестанешь


в2-4ву-9+4у (2-в)(60-12а)
и тебя


3х+х2-3у-ху (х-у)(х+у)(3+х)

гонит назад
Д/З на (тройку)
Станция Практическая



Задания №3
Вычислить: 1,39х15+18х1,39+15х2,61+18х2,61




Задания №4

Установите соответствие между выражениями:
а) (2х)3+73
б) (2х+7)2
в) (2х+7)3
и их названиями

квадрат суммы 2х и 7
сумма кубов 2х и 7
сумма квадратов 2х и 7
куб суммы 2х и 7

Ответ:

А
Б
В






Задание № 5

4а2 –в2 =(2а + )(2а - )

16х2 -9у2 =( +3у )( -3у )

25х2 - 0,16=( )( )

Р2 -к2 = ( -к )(р + )
Вставить пропущенные выражения.


Задания № 6
Доказать, что выражение делиться на 11.
(413 + 473) : 11







Задания №7

Примени 3 приема разложения на множители


У3 - 3у2 +6у 8

Задания №8

Дать названия формулам.

($+c)2 = $2 + 2$c + c2

(r -d )2 = r2 - 2rd + d2

q2 - z2 = (q – z)(q + z )

(n – f )(n + f ) = n2 - f 2

(m 3 + w 3) = (m + w )(m2 - mw + w2)
Найди неверное утверждение.

а) а2 + в2 - 2ав = (а в)2

б) а2 - в2 + 2ав = (а + в )2

в) в2 + 2ав + а2 = (а + в )2

г) -2ав в2 + а2 = а2 - в2

Оценка

Если в листе путешественника 25 баллов - «5»

18 24 балла - «4»

10 17 балла - «3»

меньше 10 баллов - «2»


Посчитай баллы и поставь оценку.



Литература.
Аттестация учителей математики. Методические рекомендации. \\ М.: «Айрис-Пресс», 2010.
М. В. Китаева. «Успешный учитель - успешный ученик » Практическое руководство для педагогов \\ Ростов на Дону: «Феникс» , 2003.
М. П. Нечаев, Н. Л. Галлеева. «Современный кабинет математики» \\ М.: «5 за знания», 2006.
В. Ф. Паламарчук. «Школа учит мыслить» \\ М.: «Просвещение»,1987.
М. М. Поташник, М. Л. Левит. «Как подготовить и провести открытый урок. Современная технология» \\ М.: «Педагогическое общество России», 2007.
«Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике» ( сборник статей) \\ М.: «Просвещение», 1985.
Системная диагностика качества общего и среднего образования \\ С–Пб.: ЛОИРО, 2002.
С. С. Татарченкова. «Урок как педагогический феномен» С-Пб.: «Каро», 2005.
Стандарт второго поколения (программы по математике)
Закон об образовании.
Материалы фестиваля «Открытый урок» 2011-2012 «1 сентября».








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215






Формирование универсальных учебных действий
на уроках математики, как условие развития личности
и ее социальной адаптацииTimes New RomanІђ Заголовок 115