Урок в форме брейн-ринга по литературе в 6 классе
Бондарева Н.В., учитель русского языка и литературы
МКОУ "ООШ №2" г. Лиски Воронежской области
Урок в форме брейн-ринга по литературе в 6 классе
Тема : Мифы Древней Греции
Цель урока: продемонстрировать знания по мифам Древней Греции.
Задачи урока: развивать познавательные интересы детей; приобретать опыт интеллектуальных состязаний; воспитывать командный дух.
Оборудование: эмблемы, картинки, красные и зелёные кружочки, свистки, цветные кубики.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяет две с половиной тысячи лет. Всё в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Но сила и слава античного искусства оказались вечными. В чём же разгадка тайны гармонии жизни древних греков? Вероятно, в красоте и человечности. Посмотрим на карту мира. Какой небольшой по размеру была великая колыбель европейской культуры - Древняя Греция! Это клочок земли в бассейне Средиземноморья: южная часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря. Всё население греческого государства не превышало 200-300 тысяч человек. И в этом маленьком мирке родилась и расцвела гигантская духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия! Это действительно греческое чудо.
И вот сегодня мы проведём игру брейн-ринг по мифам Древней Греции. Брейн-ринг - это интеллектуальная игра от английского слова "brain", что значит "интеллект", "разум", и "ring" - "площадка для бокса".
Итак, у нас сейчас состоится интеллектуальное состязание 3-х команд. Игра пройдёт в 2 этапа: 1-й бой и 2-й бой.
2. Начало игры .
1) Жеребьёвка: определяются участники 1 боя.
2) Приглашение на ринг 2-х команд (названия, эмблемы).
Вам будут предложены 10 вопросов. На каждый вопрос отводится 1 минута для обсуждения ответа. Но отвечать будет та команда, которая быстрее найдёт ответ и даст сигнал свистком (на каждом столе лежит свисток). Право давать сигнал свистком имеет капитан команды. За каждый правильный ответ команда получает 1 цветной кубик. Если ответ неверный, то команда противника получает дополнительную минуту на обсуждение. обсуждение начинается после удара в гонг и слов "Время пошло!"
Побеждает в бою та команда, которая наберёт больше кубиков. В конце боя музыкальная пауза. Команды готовят инсценированный вопрос. За правильный ответ 5 кубиков. затем подсчёт кубиков. Определяется команда-победитель 1 боя. Второй бой можно провести между командой победителем 1-го боя и 3-ей командой ( класс можно разделить на 3 команды).Правила те же. Подсчёт кубиков. Определяется команда- победитель игры.
В течение игры участники выдвинувшие правильные версии ответов, получают жетоны. Оговаривается количество жетонов на оценку "5"(например, 3-4 жетона ). В конце игры, если позволяет время, можно дать 10 дополнительных вопросов на получение жетонов. Определяются лучшие игроки.
Вопросы.
1. Как называется многовершинный горный массив, на котором находилась резиденция верховных греческих богов? (Олимп)
2. География - это наука, изучающая поверхность Земли. Имя какого древнегреческого бога имеет общий корень со словом"география"?(имя богини Земли Геи)
3. Она родилась из белоснежной пены морских волн. Лёгкий ветерок принёс её на остров Кипр. Там облекли её в злато тканную одежду и увенчали венком из благоухающих цветов юные нимфы. Кто она прекраснейшая из богинь? (Богиня любви Афродита)
4. (Показываю картинку с изображением головки мака.)У кого из богов было это растение в руках и почему? ( У бога сна Гипноса, так как мак имеет снотворные свойства)
5. Перед вами по 4карточки с буквами(Каждая команда получает по 4 карточки, на которых следующие буквы Р,А,С,Е) Вы должны за 1 минуту ответить на вопрос и составить слово. Как звали самого нелюбимого Зевсом сына? (Арес - бог войны)
6. (Показываю картинку с изображением цветка нарцисса) Почему этот цветок называется цветком смерти? В честь какого древнегреческого героя? (это нарцисс, который назван в честь прекрасного юноши, сына речного бога Кефисса, наказанного Афродитой за то, что он любит только самого себя)
7. Кто из богов был некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей? Он был дивным мастером в своём ремесле. (Это Гефест - сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец)
8. У русского поэта Г.Р.Державина есть стихотворение , которое начинается строчками: "Спустил седой Эол Борея с цепей чугунных из пещер". Кто кого спустил с цепей? (Эол - владыка всех ветров. Он спустил с цепей грозного бога северного ветра Борея. Другими словами, подул холодный ветер)
9. Кто сторожит выход из подземного царства умерших? (Трёхглавый пёс Цербер или Кербер, на шее которого вьются змеи. Он очень злой.)
10. (Показываю картинку с изображением стрелы.) Кто обронил эту стрелу? (Сын Афродиты Эрот, бог Любви, посланник Афродиты)
2-ой бой
1. На какой горе находился храм покровителя искусств бога Аполлона? (На горе Парнас, что в Центральной Греции. Парнас стал символом поэтического искусства, горой муз.)
2. У кого из богов были крылатые сандалии? (У Гермеса - посланника богов, покровителя путешественников и торговли.)
3. (Показываю картинку с изображением богини Афины.) Как звали богиню. родившуюся из головы громовержца Зевса? ( Афина-Паллада, покровительница науки, хранительница городов)
4.(Показываю ветку или лист лавра.)У кого из богов был на голове венок из листьев этого растения и почему? (У Аполлона , бога-покровителя искусств, на голове был лавровый венок в знак памяти любви к нимфе Дафне, дочери речного бога Пенея, которая не смогла полюбить Аполлона и превратилась в лавровое дерево.)
5. На высоком Парнасе Аполлон водит хороводы. С кем? Назовите их имена. Кто они? (Можно называть по одному имени от команды) (Это музы - богини - покровительницы искусств: Каллиопа - муза эпической поэзии; Эвтерпа - муза лирики; Эрато - муза любовных песен; Мельпомена - муза трагедии; Талия - муза комедии; Терпсихора - муза танцев; Клио - муза истории; Урания - муза астрономии; Полигимния - муза священных гимнов)
Получает кубик та команда, которая называет имя последней.
6. (Показываю картинку с изображением тимпана.) Как называется музыкальный инструмент, который держит в руках муза комедии Талия? (Тимпан - это бубен или барабан, на нем играли женщины во время представлений или вакханалий.)
7. (Показываю картинку с изображением лиры.) Как называется музыкальный инструмент и кто из богов умел на нём играть? (Это лира, на ней умел играть Аполлон)
8. (Показываю картинку трезубца.) Перед вами изображение символа господства, оружие и орудие труда. Кому это принадлежит и как называется? (Это трезубец, оружие бога морей Посейдона, символ господства над стихиями моря, острие для ловли рыбы.)
9. (Показываю картинку с изображением кисти винограда.) У кого из богов древней Греции на голове венок из винограда? (У бога виноделия Диониса.)
10. За одну минуту вы должны составить имя младшего сына Кроноса и Реи, бога погоды, собирателя туч, повелителя грома и молний. ( Каждая команда получает по 4 карточки с буквами В, Е,З,С. ( Зевс)
Игра закончена. Подводятся итоги. Объявляется команда - победитель. Подсчитываются жетоны и выставляются оценки за урок.
Вопросы дополнительные:
1. Назовите покровительницу самого изящного вида искусств в греческой мифологии. (Терпсихора)
2. Назовите имя героя, который "ударил по струнам своей золотой кифары, и широкой волной разнеслись по берегу мрачного Стикса звуки его струн. Своей музыкой очаровал...Харона. (Орфей)
3. Статуя какого бога стоит в Москве, на здании Большого академического театра? (Статуя Аполлона с лирой в руках едущего на колеснице, запряженной четвёркой коней)
4. Назовите 12 подвигов Геракла.
5.Назовите уязвимое место Ахилла.(пята)
6. Кто из героев убивает горгону Медузу? (Персей)
7. Какое отношение имеет географический атлас к Мифам Древней Греции? (Атлас - имя великана, брата Прометея, который охранял сад с золотыми яблоками)
8. Кто такой Дедал и чем он прославился? (Дедал - величайший скульптор, художник, зодчий Афин, который сделал крылья.)
9. Что это за белый цветок, который вырос на месте смерти... и символом чего он является? (Нарцисс - символ смерти.)