Рабочая программа по информатике 4 класс (Горячев)
Министерство образования и науки Российской Федерации.
Департамент образования администрации г.Братска Иркутской области.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 43».
РАССМОТРЕНО РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНО
НА ЗАСЕДАНИИ ШМО УТВЕРЖДЕНИЮ МС ДИРЕКТОР МБОУ «СОШ №43»
ПРОТОКОЛ №___ ПРОТОКОЛ №_____ _____________ А.Э.МАЛЬМ ОТ____________ ОТ______________ ОТ________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
учителя ЧЕРЕМНЫХ НАТАЛЬИ ЮРЬЕВНЫ,
II квалификационная категория,
стаж – 11 лет
в 4Б классе
на 2015 – 2016 учебный год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа адресована учащимся 4 классов общеобразовательных школ.
Нормативная база:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29.12.2012, ст. 28,58);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6.10.2009 № 373.);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Учебный план МБОУ «СОШ №43» на 2015-2016 учебный год.
Учебный предмет «Информатика» входит в предметную область «Математика и информатика».
Главная цель учебного предмета дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Структура программы. В материале курса выделяются следующие рубрики:
описание объектов атрибуты, структуры, классы;
описание поведения объектов процессы и алгоритмы;
описание логических рассуждений алгебра высказываний;
создание информационной модели объектов приемы формализации и моделирования.
Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Для отслеживания освоения учебного материала проводятся диагностические работы. Такая работа оценивается количеством баллов по количеству проверяемых навыков.
Контроль предполагает выявление уровня усвоения учебного материала при изучении отдельных разделов и всего курса информатики в целом. К каждой контрольной разработаны оценочные листы с проверяемыми умениями. Процент освоения умений показывает уровень освоения учебного материала.
90%-100% - высокий уровень;
70%-89% - выше базового уровень;
50%-69% - базовый уровень;
30%-49% - уровень ниже базового;
менее 30% - низкий уровень.
Используемая в тексте программы система условных обозначений: РНО – работа над ошибками
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа по информатике и ИКТ является авторской и разработана на основе программы авторов Горячева А.В, Волковой Т.О., Гориной К.И.
Цели изучения информатики в начальной школе:
развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если , то », «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
В процессе обучения используются:
методы:
словесные
наглядные
методы практического обучения
методы проблемного обучения
технологии:
игровые
проблемно-поисковые.
При изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; добиваться усвоения базисного аппарата формальной логики (операции «и», «или», «не», «если , то »), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Информатика» относится к предметной области «Математика и информатика». Реализуется за счет часов части, формируемой участниками образовательного процесса. Занятия проходят один раз в неделю (34 часа в год).
IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.
Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.
V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в начальной школе, являются:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в начальной школе, являются:
Регулятивные универсальные учебные действия:
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные универсальные учебные действия:
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога;
признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основные предметные результаты изучения информатики в начальной школе отражают:
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
изображать множества с разным взаимным расположением;
записывать выводы в виде правил «если , то »; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если , то ».
VI. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Текущий контроль
Тематический контроль
1
Раздел 1. Алгоритмы
8
Диагностические работы: «Ветвление в построчной записи алгоритма», «Алгоритм с параметрами»
Контрольная работа № 1 «Алгоритмы»
2
Раздел 2. Группы (классы) объектов
8
Диагностические работы: «Схема состава объекта», «Признаки и действия объекта»
Контрольная работа № 2 «Группы объектов»
3
Раздел 3. Логические рассуждения
10
Диагностические работы: «Истинность высказываний», «Пути в графах», «Схема рассуждений».
Контрольная работа № 3 «Логические рассуждения»
4
Раздел 4. Модели в информатике
8
Диагностические работы: «Действия объектов», «Объекты, выполняющие обратные действия»
Контрольная работа № 4 «Модели в информатике»
Итого
34
Раздел 1. Алгоритмы (8 часов)
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение, указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров.
Раздел 2. Группы (классы) объектов (8 часов)
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема («дерево») состава. Адреса объектов. Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах.
Раздел 3. Логические рассуждения (10 часов)
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если – то». Цепочки правил вывода. Простейшие «и-или» графы.
Раздел 4. Модели в информатике (8 часов)
Приемы фантазирования («наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам предыдущих разделов (к алгоритмам, объектам и др.).VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема (д/з)
Кол-во часов
Дата
Планируемые предметные результаты
Виды контроля
план
факт
Раздел 1. Алгоритмы (8 часов)
1
Техника безопасности в кабинете информатики. Ветвление в построчной записи алгоритма. (№3)
1
4Б(1) – 7.09
4Б(2) – 4.09
Научится записывать условия ветвления в алгоритме, используя слова если-то, составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями
2
Ветвление в построчной записи алгоритма. Диагностическая работа. (№ 5,7)
1
4Б(1) – 14.09
4Б(2) – 11.09
Научится записывать условия ветвления в алгоритме, используя слова если-то, составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями
Диагностическая работа
3
Цикл в построчной записи алгоритма. (№10)
1
4Б(1) – 21.09
4Б(2) – 18.09
Научится определять повторяющиеся действия и находить их закономерность; составлять и выполнять алгоритмы с циклами.
4
Алгоритм с параметрами. Диагностическая работа. (№ 15)
1
4Б(1) – 28.09
4Б(2) – 25.09
Научится определять параметры; выполнять и составлять алгоритмы с параметрами.
Диагностическая работа
5
Пошаговая запись результатов выполнения результатов. (№ 16,17)
1
4Б(1) – 5.10
4Б(2) – 2.10
Научится записывать результат выполнения каждой команды алгоритма, выполнять и составлять алгоритмы с ветвлениями, циклами и параметрами
6
Циклы. Ветвления. Алгоритмы с параметрами. (№20,21)
1
4Б(1) – 12.10
4Б(2) – 9.10
Научиться выполнять и составлять алгоритмы с ветвлениями, циклами и параметрами
7
Контрольная работа № 1 «Алгоритмы»
1
4Б(1) – 19.10
4Б(2) – 16.10
Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.
Контрольная работа
8
РНО. Повторение по теме «Алгоритмы»
(№ 30)
1
4Б(1) –
4Б(2) – 23.10
Уметь выполнять и составлять алгоритмы с ветвлениями, циклами и параметрами
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; развернуто обосновывать суждения; проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста; приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы; проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста; участвовать в диалоге
Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность своего действия; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь; самостоятельно контролировать свое время и уметь управлять им; самостоятельно оценивать правильность своего действия
Коммуникативные: доказывать правильность своего выбора и принятого решения; задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности; организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Раздел 2. Группы (классы) объектов (8 часов)
9
Общие свойства и отличительные признаки группы объектов. (№3,4)
1
4Б(1) – 2.11
4Б(2) – 6.11
Научится описывать в табличной форме общие действия и составные части группы объектов, отличительные признаки объектов группы
10
Схема состава объекта. Адрес составной части. Диагностическая работа (№ 9)
1
4Б(1) – 9.11
4Б(2) – 13.11
Научится определять составные части предметов, составлять схему состава, записывать адрес составной части
Диагностическая работа
11
Массив объектов на схеме состава. (№ 11,15)
1
4Б(1) – 16.11
4Б(2) – 20.13
Научится определять составные части предметов, а также состав этих составных частей; описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит
12
Признаки и действия объекта и его составных частей. (№ 18)
1
4Б(1) – 23.11
4Б(2) – 27.11
Научится выделять отличительные признаки и действия всего объекта и его отдельных частей, Записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава.
13
Признаки и действия объекта и его составных частей. Диагностическая работа (№ 21)
1
4Б(1) – 30.11
4Б(2) – 4.12
Научится заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов).
Диагностическая работа
14
Объекты. (№ 29)
1
4Б(1) – 7.12
4Б(2) – 11.12
Научится определять и записывать относительный адрес в составных объектах
15
Контрольная работа № 2 «Группы объектов»
1
4Б(1) – 14.12
4Б(2) – 18.12
Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.
Контрольная работа
16
РНО. Повторение по теме «Группы объектов» (№ 38,41)
1
4Б(1) –
4Б(2) – 25.12
Уметь определять составные части предметов, составлять схему состава, записывать адрес составной части
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные: проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста; участвовать в диалоге; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать информацию для получение необходимого результата; поиск способов решения проблем творческого и поискового характера
Регулятивные: вносить коррективы в свою деятельность; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь; самостоятельно оценивать правильность своего действия; составлять последовательность учебных действий; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; договариваться и приходить к общему мнению; уметь задавать учителю вопросы по тексту контрольной работы
Раздел 3. Логические рассуждения (10 часов)
17
Множество. Подмножество. (№ 6)
1
4Б(1) – 21.12
4Б(2) – 15.01
Научится изображать множества, подмножества, определять элементы, принадлежащие пересечению множеств
18
Истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». (№ 9) Диагностическая работа
1
4Б(1) – 11.01
4Б(2) – 22.01
Научится составлять высказывание со словами «не», «и», «или»; находить место объектам, связывающим два множества словами «не», «и», «или»
Диагностическая работа
19
Описание отношений между объектами с помощью графов
(№ 12,13)
1
4Б(1) – 18.01
4Б(2) – 29.01
Научится строить графы по словесному описанию отношений между предметами и существами
20
Пути в графах. Диагностическая работа (№ 16,17)
1
4Б(1) – 25.01
4Б(2) – 5.02
Научится строить и описывать пути в графах
Диагностическая работа
21
Высказывания со словами «НЕ», «И», «ИЛИ» и выделение подграфов (№ 19)
1
4Б(1) – 1.02
4Б(2) – 12.02
Научится выделять часть ребер графа по высказыванию со словами «не», «и», «или»; строить новые подграфы по высказываниям
22
Правило
«ЕСЛИ – ТО» (№ 20,21)
1
4Б(1) – 8.02
4Б(2) – 19.02
Научится записывать правила «если-то», составлять схему правила и делать вывод по схеме
23
Схема рассуждений. Диагностическая работа (№ 25)
1
4Б(1) – 15.02
4Б(2) – 26.02
Научится составлять схему рассуждений из правил «если-то» и делать выводы по схеме рассуждений
Диагностическая работа
24
Множества. (№30)
1
4Б(1) – 22.02
4Б(2) – 4.03
Научится составлять цепочки правил вывода и проводить рассуждений по цепочкам
25
Контрольная работа № 3 «Логические рассуждения»
1
4Б(1) – 29.02
4Б(2) – 11.03
Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.
Контрольная работа
26
РНО. Повторение по теме «Логические рассуждения» (№35)
1
4Б(1) –
4Б(2) – 18.03
Уметь строить графы
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные: извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа; определять причины и следствия событий; приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы; развернуто обосновывать суждения; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные: планировать пути достижения целей; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; вносить необходимые коррективы в выполнение действий по ходу его реализации; самостоятельно оценивать правильность своего действия; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь; находить и ставить учебную проблему; самостоятельно контролировать свое время и уметь управлять им
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формулировать свою точку зрения и отстаивать её; преодолевать барьеры в общении со сверстниками; договариваться и приходить к общему мнению; умение задавать учителю вопросы по тексту контрольной работы
Раздел 4. Модели в информатике (8 часов)
27
Составные части объектов. (№ 5)
1
4Б(1) – 7.03
4Б(2) – 1.04
Научится описывать состав и возможности объектов, придумывать и описывать предметы с необычным составом
28
Действия объектов. Диагностическая работа (№ 8,9)
1
4Б(1) – 14.03
4Б(2) – 8.04
Научится сравнивать действия объектов, придумывать и описывать объекты с необычными действиями
Диагностическая работа
29
Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями. (№ 12,13)
1
4Б(1) – 4.04
4Б(2) – 15.04
Научится находить признаки с одним и тем же названием у разных предметов, описывать отличительные признаки объектов одной группы, придумывать и описывать объекты с необычными признаками
30
Объекты, выполняющие обратные действия. Диагностическая работа (№ 16,19)
1
4Б(1) – 11.04
4Б(2) – 22.04
Научится получать новые объекты из стандартных, изменяя их функциональное назначение
Диагностическая работа
31
Алгоритм обратного действия. (№ 20)
1
4Б(1) – 18.04
4Б(2) – 29.04
Научится составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами, описывать с помощью алгоритма действие, обратное данному.
32
Объекты, их состав и действия. (№ 24)
1
4Б(1) – 25.04
4Б(2) – 6.05
Научится придумывать объекты с необычными признаками
33
Контрольная работа № 4 «Модели в информатике» (№ 31,32)
1
4Б(1) – 16.05
4Б(2) – 13.05
Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.
Контрольная работа
34
РНО. Повторение по теме «Модели в информатике»
1
4Б(1) – 23.05
4Б(2) – 20,05
Научится применять знания и умения по теме «Модели в информатике» для решения задач
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные: развернуто обосновывать суждения; самостоятельное выделять и формулировать познавательную цель; определять причины и следствия событий; находить способы решения проблем творческого и поискового характера; структурировать знания.
Регулятивные: осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь; находить и ставить учебную проблему; вносить необходимые коррективы в действия, на основе анализа допущенных ошибок; самостоятельно оценивать правильность своего действия
Коммуникативные: преодолевать барьеры в общении со сверстниками; договариваться и приходить к общему мнению; адекватно воспринимать замечания учителя и сверстников; работать в группе, не создавая конфликтов
VIII. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЧЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Учебно-методический комплект
Информатика в играх и задачах. 4 класс: Учебник в 2-х частях. А.В.Горячев, К.И. Горина, Н.И. Суворова. М.: Баласс, 2013.
Информатика в играх и задачах. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2010.
Авторская программа А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах» для 1-4 классов
2. Интернет - ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Технические средства обучения
Компьютер
Проектор
Мультимедийная доска
Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса
IX. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
Учебные программы для начальной школы в образовательной системе «Школа 2100» Москва: «Баласс», 2011г.
Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. «Информатика в играх и задачах», 4 класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2013 г.
Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011г.
Дополнительная литература
Крылова О.Н., Информатика. Тесты. 4 класс
Заголовок 115