Статья «Исследовательская творческая деятельность младших школьников»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каспийский лицей №8»
г. Каспийска республики Дагестан
Статья «Исследовательская творческая деятельность младших школьников»
подготовила
учитель начальных классов
Панова Наталья Владимировна
г. Каспийск 2011Исследовательская творческая деятельность младших школьников.
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме (см. Список литературы), я пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи.
Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
- обучение проведению учебных исследований младших школьников
- развитие творческой исследовательской активности детей
-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Гипотеза исследования.
Организация исследования.
Подготовка к защите и защита работы.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, работа по программе “Школа России” предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, математики . Эти работы называем “Мои маленькие исследования” .
С 1 по3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования и выполняют индивидуальные проекты.Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:
- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. “Послушай, Умар, я знаю, что ты очень хорошо владеешь компьютером. Я нигде не могу найти материал о… (тема), посмотри в Интернете и т.д.” Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.
Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат.
Организация исследования включает в себя следующие этапы.
Подумать самостоятельно
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
Спросить у других людей.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
Просмотреть телематериалы.
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
Использовать Интернет.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
Понаблюдать.
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.
Провести эксперимент.
Запиши план и результаты эксперимента.
Применять метод исследовательской деятельности я стала с первоклассниками, тема работы была выбрана в рамках курса Краеведения и звучала как нельзя лучше “Мой город”. Стремясь дать наиболее полные сведения о своем городе, я предлагала ученикам на каждом уроке задания поискового характера. Изучая историю возникновения города Каспийска, улицы, памятники, знакомясь с растительным и животным миром окрестной местности, культурным наследием наших предков, разрабатывая проекты мест отдыха и развлечений, мои ученики в течение всего учебного года вели настоящую исследовательскую работу. Результатом стал путеводитель по городу Каспийску. Этот путеводитель является итогом совместной исследовательской деятельности учащихся и учителя в процессе обучения и основан на фактах из окружающей действительности, что является доказательством насущной потребности обучения исследованию на всех уровнях образования.
Во втором классе темой нашей работы стало исследование лекарственных растений нашей местности. Изучив данную тему на уроках окружающего мира , познакомившись с Атласом-определителем лекарственных растений, проведя наблюдения во время экскурсии в лес, каждый ученик получил перечень заданий, которые выполнял в течение года.
1.Выбрать растение для исследования, просмотреть литературу об этом растении, спросить у других людей, использовать Интернет, пронаблюдать.
2.Сделать рисунок или фотографию.
3.Провести обследование своего двора, огорода, придорожного участка и составить перечень обнаруженных лекарственных растений (использовать определитель, собственные знания, помощь родителей). Принести пробу почвы с этого участка.
4. Провести опрос родителей и принести семейный рецепт использования полезных свойств лекарственных растений.
5. “Экологическая листовка”. Написать письмо от имени лекарственного растения людям с просьбой о помощи и советами.
Собранные работы, защищались каждым учеником на уроках окружающего мира, классных часах. На уроке окружающего мира мы проводили исследование почвы, встречающейся на территории нашего города. С принесенными пробами почвы был проведен опыт по определению количества содержания перегноя, и установлено соответствие между этим явлением и количеством растений на обследуемых участках. Обобщив наблюдения, разработали правила сбора лекарственных растений, установили, что является лекарственным сырьем, подвели итоги исследовательской работы. Вся собранная информация была обработана на компьютере, так появился “Экологический исследовательский проект “Аптека под ногами” (см. “Портфолио 2007/2008”)
Исследовательской работой можно заниматься и во внеклассной работе, и на уроках. Приведу пример. На уроке русского языка по программе “Школы России.” есть сочинение “Что я люблю”, а на уроке литературного чтения – сочинение-автобиография. Я объединила их в один проект – исследование ребенком самого себя. Результатом стали проекты: “Знакомьтесь, это - Я”, “Сам о себе”, “Я о себе” и т.д. Перед работой мы наметили план исследований, определили цель, задачи, ход работы (история рождения, интересные случаи из жизни, фото и т.д.), методы (опрос родителей, анализ собственных воспоминаний, мнений, пристрастий). Результат работы оказался просто замечательным, ребята узнали друг о друге много нового, стали дружнее, появились новые интересы. На уроке литературного чтения был создан проект “Мой любимый журнал”. Каждый ученик выбрал для себя и принес на урок детский познавательный журнал из периодической печати и проводил исследование по плану.
Год создания. Авторы – создатели журнала.
Как выглядел журнал в разное время.
Сколько лет издается, как часто выходит.
Сколько страниц.
Главный редактор, художник.
Как выглядит обложка, есть ли отличительные знаки.
Какие разделы включает. Дать характеристику.
Есть ли постоянные авторы. Что ты о них знаешь.
Как сотрудники журнала ведут работу с читателем.
Любимая рубрика.
Как ты узнал об этом журнале.
Какую бы рубрику открыл ты, если бы стал автором журнала. Создай свою страничку.
Еще один из видов уроков-исследований – урок экскурсия. Здесь широкие возможности для наблюдений и исследований по окружающему миру
Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Подготовка к защите включает следующие этапы.
1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:
а) разъяснение посредством примера,
б) описание,
в) характеристика,
г) сравнение,
д) различие.
2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4.Расставить по важности основные идеи.
5. Предложить сравнения и метафоры.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
8. Подготовить текст доклада.
9. Подготовить средства наглядного представления доклада.
Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной и городской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Все ученики моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах. Сейчас трое моих учеников работают над собственными проектами, готовя их к участию в фестивале научных и творческих работ учащихся “Портфолио” и к научной конференции “Первоцвет”. Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.
Список использованной литературы
1.Журнал “Административная работа в школе” 2006-2007г.
2.Методические рекомендации по программе “Я познаю мир”.
3.Татьяна Кобзарева, Ирина Судак, Татьяна Елиференко, Лилия Суслова, Ирина Воропай Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС. 1-4 классах.
4.Гильмеева Р.Х. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения / Р. Х. Гильмеева // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 4. - С. 58-60.