Доклад к педсовету на тему Развитие коммуникативной функции в учебном заведении
Развитие коммуникативной функции в учебном заведении.
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью. В общении люди раскрывают свои личностные качества. В процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие, формирование в процессе общения. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности.
В последние годы со стороны работодателей возросли требования к уровню развития навыков устной и письменной коммуникации выпускников школ и вузов. Ситуация усугубляется еще и тем, что различные альтернативные традиционному уроку открытые формы обучения, как то: проектное обучение, групповые формы обучения и др., направленные на формирование ключевых компетентностей, находятся в зависимости от элементарной готовности и способности учеников к грамотной и эффективной коммуникации. Необходимость изучения коммуникативной компетентности обусловлена происходящим в современной украинской школе процессом переориентации с непосредственной передачи знаний на обучение умению самостоятельного приобретения знаний учащимися. Освоение школьником культуры, формирование у него соответствующих норм чрезвычайно ценно, но не
менее важной является задача развития у ученика эффективных индивидуализированных способов взаимодействия с людьми, позволяющих
оптимальным образом понять другого и быть понятым самому. Одна из важнейших задач современного образования – развитие коммуникативных способностей учащихся, которые проявляются:
- во владении средствами коммуникации;
- в использовании средств коммуникации в деятельности, в построении процесса общения;
- в анализе своей деятельности и выделении новых средств эффективной коммуникации.
-2-
Развитие коммуникативных навыков происходит в основном в детском и подростковом возрасте. Подросток должен уметь согласовывать свои действия, решения и амбиции с групповой задачей, достижениями других людей и их мнениями. Что является уже не только учебной, но и коммуникативной задачей. Отсюда, то ключевое значение, которое придается развитию коммуникативной компетентности уже на сравнительно ранних этапах обучения в школе. В связи с этим, своевременное изучение и правильная оценка навыков коммуникативности у подростков является обязательным условием управления процессом повышения коммуникативности. Несмотря на важность, разработка данной темы в Украине только начинается.
Существующие подходы к изучению коммуникативной компетентности еще далеки от понимания специфики её развития на разных фазах отрочества, в частности в младшем подростковом возрасте. Разработанные методы оценки коммуникативной компетентности также направлены в целом на подростков и не учитывают психологические особенности младших подростков, следовательно, дают неточный и неполный результат. Актуальность изучения коммуникативной компетентности обусловлена необходимостью создания методики оценки коммуникативной компетентности специально для этого возраста, которая даст возможность более точно и, главное, структурно оценить уровень развития данной компетентности учащихся 5-8 класса.
Для нашей школы компетентностный подход выражается в поиске путей и способов обучения, которые учитывают способности ученика, приводят к формированию его компетентностей.
Способность к эффективному решению коммуникативных задач, иначе говоря, коммуникативную компетентность определяют как индивидуально- психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Способность к общению включает в себя:
1) желание вступать в контакт с окружающими;
2) умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с
окружающими.
-3-
Условиями формирования коммуникативной компетентности являются:
- владение языком/ языками;
- опыт успешных коммуникативных действий;
- развитие рефлексии (умение анализировать ситуацию и деятельность в ситуации, основания собственных действий и действий партнера)
Структура коммуникативной компетентности включает в себя устную и письменную речь. Существует несколько уровней развития устной (дискуссии, доклады, презентации) и письменной (чтение, понимание и написание различного рода текстов) форм коммуникативной компетентности.
Мы рассмотрим только три уровня, так как дальнейшие ступени выходят за рамки возможных требований к выпускнику школы.
Первый уровень развития коммуникативной компетентности предполагает умение получать информацию из текста или устной дискуссии относительно простых предметов, понимать собеседника и выражаться адекватно ситуации.
На втором уровне развития коммуникативной компетентности человек способен не только поддерживать дискуссию относительно простых предметов адекватно ее целям и ситуации, но и подготовить речь; обобщать причинный материал и создавать собственные тексты, используя разные стили.
Первые два уровня являются фундаментом, т.е. подразумевается, что всё, описанное в них, на дальнейших ступенях сохраняется.
Третий уровень развития коммуникативной компетентности предполагает понимание и активное участие человека в обсуждении сложных предметов, владение грамотной выразительной речью, использование различных техник привлечения внимания аудитории. Этот уровень характеризуется презентационными умениями и навыками, готовностью и стремлением к самоанализу, изучению взаимоотношений между людьми. Третий уровень развития коммуникативной компетентности соответствует требованиям профессиональной коммуникации и формируется в большей степени при профессиональном обучении и саморазвитии.
Проблемы подросткового возраста. Перемены в структуре общения.
Главной особенностью подросткового общения является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В этот период объектом
-4-
интереса для подростков становится не взрослый, а подросток того же возраста (сверстник).
Общение со сверстниками выполняет несколько важных функций:
- Взаимная передача опыта взросления (обеспечивает процесс
формирования половой идентичности).
- Освобождение от внутреннего напряжения (оно может быть вызвано
гормональными или социально-психологическими факторами).
- Освобождение от родительской опеки.
- Развитие инициативы и ответственности.
Специфическими особенностями общения у младших подростков являются:
- значительно возросшая, относительно младшего школьного возраста,
потребность в общении;
- при усилении тяги к общению слабо развиты навыки общения, рефлексия
понимание других;
- недостаточно развиты все способы общения, часто рассогласована
вербальная и невербальная информация.
Вышеназванные особенности общения заставляют нас предположить низкий уровень коммуникативной компетентности в младшем подростковом возрасте. Что и показали результаты тестирования по Киричику.
Рассмотрим ситуации, в которых проявляется коммуникативная компетентность (на примере различных видов деятельности учащихся):
1. Учёба (способность решать поставленные задачи, правильно поникать инструкции педагогов, вести себя соответственно правилам, адекватно реагировать на замечания учителя и т.д.).
2. Общение учеников вне дома (подразумевается умение общаться с людьми разного возраста и пола).
3. Общение с учителем вне урока (умение общаться с позиции «снизу вверх», правильно выбирать тему общения, интонацию и т.д.).
4. Творческая работа:
- проектная деятельность (умение выбрать материал, соответствующий
теме, правильно составить текст, преподнести материал);
- научно-исследовательские мастерские, спецкурсы;
-5-
- секции, кружки по увлечениям.
5. Специально организованные процедуры:
- тренинг (умение правильно понимать и выполнять инструкции,
взаимодействовать с людьми из группы);
- тестирование (умение правильно понимать и выполнять инструкции);
- игры (умение правильно понимать и выполнять инструкции,
взаимодействовать с людьми из группы).
Исследование уровня коммуникативной компетентности подростков (проводившиеся в одном из учебных заведений нового типа, нужно сказать, что результаты полученные характерны для подростков всех учебных заведений) свидетельствуют о том, что для учащихся 7-х классов характерен первый (низший) уровень устной компетентности.
Ученики средней школы владеют навыками обсуждения сравнительно простых проблем в группе сверстников. Данные результаты являлись ожидаемыми в этом исследовании. Этот уровень поддерживается учебным процессом: от ученика средней школы требуются умения повторить прочитанное, ответить на вопросы учителя, обсудить достаточно простые вопросы. Эта работа строится в основном фронтально, не развивает навыков группового обсуждения, дискуссии. Показательно, что чуть больше половины участников исследования обнаруживают компетентности второго уровня, т.е. способны не только обсуждать проблему в малой группе, но и делать небольшие выступления, презентации.
В нашей школе этому способствуют проектная деятельность учащихся, более углублённое изучение предметов. Учащиеся по разным предметам готовят доклады, небольшие выступления по классам. Сравнительно менее проявлены навыки третьего уровня развития компетентности. Лишь одна треть респондентов смогла поддерживать дискуссию относительно сложных предметов адекватно её целям и ситуации. Еще меньше ребят демонстрировали развитые умения слушать, учитывать особенности других сверстников. Слабо проявились также умение стимулировать окружающих к эффективному участию. Таким образом мы видим характерными первый и второй уровни развития устной коммуникативной компетентности .
-6-
Остановимся на подростковом возрасте.
Подростковый возраст – один из самых основополагающих этапов развития личности. Этому возрасту свойственен так называемый «подростковый эгоцентризм», который проявляется в неспособности различать временное и постоянное (мелкая неудача представляется подростку трагической и непоправимой), субъективное и объективное (постоянное ощущение себя в центре внимания других людей), уникальное и универсальное: чувства воспринимаются как несвойственные другим людям. Большое значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.
Главные вопросы для подростка: «А есть ли я?», «Какой я?», «Что я из себя представляю?». Межличностные отношения в группе позволяют подростку воплотить чувство «Я» и чувство взрослости в слова, поступки и переживания, сделать эти смутные чувства заметными для себя и других. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста. Основной формой самосознания подростков является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
В социальных отношениях подросток занимает особую позицию: он ушел от детской игры, но еще не пришел к взрослой деятельности. Переход от детства к взрослости и составляет основное содержание подросткового возраста.
Сегодня социализация подростка должна осуществляться через формирование потребности реализоваться в исходном для него социальном пространстве. Для повышения социальной компетентности, развития навыков поведения в повседневной жизни и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций, для развития чувства личности, гражданской позиции нужно правильно организовать условия развития личности подростка.
Психологи выделяют такие социальные потребности подросткового возраста, как, с одной стороны, стремление к общению, с другой – к обособлению.
Задача формирования коммуникативности понимается сегодня как одна из наиболее актуальных, стоящих перед педагогом. Её разрешение должно носить
-7-
характер системной работы, связанной с внедрением в педагогическую практику новых методов и приемов взаимодействия учителя и ученика.
Одна из важнейших проблем современного образования – усиливающаяся поляризация отношения учеников к обучению. На одном полюсе концентрируются школьники, которые стремятся к познанию, на другом – не испытывающие к учебе никакого интереса. Последние осложняют работу учителя и мешают другим ученикам. Поэтому формирование такого важнейшего мотива учения, как познавательный интерес,- одна из основных задач педагогики. При успешном решении этой задачи в интеллектуальной деятельности проявляются активный поиск, догадка, исследовательский подход. Гармоничное развитие человека не может совершаться без формирования познавательного интереса. Особенность познавательного интереса как мотива учебной деятельности состоит в том, что он раньше и более ясно, чем другие мотивы, осознается школьниками. «Интересно» - «неинтересно» - основные критерии для учащихся.
Приоритетная проблема школы: проблема развития коммуникативной культуры учащихся.
В период нравственного плюрализма ответственность за формирующуюся личность вынуждена брать на себя школа. Совершенно очевидно, что школа должна заложить в человеке основы толерантного поведения. И хотя толерантность по своему смысловому значению шире, чем коммуникативная культура, для поликультурного общества сфера отношений и общения между людьми, имеет ключевое значение.
«Коммуникативная культура» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Для школы проблема воспитания коммуникативной культуры и толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в школе необходимо свести эти противоречия к некой общей основе: ненасильственным, уважительным, гармоничным отношениям в классе, в школе, к воспитанию коммуникативной культуры и толерантности.
Именно поэтому с 2007г. в школе введён спецкурс «Познай себя»
-8-
Воспитание коммуникативной культуры невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель – ученик». Проведенное исследование по определению особенностей коммуникативного потенциала педагога показало, что учащиеся школы вычленили следующие приоритетные качества: общительность (или коммуникабельность); уважительное отношение к учащимся, открытость, чувство юмора; компетентность и методическое мастерство; терпимость и благоразумие; чувство собственного достоинства и самоуважение; уверенность в себе и способность влиять на других.
Следовательно, учителю нужна помощь при освоении определённых механизмов в организации учебно-воспитательного процесса и общения учеников. Именно в школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой – критически относиться к своим собственным взглядам и поступкам.
Беседа с учащимися, учителями, которые проводят спецкурс «Познай себя» показала, что эти уроки заключают в себе огромный педагогический потенциал для воспитания коммуникативной культуры и толерантного мировоззрения. На занятиях рассматриваются различные ситуации общения, высказываются свои наблюдения и, в меру своих возможностей, приближаются к постижению их разрешения. Педагогическим инструментом общения выступает особым образом организованная групповая дискуссия.
Исследуя, уровень коммуникативного контроля среди учащихся долицейных и лицейных классов нашей школы на спецкурсе было проведено анкетирование. Анкетирование показало, что из 188 респондентов легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменения ситуации, хорошо чувствуют и в состоянии предвидеть впечатление, которое они производят на окружающих , т.е. высокий уровень показали – 38 % учащихся;
Средний уровень коммуникативного контроля , т.е. искренни, но сдержаны в своих эмоциональных проявлениях, считаются в своем поведении с окружающими людьми показали – 52% учащихся и низкий уровень коммуникативного контроля показали – 10 % учащихся, т.е. поведение устойчиво и они не считают нужным его изменять в
зависимости от ситуации. Способны к искреннему самораскрытию в общении, некоторые считают их «неудобными» в общении по причине их прямолинейности.
-9-
Исследуя, коммуникативные способности тест показал ,что 53% учащихся имеют высокий показатель, т.е. одна из радостей в жизни у них общение, способность вести диалог, окружающие ценят их за энергию, и 11% учащихся имеют низкий показатель, т.е. замкнутый человек, с трудом знакомится с людьми и не стремится к этому., остальные – 36% это средний уровень.
Изучение этих вопросов даёт возможность на спецкурсах заниматься коррекцией самоконтроля в общении как для подростков с высоким так и с низким коммуникативным контролем.
Задача нашей школы должна ставить во главу угла индивидуальность ученика, его психологический комфорт, а современные технологии обучения и воспитания позволяли ребенку легче адаптироваться к современным социальным условиям, побуждать и самого лицеиста планировать своё будущее.
Что же выбирает молодой человек на пороге окончания школы?
- Полноценное общение с людьми, счастливая семейная жизнь.
- Познание себя и успешная профессиональная деятельность.
- Воспитание детей и достижение материального благополучия.
- Уверенность и оптимизм в завтрашнем дне.
По самостоятельности выбора ценностных критериев можно говорить о зрелости и прочности строя коммуникативных связей, так необходимых в опасном нестабильном мире.
15