Самообразование учителя Планирование Организация самообразования в учебном заведении


Самообразование педагогов – главный ресурс повышения профессионального мастерства
Концептуальные положения организации самообразования учителей гимназииУчитель учит – пока он учится сам. «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»
Сократ
Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности. Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного улучшения образования, его направленности на расширение возможностей личности. Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует и новые образовательные потребности педагогов. Они связаны с четким различием понятий о педагоге, как хорошо обученном специалисте, и учителе-профессионале, не только владеющим педагогической технологией, но и способным к самооценке собственной деятельности.
Актуальность: Современная образовательная ситуация особенно значимо проявляется в период смены образовательной парадигмы, в условиях перехода к непрерывности образования и глобальной информатизации. Центральной проблемой образования становится обеспечение высокого качества образования, что невозможно без решения проблемы профессионального роста педагога. Новые целевые установки заставляют акцентировать внимание на процессе самообразования учителя.
Задачи:
создание условий для постоянной возможности самообразования педагога;
создание квалифицированного коллектива, который даст возможность эффективного развития гимназии;
формирование педагогического коллектива как команды единомышленников.
Ожидаемые результаты: Если разработать и внедрить программу, создать условия для организации непрерывного образования педагогов, то это должно способствовать достаточно высокому уровню профессиональной компетентности педагогов, и готовности к инновационной деятельности.
Условия реализации:
- целостность и аналитичность в оценке педагога; - индивидуально-ориентированный поход к учителю; - мотивация педагогических работников; - непрерывное отслеживание результатов труда учителя и их оценка; - дифференцированный подход к возможностям профессионального роста, личностного развития и самореализации разных категорий педагогов;
Самообразование: сущность и характеристика процесса.
Под самообразованием понимается собственная активность человека в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личного потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие способностей и индивидуальности, которая осуществляется добровольно, управляется самим человеком и необходима для совершенствования каких-либо качеств.
Самообразование характеризуется, прежде всего, самостоятельностью и непрерывностью и выступает одним из важнейших условий реализации идеи непрерывного педагогического образования.
Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество предъявляет, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования.
Под профессиональным развитием понимается рост, становление и реализация в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, приводящих к новому способу деятельности. В целом – это динамичный и непрерывный процесс самопроектирования деятельности педагога.
Классификация этапов профессионального роста учителя.
1 стадия: "выживание" (первый год работы); 2 стадия: "адаптация" (2 – 5 лет работы); 3 стадия: "зрелость" (6 – 8 лет, стремление переосмыслить свой опыт и желание самостоятельного педагогического исследования). 4 стадия: "спад" (в зависимости от индивидуальности педагога)
Каждому из этих этапов присущи специфические черты педагога.
Первый этап отмечен личными профессиональными затруднениями. Когда формируется представление о себе как об учителе, то возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте.
Второй этап характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности.
Третий – возрастанием творческой потребности и активности. Это требует обобщения и анализа. Именно на этой стадии возможна организация исследовательской работы учителя по интересующим его проблемам. Механизмом развития и саморазвития, в свою очередь, выступает самопознание и самоанализ деятельности. В первую очередь, это осознание педагогом своих потенциальных возможностей и профессиональных проблем.
Необходимо определить условия, при которых процесс самообразования будет проходить более эффективно:
- когда реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию; - когда педагог владеет способами самоанализа педагогического опыта;
- когда педагог обладает способностью к рефлексии;
Соединение личностных знаний и умений с профессиональными навыками – есть способ определения компетентности педагога, возможность и желание прогнозирования творчества и карьерного роста.
Направления, в рамках которых, педагог должен заниматься самообразованием:
- профессиональное (теория преподавания предмета); - психолого-педагогическое (индивидуальные особенности ученика); - методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); - информационное (компьютерные технологии, интернет-ресурсы); - коммуникативное (взаимодействие между субъектами образовательного процесса); - личные компетентности (имидж, искусство общения, лидерские качества, педагогический такт);Область их приложения:
- посещение уроков коллег и участие в обмене опытом; - периодический самоанализ профессиональной деятельности; - постоянное совершенствование знаний в области педагогики и психологии; - повышение уровня эрудиции, правовой и общей культуры.
Формы самообразования можно условно разделить на две группы – индивидуальную и групповую. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, но руководитель методического объединения и структурный менеджер могут инициировать и стимулировать этот процесс.
Формы самообразования
При этом необходимо учитывать пять основных мотивов поведения педагога: быть правым, произвести впечатление, не рисковать (не брать ответственность), избегать контроля, оценивать себя и остальных. Тогда в работе администратора действенным рычагом будут те стимулы, которые "подталкивают" педагога. К ним можно отнести:
Форма: · мастер-класс; · разработка авторской программы обучения;· самообразование; · профессиональный рост; · обобщение опыта; · публикации; · проведение семинаров, уроков для коллег; · привлечение к планированию работы или руководству методическими подструктурами;· участие в профессиональных конкурсах
Групповая форма в виде работы методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и другие, обеспечивающих обратную связь между результатами индивидуального самообразования учителя и повышением профессионализма всего педагогического коллектива.
Среди современных форм самообразования можно назвать дистанционное обучение, получение консультативной помощи специалистами образовательных центров, факультетов послевузовской переподготовки высших учебных заведений. Мы полагаем, что это направление поможет удовлетворить потребности педагогов в самообразовании. Результатом этих и других видов деятельности является рефлексия приобретенного опыта, и на его основе, построение нового, субъектного опыта.
Каковы могут быть результаты самообразования:
- повышение качества преподавания предмета, по которому будет определяться эффективность обучения учащихся; - разработка новых форм, методов, приемов обучения; - выработка методических рекомендаций по применению педагогических технологий; - разработка и проведение открытых уроков; - создание комплектов педагогических разработок; - обобщение опыта по исследуемой теме;
Саморазвитие – признак профессионала высокого класса.
Организация процесса самообразования 
В условиях становления современного образовательного процесса, особое значение приобретают вопросы практического применения новых форм управления персоналом, осуществляя которые, структурный менеджер обеспечивает условия для производительного и эффективного труда педагогов, получения результатов, соответствующих целям школы. Эта деятельность – умение добиваться поставленных целей, осуществляя при этом расстановку кадров и учитывая мотивы поведения работников.
Результата можно достичь при условии, когда каждый педагог нацелен на результат, имеет мотивацию и соответствующий ему уровень квалификации. Отсюда вытекают задачи кадровой стратегии: - создание условий для постоянной возможности самообразования; - разработка и применение различных форм стимулирования педагогов; - рейтинговая оценка деятельности работников;
Управление качеством, основанное на концепции постоянных улучшений (изменений) формирует положительные тенденции в саморазвитии педагога, наращивании потенциала школы, привлечения новых ресурсов. Но значительные изменения требуют свежих решений. Поиск их в управлении качеством может осуществляться только в векторе современной стратегии управления персоналом.
В настоящее время необходимы новые подходы к организации методической работы в школе. Прежде всего, рассматривать учебно-методическую работу как одно из главных направлений кадрового управления персоналом. Важно понимать, что, создавая условия для повышения активности и инициативы педагогического коллектива, поощрения их творческих поисков, можно решать задачи повышения профессионализма работников, улучшения качества обучения и кадрового обеспечения школы, что в свою очередь, определяет эффективность и стабильность деятельности образовательного учреждения.
Основанием для деятельности заместителя директора по управлению персоналом должен стать современный подход к системе повышения квалификации педагогов. Поэтому менеджер по персоналу не только разрабатывает, осуществляет и контролирует совокупность средств, помогающих реализовать кадровую политику учреждения, но и несет ответственность за выполнение педагогами поставленных перед ними задач. 
Цель: эффективность и стабильность деятельности образовательного учреждения
Анализ образовательной ситуации выявил некоторые тенденции в развитии школы.  Рассмотрим их. Определяя основные цели и задачи обучения персонала на этапе планирования своей профессиональной деятельности, мы видим, что показатели выстраиваются в четко определенной последовательности:
1. Готовность к обновлению…(66%);
2. Работа на развитие ОУ (выполнение новых задач - 51%);
3. Повышение профессиональной культуры педагога (48%);
4. Повышение собственного профессионального рейтинга (36%)
Это показатель иерархии целей как стратегии кадрового менеджмента, определяющий возможность и готовность педагогического коллектива к развитию.
Для успешной работы организации необходим подбор работников, способных по своим индивидуальным качествам и уровню квалификации обеспечить достижение целей организации. Поэтому требования к человеческому ресурсу тесно связаны со стратегией организации.
Внешняя среда (государство, общество, родители) Социальный заказ: изменение качества предоставляемой услуги
Внутренняя среда (изменение кадрового ресурса)
Потенциал личности педагога рассматривается как фактор повышения производительности труда, максимального раскрытия его возможностей на благо организации.
Одним из показателей педагогической культуры учителя является его способность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности существующим положением, стремлении к росту, самосовершенствованию. Характеристика потребности педагогического коллектива в повышении профессиональных умений выявила положительную тенденцию его готовности к обучению (94%), а показатель запросов педагогов определил шкалу направлений: современные подходы в обучении (63%); технологии обучения (51%); мотивация учащихся (45%); применение ИКТ (30%); оценочный контроль (24%).
Самообразование – это внутренняя самоорганизация педагога по усвоению опыта, направленная на собственное развитие. Особое место занимает и способность к рефлексивному осмыслению. Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствоваться, потому что высокая мобильность, сложность и многогранность современного мира, требуют от педагога более практичных, разносторонних научных знаний, умений, навыков и подходов. Следует создать в коллективе условия, при которых у педагогов проявлялось бы ответственное отношение к своему профессиональному росту, особенно тогда, когда они знают, что от них обязательно потребуют результата. Правило ответственности делает сам процесс самообразования более качественным и результативным.
Решая проблему организации обучения в школе, мы искали формы, методы и критерии взаимодействия с педагогами, которые ставили бы учителя перед необходимостью повышения теоретических и практических знаний, умений и навыков.
Такая цель вывела нас на организацию самообразовательной деятельности педагогов. Главной задачей, которой, является включение педагога в режим развития, одним из видов которого является самообразование. Поэтому одним из направлений деятельности менеджера по персоналу является отслеживание динамики профессионального мастерства учителя. Педагог должен чувствовать (и быть озабочен этим), что его подготовка и переподготовка заключаются не только в ответах на вопросы "что и как преподавать", но и в развитии у него исследовательских и практических способов деятельности, которые позволят ему оперативно и самостоятельно находить конкретные ответы в стремительно изменяющихся ситуациях. Диагностика результативности обучения педагогов показала, что приоритетным для них является:
- приобретение новых знаний по методике преподавания…(60%); - обмен и обобщение опыта …(51%); - сформированность умений и навыков практической деятельности (33%);
Таким образом, процесс обучения и самообразования педагога становится принципиально творческим и приобретает непрерывность. При таком подходе к организации процесса необходимо соблюдать ряд принципов:
- гуманистичность и демократизм; (осознанная свобода выбора педагогом содержания и форм самообразования) - непрерывность; (постоянство процесса самообразования) - опережающий характер содержания обучения; (ориентация не только на актуальные, но и прогнозируемые (инновационные) изменения в образовательном процессе) - вариативность; (разнообразие, гибкость подхода в содержании, методах, формах образования педагогов) - дифференциация и индивидуализация обучения; (учет реального уровня профессиональной подготовки и личностного развития педагога)Для молодых специалистов – "вхождение в профессию", профессиональная адаптация (организационное сопровождение, консультирование, учебно-методическая помощь, тьюторское сопровождение, наставничество). Для учителя со стажем - создание условий для профессионального роста (работа в проектных и творческих группах, инновационная и исследовательская деятельность, обобщение опыта). Выбор форм, методов и видов организации методической работы при обучении педагогов на рабочем месте – исключительная прерогатива ОУ, планируемая и организуемая специалистом по управлению персоналом.
Поэтому, основным этапом в деятельности педагога является разработка программы профессионального роста, которая в основе своей, имеет следующие принципы построения - прогностичность, оптимальность, реальность.
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому процесс самообразования необходимо делать более гибким, адресным, сервисным. Вместе с тем, очень важно определение последовательности действий, постепенность и поэтапность решения задач.
Ни в коем случае не навязывать тем самообразования и жестко контролировать составление всевозможных планов и отчетов. Необходимо, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной, а в ряде случаев, и обременительной, отчетной документации (планы, выписки, справки, отчеты и т.д.) Самообразование для педагога – процесс творческий и не может быть жестко регламентирован. В личной беседе (консультации) с руководителем направления определяется, какая тема вызывает интерес у педагога или в чем он испытывает определенные трудности. Главное – убедить его в актуальности выбранной или предложенной им темы.
Данная программа должна быть стратегической в управлении персоналом и тактической в самообразовании педагога, при этом отражать ряд обязательных моментов:
1. Учитель должен уметь разрабатывать модифицированный вариант учебных программ; календарно-тематического планирования;
2. Учитель должен владеть технологией обучения, знать сущность, теоретическое обоснование, методы и приемы работы с учащимися.
3. Учитель должен уметь применять на практике новые приемы учебной деятельности, проводить самоанализ, оценивать результативность, осуществлять контроль за работой учащихся.
Целесообразно оказывать постоянную помощь в разработке индивидуального плана развития педагога.
Ф.И.О. педагога Разделы плана Содержание деятельности Время работы Итоги работы Результат и самооценка
Следующим этапом является работа по реализации плана, в ходе которой у учителя могут возникнуть затруднения. Поэтому он должен иметь гарантии в получении квалифицированной помощи от администрации. Завершается процесс анализом и самооценкой учителя, оформлением материалов в свою методическую копилку.
Это начало формирования профессионального портфолио педагога, что буквально означает "папка специалиста", которая содержит многообразную информацию приобретенного опыта и достижений учителя, формирующих рефлексию его деятельности. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: деловой (профессиональной), социальной, коммуникативной. Педагогическая философия портфолио - перенос педагогического акцента самообразования учителя на оценивание результатов его работы, характер творческого и профессионального роста. Он может являться не только современной, эффективной формой оценивания, но и помогает решать вопрос о мотивации педагога за счет стимулирования его профессиональной самостоятельности и активности. Поскольку указанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления достижений педагога, правомерно применять его и как форму индивидуальной траектории учителя, потому что портфолио может стать инструментом, оптимизирующим самооценочную деятельность педагога и составить объективное мнение о его профессиональной деятельности.
Структура творческого досье учителя может быть разнообразной в зависимости от индивидуальности работника.
Портфолио может рассматриваться как метод "…оценки уровня профессиональной компетентности учителя…" и форма прохождения аттестации.
В самом общем виде портфолио может включать:
- методический раздел; (результаты работы по методической теме, теме самообразования) - публикации;  (статьи, тезисы выступлений, доклады, презентации) - сертификаты достижений педагога;  (наиболее значимые сертификаты, грамоты, дипломы) - результаты работы;  (лучшие разработки уроков, мероприятий, дидактические и методические материалы) - диагностика успешности;  (анализ работы, результаты анкетирования родителей, учащихся)Самообразование продолжает оставаться наиболее трудно реализуемой задачей.
Составляющие потребности, побуждающие учителя к самообразованию:
- морально-психологические; - материальные; - мотивационные;
Процесс самообразования – это постоянное стимулирование педагогической инициативы. Среди факторов, мотивирующих профессиональный рост педагога можно выделить не только формы прямого материального стимулирования (66%), но и интерес к работе (60%), самообразование(51%), пример и влияние коллег (36%).
В основу профессионального подхода к процессу самообразования педагога должен быть положен системный, личностно-ориентированный, деятельностный подход, позволяющий преодолеть ограниченность традиционной репродуктивно обезличенной подготовки учителя.
Достижение необходимого уровня профессионализма требует реализации деятельностного подхода к обучению педагогов и обеспечения практической направленности его содержания. Таким образом, самообразование становится одним из источников профессионального роста учителя. Педагогу необходимо усвоить конструктивные навыки своей деятельности через самоанализ урока, педагогических ситуаций, что способствует повышению его ответственности за свои результаты. Современное образовательное пространство создает учитель творческого типа, способный к реализации своих потенциальных возможностей, приоритетом которого является внутренняя, содержательная мотивация. Самообразование, и как следствие, профессиональный рост педагога становятся основой для эффективного педагогического труда и помогает значительно повысить качество образования в гимназии.
Список литературы
Галенко В.П. Страхова О.А. Как эффективно управлять организацией, М., 2003 
Гребенкина Л.К. Анциферова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы, М., 2000
Даутова О.Б. Христофоров С.В. Инновации и образование, СПб, 2003 
Зверева В.И. Организационно - педагогическая деятельность руководителя школы, М., 1997 
Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление, М., 1993 
Лазарев В.С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы М., 1995 
Маркова А.К. Психология труда учителя, М., 1993 
Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента, М., 2000 
Шамова Т.И. Менеджмент в управлении школой, М., 1995