Трудности обучения и склад ума


Трудности обучения и склад ума
Преобладающее развитие функций того или иного полушария оказывает огромное влияние на склад ума человека, поэтому люди делятся на художников и мыслителей, физиков и лириков, теоретиков и практиков. Значительное большинство людей обладает мышлением, основные компоненты которого развиты относительно равномерно. У меньшинства один вид мышления резко преобладает над другим. Хвала гармонически развитому уму! Его обладатели имеют все необходимые данные, чтобы успешно овладевать любыми учебными предметами. Одностороннее развитие неизбежно приводит к трудности в учебной работе.
«Аналитик» легче рассуждает, чем действует, легче объясняет, как надо решить задачу, чем решает ее. Переход из области теории в область практики вызывает у него затруднения.
Учащиеся с наглядно - образным мышлением, как показал В.А. Крутецкий, гораздо лучше себя чувствуют при работе со зрительным материалом, чем словесно-логическим. В защиту образного мышления выступал французский психолог А. Валлон: «Образы и понятия взаимно содержат друг друга. Потенциально они находятся одни в других. Движение мысли между ними - это серия дополняющих ориентаций».
Умение мобилизовать образное мышление при восприятии учебного материала значительно облегчает его понимание и запоминание. Недостаток воображения, отсутствие определенного запаса зрительных образов в умственном багаже не просто затрудняют обучение, а подчас придают ему мучительный характер.
Построить обучение, учитывающее склад ума, совсем непросто:
Один путь - это введение элементов образности в абстрактный материал и установление смысловых связей в разнородном конкретном материале.
Другой путь – это целенаправленная работа по развитию как теоретического, так и практического мышления учащихся ( Е.Н Кабанова., И.В. Дубровина,, Ю.А. Грибов.) и др.
Поощрение творческого начала способствует развитию индивидуальных способностей, уменьшает число стрессирующих ситуаций и помогает созданию благоприятного климата межличностных отношений.
Особенно большое значение имеет воспитание искусством, причем не только и не столько пассивного ознакомления с произведениями искусства, сколько путем приобщения к активной художественной деятельности в меру индивидуальных возможностей