С.С. Прокофьев «Детская музыка» для фортепиано (Музыкальная гостиная)
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Музыкальная гостиная
С.С. Прокофьев
Детская музыка для фортепиано
лекция-концерт
Учитель музыки МБОУ «СОШ № 63
с углубленным изучением
отдельных предметов»
Суворкина Елена Николаевна
г. Нижний Новгород
С.С. Прокофьев
Детская музыка для фортепиано
“Для маленьких любителей музыки
сочиняли многие, почти все
композиторы, но мало кто уделял
этой области творчества столько
внимания, столько серьезных
размышлений и сердечного тепла,
сколько уделял Прокофьев...”
Д.Б. КабалевскийИногда приходится слышать, что специфической музыки для детей не существует, что детям понятна всякая хорошая музыка. И то, и другое основано на глубоком заблуждении, незнании психологии детского художественного восприятия. Внутренний мир ребят не проще, чем у взрослых, и это их особый мир. Войти в этот мир сумели Шуман, Чайковский, Барток, Лядов, Гречанинов… Будучи убежденным новатором, Прокофьев в то же время не прошел мимо богатого опыта прошлого. Образная сфера «Детской музыки» иногда обнаруживает близость к настроениям, пронизывающим «Детский альбом» Чайковского, к тонкому психологизму шумановского «Альбома для детей».
Сборник из 12 легких фортепианных пьес «Детская музыка» появился в 1935 году, после возвращения Прокофьева на родину из 15-летнего пребывания за рубежом. Его появлению способствовало бурное развитие детской самодеятельности, рост сети детских музыкальных школ. Композитор почувствовал в дыхании сегодняшней жизни интонации и образы, близкие детворе.
Все пьесы, входящие в сборник, имеют программные заголовки. Это акварельные пейзажные зарисовки (“Утро”, “Вечер”, “Дождь и радуга”), живые сцены детских игр (“Марш”, “Пятнашки”), танцевальные пьесы (“Вальс”, “Тарантелла”), тонкие психологические миниатюры, передающие детские переживания (“Сказочка”, “Раскаяние”). Все 12 пьес имеют четко выраженную трехчастность строения, сочетающую в себе контрастность и повторность в изложении основных музыкальных мыслей, что способствует удобству восприятия музыки.
Первые две пьесы цикла − “Утро” и “Прогулка”, отмечены общностью колорита, пасторального звучания.
В пьесе “Утро” между аккордами, звучащими в разных регистрах, свободно и легко дышится светлой, простой, свежей “утренней” мелодии. Солнце еще не взошло, но его первые, прозрачные лучи мягко освещают природу. А в глубоких басах слышны остатки уходящей ночи: там все еще в тени, туда еще не дошли первые лучи наступающего дня.
Но вот исчезли последние тени. “Прогулка” приносит с собой утреннюю бодрость и радость. Все кругом посветлело и повеселело. Слышится подпрыгивающая ребячья походка и незатейливая утренняя песенка.
Потом Прокофьев ведет нас в излюбленную им область сказочности. Тихая и нежная, русская по мелодии и характеру “Сказочка” принадлежит к лучшим пьесам сборника. Мелодия напоминает русский жалеечный наигрыш, который выразительно оттенен подголосочной полифонической тканью пьесы.
Следующая пьеса “Тарантелла” − итальянский танец со стремительным движением, с острыми акцентами, с неожиданными сменами тональностей. Все здесь весело и красочно, как на карнавале.
“Раскаяние” − самая серьезная из всех 12 пьес. Как хорошо она передает чувства ребенка, быть может, впервые в жизни задумавшегося над какими-то очень важными вопросами, и впервые в жизни сурово отнесшегося к своим поступкам.
Чудесный светлый “Вальс”, пленяющий пластичностью мелодии, заставляет вспомнить лучшие страницы прокофьевских балетов. Вторая тема вальса изящна и капризна, воспринимается как выразительный диалог.
“Шествие кузнечиков” – очень забавное, с чертами маршевости и преобладанием фанфарных энергичных интонаций.
“Дождь и радуга” − музыка рисует унылое, грустное настроение – нельзя из-за дождя на улицу выйти! Потом причудливые узоры мелодии вдруг осветили этот скучный пейзаж своими радужными бликами.
Дальше – безудержно-шаловливая беготня – “Пятнашки”, словно перекликающиеся с “Тарантеллой”. Музыка полетна, в пьесе много веселого озорства, юмора, улыбки, неожиданных акцентов.
“Марш” − веселый, “кукольно-игрушечный”. Прокофьев развивает традиции маршей Чайковского из “Детского альбома” и Шумана “Альбом для юношества”.
Завершают цикл две светлые напевные миниатюры. "Вечер" напоминает маленький поэтичный ноктюрн. Музыка перекликается с пьесой “Утро”. Там – первые солнечные лучи разгоняли ночные тени, здесь − вечерние сумерки приходят на смену последним, уходящим лучам вечернего солнца.
В заключение – “Ходит месяц под лучами” − миниатюрные вариации на мелодию, звучащую совсем как русская народная хороводная песня. Это чудесная картинка природы, спокойной и поэтичной, тихо спящей, чуть освещенной холодным блеском плывущего по ночному небу месяца...
Каждая из этих пьес доставит юным пианистам удовольствие, разовьет их творческую фантазию, продвинет их пианистическую технику.
«Музыка не только доставляет
нам удовольствие. Она многому
учит. Она, как книга, делает нас
лучше, умнее, добрее».
Д.Б. Кабалевский