Здоровый образ жизни — жизненная позиция кадета (методические рекомендации для воспитателей и классных руководителей)
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТЮМЕНСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»
2365375160020
УТВЕРЖДАЮ
заместитель начальника училища
по воспитательной работе
_____________ В. А. Свалов
«____»_____________20__ г.
Здоровый образ жизни — жизненная позиция кадета
(методические рекомендации для воспитателей и классных руководителей)
Рассмотрено на заседании методического совета Тюменского ТПКУ
протокол №____ от «__» _______20__г.
Рекомендовано к использованию в образовательном процессе училища
Тюмень 2016
Головня В.С. Здоровый образ жизни — жизненная позиция кадета: методическая разработка по учебно-воспитательной работе. / Головня В.С. – Тюмень: ФГКОУ «ТПКУ», 2016. – 26 c.
Методические рекомендации разработаны с целью ведения здорового образа жизни и укрепления здоровья кадет.
В работе рассмотрены основы здорового образа жизни, влияние алкоголя, табачного дыма, наркотиков на кровь, мозг, органы дыхания, желудок, печень, пищеварительную систему, обмен веществ. В приложениях №1,2 представлены образцы планов проведения классных часов по ведению здорового образа жизни.
Рекомендации предназначены для применение их воспитателями учебных курсов и классными руководителями в образовательных учреждениях.
Рецензент: доцент кафедры Гуманитарных и общенаучных дисциплин Тюменского высшего военно-инженерного командного училища (ТВВИКУ), к.п.н. Брук Ж.Ю.
Рассмотрено на заседании методического совета Тюменского ТПКУ (протокол № ……)
Рекомендовано к использованию в образовательном процессе училища.
© ФГКОУ «Тюменское президентское кадетское училище», 2016
© Головня В.С. 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................................................... 4
1. Основы здорового образа жизни........................................................................... 5
2. Почему люди пьют и курят? ................................................................................. 8
3. Влияние алкоголя на кровь и мозг.........................................................................9
4. Влияние табачного дыма на кровь, мозг и органы дыхания ….……................10
5. О вреде наркотиков……………………………………………………………....11
Заключение................................................................................................................15
Литература.................................................................................................................18Приложения №1. «Здоровый образ жизни! - Твой выбор».
Приложения №2. «Здоровый образ жизни. Разговор о вредных привычках».
Здоровье есть высочайшее богатство человека.
(Гиппократ)
То, в чем мы больше всего нуждаемся для тела, оказывает и наибольшее влияние на здоровье: это главным образом вода и воздух.
(Аристотель)
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
(Сократ)
Введение
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Существует три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное):
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться".
1. Основы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.
Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.
Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.
Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.
Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.
Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей, эффект "озоновой дыры" влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод - на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. Однако, здоровье, полученное от природы, только на 5% зависит от родителей, а на 50% - от условий, нас окружающих.
Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фактор воздействия на здоровье - наследственность. Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.
Влияют на наше здоровье и биологические ритмы. Одной из важнейших особенностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер.
В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму.
Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.
Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.
Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.
Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.
Еще одним важным элементом здорового образа жизни является личная гигиена.
Личная гигиена – она включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.
Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.
Изучение заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима. Беспорядочный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в различное время - к бессоннице и нервному истощению, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работоспособность.
Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни.
Важно соблюдать следующий распорядок дня:
Вставать ежедневно в одно и тоже время, заниматься регулярно утренней гимнастикой, есть в установленные часы, чередовать умственный труд с физическими упражнениями, соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой тела, одежды, обуви, работать и спать в хорошо проветриваемом помещении, ложиться спать в одно и то же время!
Так вот, давайте еще раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья.
2. Почему люди пьют и курят?
Наука в настоящее время полностью исключает какую-либо пользу алкоголя и никотина, для организма. Вред же огромен. Вызывая целый ряд самых серьезных заболеваний, ухудшая течение любых болезней, алкоголь и табак сокращают саму жизнь человека.
Почему же тогда люди пьют и курят?
Причина тяги человека к алкоголю и табаку лежит в его эйфорическом действии. Человек, выпив, чувствует себя более смелым, ему начинает казаться, что он с легкостью может преодолеть все трудности и житейские невзгоды. Это состояние особенно нравится слабым и безвольным натурам. После двух-трех таких приемов вступает в свои права наркотик, который постепенно захватывает человека полностью.
Ученные считают, что чаще всего впадают в зависимость от алкоголя и табакокурения недостаточно организованные личности, которые легко поддаются внушению, попадающие под влияние других, ранимые, неприспособленные к жизни, инфантильные, желающие уйти от действительности, не умеющие и неспособные перенести жизненные невзгоды.
Распространению пьянства, а курения в значительной мере способствует тот психологический климат, то отношение людей к употреблению алкоголя и табака, в котором живет и трудится человек. При этом общественное отношение к потреблению одурманивающих веществ начинается нередко с малого коллектива, друзей, товарищей. Неубедительной и непоследовательной оказалась работа по разъяснению вреда, наносимого алкоголем и табаком здоровью человека. Как это ни парадоксально, но борьбу с пьянством и курением часто ведут пьющие и курящие люди. Не случайно такая пропаганда не выходит за рамки "культурного" пития и выступает по существу лишь против крайностей.
Пьянство и курение получают все большее и большее распространение в нашей стране.
Ежегодно в стране прибавляется полмиллиона новых алкоголиков - это те, кого ставят на учет.
Каждый третий умерший - жертва алкоголя.
Глубокие и необратимые изменения возникают в организме человека под влиянием алкоголя и табака. Эти - яды. очень коварны. Человеку кажется, что дурман этот легок и приятен, создает видимость веселья и хорошего настроения, словом, совершенно безобиден, а между тем в человеке идет накопление тех тяжёлых последствий, которые в конце концов расстраивают его здоровье, сокращают и без того короткую человеческую жизнь. Коварство этих ядов состоит и в том, что очень сложно избавиться от их пагубной зависимости.
3. Влияние алкоголя на кровь и мозг.
Влияние алкоголя на кровь было обнаружено совершенно случайно в 1967 году тремя американскими учеными под руководством профессора Найсли. Для того, чтобы "заглянуть" в живого человека, они воспользовались длиннофокусным микроскопом, рассматривали через роговицу глаза друг друга. Роговица совершенно прозрачная, и им хорошо были видны мельчайшие сосуды - капилляры. Диаметр капилляров настолько мал, что эритроциты буквально "проползают" по ним поодиночке, нередко раздвигая при этом стенки капилляров. Однако то, что увидели исследователи, когда один из участников эксперимента, набрав в рот виски, расположился под микроскопом, было неожиданно и ошеломляюще. Оказалось, что под действием алкоголя происходит интенсивное склеивание (агглютинация) красных кровяных телец - эритроцитов, обеспечивающих ткани организма кислородом. Такой агрегат, соединяющий несколько эритроцитов, не способен двигаться по капиллярам, перекрывает его, полностью прекращает в нем кровоток.
По наблюдениям, сделанным в МГУ доктором биологических наук Л. Е. Поповым совместно со студентами, комки эритроцитов появляются в пробах крови человека через 10 мин. после приема алкоголя, их число достигает максимума через полтора-два часа, когда концентрация алкоголя в крови также максимальна. Сгустки имеют неправильную форму и содержит в среднем 200-500 эритроцитов, средний их размер равен 60 микрон. Отдельные сгустки содержат тысячи эритроцитов. Тромбы таких размеров перекрывают артерии далеко не самого мелкого калибра, тканевым клеткам перестают поступать кислород и питательные вещества. Они гибнут.
Что же происходит с тканевыми клетками, лишившимися кислорода и питания? Они погибают. Гибнут сотни тысяч и миллионы клеток во всех системах и тканях организма, которые, очевидно, не были лишними. Число погибших клеток зависит от количества и качества спиртного. Страдают кровеносные сосуды: импульсы давления от сокращений сердца (пульс), встречаясь с преградой - тромбом, вызывают сильное расширение сосуда в непосредственной близости от тромба. Иногда это расширение оказывается необратимым, появляется вздутие артериолы – микро аневризм. В отдельных случаях стенки артеррол не выдерживают давления и разрываются, возникает кровоизлияние - микроинсульт.
Человек, выпивший накануне, представляет собой что-то вроде большого, во весь человеческий рост, равномерно распределенного синяка: те же кровоизлияния, те же отмирающие ткани, и "заживление" этого "человеко-синяка" - выздоровление после травмы, длится те же 3 недели, что и в случае синяка.
Природа нас создала основательно, и часть клеток в тканях восстанавливается за счет образования новых клеток, безвозвратно же гибнут нейроны в коре головного мозга. Их у нас от 14 до 17 млрд., но лишних-то нет. А после каждой рюмки вина, стакана водки, бокала шампанского или кружки пива гибнет громадное количество нейронов, страдает кратковременная память, а потом и долговременная от систематического потребления, пусть и редкого. После каждой, поступившей в организм дозы алкоголя, человек обязательно становится необратимо глупее. Этот процесс происходит постепенно и незаметно для самого человека. Алкоголь держится в мозгу от 8 до 30 суток.
Постепенно гибнут центры добра, справедливости, чести и достоинства, человек становится не свободным, а рабом пагубной привычки, он становится агрессивным, портится его характер. И в первую очередь гибнет талант.
Коварство алкоголя усиливается тем, что организм человека от рождения имеет приблизительно 10-кратный запас капилляров, поэтому алкогольные нарушения кровеносной системы и их последствия начнут проявляться в более поздние годы, когда "запас" капилляров постепенно исчерпывается.
4. Влияние табачного дыма на кровь, мозг и органы дыхания.
Никотин действует на кровь так же, как и алкоголь, только тромбы поменьше - до 100 штук эритроцитов, но никотин через 10 минут после того, как человек закурил, вызывает стойкое сужение кровеносных сосудов, которое длится около часа. И так же происходит отсекание мелких сосудов и капилляров, так же страдает память.
Погибшие нейроны не восстанавливаются, а выносятся, вымываются, как и другие погибшие клетки, и мозг становится меньше, происходит явление сморщивания мозга.
В области дыхательных путей большого сечения развивается кашель и активизируется выделение мокроты. Малые дыхательные пути воспаляются и сужаются. Длительное воздействие дыма оказывает повреждающее действие на реснички эпителия и затрудняет их нормальное функционирование. Хронический бронхит курильщиков приводит к нарушению выделения слизи с помощью ресничек. В легких курильщиков обнаруживается повышенное содержание воспаленных клеток. Приступы астмы происходят чаще и приобретают более тяжелую форму. Возникает склонность к рецидивам респираторных инфекций.
При выкуривании одной пачки сигарет человек получает дозу радиации, в 7 раз выше ПДК (предельно допустимой концентрации). А если учесть, то обстоятельство, что в организм попадают и радиоактивные частицы в результате распада табачных изотопов свинца-210 и висмута-210, то общая доза получаемой человеком радиации возрастает до 100 раз, т. е. на курящего ежедневно действуют смертоносные лучи, почти в 30 раз, превышающие ПДК. Но ведь он не носит на себе свинцовый скафандр и значит поражает этими лучами тех, кто находится рядом с ним. А это прежде всего дети и жены.
Полоний-210, период полураспада которого, как и других изотопов, исчисляется десятками и сотнями лет, накапливается в самых различных органах и тканях, не только разрушая их, но и повреждая наследственный аппарат.
Человек, выкурив всего 1 сигарету, забрасывает в себя столько тяжелых металлов и бензапирена, сколько бы он поглотил их, стоя на бойкой автостраде и вдыхая выхлопные газы 16 часов.
В легких курящего радиоактивнее продукты способны задерживаться от нескольких месяцев до многих лет. Из легких они, попав в кровеносное русло, разносятся в другие органы, оседая в них, особенно в мозгу, в том числе костном, лимфатических узлах, поджелудочной железе. Полоний-210 и свинец-210, оседая на атероматозных бляшках кровеносных сосудов, вызывают атеросклероз.
Соединения азота, содержащиеся в табачном дыме, способны "соперничать" в канцерогенном отношении с наиболее активными смолистыми веществами.
Металл кадмий, поступая в больших дозах с табачным дымом, действует как яд.
Никель действует угнетающе на иммунную систему, накапливается в печени, мозгу, крови, приводит к появлению рака, который многие годы может протекать скрыто.
Железо, хром, цинк, содержащиеся в табачном дыме, легко вступают в химические связи с никотином и другими ядовитыми компонентами - их токсичность возрастает, а это ведет к необратимым изменениям в различных органах.
Все табачные составные являются чужеродными для человека, они вызывают трудно обратимые, а порой и необратимые изменения в жизненно важных органах. В то же время установлено, что последствия хронического табачного отравления могут исчезнуть, если курящий навсегда откажется от своей привычки.
Через восемь, а иногда и через пять лет основные показатели здоровья восстанавливаются.
Токсичные свойства компонентов табачного дыма усугубляет алкоголь. Будучи прекрасным растворителем, он расщепляет табачные соединения, высвобождая из них яды в чистом виде, и прокладывая им дорогу в кровеносные сосуды, откуда они проникают в различные органы, поражая их в той или другой степени. Страдают все органы чувств, обмен веществ, иммунитет, развивается авитаминоз и т. д. Легкие первыми принимают на себя никотиновый удар. Дышащая ткань их представлена альвеолами - легочными пузырьками, через которые осуществляется газообмен между организмом и воздушной средой. Продукты курения, в основном дегтеобразные частицы, постепенно накапливаются в альвеолах. С каждой выкуренной сигаретой выходит из строя все больше и больше легочных пузырьков. Мелкие бронхи начинают спадаться и запустевать, прекращая свою функцию газообмена.
95% людей, страдающих различными заболеваниями органов дыхания, курящие. Это бронхиты, легочная гипертония, легочно-сердечная недостаточность, пневмония, эмфизема, бронхоэктазы, аллергические заболевания, туберкулез, рак легких.
5. О вреде наркотиков.
Каждый человек по своей природе горд и свободолюбив. Никому из нас не чуждо чувство собственного достоинства и желание полноты жизни. Но то, как нас оценивают в обществе, за кого принимают, в полной мере зависит от нас самих, от нашего поведения, от наших действий. Человек волен руководить своими поступками, но есть сила, которая превращает человека в ничто, уравнивает с самым глупым и мерзким созданием. Лишает всего возвышенного, что выделяет его из окружающего мира существ.
ЭТА СТРАШНАЯ СИЛА ЗАКЛЮЧЕНА В НАРКОТИКАХ.
Наркоманы редко переживают 30-летний возраст. Обычно наркоманами делаются люди, у которых наблюдается упадок физических и душевных сил для того, чтобы бороться в жизни за свое место под солнцем.
Абсолютно все исследователи (будь то врачи, социологи, педагоги и т. д.) сходятся во мнении, что наркомания наиболее опасна в подростковом возрасте, когда у человека только еще формируется мировоззрение.
Один из американских наркологов Р. Христофсен пишет: «Я ни разу не встречал хронического наркомана в возрасте более 30 лет. Дело заключается в том, что человек начинает употреблять наркотики в восемнадцать лет и к двадцати годам становится «хроником», то есть нуждается в ежедневном потреблении своего допинга, шансов дожить до тридцати у него практически нет, даже если до начала своего пагубного пристрастия он отличался атлетическим здоровьем».
Наркомания — это очень страшная болезнь, так как она выражается в болезненной зависимости от каких бы то ни было наркотических средств — будь то лекарства, анаша или же более тяжелые наркотики.
Наркоман в поисках денег на очередную дозу может пойти абсолютно на все — воровство, обман, а в некоторых случаях и на убийство. Как только он примет наркотик, ему становится немного легче. Именно за такое непродолжительное облегчение наркоман, зачастую даже сознательно, лишает себя всех остальных радостей жизни.
Принимая наркотик, наркоман попросту подписывает себе смертный приговор. Однако наркотические вещества очень дорогостоящи. И те, кто занимается их распространением, получают от этого колоссальные деньги. Честным трудом подобных денег не заработаешь, однако наркоторговцам всегда нужны покупатели на их товар, которые будут готовы выложить любую сумму за дозу так необходимого им вещества. При этом они пускаются в самые разные изощрения, чтобы человек впервые попробовал наркотик.
Часто первая доза продается за незначительную сумму или же вовсе дается бесплатно. Наркоторговцы могут нарочно заслать своего агента в компанию подростков или школьников, чтобы он их «посадил на иглу». Они полны решимости сделать что угодно, чтобы хотя бы один их знакомый начал принимать или хотя бы раз попробовал эту отраву. Даже первая доза наркотика может оказаться смертельной.
Наркотик убивает самых сильных, умных и волевых людей. С ним справиться не может почти никто. Наркотики — это беда для здоровья.
Дети и подростки очень часто стали умирать из-за передозировки наркотиков. Распространенность наркоманов среди детей и подростков — беда очень большого количества родителей.
В некоторых странах кроме злоупотребления наркотиками увеличивается количество людей, которые употребляют летучие токсические вещества, например, разного рода растворители, средства для химической чистки одежды, вещества для борьбы с насекомыми и грызунами. При вдыхании паров таких веществ получается типичная картина отравления с определенными нарушениями деятельности центральной нервной системы. При небольшой дозе таких веществ это заканчивается непродолжительным обмороком и галлюцинациями. При большой дозе может наступить смерть.
Эффект обморока, а также других нарушений деятельности центральной нервной системы связаны с кислородным голоданием клеток головного мозга. После подобного воздействия большая часть активно функционировавших до этого клеток головного мозга отмирает.
Особенности фармакологического действия наркотических веществ такие, что повторное их использование приводит к ярко выраженной физической и психической зависимости. Все такие вещества при употреблении их человеком могут вызвать различное по продолжительности нарушение действия центральной нервной системы. Главный механизм такого воздействия — кислородное голодание и нарушение регулирования между основными центрами нервной системы. Подобное состояние рассматривается как нечто необычное и приятное. Искаженное восприятие самого себя и окружающих многим кажется выходом из любых сложных жизненных ситуаций.
Повторные приемы вызывают у человека привыкание и зависимость. В этой ситуации человека ищет объяснение и повод для того, чтобы уйти от реальности. Формирование зависимости от любого наркотического вещества сопровождается также изменением реакции на его использование. Если до того, как разовьется стойкая зависимости от вещества, легкое отравление наркотиком вызывает изменение восприятия окружающего мира, улучшение настроения, то после привыкания для того, чтобы получить этот же эффект, нужна гораздо большая доза.
Происходит так, что из-за привыкания наркотик перестает давать наркоману эйфорию и становится просто необходимым для выживания в принципе. Тогда это наркотическое вещество становится лишь средством для устранения агрессивности, злобы, тоски и апатии.
Под постоянным воздействием наркотических веществ человек становится все более и более замкнутым, грубым, утрачивая родственные, дружеские и другие социальные связи, утрачивая практически все культурные и моральные ценности. Все это становится возможным из-за ярко выраженных нарушений в центральной нервной системе и мозге.
Именно мозг — главная мишень наркотических средств. Многими учеными уже давно была установлена связь между нормальной деятельностью головного мозга и продолжительностью жизни. Также было выяснено, что все нарушения в деятельности центральной нервной системы приводят к тому, что нарушается жизнедеятельность многочисленных органов и систем. Чем раньше приобщается организм к воздействию наркотических средств, тем гибельнее воздействие будет оказываться на него.
По мнению медиков распространение наркомании в современном мире представляет для настоящих и будущих поколений не менее страшную опасность, чем эпидемии чумы или холеры в прошлом. В последнее время значительно возросло количество токсикоманов. Речь идет о тех людях, которые злоупотребляют химическими, биологическими или лекарственными веществами. Эти вещества вызывают привыкание, однако не признаны законодательством наркотическими. В этой связи есть различные мнения и толки о том, что не все наркотики опасны. Это очередной миф. Просто есть сильнодействующие средства и слабые, и разные виды наркомании протекают по-разному. Общим является лишь итог: человек полностью теряет контроль над собой. Для того чтобы спасти людей от наркомании, все государства в мире идут на крайние меры.
В России запрещено хранить наркотики — даже небольшие дозы. Это преследуется по закону. Никогда не прикасайся к наркотикам, не бери их, не клади к себе в карман, нигде не прячь. Учти, что наркомания — это болезнь, которая полностью меняет человеческую личность, делая человека подлым. Наркоман может дать наркотик на хранение и сам же донести на тебя, чтобы отвести от себя подозрение.
Ни под каким предлогом не пробуй наркотик. Если же это все-таки с тобой произошло, то откажись от следующей дозы, чтобы не вызывать привыкание. Если же ты чувствуешь, что попал в сети наркомании, сразу же посоветуйся с теми из взрослых людей, кому ты доверяешь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Так вот, давайте еще раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья.
Методические рекомендации для воспитателей и классных руководителей.
Мероприятия по проведению антиалкогольной, антинаркотической, антиникотиновой пропаганды:
Проведения классного часа на тему «Личный пример воспитателя класса по ведению здорового образа жизни»;
Проведение классных часов с привлечением родителей кадет по данной тематике с последующей дискуссией;
Проведение выставки рисунков по темам: «Алкоголь – яд и обман», «Курить – здоровью вредить», «Нет наркотикам», «Здоровье – наше богатство»;
Выпуск стенгазет по данной проблеме (вариант – возможно, конкурс на лучшую газету);
Акция протеста «Нет наркотикам!» (возможен вариант – тематическая дискотека);
Выставка книг на данную тему;
Конкурс на лучшее сочинение, стихотворение, частушку и др.;
Викторина, КВН «Мы за здоровый образ жизни».
Тематика бесед для кадет о вреде курения табака:
1. Немного из истории курения табака;
2. Табак и табачный дым;
3. Распространенность курения табака и его причины;
4. Пагубное влияние курения табака на здоровье человека;
5. Влияние курения на нервную систему;
6. Действие табака на сердечно-сосудистую систему;
7. Влияние табака на органы дыхания;
8. Влияние табака на органы пищеварения;
9. Влияние табака на органы чувств и эндокринную систему;
10. Курение и рак;
11. Влияние курения на организм детей;
12. Курение и работоспособность;
13. Заболеваемость и смертность курящих;
14. Алкоголь и курение;
15. Безвредного табака нет;
16. Меры борьбы с курением.
Тематика бесед о наркомании.
«Бездна, в которую надо заглянуть» (что мы знаем о наркотиках и наркомании);
Не допустить беды;
Наркотики и СПИД;
«Болезнь или преступление?» (конфликт с законом);
Если в семью пришла беда (для родителей);
Не дай себе погибнуть (что если тебе предложили наркотик?);
Прости, мама! (нравственная тема);
Опасная игра – шаг в бездну!;«Если бы я знал» (профилактика).
IV. Тематика и содержание бесед о вреде алкоголя.
Понятие об алкоголе и его действие на человека;
Причины употребления алкогольных напитков;
Неправильные, ошибочные представления людей о «пользе» алкогольных напитков;
Люди, употребляющие алкогольные напитки, причиняют вред себе и окружающим (ухудшается здоровье, снижаются результаты труда, ухудшаются взаимоотношения в семье, часто происходят несчастные случаи в быту и на производстве).
V. Темы сообщений на родительских собраниях
Роль и ответственность семьи в профилактике алкоголизации и наркотизации детей и подростков;
Оздоровление семьи;
Группы риска и раннее выявление формирующейся зависимости от алкоголя, наркотиков, одурманивающих веществ;
Система оказания профилактической помощи и лечения;
Подростковый алкоголизм и наркомания, особенности течения;
Встреча с врачом-наркологом.
Предлагаемые темы отобраны с учетом возрастных особенностей кадет и уровня их подготовленности. Беседы (и лекции) построены по концентрическому принципу: на начальных этапах даются самые общие представления, а в дальнейшем они расширяются и детализируются. К проведению бесед целесообразно привлекать медицинских работников, сотрудников органов внутренних дел и прокуратуры, работников по делам с несовершеннолетними подростками. Беседы полезно сопровождать демонстрацией фильмов и фото видеосюжетов, проводить их в порядке обсуждения просмотренных кадетами фильмов и фото видеосюжетов по тематике. В заключение цикла в конце учебного года полезно организовать для каждой возрастной группы кадет итоговую конференцию, обсуждение, диспут и т.д. Особую ценность представляет отношение к кадетам не как к потребителям, объекту воспитательных усилий, а как активным участникам борьбы за здоровый образ жизни.
Смотри образцы классного часа по теме «Здоровый образ жизни»:
Приложения №1. «Здоровый образ жизни! - Твой выбор».
Приложения №2. «Здоровый образ жизни. Разговор о вредных привычках».
ЛИТЕРАТУРА
1. Н.Н. Острожная, О.П. Мазурова. «Прозрение»
2. Все о здоровом образе жизни. Ридерз Дайджест 1998г.
3. Г.С. Шаталова Философия здоровья. М, 1997.
4. И.П. Березин, Ю.В. Дергачев. Школа здоровья.
5. Л.А. Богданович Белый ужас - 1994г.
6. Д.Н.Лоранский Азбука здоровья: Книга для молодёжи - 1990г.
7. И.Д. Муратова Антиалкогольное воспитание в школе - 1997г.
8. Л.Ф. Петренко Коварный враг - 1991г.
Приложение №1
Тема: «Здоровый образ жизни! - Твой выбор».
Цель:
1. Пропаганда здорового образа жизни кадет училища.
2. Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании.
3. Формирование знаний о вреде наркомании.
Воспитание самосознания и самооценки подростков, чувства ответственности за свою жизнь и жизни окружающих.
Задачи:
1. Расширить представление о здоровом образе жизни, о том к каким последствиям может привести курение, употребление алкоголя и наркотических средств.
2. Развивать умение аргументировать свою точку зрения.
Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Оборудование: в классе развешаны плакаты «Мы за здоровый образ жизни!», надписи: «Нет наркотикам!», «Курение – это яд!», «Алкоголь – враг здоровья», картинки и проекты кадет на тему: «Здоровый образ жизни», мультимедийная презентация.
Ход мероприятия.
Воспитатель: Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам – здравствуйте, дорогие участники, гости. Вот и я в начале нашей встречи хочу вам пожелать самого главного и необходимого для каждого человека - это здоровья. И наш классный час мы посвятим одной из важных тем наших дней – здоровому образу жизни! Вы уже догадались, кокой будет тема занятия?
Мы будем говорить о здоровье, здоровом образе жизни.
Молодцы! Тема: «Твой выбор - Здоровый образ жизни!»
Скажите, какие цели мы поставим перед собой.
- пропаганда здорового образа жизни кадет;
- профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании.
- формирование ответственности за свою жизнь и жизни окружающих.
Я предлагаю Вам игру. Для игры разделимся на 2 команды, придумаем название команде и девиз. Ребята по желанию делятся на команды и выбирают себе название и девиз.
У нас сегодня присутствуют две команды: команда «Молодость!», девиз команды: «Пусть все знают, как молодые побеждают!» и команда «Волна» под девизом: «Волна всегда идёт вперёд, волна нигде не отстаёт».
Команды приветствуют друг друга аплодисментами. Молодцы, очень интересные названия и девизы команд.
Воспитатель: Почему мы выбрали именно эту тему для нашей встречи?
Ваши ответы правильные, и главное, о чём Вы сами сказали, эта тема очень актуальна.
Работа по тексту презентации:
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купить ни за какие деньги! Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на преодоление жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире.
Поэтому наша сегодняшняя встреча будет проходить под девизом: «Мы за здоровый образ жизни!»
Жизненный опыт показывает, и каждый может найти множество тому подтверждений, что заботиться о своем здоровье люди обычно начинают только после того, как недуг даст о себе знать. Можно предотвратить все заболевания гораздо раньше, и для этого не потребуется каких-то сверхъестественных усилий.
Нужно всего лишь вести здоровый образ жизни! Что это значит?
Здоровый образ жизни предполагает оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, искоренение вредных привычек, любовь к близким, позитивное восприятие жизни. Он позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества.
С чего же должен начинаться наш день, чтобы с утра уже мы позаботились о своём здоровье?
С утренней физической зарядки! То, что Вы выполняете ежедневно.
Правильно! Я тоже Вам предлагаю встать и под музыку сделать весёлую зарядку, ведь это одна из форм укрепления здоровья.
Физминутка.
Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни - это успех, его личный успех.
Многие из вас скажут: ну, сколько можно говорить об одном и том же? Тем более что нас это не коснется. Мы ведем нормальный образ жизни, не употребляем наркотики, не употребляем спиртные напитки и не курим. Мы – нормальные люди. Пусть где-то умирают миллионами, а у нас сотней больше, сотней меньше – особой разницы нет. Тем более что сейчас в России есть проблемы пострашнее.
В чём же секрет здорового образа жизни, каковы его правила?
(Кадеты предлагают свои ответы)
После обсуждения кадеты делают вывод о том, что основными составляющими здорового образа жизни являются:
- отказ от курения.
- отказ от алкогольных напитков.
- отказ от наркотиков.
- занятия физкультурой и спортом, двигательная активность.
Я предлагаю по порядку обсудить эти правила. (Отвечают по порядку представители команд)
Не менее важно для здоровья человека правильное питание.
Любой живой организм в силу жизнедеятельности клеток, тканей и органов непрерывно тратит входящие в состав организма вещества.
Для поддержания здорового образа жизни необходимо, чтобы все эти траты покрывались пищей. Совершенно естественно, что правильное питание человека должно содержать все те вещества, которые входят в состав его организма, т.е. белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду.
Рацион кадет обязательно должен содержать витамины, так как они повышают сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Поэтому нужно употреблять зелень, фрукты, овощные и фруктовые соки. Соблюдая режим питания, ни в коем случае нельзя переедать. Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуется в организме человека и не накапливается, а поступает только с пищей. Вот почему фрукты и овощи должны быть в вашем рационе каждый день и регулярно.
Назовите продукты, которые полезно есть, чтобы оставаться здоровым?
Ответ кадет.
Сон - одно из правил здорового образа жизни.
Научитесь расслабляться и уделяйте достаточно времени на полноценный сон. Он необходим нашему телу и разуму, так как «перезаряжает» их на следующий день. Во время сна, наш разум полностью отключается от других органов чувств. Когда мы лишаем себя сна, мы подвергаем себя риску возникновения депрессии, ожирения или повышению кровяного давления. Время самого продуктивного сна — это полночь. Помните: «кто рано ложится, тот рано встает». Ложитесь и вставайте в одно и то же время. Это самый простой совет выглядеть красивым, здоровым и отдохнувшим.
А сейчас я предлагаю немного разнообразить наше общение. Под музыку я предлагаю взять из конвертов вырезанные на части полоски бумаги и сложить в таком порядке, чтобы можно было прочитать высказывания о здоровом образе жизни.
Какие же факторы мешают здоровому образу жизни и являются жизненно опасными?
Ответы кадет: курение, алкоголь, наркомания.
Беседа с кадетами, демонстрация слайдов.
«Продолжи фразу»: «Я не буду курить, потому что….»
А теперь я предлагаю экспромтом показать и свои творческие возможности при раскрытии темы нашего классного часа. Выберете себе задание и исполните его целой командой: исполнить частушки о здоровом образе жизни под весёлую музыку.
Команды выполняют свои задания.
Необходимо добавить, что к компонентам здорового образа жизни относится еще и двигательная активность (не менее 30 минут в день). Она улучшает работу всех жизненно важных органов. Без физической нагрузки не может быть здоровья. Не мене важным вредным фактором, действующим на человека, является чрезмерное увлечение и длительная работа за компьютером:
- сидячее положение в течение длительного времени;
- воздействие электромагнитного излучения монитора;
- утомление глаз, нагрузка на зрение;
- перегрузка суставов кистей;
- стресс при потере информации.
Скажите, ребята, а наше училище помогает Вам в укреплении здоровья? Чем Вы занимаетесь в училище для сохранения здорового образа жизни?
Ответы кадет.
Подводя итоги, я предлагаю Вашему вниманию стихотворение:
«Что такое хорошоИ что такое плохо?»
Крошка сын к отцу пришел,И спросила кроха:«Что такое хорошоИ что такое плохо?»Если делаешь зарядку,Если кушаешь салатИ не любишь шоколадку –То найдешь здоровья клад.Если мыть не хочешь ушиИ в бассейн не идешь,С сигаретою ты дружишь –Так здоровья не найдешь.Нужно, нужно заниматься по утрам и вечерам.Умываться, закаляться, спортом смело заниматься,Быть здоровым постараться.Это только нужно нам!
Рефлексия.
Подведём главный итог нашей работы. По очереди каждая команда, глядя на слайды нашей презентации, скажет ещё раз, какой выбор сделали вы? В чём же заключается здоровый образ жизни?
Сегодня мы очень хорошо поработали, наша встреча получилась очень интересной и поучительной. Огромное всем СПАСИБО!
Хочу спасибо вам сказать
За эту встречу, за беседу,
За то, что каждый смог сказать,
О том, что ранее не ведал:
О том, что называют – бред,
Когда считает наш сосед
Что, покурив, слабей не станет,
Он в этом сам себя обманет.
А мы запомнили одно:
Мы со здоровьем заодно!
Ведь, как прекрасно просто Жить,
Любить, творить, здоровым быть!
Желаю вам:
Никогда не болеть;
Правильно питаться;
Быть бодрыми;
Вершить добрые дела.
Какой же сделали Вы выбор?
Кадеты (хором): «МЫ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!»
Приложение №2
Тема: «Здоровый образ жизни. Разговор о вредных привычках».
Цель: формирование ответственного отношения к своему здоровью.
Задачи:
Вырабатывать у кадет негативное отношение к курению, алкоголизму, табакокурению, токсикомании.
Дать понятие о последствиях употребления психоактивных веществ.
Воспитывать умение прогнозировать результаты своего выбора.
Оборудование: в классе развешаны плакаты «Мы за здоровый образ жизни!», надписи: «Нет наркотикам!», «Курение – это яд!», «Алкоголь – враг здоровья», картинки и проекты кадет на тему: «Здоровый образ жизни», мультимедийная презентация.
Ход мероприятия.
Воспитатель: Товарищи кадеты, Вы уже много знаете о своем организме, хорошо помните основные гигиенические правила, умеете определить причины многих заболеваний, понимаете какую опасность таит необдуманное поведение. Сегодня на занятии мы сделаем еще один шаг по направлению к здоровому образу жизни.
Слайд. Девизом нашего классного часа станут слова:
Я умею думать, умею рассуждать, что полезно для здоровья буду выбирать.
Наше здоровье зависит от состояния здоровья родителей, бабушек, дедушек, от того, как часто нас осматривает врач, от того каким воздухом мы дышим и какую воду пьем и от других вещей. Но многое зависит и от нас, от того какие привычки у нас преобладают.
Слайд. Привычка – это особенность человека привыкать к каким-то действиям или ощущениям, т.е. это такое действие, которое человек выполняет как – бы автоматически.
-Какие бывают привычки? Привычки бывают полезные и вредные. (полезные и вредные привычки, разделить, что относится к вредным привычкам, что к полезным)
Полезные привычки: умываться; чистить зубы; соблюдать режим дня; правильно питаться; мыть руки; читать книги; делать зарядку; учиться новому; заниматься спортом; принимать душ.
Вредные привычки: ковыряние в носу; «хрустение» пальцами; постоянное жевание жвачки; обкусывание ногтей; обгрызание кончика карандаша; курение;
пить спиртные напитки; принимать наркотики; смотреть много часов телевизор; опаздывать; использовать в речи слова – паразиты.
- Какие привычки мы называем полезными?
Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными.
Слайд.
- Назовите полезные привычки. (ответы кадет)
- Какие привычки мы называем вредными?
Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными.
Слайд.
- Ребята, какие вредные привычки наиболее опасно влияют на здоровье человека? (алкоголь, курение, наркотики, токсикомания)
Слайд.
- Что же происходит при курении табака?
Слайд.
ТАБАК – это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. При курении табака часть его сгорает; дым, втягиваемый курильщиком, содержит никотин, окись углерода, следы синильной кислоты и другие химические вещества. Самый ядовитый - никотин, пары которого проникают в организм и вызывают сначала возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы; суживает кровеносные сосуды, раздражает слизистые оболочки. В больших дозах никотин вызывает судороги и смерть. Только потому, что никотин поступает в организм не сразу, а небольшими дозами, курильщик не получает острого, а подвергается хроническому отравлению. Возникают расстройства пищеварения. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Чем ниже сорт табака, тем больше он содержит никотина. Ученые установили, что извлеченный из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из 100 – лошадь.
-Каким же легким будет легче работать, снабжать организм человека кислородом? (Слайд легкие курильщика и здорового человека)
По данным министерства здравоохранения:
-курильщики чаще теряют зубы
Слайд
-пульс курильщика чаще пульса некурящего в три раза;
-курильщики чаще болеют простудными заболеваниями;
-курение притупляет вкусовые ощущения;
-причиной многих пожаров является сигарета.
Слайд. Вывод: курить и дышать табачным дымом опасно для вашего здоровья.
Слайд. Следующая опасная привычка – это АЛКОГОЛЬ.
Алкоголь – это вещество, которое содержится в спиртных напитках (водке, вине, пиве). Само название «алкоголь» происходит от арабского «аль-коголь», что означает одурманивающий. Алкоголь называют «похитителем рассудка».
- Приходилось ли вам встречать, общаться с людьми, которые употребляют спиртные напитки? (ответы кадет)
- Как ведут себя такие люди? (ответы кадет)
- Какое чувство они у вас вызывают? (ответы кадет)
Слайд. Алкоголь создает иллюзию благополучия. Взаимодействуя с различными органами и системами организма человека, алкоголь становится активным участником обмена веществ, организм постепенно привыкает и требует его все больше и больше. Возникает зависимость от алкоголя, приводящая к болезни – алкоголизму. Так постепенно алкоголь опутывает ум и волю человека, а опутав – держит крепко. Страдают все внутренние органы (например, печень)
Слайд, а особенно мозг. Человек глупеет, у него ухудшается память, он труднее усваивает новое. Разрушение личности у взрослого происходит через 10 лет, а у детей через 3-4 года.
Слайд. Вывод: Алкоголь опасен для вашего здоровья.
Слайд. НАРКОТИКИ относятся к вредным привычкам.
Наркотики – это вещества, которые очень вредно действуют на организм человека, одурманивают его. Человек становится как бы заколдованным, когда начинает их употреблять их, он сам себе не хозяин.
Слайд. Ему уже не хочется заниматься любимым делом, все неинтересно, человек не может учиться, работать, просто гулять. Он только все время думает о том, где взять наркотики. Человек, который начал принимать наркотики, сразу привыкает к ним, теряет волю. Те, кто не прекращает употреблять наркотики, умирает от мучительных, страшных болей. У человека, употребляющего наркотические вещества, нарушается ориентация в пространстве, его мучают кошмары, страхи. Друзья и близкие прекращают с ним общаться.
Вывод: Наркотики – это гибель для человечества.
Слайд. ТОКСИКОМАНИЯ также относится к вредной привычке.
Токсикомания – это болезнь, возникающая в результате употребления веществ, вызывающих кратковременное чувство приятного психического состояния. Человек становится раздражительным, злобным, угрюмым, все время ждет каких – то неприятностей. У него трясутся руки, портится почерк, речь становится несвязной, спутанной. Постепенно он деградирует, как личность, у него окончательно расстраивается память, гаснет интеллект. Ему мерещатся всякие страхи, состояние тревожное. Серьезные последствия токсикомании для состояния внутренних органов: развиваются различные заболевания легких и желудочно-кишечного тракта, поскольку токсичные компоненты «сжигают» слизистые оболочки почки выходят из строя. При передозировке, возможны летальные исходы.
Слайд. Вывод: Токсикомания – это яд для здоровья человека.
-Давайте подведем итог. Чем же опасны табак, алкоголь, наркотики для организма?
-Да. Верно, разрушают организм, губят здоровье.
Слайд. Работа с пословицами.
Издавна люди стремились к здоровому образу жизни. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.
- Вот ваши пословицы. Вы их должны собрать. (ребята на интерактивной доске соединяют части пословиц и объясняют смысл пословиц)
В здоровом теле – здоровый дух.
Здоровье не купишь.
Здоровье дороже богатства.
Дали вина, так и стал без ума.
Кто вино любит, тот сам себя губит.
Кто водку пьет, тот мало живет.
Кто курит табак, сам себе враг.
Слайд. Игра «Диалог с товарищем».
На подносе разложены карточки красного цвета с вариантами предложений. Кадет берет одну и громко читает. На другом подносе лежат карточки зеленого цвета с вариантами ответов. Второй кадет берет и дает товарищу заранее подготовленный ответ.
У нас во дворе многие курят, ничего с ними не случилось. попробуй и ты.
Нет, я не буду! Я таких вещей боюсь!
Нет! Я хочу быть здоровым!
Ребята, скажите, пожалуйста, а в чьей роли вам понравилось быть больше?
Слайд. Кадеты:
Вредным привычкам – нет! Скажи всем друзьям.Вредным привычкам – нет! Скажи себе сам.Вредные привычки – плохо! Знай всегда.Вредные привычки – смерть! Убьёшь себя.
Слайд. Собрать «Дерево здоровья» (работа на интерактивной доске)
Ребята, вы видите разноцветные листочки, на которых написано много интересных и полезных занятий, но среди них есть и вредные привычки. (пить спиртные напитки, заниматься спортом, курение, мыть руки, правильно питаться, чистить зубы, принимать душ, умываться, соблюдать режим дня, читать книги принимать наркотики, ковырять в носу)
Каждый из вас выберет понравившийся листочек и, прочитав, решает, прикреплять ли его к «Дереву здоровья». Кадеты комментируют свои действия.
Молодцы! Вы все сделали правильный выбор, поэтому у нас получилось такое яркое, крепкое, здоровое дерево.
Кадеты:
Ах, эти вредные привычки,Не вступайте с ними в стычки Они ведь вредны для землиВ употреблении людьми.Они мешают людям жить,Так, что хочется аж выть.Сигареты, водка – ни к чемуТы задай себе вопрос «А зачем и почему?»А наркотики сейчас
Устрашают просто нас.Ах, эти вредные привычки,Не вступайте с ними в стычки.
Многие люди, живущие на планете, мечтают быть здоровыми и прожить долгую жизнь.
Слайд. А сейчас мы предлагаем вам «9 заповедей здоровья»:
четкий режим дня;
свежий воздух;
больше смеха;
физическая активность;
правильное питание;
не пить, не курить;
личная гигиена;
любовь к себе и другим;
занятия по душе.
Слайд. Коллективное разгадывание кроссворда.
Его бросают на землю заядлые курильщики (окурок)
Заядлый вредитель собственного здоровья, предпочитающий табак здоровому образу жизни (курильщик)
Страшная болезнь современности, поражающая часто заядлых курильщиков (рак)
Она нужна нам несколько раз в день, чтобы поддержать силы и работоспособность (еда)
Начинающий курить человек, знающий, что этого делать нельзя (новичок)
Они очень вредны для организма человека, хотя многие их не выпускают изо рта (сигарета)
Им частенько наказывают родители своих детей за попытки начать курить (ремень)
Воспитатель:
Ну что ж, мой друг,Решенье за тобой, Ты вправе сам командовать судьбой,Ты согласиться можешь, но отказ,Окажется получше в сотню раз,Ты вправе жизнь свою спасти, Подумай, может, ты на правильном пути,Но если всё – таки успел свернуть, То потрудись себе здоровье ты вернуть.
Слайд. Что помогает не следовать вредным для здоровья привычкам? Появляется на доске: смелость, терпение, воля.
Слайд. Рефлексия.