Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов СПО по дисциплине Инженерная графика

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САРОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА БОРИСА ГЛЕБОВИЧА МУЗРУКОВА»









МЕТОДИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПО   ДИСЦИПЛИНЕ ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ


13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
и
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий



















Саров
2015


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Инженерная графика разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта и в соответствии с рабочими программами для специальностей среднего профессионального образования 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования и 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.



Организация - разработчик: ГБПОУ СПТ им. Б.Г. Музрукова

Разработчик:
Романова Л.Н., преподаватель ГБПОУ СПТ им. Б.Г.Музрукова




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол № __от «__»_________201 _г. Зам. директора по УР
Председатель МК _____Р.М.Сунгатуллина
__________Е.С. Богданович «__»__________ 201__г.































Содержание

Стр.
1. Пояснительная записка .. 4
2. Тематический план самостоятельной работы студентов 5
3. Общие методические рекомендации к выполнению СРС ...................... 6
4. Критерии оценивания графических работ 6
5. Рекомендации к выполнению самостоятельных графических работ .... 7
7. Список рекомендуемой литературы.. 11







































Пояснительная записка

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Инженерная графика предназначены для реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для специальностей СПО 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования и 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Цель методических рекомендаций – оказание помощи студентам в выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Инженерная графика.
В результате освоения учебной дисциплины и в том числе в процессе самостоятельной внеаудиторной работы студент должен уметь:
выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;
выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;
выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;
оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с действующей нормативно-технической документацией;
читать чертежи, технологические схемы, спецификации и технологическую документацию по профилю специальности;
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
законы, методы и приемы проекционного черчения;
классы точности и их обозначение на чертежах;
правила оформления и чтения конструкторской и технологической документации;
правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем, геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей;
способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем в ручной и машинной графике;
технику и принципы нанесения размеров;
типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления;
требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД).

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки – 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки – 76 часов;
самостоятельной работы студента – 38 часов

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов определяется учебным планом и является обязательной для каждого студента.
В данных методических рекомендациях содержатся задания для самостоятельной работы по разделам и темам; рекомендации для студентов по выполнению графических работ; критерии оценки; приводится перечень основной и дополнительной литературы по дисциплине.




Тематический план самостоятельной работы студентов

Наименование разделов и тем
Темы самостоятельной работы
Объем часов
Форма контроля

Раздел 1. Графическое оформление чертежей

Тема 1.1.
Основные сведения по оформлению чертежей.

Линии чертежа.
4
Проверка работы, оценка


Шрифты чертежные.




Выполнение рабочих чертежей
деталей типа Вал.



Тема 1.2. Геометрические построения.

Деление окружности на равные части.
10

Проверка работы, оценка


Коробовые кривые (завиток, овал, овоид).




Вычерчивание контура деталей с применением лекальных кривых.



Раздел 2. Проекционное черчение

Тема 2.1.
Метод проекций.
Проецирование точки, прямой, плоскости.
6
Проверка работы, оценка




Комплексный чертеж и обозначения осей, плоскостей, проекций.



Раздел 3. Выполнение чертежей в машинной графике

Тема 3.1.
Выполнение чертежей в САПР КОМПАС –3D.

Деление окружности. Построение сопряжений.
10
Проверка работы, оценка



Построение 3D моделей деталей с использованием основных приемов моделирования.



Раздел 4. Чертежи и схемы по специальности

Тема 4.1.
Выполнение и чтение электрических схем в
САПР КОМПАС –3D.
Выполнение и чтение функциональных и принципиальных электрических схем.
8
Проверка работы, оценка


Всего
38


Общие методические рекомендации к выполнению СРС

Все чертежи должны быть выполнены четко, аккуратно и в соответствии с ГОСТами ЕСКД. Чертежи выполняют на листах чертежной бумаги формата, указанного в задании.
Выполнять самостоятельную работу рекомендуется в следующем порядке:
– уяснить содержание и вид задания;
– подобрать и прочитать соответствующую учебную литературу, методические пособия;
– провести работу со справочниками, ознакомится с нормативными документами, образцами чертежей и схем;
– систематизировать полученные знания;
– составить план и последовательность выполнения заданной работы;
– выполнить заданную работу с использованием методической, учебной и справочной литературы, образцов графических работ.

Критерии оценки графической работы

Оценка «отлично»:
оформление и содержание чертежа соответствует требованиям ЕСКД;
работа выполнена в соответствии с заданием;

Оценка «хорошо»:
оформление и содержание чертежа соответствует требованиям ЕСКД, но имеются
незначительные нарушения требований ЕСКД в оформлении чертежа;
работа выполнена в соответствии с заданием;

Оценка «удовлетворительно»:
неоднократные нарушения требований ЕСКД при оформлении чертежа, выполнении изображений и простановке размеров;
незначительные отклонения от задания;
неаккуратное выполнение чертежа.

Оценка «неудовлетворительно»:
неоднократные нарушения требований ЕСКД при оформлении чертежа, выполнении изображений и простановке размеров;
значительные отклонения от задания;
неаккуратное выполнение чертежа.





Рекомендации к выполнению самостоятельных графических работ

Самостоятельная работа «Линии чертежа».
Варианты задания выдаются преподавателем.

Цель работы: закрепить навыки вычерчивания различных типов линий в соответствии с ГОСТ 2.303-68
Задание: на формате А4 вычертить указанные типы линий с соблюдением заданных размеров.
Требования к выполнению задания: работу выполнить в полном объеме, в соответствии с заданием и требованиями ГОСТа.


Ответить на вопросы:
1. Какая линия применяется для изображения видимого контура?
2. Какая линия применяется для нанесения выносных и размерных линий?
3. Какая линия применяется для изображения осей симметрии и центровых линий?
4. В каких случаях используется сплошная тонкая линия?


Самостоятельная работа «Шрифты чертежные».
Варианты задания выдаются преподавателем.

Цель работы: научиться писать чертежным шрифтом в соответствии с ГОСТ 2.304-81
Задание: Выполнить в рабочей тетради буквы чертежных шрифтов и надписи в соответствии с ГОСТ 2.304-81, как показано на рисунке ниже.
Требования к выполнению задания:
1. При заполнении штампа выдержать конструкцию прописных и строчных букв и цифр, необходимую толщину линии шрифта.

Ответить на вопросы:
1. Чем определяется размер чертежного шрифта?
2. Чему равен угол наклона букв, цифр, знаков чертежного шрифта?





Самостоятельная работа «Выполнение рабочих чертежей деталей типа Вал».
Варианты задания выдаются преподавателем.

Цель работы: закрепить навыки выполнения простых чертежей деталей.
Задание: на листе формата А4 выполнить деталь типа Вал.
Требования к выполнению задания: выполнить чертеж, заполнить основную надпись, использовать при построении линии в соответствии с ГОСТ 2.303-68.



Самостоятельная работа «Выполнение различных геометрических построений».

Цель работы: закрепить навыки деления окружности на равные части.
Задание: на листе формата А4 с помощью циркуля выполнить деление окружности на 3,4,5, 6, 7, 8, 9, 10, 12 частей.
Требования к выполнению задания: линии чертежа выполнить в соответствии с ГОСТ 2.303-68, заполнить основную надпись, задание выполнить в полном объеме. Правила деления окружности показаны на рисунке ниже.


Самостоятельная работа «Коробовые кривые (завиток, овал, овоид)»

Цель работы: закрепить навыки построения коробовых кривых.
Задание: на листе формата А3 вычертить завиток, овал, овоид по размерам, данным преподавателем.
Требования к выполнению задания: задание выполнить в полном объеме в соответствии с рисунками, приведенными показанными ниже, заполнить основную надпись чертежа.




Самостоятельная работа «Лекальные кривые линии».

Цель работы: закрепить навыки построения лекальных кривых.
Задание: на листе формата А3 вычертить эллипс, эвольвенту окружности, параболу.
Требования к выполнению задания: задание выполнить в полном объеме в соответствии с рисунками, приведенными показанными ниже, заполнить основную надпись чертежа.



Самостоятельная работа «Проецирование точки, прямой, плоскости».

Цель работы: закрепить методы прямоугольного проецирования, научиться строить комплексные чертежи точки, прямой, плоскости.
Задание: построить комплексные чертежи точки, прямой, плоскости по заданным преподавателем координатам в рабочей тетради. На чертеже сохранить линии связи.
Ответить на вопросы:
1. Какие прямые называются прямыми общего положения?
2. Дайте определение горизонтально- , фронтально- и профильно-проецирующих прямых.
3. Дайте определение прямых уровня.
4. Назовите возможные относительные положения двух прямых линий.


Самостоятельная работа «Взаимное расположение прямой, точки и плоскости».
Цель работы: изучить взаимное расположение прямой, точки и плоскости, научиться строить комплексные чертежи и обозначать оси и плоскости.

Задание: в рабочей тетради построить фронтальную проекцию точки, принадлежащей параллелограмму, по заданной горизонтальной проекции.


Самостоятельная работа «Выполнение и чтение функциональных и принципиальных электрических схем».

Цель работы: закрепить навыки выполнения и чтения электрических схем.
Задание: в КОМПАС – 3D выполнить три электрические схемы по образцу (варианты выдаются преподавателем).
Требования к выполнению задания: вычертить схемы в соответствии с их условными графическими изображениями.




















Список рекомендуемой литературы

Бродский А. М. Инженерная графика (металлообработка): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. М. Бродский, Э. М.Фазлулин, В.А.Хапдинов. 8-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Бродский А. М. Инженерная графика Практикум по инженерной графике: учебное пособие,– М.: Академия, 2014.
Большаков, В. П. Инженерная и компьютерная графика: учеб. пособие / В. П. Большаков, В. Т. Тозик, А. В. Чагина. СПб.: БХВ-Петербург, 2013.

Интернет-ресурсы:

Официальный сайт группы компаний «АСКОН» - производителя интегрированной САПР КОМПАС. Форма доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]., [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
Информационно-коммуникационные технологии в образовании: федеральный образовательный портал. Форма доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Форма доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Форма доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].


13PAGE 15


13PAGE 141115