Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине Инженерная графика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«Оренбургский государственный университет»


УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Предметно-цикловая комиссия технологии машиностроения и профессионального обучения





Е.И. Безгодова



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»











Оренбург 2016 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студента по дисциплине «Инженерная графика» /сост. Е.И.Безгодова. – Оренбург : Университетский колледж ОГУ, 2016. - 18 с.





Методические рекомендации предназначены для студентов Университетского колледжа ОГУ, специальности 15.02.08 Технология машиностроения.
В методических рекомендациях даны общие положения о самостоятельной работе студентов в рамках указанной дисциплины. Описаны цели, виды работ, требования к итоговой форме отчетности по самостоятельной работе в процессе обучения студента, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.







Преподаватель ________________________Е.И.Безгодова (подпись)
« 16 » сентября 2016 г.

Рассмотрены на заседании предметно-цикловой комиссии технологии машиностроения и профессионального обучения

Протокол № от « ___ » 2016г.

Председатель ПЦК ТМиПО__________ О.С.Рубцова











Содержание
Введение. 4
Самостоятельная работа как важнейшая форма учебного процесса
6

Цели и основные задачи самостоятельной работы
7

Методические советы и рекомендации к заданиям..
Методические рекомендации для студентов по выполнению домашнего самостоятельного задания..
8

9

Методические рекомендации для студентов по отдельным формам
самостоятельной работы...

11

Список использованных источников.
18














Введение

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине «Инженерная графика» предназначены для студентов технического профиля. В данном методическом пособии приведены рекомендации по организации самостоятельной работы при выполнении расчетно-графической работы технического альбома к дифференцированному зачету, а также указаны виды самостоятельной работы по темам дисциплины, формы контроля самостоятельной работы и рекомендуемая литература. Данные рекомендации способствуют развитию общих и профессиональных компетенций, постепенному и целенаправленному развитию познавательных способностей, установки на самостоятельное пополнение знаний. Рекомендованы к использованию при изучении дисциплины «Инженерная графика» в образовательном учреждении среднего профессионального образования (далее СПО).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;
-выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;
-выполнять чертежи технических деталей в ручной и машинной графике;
-читать чертежи и схемы;
-оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с технической документацией.
знать:
-законы, методы, приемы проекционного черчения;
-правила выполнения и чтения конструкторской и технологической документации; правила оформления чертежей, геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей;
-способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;
-требования стандартов Единой системы конструкторской документации (далее - ЕСКД) и Единой системы технологической документации (далее - ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем
Владеть основными принципами построения и чтения чертежей.
Приобрести опыт использования конструкторской документации при разработке технологических процессов изготовления деталей.
Для студентов с ограниченными возможностями здоровья при организации самостоятельной работы предусматриваются все виды работ, указанные в настоящих методических рекомендациях, также возможен индивидуальный подход в виду особых условий и выполнение работ, предусмотренных в коррекционной части.
Коррекционная часть данных методических рекомендаций направлена на создание системы комплексной помощи студентам с ОВЗ в освоении программы подготовки специалистов среднего звена, коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, а также на обеспечение условий для успешного усвоения курса дисциплины. Коррекционная часть предусматривает создание специальных условий обучения и педагогического взаимодействия, позволяющих учитывать особые образовательные потребности студентов с ОВЗ посредством индивидуализации образовательного процесса, организации элементов дистанционного образования. Комплекс мероприятий коррекционной работы должен обеспечивать выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при изучении данной дисциплины.
Допуск к освоению программы подготовки специалистов среднего звена осуществляется на основе медико-социальной экспертизы. Организация специальных условий обучения по данной дисциплине осуществляется с учетом рекомендаций данной экспертизы, особенностей психофизического развития и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
Коррекционная часть определяет специальные условия изучения разделов дисциплины, условия соблюдения допустимого уровня нагрузки. Коррекционная часть методических рекомендаций содержит, во-первых, цели и задачи коррекционной работы с обучающимися. Во-вторых, план индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, способствующих освоению обучающимися с ОВЗ профессиональных умений, предусмотренных к усвоению в рамках данной дисциплины. В-третьих, структурные элементы системы комплексного сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ в условиях образовательного процесса. В-четвертых, механизм взаимодействия с преподавателем, предусматривающий общую единую стратегическую направленность работы, объединяющий очное и он-лайн взаимодействие.



1 Самостоятельная работа как важнейшая форма учебного процесса

Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
К современному специалисту технического профиля предъявляют достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной финансовой ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
Самостоятельная работа в процессе изучения дисциплины «Инженерная графика» приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем в включает в себя:
- подготовку к аудиторным занятиям ( практическим, лабораторным работам и др.) и выполнение соответствующих заданий;
- самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами;
- подготовку ко всем видам практики и выполнение предусмотренных ими заданий;
- выполнение письменных контрольных;
- подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе к зачетам;
- подготовку к государственной итоговой аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной (дипломной) работы (проекта);
- работу в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и др.;
- участие в работе факультативов, семинаров и т.п.;
- участие в научной и научно-методической работе отделения;
- участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах и т.п.;
Выполнение любого вида самостоятельной работы предполагает прохождение студентами следующих этапов:
- определение цели самостоятельной работы;
- конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;
- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;
- выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения);
- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;
- реализация программы выполнения самостоятельной работы.

2 Цели и основные задачи самостоятельной работы

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Задачами СРС являются:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений;
– использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

3 Методические советы и рекомендации к заданиям

Все типы заданий, выполняемых студентами, в том числе в процессе самостоятельной работы содержат установку на приобретение и закрепление определенного Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования объема знаний, а также на формирование общих и профессиональных компетенций. Некоторые задания требуют пояснения:
1. Прокомментировать высказывание - объяснить, какая идея заключена в отрывке, о какой позиции ее автора она свидетельствует.
2. Сравнить – выявить сходство и различие позиций по определенным признакам.
3. Обосновать один из нескольких предложенных вариантов ответа – привести аргументы в пользу правильности выбранного варианта ответа и указать, в чем ошибочность других вариантов.
4. Аргументировать (обосновать, доказать, объяснить) ответ – значит: а) оправдать (опровергнуть) некоторую точку зрения; б) обосновать свою точку зрения, опираясь на теоретические или практические обобщения, данные и т.д.
5. Провести анализ – разложить изучаемые явления на составные части, сопоставить их с целью выявления в них существенного, необходимого и определяющего.
6. Тезисно изложить идею, концепцию, теорию – используя материал учебных пособий и другой литературы, кратко, но не в ущерб содержанию сформулировать основные положения учения.
7. Дать характеристику, охарактеризовать явления – значит назвать существенные, необходимые признаки какого-либо явления (положения какой-либо теории) и выявить особенности.
8. Изобразить схематически – значит раскрыть содержание ответа в виде таблицы, рисунка, диаграммы и других графических форм.

4 Методические рекомендации для студентов по выполнению расчетно-графического задания технического альбома

4.1 Задание по разделу «Оформление чертежей»

Тема 1 «Форматы, основная надпись. Линии чертежа
Тема 2 «Основные сведения о нанесении размеров»
Задание: самостоятельно выполнить чертеж на формате А3 с заполнением основной надписи и размерных линий

4.2 Задание по разделу «Геометрическое черчение»

Тема 1 «Вычерчивание контура технической детали»
Задание: самостоятельно выполнить чертеж технического контура детали на формате А3 с заполнением основной надписи и размерных линий

4.3 Задание по разделу «Проекционное черчение»

Тема 1 «Аксонометрические проекции»
Задание: Задание: самостоятельно выполнить чертеж аксонометрической проекции детали на формате А3 с заполнением основной надписи и размерных линий
Тема 2 «Проецирование простых геометрических тел»
Задание: самостоятельно выполнить чертеж проецирования простых геометрических тел на плоскости с определением точки на поверхности, на формате А3 с заполнением основной надписи
Тема 3 «Сечение многогранника проецирующей плоскостью»
Задание: самостоятельно выполнить чертеж сечения пирамиды с основанием квадрат, построить развертку и диаметрическую проекцию фигуры на формате А3 с заполнением основной надписи.
Тема 4 «Сечение тела вращения проецирующей плоскостью»
Задание: самостоятельно выполнить чертеж сечения цилиндра, построить развертку и аксонометрическую проекцию фигуры на формате А3 с заполнением основной надписи
Тема 5 «Взаимное пересечение поверхностей тел»
Задание: самостоятельно выполнить чертеж пересечения произвольных геометрических фигур на формате А3 с заполнением основной надписи.
Тема 5 «Взаимное пересечение поверхностей тел»
Задание: самостоятельно выполнить чертеж пересечения произвольных геометрических фигур на формате А3 с заполнением основной надписи .
Тема 6 «Комплексный чертеж»
Задание: самостоятельно выполнить чертеж 3-х проекции детали на формате А3 с заполнением основной надписи.

4.4 Задание по разделу «Машиностроительное черчение»

Тема 1 «Разрезы полные простые.»
Задание: Задание: самостоятельно выполнить чертеж разреза детали по плоскости проекции вдоль оси на формате А3 с заполнением основной надписи и размерных линий .
Тема 2 «Сложные разрезы»
Задание: Задание: самостоятельно выполнить чертеж разреза детали по ломанной линии оси на формате А3 с заполнением основной надписи и размерных линий.


5 Методические рекомендации для студентов по отдельным формам самостоятельной работы

С первых же дней на студента обрушивается большой объем информации, которую необходимо усвоить. Нужный материал содержится не только в лекциях, но и в учебниках, книгах, статьях. Порой возникает необходимость привлекать информационные ресурсы Интернет.
Работа с книгой.
При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.
Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература может быть также указана в методических разработках по данному курсу.
Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего, описывая на бумаге все выкладки и вычисления (в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного вывода).
Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное - эти внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного слова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.
Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).
Методические рекомендации по составлению конспекта.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
выделите главное, составьте план;
кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
Самопроверка.
После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.
В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.
Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.
Консультации.
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.
5) Подготовка к экзаменам и зачетам. Изучение многих дисциплин, профессиональных модулей завершается экзаменом или зачетом. Подготовка к ним способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. В начале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
6) Правила написания научных текстов (рефератов, докладов)
Студентам рекомендуется самостоятельно выполнять доклады, рефераты при подготовке к семинарским занятиям. Работа, связанная с решением этих задач и упражнений, представляет собой вид интеллектуальной практической деятельности. Она способствует выработке умения и привычки делать что-либо правильно, а также закреплению навыков и знаний по проблеме.
Доклад – это вид самостоятельной работы студентов, заключающийся в разработке студентами темы на основе изучения литературы и развернутом публичном сообщении по данной проблеме.
Отличительными признаками доклада являются:
- передача в устной форме информации;
- публичный характер выступления;
- стилевая однородность доклада;
- четкие формулировки и сотрудничество докладчика и аудитории;
- умение в сжатой форме изложить ключевые положения исследуемого вопроса и сделать выводы.
Доклад – это такая работа, в процессе которой студенту приходится сравнивать, сопоставлять, выявлять логические связи и отношения, применять методы анализа и синтеза, позволит успешно в дальнейшем подготовиться к зачетам, экзаменам и тестированию. Тестирование ориентировано в целом на проверку блоков проблем, способствует систематизации изученного материала, проверке качества его усвоения.
Серьезная и методически грамотно организованная работа по подготовке к семинарским занятиям, написанию письменных работ значительно облегчит подготовку к экзаменам и зачетам. Основными функциями экзамена, зачета являются: обучающая, оценочная и воспитательная. Экзамены и зачеты позволяют выработать ответственность, трудолюбие, принципиальность. При подготовке к зачету, экзамену студент повторяет, как правило, ранее изученный материал. В этот период сыграют большую роль правильно подготовленные заранее записи и конспекты. Студенту останется лишь повторить пройденное, учесть, что было пропущено, восполнить пробелы при подготовке к семинарам, закрепить ранее изученный материал.
Реферат – краткое изложение содержания документа или его части, научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с источниками и определения целесообразности обращения к ним.
Современные требования к реферату – точность и объективность в передаче сведений, полнота отображения основных элементов как по содержанию, так и по форме.
Цель реферата - не только сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать представление о вновь возникших проблемах соответствующей отрасли науки.
В учебном процессе реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научного исследования и т.п.
Иначе говоря, это доклад на определенную тему, освещающий её вопросы на основе обзора литературы и других источников.
Рефераты в рамках учебного процесса в учебном заведении оцениваются по следующим основным критериями:
- актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина и полнота анализа фактов, явлений, проблем, относящихся к теме;
- информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;
- простота и доходчивость изложения;
- структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;
- убедительность, аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность предложений и выводов.
Составление списка использованной литературы. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к реферату, докладу, необходимо составить список литературы, использованной в работе над ним.
Основные этапы работы над рефератом
В организационном плане написание реферата - процесс, распределенный во времени по этапам. Все этапы работы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, исполнительский и заключительный.
Подготовительный этап включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.
Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного.
Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата, составление списка использованной литературы.
Написание реферата. Определен список литературы по теме реферата. Изучена история вопроса по различным источникам, составлены выписки, справки, планы, тезисы, конспекты. Первоначальная задача данного этапа - систематизация и переработка знаний. Систематизировать полученный материал - значит привести его в определенный порядок, который соответствовал бы намеченному плану работы.
Структура реферата
Введение
Введение - это вступительная часть реферата, предваряющая текст.
Оно должно содержать следующие элементы:
а) очень краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен реферат;
б) общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате;
в) цель данной работы;
г) задачи, требующие решения.
Объем введения при объеме реферата 10-15 может составлять одну страницу.
Основная часть.
В основной части реферата студент дает письменное изложение материала по предложенному плану, используя материал из источников. В этом разделе работы формулируются основные понятия, их содержание, подходы к анализу, существующие в литературе, точки зрения на суть проблемы, ее характеристики.
В соответствии с поставленной задачей делаются выводы и обобщения. Очень важно не повторять, не копировать стиль источников, а выработать свой собственный, который соответствует характеру реферируемого материала.
Заключение
Заключение подводит итог работы. Оно может включать повтор основных тезисов работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей (слушателей), содержать общий вывод, к которому пришел автор реферата, предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Здесь уже никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются. Заключение по объему, как правило, должно быть меньше введения.
Список использованных источников
В строго алфавитном порядке размещаются все источники, независимо от формы и содержания: официальные материалы, монографии и энциклопедии, книги и документы, журналы, брошюры и газетные статьи.
Список использованных источников оформляется в той же последовательности, которая указана в требованиях к оформлению рефератов, курсовых, дипломных работ.

Список использованных источников

1 Фадеева, Т.Н. Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы. [Электронный ресурс]. / Т.Н. Фадеева, Е.Е. Дурнева. ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», 2013 Режим доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2 Ильинская, Е. М. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов / Е.М. Ильинская. – Санкт – Петербург: 2011. – 31с.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215