Урок по английскому языку «Методические рекомендации об организации уроков английского языка в рамках деятельностного подхода»


«Методические рекомендации об организации уроков английского языка в рамках деятельностного подхода» (из опыта работы)
При подготовке урока иностранного языка и его проведении необходимо учитывать следующие основные положения, определяющие его особенности, структуру, логику и приемы работы:
Индивидуализация.
Речевая направленность
Ситуативность
Функциональность
Новизна
1. Суть индивидуализации основывается прежде всего на том, что овладение культурой личностно. Личностно и общение. Отсюда индивидуализация заключается в учете и использовании резервов личности обучаемых, т.е. их жизненного опыта, мировоззрения, контекста деятельности, интересов, эмоций и чувств, статуса личности в коллективе.
Для обеспечения индивидуализации урока следует:
при планировании темы отобрать те проблемы, которые наиболее актуальны для данной группы, для контекста их деятельности, соответствуют уровню понимания и знаний учащихся;
использовать задания открытого типа, высокого уровня проблемности, т.е. такие, где есть возможность выразить свою точку зрения, иногда отличную от других, обеспечить столкновение мнений, дискуссию;
использовать различный жизненный опыт учащихся, их интересы и увлечения при организации обсуждения;
использовать индивидуальные домашние задания, давая возможность ученикам проявить себя наилучшим образом, раскрыть свои знания, поделиться опытом, и даже удивить товарищей и изменить их отношение к себе;
учитывать социальный статус различных учеников и корректировать взаимодействие учащихся в том случае, если поведенческие модели формируют определенные комплексы как у самого ученика, так и у всего класса по отношению к нему;
учитывать реальный уровень обученности по предмету, сформированность речевых и языковых навыков;
выбирать дополнительные средства обучения, отвечающие реальным возможностям и потребностям учеников;
использовать различные режимы и формы работы на уроке, обращая особое внимание на формирование групп/пар, распределение ролей и т.д.
Материал, предложенный на уроке должен обладать практической речевой ценностью. Речевая направленность невозможна без ситуативности и функциональности.
Речь не бывает вне ситуации. Любая ситуация определяется местом, временем, характерами партнеров по общению, их ролями, а также той речевой задачей, которую они хотят решить в ходе общения.
Ситуации общения можно разделить на три группы:
реальные
проблемные
условные.
Реальные ситуации на уроке ограничены ролями учителя и учеников. В основном, они касаются выполнения или невыполнения домашнего задания, самочувствия и просьб, связанных с классным обиходом.
Проблемная ситуация возникает тогда, когда существует несколько различных точек зрения. Проблемные ситуации, как правило, создаются учителем. Достаточно задать проблемный вопрос, который заведомо предполагает возможность различных ответов, столкновение мнений, рассмотрение одного и того же предмета обсуждения с нескольких сторон, включая рефлексию на имеющиеся знания из других областей и личный опыт.
Высказывая свою точку зрения, мотивируя свое согласие или несогласие с товарищами, учащиеся учатся воспринимать и понимать чужую позицию, аргументировать свой выбор, участвовать в реальном речевом общении, а значит, их высказывания можно назвать речью по сути.
Чтобы создать условную ситуацию и спровоцировать определенные высказывания, надо:
представить себе подобную ситуацию в реальном общении;
определить место и время данной ситуации;
определить партнеров по общению и их характеры;
определить цель общения;
довести эту информацию до учащихся;
с целью повышения мотивации и коммуникативности общения сделать так, чтобы партнеры не знали точно, что включает в себя роль другого, т.е. создать «информационный пробел».
Можно выделить следующие речевые функции:
передать информацию;
запросить информацию;
извиниться;
пригласить кого-либо куда-либо;
предложить кому-либо что-либо;
(не) согласиться;
похвалить;
поругать;
сравнить;
противопоставить;
выразить свою позицию по проблеме
Способы создания новизны на уроке:
новая ситуация;
новая речевая задача;
новый собеседник;
Использованная литература:
 1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
 2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок английского языка (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
 3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
 4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/