Особенности конструирования урока обучения грамоте на основе системно-деятельностного подхода


Особенности конструирования урока обучения грамоте на основе системно-деятельностного подхода
В настоящее время произошли коренные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только привело к пересмотру сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
«Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», - отмечено в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". В связи с этим особую актуальность приобретает проблема овладения в процессе обучения не только системой знаний, умений и навыков, но и учебными действиями по их приобретению и применению.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, что предполагает:
наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Изменение роли ученика влечёт за собой изменение роли учителя. Учителю необходимо создать на уроке такие условия, при которых способности каждого ученика могли бы проявиться как можно полнее.
Предлагаем модель урока обучения грамоте на основе системно-деятельностного подхода, которая включает в себя следующую последовательность шагов:
1. Организационный момент.
2. Настрой на работу (повторение норм взаимоотношений – сотрудничества).
3. Демонстрация детьми владения старым способом (ситуация успеха).
4. Ситуация интеллектуального конфликта: «знаю - не знаю», «умею - не умею».
5. Постановка учебной задачи.
6. Решение учебной задачи (с помощью моделирования, создания проекта, составления и применения алгоритмов, диалога, парной работы и т.д.)
7. Рефлексия.
В первом классе, с первых дней обучения, вводятся следующие нормы взаимоотношений, способствующих развитию умения сотрудничать: слушаем друг друга, помогаем друг другу, уважаем друг друга. Придерживаясь этих норм, первоклассники учатся учиться, впитывая знания не только из учебника и слова учителя, но и слушая других детей. При демонстрации детьми владения старым способом важно выслушать не только правильные ответы, но и неправильные, и на основе этого создать ситуацию “интеллектуального конфликта”, проблемную ситуацию. Учебную задачу первоклассники ставят сами и решают ее под руководством учителя, при этом учитель не указывает конкретные пути решения.
Особое внимание на уроках обучения грамоте уделяем моделированию, которое начинается на первых уроках: мы выбираем предложения и делим на слова. Так постепенно происходит психологическое слияние слова произнесённого и слова написанного, но написанного ещё без букв. Ребёнок учится считать слова в предложении не только на слух, но и по схеме, где каждая чёрточка обозначает слово, интервалы между чёрточками указывают на паузы. По мере освоения действия моделирования предлагаю детям следующие задания для развития анализа структуры предложения:
Придумать предложение с определённым количеством слов по заданным схемам.
Придумать предложение к заданной схеме с определенным словом.
Определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово).
Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2, 3, 4, 5).
Увеличить количество слов в предложении.
Определить границы предложения в тексте.
Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем.
Составить предложение из слов, данных в беспорядке (например: грядке, на, огурцы, растут).
Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображен один и тот же предмет в различных ситуациях (мяч лежит на полке, на мяч села муха, мальчик играет мячом).
Дети придумывают предложения по картинкам. Затем называют предложение, в котором слово находится первым в предложении, затем предложение, в котором это слово на втором месте, далее — на третьем месте.
Следующий этап – составление звуковых моделей слов: дети делают звукобуквенный анализ слова, знакомятся на уроке с новыми звуками и буквами.
Необходимость владения методикой моделирования в начальной школе связана с необходимостью решения психологических и педагогических задач. Когда ученики строят различные модели изучаемых явлений, этот метод выступает в роли учебного средства и способа обобщения учебного материала, помогает детям «учиться активно», формирует универсальные учебные действия.
Кроме широкого применения моделирования, на уроках используются индивидуальные и групповые мини-проекты, например, групповой проект «Дом, в котором живут гласные» имел целью в процессе практико-ориентированной творческой деятельности сформировать у первоклассников образы гласных букв А, О, У, Э, Ы.
Кроме того, первоклассники выполняли индивидуальные проекты.
Проектная деятельность предоставила детям возможность увидеть практическое применение добытых ими знаний. После завершения работы над проектами проводится рефлексия: каждая группа защищает свой проект, анализируют работу каждого, остальные задают вопросы и оценивают проект. В ходе рефлексии учащиеся строят предположения, проводят наблюдения, фиксируют факты, сравнивают, обобщают, доказывают, делают выводы. Это вершина урока, ученики заряжены на активный поиск.
В процессе творческой работы над проектами дети испытывают глубокое удовлетворение от сделанного. Многие дети, неуспешные в учебной деятельности, получают возможность реализовать свои возможности в проектной деятельности, что очень важно для самоутверждения личности. Так, на уроках обучения грамоте, первоклассники учатся самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, моделировать, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, учатся умению учиться, что является основой деятельностного подхода в обучении.
Таким образом, последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям:
придание результатам образования социально - и личностно - значимого характера;
более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Литература:
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М: Просвещение, 1991.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
Методическое пособие «Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспектива» ( в помощь учителю). – М.: ОАО «Издательство «Просвещение», 2010
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА, 2010.