Урок-исследование по музыке на темуСтань музыкою, слово!
Тема: СТАНЬ МУЗЫКОЮ, СЛОВО!
(урок-исследование)
Цели: формировать у детей представление о связи слова и музыки в песне; закрепить знания о выразительных возможностях музыки в вокальном произведении без текста.
Задачи: воспитывать культуру восприятия музыки; познакомить обучающихся с музыкой современных советских композиторов; развивать вокальные навыки двухголосия, умение воспринимать интонационное разнообразие музыкальных пластов
произведения, чувства метроритма в системе ритмической работы, ассоциативное и логическое мышление, внимание; побуждать к искренним высказываниям о прослушанной музыке, учиться выражать свои эмоции в словесной форме; повышать мотивацию к познавательной музыкальной деятельности, используя игровые формы.
Ход урока
Учитель. Здравствуйте, ребята! Вы готовы к работе? Ну, тогда - на старт, внимание... (Марш!)
- А вот марш или не марш, мы сейчас разберёмся. Педагог исполняет песню «Доброе утро» из кантаты
Д. Б. Кабалевского «Песня утра, весны и мира».
- Кому дети желали доброго утра? (Маме, папе, друзьям, всему миру.)
- Давайте и мы с вами пожелаем миру добра.
Распевка гласных а - у на звуки фа - соль, фа - ля бемоль, фа - ля - фа, затем окончание песни «Доброе утро».- Так что же прозвучало, произведение какого жанра? Марш? (Песня.)
- Из чего же состоит песня? (Из слов и музыки.)
- Что вначале? (Слова.)
- Музыка должна быть похожа на слова или отличаться от них? (Похожа.)
- Чем? (У них должен быть общий ритм, мелодия, характер.) -Хорошо, но это ещё не всё. О другом чуть позже, а пока
вам такое задание: есть слова, к ним надо подобрать подходящую по звучанию музыку. Слушаем. Учитель читает слова:
Было время грозовое. День и ночь отцы сражались. 118
За свободу шли герои,
В битвах сабли накалялись.
В буре той родились мы, ребята,
В битвах жарких, как солдаты.
- Что вы почувствовали благодаря этим стихам? (Тревогу. Мужество. Силу.)- Давайте подбирать подходящую к стихам музыку. Что сначала? (Ритм. Он будет строгий, ровный, немного прерывистый.)- Хорошо. Дальше? (Надо выбрать мелодию прерывистую, с паузами.)
- А как передать тревожный характер стиха? (Надо взять минорный лад и марш, потому что песня военная.)
- Вы назвали многое, но ещё не всё, а мы пока остановимся на сказанном. Послушайте, как к стихам В. Коркина написал музыку композитор А. Фаттах.
Исполнение песни «Было время грозовое».
- Как вы думаете, совпали наши мысли о музыке с мыслями композитора? В чём это выразилось? (Лад минорный, ровный ритм, прерывистая мелодия - всё угадали!) Приступаем к пению.
Распевка в характере звучания песни. Разучивание текста и мелодии.
-Ну что же, неплохо вышло. Но вот интересно: мы поём под фортепиано, а в каком солдатском полку его носят за собой в походе? (Здесь нужны другие инструменты - трубы и барабаны.)
- Они у нас сейчас и появятся. Поём песню, руками по коленям прохлопаем партию барабанов.
Исполнение хоровое.
- Теперь трубы. Включим в песню длинную мелодию у трубы или короткие попевки? (Короткие.) Так годится?
Исполнение коротких секундовых возгласов трубы вниз от квинтового тона, во второй фразе - то же от VI ступени. Соединяется всё вместе. Дети поют до чёткого звучания.
- Мы попробовали составить песню, отталкиваясь от текста. А если у нас есть мелодия, можно ли представить, от каких слов она родилась?
Учитель играет и поет на слог «лю» первый куплет песни Г. Конникова «Умка», рисуя рукой направление движения мелодии. Необходимо передать характер музыки без текста.
- Какой по характеру была музыка? (Тяжёлой, важной, сильной.)
- Было ли в музыке движение? Какое? (Медленное, тяжёлое, похолсее на шаг.)
- Кто мог так двигаться? (Большое животное, возможно, слон, медведь, бегемот.)
- Вы обратили внимание, что мелодия музыки обрисовывает нам контур животного?
Повторное исполнение. Разучивание мелодии на слог «лю».
- Послушайте продолжение.
Пение на «лю» и показ рукой второго куплета песни. Исполнением подчёркивается смена образов.
- А здесь какой образ вы услышали? (Маленький, подвижный, лёгкий, но похожий на первый: мелодия была похожа, это видно в рисунке.)
-Тогда предположите, кто был перед нами сначала и кто -. потом? (Если слон был "вначале, то потом слонёнок. Если бегемот, то потом бегемотик.)- Очень похоже. Но как нам всё-таки узнать, про кого песня? (Для этого нужны слова.)
- А как вы думаете, если я верну на место слова, изменится ли характер песни? (Нет, так не должно быть.)
- Слушаем.
Учитель исполняет песню целиком со словами.
- Так кто же перед нами? (Белый медведь и Умка!)
-А какую картинку нам дорисовали слова? (Спал большой сугроб - взрослый медведь - проснулся и пошёл. За ним проснулся маленький сугроб - Умка - и пошёл следом. Потом они шли вместе.)- А как в музыке без слов можно услышать, что они шли рядом? (Сначала звучала музыка большого медведя, потом музыка Умки, потом обе части звучали по очереди.)
-Вы сегодня смогли услышать, что музыка обладает большими возможностями в изображении чего-то. Слова лишь добавляют точности в этом изображении. А ещё у музыки есть удивительная возможность отразить даже не слово, а мысль автора. А мы с вами способны это уловить. Хотите попробовать? (Да!)
Проигрывание пьесы В. Кикты «Гусляр Садко» - в ми миноре.
- В музыке было что-нибудь, что удивило вас? (Необычная игра - звучали звуки не вместе, а по очереди, перебором.)
-Отлично! Какая картина возникает в вашем сознании, когда музыка так звучит? (Похоже на волны.)
- Значит, перед нами был пейзаж. Могу я назвать музыку именно так? (Да. И пейзаж- был сказочным.)
-Значит, какой-то сказочный герой смотрит на волны. А с какой точки он смотрит?
Наигрывание фрагмента мелодии повторно.
(Он смотрит на воду с вершины горы.)
- Какие чувства испытывает человек, смотрящий на этот пейзаж? (Он смотрит на природу с любовью, ему нравится этот пейзаэ/с.)
- Кто догадался, почему он испытывает такие добрые чувства по отношению к природе? (Это его Родина!)
- А как человек может выразить свои чувства, которые так сильны? (Люди могут читать стихи, петь.)
- А что делает наш герой? Наигрывание фрагмента ещё раз. (Он играет на гуслях и поёт.)
- Можно ли сказать, что он гордится Родиной? (Да.)
- Я попробую придумать слова для этого человека, а вы скажите, будет похоже или нет.
Игра в ля миноре первой части пьесы со словами:
Ой, ты Русь моя родная!
Нет тебе конца и края!
Ты великая, святая! (Да, так очень хорошо.)
- А вы услышали, каким голосом пел человек - высоким или низким? Это важно, потому что высота голоса показывает его возраст. (У него молодой высокий голос.)
-И называется такой голос тенором. А теперь попробуем определить имя этого музыканта. Смотрите: он молодой сказочный герой, русский, играет на гуслях, поёт, очень любит свою Родину. Как его имя? (Садко!)
- Замечательно! Композитор так и назвал свою пьесу - «Гусляр Садко». В своей музыке композитор прославляет Россию устами легендарного Садко, но вы про это ничего не знали, а всё же догадались. Кто же вам помог это понять? (Музыка.)
- Причём без текста! Значит, и без текста музыка умеет передавать смысл авторской задумки. Но всё же союз музыки и слова даёт человеку возможность безошибочно понять, о чём идёт речь. И этот союз может обладать сильнейшим воздействием на человека.
Один поэт сказал:
Я не плакал от боли, А от песни - случалось. 122
Доводилось ли вам, ребята, встречаться с песней, которая вызывала бы у вас слёзы? (Да.)
-Я хочу закончить урок подобной песней. Но сначала CKI жите, какими словами вы рассказали бы мне о своей маме? I и кая она у вас? (Добрая, ласковая, заботливая, нелепая, красивая, самая лучшая.)
- Очень хорошо! А вот как о маме расскажет песня.
Исполнение песни В. Гаврилина «Мама». -Что вы почувствовали? (Очень хотелось плакать, так было хорошо.)
— Пою ещё раз, а вы поможете мне в припеве. Там очень простые и слова, и мелодия:
Тихая моя, Нежная моя, Добрая моя мама!
Пожалуйста, спойте так, как будто дарите маме свою ответную любовь.
Исполняется песня учителем с детьми.
-Спасибо! Хочу на прощание сказать вам: даже животные могут общаться друг с другом при помощи особых звуков. Но только человек награждён возможностью заниматься искусством и передавать свои чувства музыкой. Пойте больше хоро ших песен, чтобы всегда оставаться человеком. Ведь это великий дар для нас!