Разработка урока по литературному чтению Былинные герои
«Былинные герои Древней Руси»
4 класс «Начальная школа XXI века»
Интеграция предметов: окружающий мир и литературное чтение.
Цели:
Обобщить знания о былинных героях Руси; учить анализировать события, сравнивать вымысел и исторические факты; формулировать и обосновывать выводы; выявлять существенные признаки, обобщать причинно – следственные связи событий.
Ход урока:
Организационный момент.
Чтобы многое успеть,
Чтобы многое узнать,
Скорее урок
Нам нужно начинать.
1. Актуализация знаний. Повторение.
Вариант 1. Письменный опрос.
1. Что такое летопись? (Описание событий по «летам»)
2. Как называется первая дошедшая до нас летопись, кто её автор? («Повесть временных лет», монах Нестор)
3. Кто был первым князем на Руси? (Варяг Рюрик)
4. В какой город переехала столица из Новгорода при князе Олеге? (В Киев)
5. Как называлось постоянное войско князей? (Дружина)
6. Дружинники, получившие от князей в дар землю. (Бояре)
2. Взаимопроверка.
Вариант 2. Работа по индивидуальным карточкам.
Прочитай, найди исторические ошибки.
1. Большую роль в изучении истории играют летописи. Их писали князья, используя водостойкие чернила и металлические перья, чтобы запись была аккуратной. Писали они в хорошо освещенной библиотеке иполучали за это деньги.
2. Долгое время на Руси не было князей. Делами управляли старейшины, вопросы решались в суде.Племена жили в мире и согласии. Но в IX веке племена варягов напали на Русь и посадили своего князя. Князь Рюрик стал первым князем на Руси. Когда он умер, править стал его сын Игорь. Он перенес столицу из Новгорода в Москву. Много воевали русские князья, завоевывали соседние владения, платили им дань. Из пленных князь набирал себе дружину.
3. Формулирование темы урока. Постановка целей.
Учитель
- Зачем знать ответы на вопросы, данные в карточках? (Чтобы лучше знать историю нашей страны)
- Зачем знать историю страны? (Это наша Родина, наше Отечество. Мы граждане своей страны и должны уважительно относиться к историческому прошлому Родины, своего народа, его традициям)
- Прочтите на доске слова А. Н. Толстого и попробуйте сформулировать тему урока.
Трудное время переживала Русь: набеги врагов, междоусобные войны разоряли деревни, губили урожаи. Где искать защиты русским людям? Вот и пошли по земле русской рассказы о заступниках народных, о богатырях могучих. Былины возникли как выражение исторического сознания нашего народа в раннюю эпоху существования древнерусского государства, когда главными городами на Руси были Киев и Новгород.
- Какие цели поставим перед собой на уроке?
- Где мы брали информацию по теме? (из книг в библиотеке, телевизионных программ, учебников окружающего мира и литературного чтения, рассказов учителя и т.п.)
4. Работа по теме урока.
Группа учащихся, занимавшаяся проектной деятельностью, вместе с учителем представляют свою работу:
Презентация:
Звучит тихая мелодия: игра на гуслях, ученик читает:
«Широка ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Встать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову».
Учитель:
Былины пришли к нам из времен дальних, передавались из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам да селам, записывали все услышанное.
Ученик:
«Самой старой считается былина о Святогоре-богатыре, или Колыване, как его еще называли. И был тот Святогор-богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался, земля под ним прогибалась».
Учитель:
- Догадайтесь, почему Святогора так прозвали? (Его могли выдержать только горы. Он там и проживал)
- Какие подвиги совершил Святогор? (Никаких)
Ученик:
Сила Святогора никому не нужна была. Он только хвалился ей да бахвалился: «Я без истины сыт, без правды силен, я могуч, я велик». А земли русской от захватчиков – степняков он не защищал. И народ стал его забывать. Повстречал однажды Святогор Илью Муромца, да не стал с ним силой меряться, а побраталися они.
«И раскинули тут бел шатер,
А коней спустили на луга зеленые,
Во зелены луга они стреножили.
Сошли оба во белый шатер,
Они друг другу порассказалися,
Золотыми крестами поменялися,
Они друг с другом побраталися,
Обменялися да поцеловалися.
Святогор-богатырь да будет больший брат,
Илья Муромец да будет младший брат»
Учитель:
И стал Илья Муромец защищать землю русскую. Да не один. Бок о бок с ним сражались ещё два богатыря. Как их звали? (Добрыня Никитич и Алеша Попович)
Работа по картине В.М. Васнецова «Богатыри»
Ученик:
«Пристально смотрят вдаль Добрыня, Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец, неустанно охраняют они границы земли русской. Сильны и величественны богатыри, крепки их кони».
Учитель:
- Кто из богатырей в центре? Опишите его. (Илья Муромец. Растрепал ветер его седые волосы. Внимательно смотрит он из-под руки, нет ли где ворога. Он в кольчуге, в руке копье, готов к сражению богатырь)
- По праву руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Опишите его. (Добрыня моложе, чем Илья Муромец. Одет богато. Меч наготове. Готов он к бою прямо сейчас)
- Как зовут самого молодого богатыря? Каким его изобразил художник? (Алеша Попович. Вооружен луком, но за спиной видны гусли. Вид у него мечтательный)
Верой и правдой служили эти богатыри земле русской. Много подвигов их помнят люди. О каких подвигах прочитали вы?
(Дети рассказывают о понравившихся подвигах, находят отрывки в произведениях, зачитывают их выразительно и нараспев)
Здесь: «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеёвич», «Добрыня и Дунай-сват», «Илья Муромец и Идолище», «Илья Муромец и Калин-царь» и др.
5. Физкультминутка
Дружно встали – раз, два, три. Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим, ноги крепкие расставим,
Оборачиваясь вправо, огляделись величаво.
И налево надо тоже поглядеть из - под ладошек,
И направо, и ещё через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги, точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо – получается на славу!
6. Продолжение работы по теме урока.
- Назовите богатырей, о которых мы говорили.
Это богатыри-воины. Они прославили себя ратными делами. Какие былины не о военных подвигах вы знаете? (Былины о Микуле Селяниновиче)
Продолжение презентации:
«Он пахал-орал землю-матушку, растил хлеб, пиво варил, людей кормил».
На Руси пахарей, обрабатывающих землю, звали «оратаями», а «орать» значит пахать.
«Как орет в поле оратай, присвистывает.
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешки по камешкам почиркивают»
Проблема:
- Как думаете, кто в русских былинах сильнее: Микула или богатыри-воины? Докажите свою точку зрения.
Выслушиваются варианты ответов.
Учитель:
Микула носит «тягу земную» - тяжесть хлебопашеского труда, которую не смогли поднять все дружинники Вольги Святославовича и Святогор-богатырь.
Микула-Селянинович говорит:
«Я знаю свою правду-истину,
В том сила моя победная».
Сообща делается вывод:
В былинах народных труд хлебопашеский приравнивается к подвигам богатырей-воинов.
Чтение эпизодов из былины Вольга и Микула Селянинович.
Учитель:
Микула пашет на необыкновенной сохе, гужи у него шелковые, омешики булатные, присошечек серебряный, рогачик из красного золота. На пахаре сапоги «зелен сафьян», кафтан черного бархата, на голове у него пуховая шляпа. Былина напоминает величальную песню: как при величании, пахарь назван по имени и отчеству. Прославлению Микулы–пахаря служит и рассказ о превосходстве Микулы над Вольгой и его дружиной.
7. Закрепление изученного.
Конкурс «Знатоков былин»
Учащиеся делятся на три «дружины»: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича.
Задание 1. За правильный ответ – 2 балла.
Соотнеси имя богатыря и злодея, с которым он сражался:
Илья Муромец. Алеша Попович. Добрыня Никитич.
Змей Горыныч. Басурманская рать. Калин-царь. Тугарин Змеёвич. Идолище поганое. Соловей Разбойник.
Задание 2. «Умные вопросы».
Цена простых вопросов – 1 балл, супервопросов – 3 балла, музыкальный вопрос – 4 балла. Дети выбирают вопросы сами.
«Простые» вопросы.
1. Назовите князя, правившего в те былинные времена, в стольный град которого созывались богатыри на пиры – забавы. ( Владимир Красное Солнышко в Киеве)
2. Как победил Илья Муромец Соловья Разбойника? (Натянул калену стрелу и попал ему в правый глаз)
3. Как победил Алеша Попович Тугарина Змеёвича? (По его мольбе полил дождь, смочил крылья Тугарина, тот упал на землю, и Алеша в бою «ударил булатным ножом под правую пазуху»)
4. Какой зарок дали Добрыня Никитич и Змей Горыныч? (Добрыня не будет топтать молодых змеёнышей, а Змей не брать «русских полонов»)
«Супервопросы»
1. Как встарь называли порох, который бросил Добрыня в глаза Змея двенадцатиголового! (Земля греческая)
2. Как звали отца Алеши Поповича? (Леонтий-поп)
3. Как звали племянницу князя Владимира, спасенную Добрыней? (Забава Путятична)
4. Название странствующих людей на Руси. (Калики перехожие)
5. При создании какого военного головного убора XX века за основу был взят богатырский шлем? (Буденовка)
Музыкальный вопрос.
1. В основу какой оперы легла былина? Кто её автор? («Садко», Н.А. Римский-Корсаков)
8. Итог урока.
Подведение итогов викторины.
- Какие цели ставили на уроке перед собой? Кто достиг цели?
Учитель:
Сильна и могуча Русь. Всегда Россия славилась своими защитниками. Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, солдата лучше русского нет нигде в мире. Это Россия спасла Европу от монголо-татарского нашествия почти десять веков тому назад. Из России с позором бежал Наполеон, который перед этим захватил почти полмира.
Это солдаты Советской Армии водрузили в 1945 году Знамя Победы над рейхстагом. И сегодня наши солдаты совершают подвиги.
Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу? В литературе говорят, что она досталась им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания, - от былинных богатырей.
Выставление оценок. Комментирование ответов учеников.