РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности кружка «Уроки нравственности» для 3 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 26 ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА»
ГОРОДА СМОЛЕНСКА
«Рекомендовано»
Руководитель МО
_____/Е.А.Кулькова./
Протокол №
от «___» мая 2016г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «СШ №26
имени А.С.Пушкина»
_______/Н.А.Чуйко./
« 25» августа 2016 г. «Рассмотрено»
на заседании педагогического совета
Протокол № 9
от 30.08.2016 « Утверждено»
приказом по школе
№ 162-ОД
от 30.08.2016 г.
Директор МБОУ «СШ №26
имени А.С. Пушкина»
_________/Шпунтова О.Н./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности
кружка «Уроки нравственности» для 3 класса
Составитель рабочей программы
учитель начальных классов:
Борисенкова Н. Н.
Сроки реализации программы:
01.09.2016 – 31.05.2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Уроки нравственности» составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от «29» декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редакции от 31 декабря 2015 №1576;
Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средней школы №26 имени А.С. Пушкина», принятого педагогическим советом 30 августа 2016 года, в ред. от 30.08.2016, приказ № 162-ОД;
Учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средней школы №26 имени А.С. Пушкина» города Смоленска на 2016-2017 учебный год, утверждённого приказом от 30.08.2016 № 162-ОД;
Положения о порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих учебных программ муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №26 имени А.С. Пушкина», утверждённого приказом от 29.08.2014 приказ №96-ОД, в ред. от 30.08.2016, приказ № 162-ОД.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Методического конструктора. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности»/Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9
.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 68 занятия для обучающихся 3 класса по 2ч. в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫРегулятивные
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
•строить сообщения в устной и письменной форме;
•осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Содержание УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (18ч)
Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.
Раздел 2: Самовоспитание (14ч)
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (20ч)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (16ч)
Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.
ФОРМЫ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯДля оценки планируемых, результатов освоения программы «Уроки нравственности» использовать следующие показатели:
сформированность нравственных чувств, эмоционально-ценностных ориентации и отношений к окружающим;
применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;
выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
раздела Наименование разделов и тем. Кол-во
часов Теоретических Практических
1 Культура общения
18 8 10
2 Самовоспитание
14 2 12
3 Общечеловеческие нормы нравственности 20 10 10
4 Как сердцу высказать себя.
Другому как понять тебя? 16 4 12
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучающийся научится:
Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
Быть сострадательными к чужому горю.
Не обижать животных и птиц.
Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическая литература:
Асмолов А.Г., Бумеранская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности // Воспитание школьников. -2004-2007.-№1-9.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование). М.: Просвещение, 2009. - 50 с.
Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4-е классы. Тесты и практические задания М.: Просвещение, 2010. -68 с.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2008. - 108 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2009. -41 с.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
учебные столы
Интернет-ресурсы.
Сайт «Про школу.ру»
Сайт «Открытый урок».
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/пНаименование разделов и тем. Дата
План. Факт.
Раздел №1
Культура общения 1,2 Этикет разговора. 3,4 Обращение к разным людям. 5,6 Обращение к разным людям. 7,8 Вежливый отказ, несогласие. 9,10 Этикетные ситуации. 11,12 Этикетные ситуации. 13,14 Афоризмы. 15,16 Разговор по телефону. 17,18 Играем роль воспитанного человека. Раздел № 2
Самовоспитание 19,20 Что значит быть вежливым? 21,22 Мои достоинства и недостатки. 23, 24 Мои достоинства и недостатки. 25,26 Большое значение маленьких радостей. 27,28 О хороших и дурных привычках. 29,30 О хороших и дурных привычках. 31,32 Афоризмы о самовоспитании. Раздел № 3
Общечеловеческие нормы нравственности 33,34 Заповеди: как мы их исполняем. 35,36 О сострадании и жестокосердии. 37,38 О сострадании и жестокосердии. 39,40 Лгать нельзя, но если...? 41,42 Лгать нельзя, но если...? 43,44 Всегда ли богатство счастье? 45,46 Всегда ли богатство счастье? 47,48 Спешите делать добро. 49,50 Спешите делать добро. 51,52 Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Раздел № 4
Как сердцу высказать себя.
Другому как понять тебя? 53,54 «Как сердцу высказать себя?» 55,56 В трудной ситуации, попытаемся разобраться. 57,57 В трудной ситуации, попытаемся разобраться. 59,60 «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». 61,62 «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». 63,64 Диалоги о хороших манерах, добре и зле. 65,66 Афоризмы. 67,68 Чему мы научились на уроках этики.