Рабочая программа Предшкольная пора
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № »
Корсаковского городского округа
Рекомендована Утверждена и введена в действие приказом
методическим объединением МОУ «СОШ № »
учителей начальных классов От «__»____________ 20__ г.
МОУ «СОШ № » №_____
Протокол № _____ Директор МОУ «СОШ № »
От «__»___________ 201 . __________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА»
для обучающихся 5 лет
Срок реализации программы – один год
Составлена на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора», Вентана-Граф, 2007
Составитель:
Корсаков
Рабочая учебная программа дошкольного образования «Предшкольная пора» составлена, адаптирована на основе авторской программы обучения и развития детей пяти лет Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора», Вентана-Граф, 2007. Программа «Предшкольная пора» рекомендована Ученым советом Института содержания и методов обучения РАО.
Программа «Предшкольная пора» способствует формированию готовности детей к обучению в начальной школе, способствует развитию интеллектуальных, творческих качеств, формирует положительное отношение к обучению, развивает навыки коммуникативного общения, умение работать в парах, группах.
На реализацию данной программы отводится 58 часов из расчета – 2 учебных часа в неделю (29 учебных недель в году).
Основной целью программы «Предшкольная пора» является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладевать школьной программой.
Реализация данной программы позволит реализовать преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом, что является одним из условий непрерывного образования ребенка и определяется степенью готовности его самостоятельно «добывать» и применять знания.
Разделы программы:
1. Познаем других людей и себя
2. Познаем мир
3. Учимся думать, рассуждать, фантазировать
4. Учимся родному языку
5. Учимся рисовать
Итого: 58 часов.
Данные разделы представляют собой интегрированный курс из 58 часов, что позволяет реализовать 87 интегрированных занятий. Сочетание занятий и отбор конкретного материала проводится учителем в соответствии с уровнем готовности детей и педагогической целесообразностью.
Режим работы:
Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий – 30 минут с 10 минутными перерывами. Перемены направлены на организацию двигательной активности детей.
В рамках учебного дня проводится игровой час продолжительностью – 40 минут Свободная игровая деятельность требует от каждого ребенка импровизации и творчества, что в свою очередь способствует развитию творческих качеств личности, способности любую задача решать инициативно и творчески.
УМК:
УМК «Предшкольная пора» полностью соответствует возрасту детей и доступен для обучения, Содержание и оформление учебников и альбомов красочное, способствует развитию внимания и интереса к обучению (см. приложение № 1).
Структура программы:
В структуре и содержании программы авторы выделяют пять разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения: "Познаем других людей и себя", "Познаем мир", "Учимся думать, рассуждать и фантазировать", "Учимся родному языку", "Учимся рисовать", "Играем и фантазируем".
Вместе с тем выделение разделов программы достаточно условно, т.к. ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.
Раздел "Познаем других людей и себя"
Раздел "Познаем других людей и себя" представлен содержанием, которое формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимание ребенком самого себя, своих особенностей, способностей.
Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами. Содержание этого раздела включает ознакомление ребенка со своим организмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены, позволяет узнать свои индивидуальные особенности и своеобразие других людей. По средствам этого раздела у детей воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения.
Для реализации этого раздела программы используются пособия из серии "Предшкольная пора":
Козлова С.А. "Я хочу в школу";
Козлова С.А. "Я и мои друзья";
Куликова Т.А. "Я и моя семья".
Раздел "Познаем мир"
Раздел "Познаем мир" направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде.
Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила поведения в природе и обществе. Одной из задач освоения содержания этого раздела является подготовка к изучению предметов начальной школы, прежде всего, математики и окружающего мира. Например, особое внимание уделяется выделению математических характеристик предметов окружающего мира (число, последовательность, пространственные ориентировки и др.)
Для реализации этого раздела программы используются пособия из серии "Предшкольная пора":
Виноградова Н.Ф. "Рассказы-загадки о природе";
Салмина Н.Г., Глебова А.О. "Учимся рисовать";
Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. "Путешествуем по сказкам";
Златопольский Д.С. "Удивительные превращения";
Щербакова Е.И. "Знакомимся с математикой";
Куликова Т.А. "Я и моя семья"
Козлова С.А. "Отправляемся в путешествие".
Раздел "Учимся думать, рассуждать, фантазировать
Включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления.
В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего, к "Русскому языку", "Математике", а также "Окружающему миру".
Для реализации этого раздела программы используются пособия из серии "Предшкольная пора":
Салмина Н.Г. « Учимся думать";
Виноградова Н.Ф. "Рассказы-загадки о природе";
Златопольский Д.С. "Удивительные превращения";
Щербакова Г.И. "Знакомимся с математикой";
Салмина Н.Г., Глебова А.О. "Учимся рисовать»
Раздел "Учимся родному языку"
Раздел предназначен для обучения детей с родным языком – русским, но также может использоваться и для обучения детей на родном – нерусском языке. Раздел обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, характеризующими качествами и свойства предметов, обобщающими словами, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.
Для реализации этого раздела программы используются пособия из серии "Предшкольная пора":
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. "Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами";
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. "Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе";
Виноградова Н.Ф. "Придумай и расскажи" (дидактические материалы);
Виноградова Н.Ф. "Рассказы-загадки о природе".
Раздел "Учимся рисовать"
Содержание этого раздела направлено на сенсорное развитие, для передачи формы, величины, цвета, расположение в пространстве, также на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.), и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков: пространственная ориентировка, умение анализировать форму предмета и изображения, развитие воображения, освоение ряда специфических средств художественной выразительностиСалмина Н.Г., Глебова А.О. – комплект рабочих тетрадей "Учимся рисовать»
«Клетки, точки и штрихи»,
"Рисование, аппликация и лепка",
"Анализ форм и создание образа",
"Графика, живопись и народные промыслы";
Виноградова Н.Ф. "Рассказы- загадки о природе".
Раздел "Играем и фантазируем".
Раздел "Играем и фантазируем" направлен на развитие воображения в значительной степени способствующего успешности обучения ребенка в школе по средствам различных видов игр: дидактических, имитационных, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных. Особое внимание уделяется такому качеству воображения как предвидение, сформированность которого определяет творческие характеристики любой деятельности (мыслительной, речевой, художественной, трудовой и др.).
Содержание этого раздела способствует развитию умений самостоятельно, а также с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых, режиссерских и других видах игр. Особое внимание уделяется использованию тех компонентов игры, которые выступают предпосылками учебной деятельности: -принятие и удержание учебной задачи, -самостоятельный выбор средств для достижения результата,-точное выполнение инструкции (правила) игры и др
Критерии оценивания:
Оценка знаний умений и навыков проводится с помощью диагностик в начале и в конце курса обучения (см. приложение № 2, № 3). Оценивание безотметочное.
Учебный план
Раздел Часы Количество часов в год
Учимся родному языку 0,7 часа 22 часа
Познаем мир 0,5 часа 14 часов
Учимся думать, рассуждать, фантазировать 0,5 часа 14 часов
Познаем других людей и себя 0,15 часа 4 часа
Учимся рисовать 0,15 часа 4 часа
Итого 2 часа 58 часов
Календарно-тематическое планирование
№ Тема Неделя, дата
Давайте познакомимся. Рисование на тему «Мой портрет» 1
Интонационное выделение звука в слове Интонационное выделение звука в слове 2
Твой день рождения. Лепка. «Вылепи свое имя» Интонационное выделение звука в слове 3
Я и моя семья. Интонационное выделение звука в слове 4
Осень (деревья, листопад, погода). Аппликация. «Осеннее дерево» Слушание стихотворения С.Я. Маршака. Различие парных звуков по мягкости, твердости. 5
Какие бывают предметы? Понятия « больше», «меньше», «одинаково». Различие парных звуков по мягкости, твердости. 6
Мой дом, мой адрес. Лепка «Рябина» Закрепление понятий «строгий», «ласковый». 7
Сравнение множеств. Мы едем в автобусе. Какие бывают предметы. Соотношение числа с количеством предметов 8
Твердые – мягкие звуки. Выделение 1первого звука в слове. 9
Счет предметов разбросанных по плоскости. Дорисуй. Схема звукового состава слова. 10
Природа вокруг нас. Кто как готовится к зиме. Звуковой анализ слов. 11
Анализ формы предметов. Нарисуй такой же узор. Звуковой анализ слов. 12
Учимся считать. Какой бывает транспорт. Звуковой анализ слов. 13
Секреты вещества. Кто где зимует? Гласные звуки. 14
Какие бывают вещи (материал). Раскрасим игрушки. Звуковой анализ слов. 15
Учимся быть внимательными. Что умеют наши руки. Звуковой анализ слов. 16
Геометрические фигуры. Какие бывают вещи. Звуковой анализ слов. 17
Чтение русской народной сказки «Рукавичка» Расскажи нам сказку. Звуковой анализ слов. 18
Знакомимся с материалами. Дорисуй узоры. Звуковой анализ слов. 19
Развитие речи. Придумай и расскажи. Лепка «Снеговик» Выделение звука в слове. Игра с мячом «Назови слово» 20
Сравнение предметов по величине. Рисуем по клеткам. Выделение звука в словах. Мягкие и твердые звуки. 21
ОКМ. Что за дерево такое. Придумай и нарисуй. Повторение о твердых, мягких, гласных, согласных звуках. Игра «Живые модели» 22
Учимся думать. «Заснеженное дерево» Знакомство с гласными буквами. Игра «Живые модели» 23
Сравнение предметов по количеству. Учимся думать. Раскрась знак. Звуковой анализ слов «мак» – «мяч». Чтение ленты слов с м – м* 24
Отношение между числами в натуральном ряду. Рисование жирафа из овалов. Графический диктант. Распознавание геометрических фигур. Составление фигуры из частей. Счет до 10 и обратно. 25
Знакомство с буквой «Н». Чтение ленты слогов. Подбор слов к «он, она, оно, они». «Вчера, сегодня, завтра». Расскажи, что ты делал. Чтение слов с изученными буквами. Составление предложений с данными словами. Почему я хочу в школу. 26
Соотнесение числа с количеством предметов. Классификация предметов. Знакомство с буквой «Р». Чтение слов и слогов. Письмо букв м, н, р. 27
Слушание. Путешествие по сказкам. Рисование героев сказки. Знакомство с буквой «Л». Чтение логов, слов, предложений. Игра с мячом «Твердый – мягкий звук» 28
Учись считать, сравнивать, доказывать. Счет, письмо цифр до 10. Штриховка фигур. Чтение слов и предложений с изученными буквами. Рисование отгадок к загадкам. 29
Учимся считать и решать задачи. Понятие времени. Приложение № 1.
№УМК
«Предшкольная
пора» Автор Название Издательство Год издания
1. Щербакова Е.И. Знакомимся с математикой Готовим детей к школе: развиваем мышление, речь, воображение. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008
2. Куликова Т.А. Я и моя семья Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2007
3. Салмина Н.Г. Учимся думать. Что с чем объединяется?. Первая часть. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008
4. Салмина Н.Г. Учимся думать. Что с чем объединяется?. Вторая часть. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008
5. Салмина Н.Г. Учимся думать. Что это такое? Пособие для детей старшего дошкольного возраста. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008
6. Салмина Н.Г. Учимся думать. Что, как и с чем связано? Первая часть. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2007
7. Салмина Н.Г. Учимся думать. Что, как и с чем связано? Вторая часть. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2007
8. Журова Л.Е. Кузнецова М.И. Азбука для дошкольников. Играем со звуками и со словами.
№2 Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008
9. Салмина Н.Г. Учимся думать. Что за чем следует? Часть первая. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008
10. Салмина Н.Г. Учимся думать. Что за чем следует? Часть вторая. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008
11. Салмина Н.Г. Глебова А.О. Учимся рисовать. Анализ форм и создание образа. Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008(2 экз.)
12. Салмина Н.Г. Глебова А.О. Учимся рисовать. Графика, живопись и народные промыслы. Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008
13. Салмина Н.Г. Глебова А.О. Учимся рисовать. Клетки, точки и штрихи. Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008 (2 экз.)
14. Салмина Н.Г. Глебова А.О. Учимся рисовать. Рисование, аппликация и лепка. Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста
Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008
15. Козлова С.А. Я хочу в школу. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2007
16. Козлова С.А. Я и мои друзья. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2007
17. Златопольский Д. С. Удивительные превращения Детям о секретах вещества. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет..Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2007
18. Златопольский Д. С. Удивительные превращения Детям о секретах земногопритяжения.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет..Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2007
19. Виноградова Н.Ф. Рассказы, загадки о природе. Книга для детей 5-6 лет. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008
20. Кочурова Е.Э. Кузнецова М.И. Готовимся к школе. Пособие для будущих первоклассников. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008
21. Журова Л.Е. Кузнецова М.И. Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами № 1. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008
22. Журова Л.Е. Кузнецова М.И. Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе № 1. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008
23. Журова Л.Е. Кузнецова М.И. Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе № 2. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008
Приложение № 2
Контрольно-измерительные материалы
мониторинга предшкольного образования
для ребенка
Фамилия, имя _______________________________________________________________
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Задание 6
Задание 7
Задание 8
Приложение № 3
Фронтальное обследование
Для педагога
Задание 1
Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.
Текст задания. Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте такую же фигуру в большой рамочке (учитель обводит указкой большую рамочку).
Оценка выполнения задания:
3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены;
2 балла – изображена подобная или равная фигура, но пропорции слегка изменены, не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;
1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;
0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия.
В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, в дополнение к баллу ставится значок "–".
Задание 2
Цель. Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.
Текст задания. Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания).
1. Возьмите красный карандаш. Отсчитайте от черной клеточки вправо две клеточки и третью закрасьте красным карандашом.
2. Возьмите синий карандаш. От черной клетки отсчитайте влево две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
3. Возьмите зеленый карандаш. Отсчитайте от черной клеточки вниз четыре клеточки и пятую закрасьте зеленым карандашом.
4. Возьмите жёлтый карандаш. Отсчитайте от черной клеточки вверх одну клеточку и вторую закрасьте жёлтым карандашом.
Оценка выполнения задания:
3 балла – все выполнено верно;
2 балла – выполнено верно 2-3 пункта задания;
1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счете, начале отсчета);
0 баллов – задание не выполнено.
В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится "–".
Задание 3
Цель. Выявление умения перейти от числа к соответствующему множеству предметов, выполнять инструкцию, содержащую несколько последовательных действий.
Текст задания. Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.
Раскрасьте на верхней гирлянде три флажка, а на нижней – два флажка.
Нарисуйте в рамочке столько кружков, сколько всего закрасили флажков.
Примечание: Инструкция прочитывается целиком несколько раз до начала выполнения задания детьми.
Оценка выполнения задания:
3 балла – выполнены верно обе части задания;
2 балла – первое задание выполнено верно, есть попытка выполнить вторую часть задания, но число кружков неверное;
1 балл – выполнено верно только первое задание, попыток выполнить вторую часть задания нет;
0 баллов – есть попытка выполнить первую часть задания, но число флажков неверное.
Задание 4
Цель. Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.
Текст задания. Рассмотрите рисунок (указывается рисунок к заданию).
Обведите синим карандашом животных, которые живут в воде; зеленым – на земле; красным – в воздухе.
Оценка выполнения задания:
3 балла – классификация проведена правильно;
2 балла – допущена 1 ошибка;
1 балл – допущены 2 ошибки;
0 баллов – задание не выполнено.
Задание 5
Цель. Выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.
Текст задания. Вы видите "домик" с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком.
Оценка выполнения задания:
3 балла – правильное выполнение задания;
1 балл – наличие ошибок в определении количества звуков в словах;
0 баллов – непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества "окошечек".
Задание 6
Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Текст задания. Посмотрите на первую картинку. Назовите ее. Определите первый звук в слове. Закрасьте кружки рядом с картинками, в названиях которых есть этот звук (Например, на первой картинке нарисована утка. В слове «утка» первый звук [у]. На следующей картинке – улитка. В слове «улитка» есть звук [у]. Закрасим кружок рядом с картинкой). А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания.
Оценка выполнения задания:
3 балла – правильное выполнение задания;
2 балла – допущены 1-2 ошибки;
1 балл – отсутствует дифференциация звуков [с]-[з];
0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с]-[з], или полное непринятие задания.
Задание 7
Цель. Выявление степени согласованности движения руки со зрительным контролем.
Текст задания. Проведите линию посередине дорожки. Постарайся не отрывать карандаш от бумаги.
Оценка выполнения задания:
3 балла – задание выполнено правильно;
1 балл – линия выходит за края дорожки;
0 баллов – линия прерывистая, наличие тремора (о его наличии говорят дрожащие линии).
Задание 8
Цель. Выявление способности ребенка точно копировать образец.
Текст задания. Дорисуйте грибок
Оценка выполнения задания:
3 балла – задание выполнено правильно: точное копирование образца; соблюдены пропорции;
2 балла – задание выполнено верно, соблюдены пропорции, но наблюдается наличие тремора
1 балла – не соблюдены пропорции;
0 баллов – не соблюдены пропорции, отсутствуют некоторые элементы, наличие тремора.