Конспект урока по развитию речи. Сезонная одежда

Тема: «Сезонная одежда: зимняя одежда»

Цель: Формирование умения ухаживать за одеждой, одеваться в соответствии времени года.
Задачи: отрабатывать навыки составления простого распространённого предложения, формировать умения различать виды сезонной одежды; корригировать вербальную память на основе упражнений в запоминании, развивать творческое воображение; воспитывать бережное отношение к одежде, аккуратность, интерес к предмету. Оборудование: разрезные картинки, картинки одежды, осколочные картинки одежды, образцы тканей, сигнальные карточки, шаблоны одежды с недостающими частями, ТСО.
Ход урока
I. Организационный момент.

1.1. Психологический настрой.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
На вопросы отвечать.

Учитель: Какой у нас урок?
Ученик: У нас урок устной речи.
Учитель: Чему мы учимся на этом уроке?
Ученик: Мы учимся красиво и правильно говорить, чтобы стать грамотными.
Учитель: Прочитайте девиз нашего урока.
Ученики: «Говорю неторопливо, очень чётко и красиво».(слайд 1)

II. Речевая разминка.

Учитель: Для того, чтобы говорить неторопливо, очень чётко и красиво, проведём разминку.
2.1. Артикуляционная гимнастика.
Пройдемся по дорожке со звуком А, У, О.
По лесенкам спускаемся со звуком Ы, И.
По волнистой дорожке со звуком О, У, А.
2.2.. Учащиеся вместе с учителем выполняют упражнения для пальцев рук с проговариванием.
Пальцы – дружная семья.
Друг без друга им нельзя.
Вот - большой,
А это – средний, безымянный и последний –
Наш мизинчик – малышок.
Указательный забыли!
Чтобы пальцы дружно жили,
Будем их соединять и движенья выполнять.
Мы рога козы покажем
И рога оленя даже.
Мы про зайку не забудем,
Ушками мы двигать будем.
Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить.
III. Введение в тему.
3.1. Упражнения в классификации.
(слайд 2) Картинки с изображением одежды.
(Предметные картинки: кофта, куртка, майка, платье, брюки, рубашка, юбка)
Учитель: Как можно назвать, одним словом все предметы?
Ученик: Это одежда.

3.2. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: О чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадки.
1. Снег на полях, лёд на реках, Вьюга гуляет. Когда это бывает? (зимой) 2. Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка. ( шуба)
-О каком времени года загадки? - Как называется одежда, которую мы носим зимой? Учитель: Молодцы! Тема нашего урока «Сезонная одежда: зимняя одежда». Запишите тему в тетрадь.
IV. Изучение нового.
4.1. Рассказ учителя.
- Зимняя одежда предназначена для того, чтобы защитить наше тело от холода. Вы ведь сами замечаете: когда стоит тёплая зима, мы надеваем более лёгкую одежду: куртку, платок, ботинки. Когда стоят морозы, мы надеваем много тёплых вещей: пуховый шарф, варежки, меховую шапку или утеплённую вязаную шапку, валенки. В школу вы обычно надеваете тёплую куртку, утеплённую шапку, варежки, шарф, тёплые ботинки. На каток лучше одеться полегче, т.к. вы постоянно находитесь в движении: надеть куртку, вязаную шапочку, свитер, футболку, спортивные штаны, тёплые носки, варежки. Если вы идёте в гости, то вы наденете праздничную одежду: красивую рубашку, нарядный свитер, а сверху – зимнее пальто или куртку.
4.2. Составление «осколочных» картинок из предметов одежды.

V. Физкультминутка. На полянку, на лужок тихо падает снежок. Улеглись снежинки, белые пушинки. Но подул вдруг ветерок, закружился снежок. Кружатся пушинки, белые снежинки.
VI. Обобщение и закрепление.
6.1. Упражнение на слуховое внимание:
(Работа с сигнальными карточками)

- Проверим, как вы усвоили материал. Я буду называть предметы одежды, вы должны поднять ту карточку, к какому времени года относится данное слово.
Названия карточек:
ОСЕНЬ, ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО.
Словарь: резиновые сапоги, плащ, зонт, кепка, ветровка, купальник, футболка, теплая рубашка, свитер, кофта, шорты, шуба, платье без рукавов.
6.2. Упражнения в составлении рассказа.
Учитель: О чем мы сегодня говорим?
Ученик: Мы сегодня говорим о зимней одежде.
Учитель: Составьте рассказ по данной картинке. (слайд 3)
6.3. Работа в тетрадях.
Учитель: Обведите по шаблону одежду и раскрасьте.
6.4. Игра «Закончи предложение» (устно, напечатано для всех на плакате)
Летняя сезонная одежда – это (теплая юбка, куртка, сапоги, пальто, шуба, купальник, сапоги, кепка).
Осенняя сезонная одежда – это (теплая, юбка, куртка, сапоги, пальто, шуба, купальник, шорты, майка)
Одежду шьют из (сена, травы, соломы, кожи, ткани, меха)
Одежда, сшитая из меха, называется (лисьей, меховой)
Одежда, сшитая из кожи, называется (деревянной, кожаной)

VII. Итоговое воспроизведение.
Учитель: Какой у нас был урок?
Ученик: У нас был урок устной речи.
Учитель: Чему мы учимся на этом уроке?
Ученик: Мы учимся грамотно, правильно, красиво говорить.
Учитель: Прочитайте девиз нашего урока.
Ученики: «Говорю неторопливо, очень чётко и красиво». (слайд 4)

Учитель: О чем мы сегодня говорили?
Учитель: Какую одежду мы носим сейчас?
Учитель: Что к ней относиться?

7.1. Оценивание работ учащихся.
Учитель: Сегодня на уроке вы все занимались замечательно. Спасибо вам за работу!
7.2. Домашнее задание.
Детям даются шаблоны одежды с недостающими частями, нужно обвести и дорисовать.