ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальном проекте студентов государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «Канашский транспортно-энергетический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Респ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждения
Чувашской Республики
«Канашский транспортно-энергетический техникум»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Согласовано
на заседании студенческого совета
ГАПОУ «КанТЭТ»
Минобразования Чувашии
от «03» сентября 2016 г.
протокол №_1_
Утверждено
приказом директора
ГАПОУ «КанТЭТ»
Минобразования Чувашии
от «05» сентября 2016 г. №446
Согласовано
на заседании совета родителей
ГАПОУ «КанТЭТ»
Минобразования Чувашии
от «03»сентября 2016 г.
протокол №_1_
Положение
об индивидуальном проекте студентов
государственного автономного профессионального образовательного учреждения
Чувашской Республики
«Канашский транспортно-энергетический техникум»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Принято
на заседании педагогического совета
ГАПОУ «КанТЭТ»
Минобразования Чувашии
от «04» сентября 2016 г.
протокол №2
Канаш, 2016
Общие положения
Настоящее Положение устанавливает порядок и требования к организации выполнения и защиты индивидуального образовательного проекта обучающимися ГАПОУ «Канашский транспортно-энергетический техникум» Минобразования Чувашии при реализации основной образовательной программы среднего общего образования (далее - общеобразовательная подготовка) в рамках программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) или программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС).
Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами: Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (Письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 г. №06-259); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413.
Индивидуальный проект – особая форма организации деятельности обучающихся как учебное исследование или учебный проект.
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по учебному предмету.
Индивидуальный проект (далее – проект) выполняется обучающимся в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом на самостоятельную (внеаудиторную) работу, в течение одного или двух учебных лет.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного, исследовательского, иного.
2. Цели и задачи выполнения индивидуального проекта
2.1. Целью выполнения индивидуального проекта является формирование у студентов различных ключевых компетенций (в современной педагогике - комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации) посредством решения следующих задач:
2.1.1. Развитие творческих способностей обучающихся, их познавательной активности, интереса к обучению.
2.1.2. Формирование позитивного отношения к деятельности (проявление инициативы, выполнение работы в срок в соответствии с установленным планом).
2.1.3. Развитие коммуникативной и информационной компетенций.
2.1.4. Развитие способностей к аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности.
2.1.5. Развитие исследовательских умений, проектного мышления.
2.1.6. Формирование навыков саморазвития и самообразования, активной гражданской позиции.
2.1.7. Выявление интересов и склонностей обучающихся, формирование практического
опыта в различных сферах познавательной деятельности.
2.1.8. Развитие навыков анализа собственной деятельности.
2.2. Результаты выполнения индивидуального проекта студентов должны отражать:
2.1.1. Сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления.
2.1.2. Способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности.
2.1.3. Сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, использования знаний одной или нескольких учебных дисциплин или предметных областей.
2.1.4. Способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Организация выполнения и защиты индивидуального проекта
Выбор темы:
Тема индивидуального проекта должна быть связана с конкретной специальностью/профессией, по которой обучается студент.
Тема работы должна быть сформулирована грамотно с литературной и профессиональной точки зрения и отражать содержание проекта.
Темы индивидуальных проектов могут предлагаться как преподавателем, так и самим обучающимся. Тема, предложенная студентом, должна быть согласована с преподавателем, который руководит проектом (приложение 1).
Проект может быть только индивидуальным.
Темы индивидуальных проектов доводятся до сведения обучающихся на первом занятии соответствующей учебной дисциплины. На выбор темы студентам даётся не более 30 календарных дней.
Темы индивидуальных проектов (приложение 2) рассматриваются цикловой комиссией, согласовываются с заместителем директора по учебной работе и утверждаются приказом директора техникума.
Проектное задание должно быть чётко сформулировано, цели и средства ясно обозначены, совместно со студентом составлена программа действий. Обсуждение основополагающего вопроса и вопросов учебной темы, на которые обучающийся должен ответить в результате работы над проектом, должны быть отражены в программе действий студента.
Направление проекта, тип, вид:
Информационный проект – проект, целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной профессиональной или предметной/межпредметной тематике.
Исследовательский проект – проект, направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы. При этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической.
Направление в соответствии с выбранной профессией/специальностью, предполагающее исследование в различных предметных областях.
Практико-ориентированный, прикладной, продукционный проект – проект, имеющий на выходе конкретный продукт. Проект, направленный на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи. Данный продукт может использоваться как самим участником, так и иметь внешнего заказчика, например, техникум, сельское поселение, город и т.д.
Творческий проект – проект, направленный на создание какого-то творческого продукта. Проект, предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы.
Социальный (социально-ориентированный) проект – проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения. Проект, предполагающий сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике.
Продуктом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
Письменная работа (эссе, реферат, отчёт о проведённых исследованиях и др.).
Творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, компьютерной анимации, мультимедийный продукт и др.
Материальный объект, макет, иное конструкторское изделие.
Отчётные материалы по социальному проекту, могут включать в себя как тексты, так и мультимедийные продукты.
Материальный объект, макет, иное изделие могут быть предназначены для использования в качестве наглядных пособий кабинета, лаборатории и т.д.
В качестве координатора всех проектов выступает председатель цикловой комиссии по профильному направлению. В задачу координатора входит:
Организация консультаций преподавателей и студентов, а также контроль своевременности выполнения этапов проектов.
Ведение мониторинга качества обученности обучающихся.
Этапы проекта:
Подготовительный этап (приложение 3):
- формулировка темы учебного проекта и тем исследований обучающихся;
- разработка основного вопроса и проблемных вопросов учебной темы.
3.1.2. Планирование:
- определение целей и задач проекта; определение источников, способов сбора и анализа информации;
- определение способа представления результатов (формы проекта); установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
3.1.3. Выполнение проекта:
- сбор и уточнение информации (работа с источниками информации, интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.);
- анализ информации, формулирование выводов;
3.1.4. Обобщающий этап – оформление результатов:
- доработка проекта с учетом замечаний и предложений руководителя;
- анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов, неудач и их причин);
- подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет).
3.1.5. Заключительный этап:
- защита проектов осуществляется в рамках часов, отведённых на учебную дисциплину, на последнем, как правило, открытом занятии в форме конференции;
- результаты выполнения индивидуального проекта оцениваются по итогам рассмотрения представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
Индивидуальный проект должен быть выполнен в течение освоения среднего общего образования.
4. Требования к содержанию, оформлению и представлению индивидуального проекта
4.1. Все текстовые документы, презентации и др. оформляются при помощи компьютерной техники и соответствующего программного обеспечения.
4.2. Структура индивидуального проекта, представляющего собой письменную работу, должна быть следующей:
4.2.1. Титульный лист (приложение 4).
4.2.2. Содержание с указанием разделов, подразделов и страниц.
4.2.3. Введение:
- Обоснование актуальности выбранной темы;
- Цель и задачи индивидуального проекта;
- Методы и методики, использованные при разработке проекта;
- Практическая значимость индивидуального проекта.
Основная часть.
Заключение.
Список источников.
Приложения.
Введение включает в себя ряд следующих положений:
Проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На основе этого формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема.
Устанавливается цель работы (что необходимо достигнуть в результате работы над проектом).
Исходя из поставленной цели формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели.
Далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта.
Завершают введение подраздел «Практическая значимость индивидуального проекта», в котором отражаются вопросы практической пользы и новизны проблемы, раскрываемой в проекте.
Основная часть проекта состоит из двух разделов:
«Обзор литературы», который содержит обзор теоретического материала по теме проекта.
Экспериментальный (или практический) раздел, в котором раскрываются суть и последовательность изучаемой проблемы в соответствии с методиками, указанными в разделе «Введение».
В разделе «Выводы» формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.
Общий объём индивидуального проекта без приложений, представляющего собой письменную работу, должен быть объемом 15-20 страниц формата А4, включая спи-сок источников. Объём введения – не более 2,5 страниц текста. Для приложений мо-жет быть дополнительно отведено не более 10 страниц. Общий объем исследователь-ской работы с приложениями составляет не более 25-30 страниц печатного текста.
Оформление текста:
Шрифт Franklin Gothic Book, кегль 12, межстрочный интервал 1,5.
Поля страниц оригинала должны быть: левое – 20 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 10 мм.
Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу тремя интервалами.
Заголовки и подзаголовки в оригинале печатаются строчными буквами. Текст документа при необходимости разделяют на разделы и подразделы. Разделы нумеруются в пределах всего документа арабскими цифрами без точки и записываются с абзацного отступа.
Нумерация подразделов производится в пределах каждого раздела и включает в себя номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенных точкой. После номера подраздела точка не ставится. Разделы и подразделы могут состоять из одного или нескольких пунктов.
Каждый раздел текстового документа рекомендуется начинать с нового листа (страницы).
Абзацный отступ должен быть одинаковым и равен 15 мм.
Иллюстрации должны быть пронумерованы и иметь названия. В тексте должны быть обязательно ссылки и пояснения к вставленным иллюстрациям.
Материал, дополняющий текст документа (например, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания аппаратуры и приборов, описания алгоритмов и программ для решения задач и т.д.), допускается приводить в виде приложений.
Каждое приложение располагают, начиная с новой страницы, при этом сверху в правом верхнем углу страницы пишут «Приложение...» (с указанием его обозначения).
Приложение должно иметь заголовок, располагаемый отдельной строкой симметрично относительно текста и начинающийся с прописной буквы. Приложения нумеруются арабскими цифрами.
Титульный лист (приложение 2).
Содержание проекта (цель и задачи разработки, назначение продукта, практическая значимость).
Пояснительная записка, отзыв руководителя проекта (приложение 5) должны содержать краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе:
- инициативнос
·ти и самостоятельности;
- ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);
- исполнительской дисциплины.
4.11. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
4.12. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Критерии оценки индивидуального образовательного проекта
Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех критериев:
Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого реше-ния и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности по-знавательных учебных действий.
Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Критерии оценок и бальная шкала оценки доводятся руководителями проектов (преподавателями) до сведения обучающихся одновременно с темами индивидуальных проектов (приложение 6).
Права и ответственность сторон
Руководитель индивидуального проекта обязан:
Совместно с обучающимся определить тему и план работы по индивидуальному образовательному проекту.
Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации.
Мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному проекту.
Оказывать консультационную помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования.
Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального проекта.
Выполнять правила, описанные в настоящем Положении.
Руководитель индивидуального проекта имеет право:
Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы.
Использовать в своей работе имеющиеся в техникуме информационные ресурсы.
Обращаться к администрации техникума в случае систематического несоблюдения студентами сроков реализации плана индивидуального проекта.
Обучающийся обязан:
Выбрать тему индивидуального проекта.
Посещать консультации и занятия по индивидуальному проекту.
Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального проекта.
Подготовить публичный отчет о проделанной работе.
Выполнять правила, описанные в настоящем Положении.
Обучающийся имеет право:
На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального проекта.
Использовать для выполнения индивидуального проекта информационные ресурсы техникума.
7. Хранение выполненных проектов
7.1. Выполненные обучающимися проекты хранятся один год в методическом кабинете техникума. По истечении указанного срока все работы, не представляющие для техникума интереса, списываются по акту.
7.2. Лучшие проекты, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах и лабораториях техникума.
7.3. Изделия и продукты творческой деятельности по решению техникума могут быть использованы в качестве учебных пособий, реализованы через выставки – продажи и т.п.
Приложение 1
Заместителю директора по учебной работе
ГАПОУ «КанТЭТ» Минобразования Чувашии
Рассказову С.Ю.
студента ___ курса
специальности/профессии
___________________________
группы_____________________
___________________________
Фамилия, имя, отчество (полностью)
Заявление
Прошу утвердить тему индивидуального проекта
«____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________»
Руководителем индивидуального проекта прошу назначить
преподавателя математики Иванова И.И.________________________________________
ФИО руководителя, должность
______________ ____________________
Дата Подпись
Не возражаю. Руководитель индивидуального проекта.
______________ ____________________
Подпись Дата
Приложение 2
Перечень тем индивидуальных проектов
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждения
Чувашской Республики
«Канашский транспортно-энергетический техникум»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
_____________________________________________________________________________________
РАССМОТРЕН:
УТВЕРЖДАЮ:
на заседании цикловой комиссии
Заместитель директора по учебной работе
наименование цикловой комиссии
Председатель ЦМК _____________ФИО
____________С.Ю. Рассказов
Протокол от «___»___________20__г.
№_____
от «___»____________20___ г.
Перечень тем индивидуальных проектов
Для студентов
курса
Специальности/
профессии
(шифр и наименование специальности/профессии)
Преподаватель
(
)
(подпись)
(имя, отчество, фамилия)
Приложение 3
ПЛАН
ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Исполнитель проекта _________________________________________________________
(ФИО студента)
Студент группы _____________
Руководитель проекта_______________________________________________________________
(ФИО руководителя (ей))
Профессия/специальность___________________________________________________________
Тема проекта_______________________________________________________________
Тип проекта:
- по методу или виду деятельности ____________________________________________________
(информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного, исследовательского, иного)
-по признаку содержательно-предметной области _______________________________________
__________________________________________________________________________________
(монопроект, межпредметный, надпредметный/внепредметный (указать дисциплину/ы, в рамках которых проводится работа по проекту))
- по продолжительности __________________________________________________________________________
краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный
- по результатам __________________________________________________________________________________
доклад, каталог, презентация, макет, выставка, видеофильм, схема, модель, чертеж, учебное пособие, статья, и др.
Порядок выполнения проекта
1.
2.
3.
Руководитель ____________________________
(подпись)
«____»_____________________20___г.
Приложение 4
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждения
Чувашской Республики
«Канашский транспортно-энергетический техникум»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
__________________________________________________________________________________
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
на тему
(наименование темы)
Студента
курса, обучающегося по специальности
номер курса
Код специальности/
профессии
(наименование специальности/профессии)
(фамилия, имя и отчество студента)
Оценка работы:
(цифрой и прописью)
Преподаватель:
(Фамилия, имя и отчество преподавателя)
Подпись:
(Подпись преподавателя)
Дата:
(Дата выставления оценки)
Канаш, 20___
Приложение 5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРОЕКТУ
Исполнитель проекта__________________________________________________________________
(ФИО студента)
Студент группы _____________
Руководитель проекта_______________________________________________________________
(ФИО руководителя (ей))
Профессия/специальность____________________________________________________________
Тема проекта_______________________________________________________________________
Цель и назначение проекта___________________________________________________________
Ход выполнения проекта и полученные результаты
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список использованных источников:
1.
2.
3.
ОТЗЫВ
руководителя
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Количество баллов:_______________
Итоговая оценка:__________________________
(цифрой (прописью))
Руководитель _____________________
(подпись)
«____»_____________________20___г
Приложение 6
Содержательное описание каждого критерия
Критерий
Содержание критерия
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый (1 балл)
Повышенный (2-3 балла)
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем
Способность поставить проблему и выбрать способы её решения, найти и обработать информацию,
формулировать выводы и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения;
продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного.
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы
Знание предмета
Умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы.
В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки.
Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности.
Ошибки отсутствуют.
Регулятивные действия
Умения самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.
Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося.
Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.
Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.
Презентация проекта (коммуникация)
Умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации.
Автор отвечает на вопросы.
Тема ясно определена и пояснена.
Текст/сообщение хорошо структурированы.
Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано.
Работа/сообщение вызывает интерес.
Автор свободно отвечает на вопрос.
Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей
Базовый уровень
Отметка «удовлетворительно»
4-6 первичных баллов
Повышенный уровень
Отметка «хорошо»
Отметка «отлично»
7-9 первичных баллов
10-12 первичных баллов
Лист согласования
к Положению об индивидуальном проекте студентов ГАПОУ «КанТЭТ»
Минобразования Чувашии
№ п/п
Должность
Ф.И.О.
Отметка о согласовании
Дата
1.
Заместитель директора по УР
Рассказов С.Ю.
2.
Заместитель директора по УПР
Семенова Е.Н.
3.
Заведующий методической службой
Шарафетдинова С.Г.
4.
Юрисконсульт
Фёдорова В.В.
ГАПОУ «КанТЭТ» Минобразования Чувашии
ПОЛОЖЕНИЕ
об индивидуальном проекте студентов
ГАПОУ «КанТЭТ» Минобразования Чувашии
13PAGE 15
ГАПОУ «КанТЭТ» Минобразования Чувашии
Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану, ускоренному обучению
Заголовок 115