Авторская программа по внеурочной деятельности Кружок «Здоровячок»

« Спортивные вершины» (спортивно-оздоровительная деятельность
В начальном общем образовании)








Авторская программа по внеурочной деятельности
Кружок «Здоровячок»











Выприкова Юлия Геннадьевна
Учитель начальных классов
МБОУ Трёхложинской СОШ
Телефон: 8(84446)3-45-44







1

Пояснительная записка

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников – одна из наиболее важных и сложных задач современности. В настоящее время только незначительная часть выпускников начальных классов являются полностью здоровыми, поэтому воспитание учащихся приобретает социальную значимость.
Основными аспектами здорового образа жизни являются пропорциональное соотношение между физической и умственной нагрузкой, физическая культура и занятия спортом, рациональное питание, гармонические взаимоотношения между детьми и взрослыми, негативное отношение к вредным привычкам. Одной из серьезных предпосылок здорового образа жизни служит правильная организация свободного времени и досуга.
Цель современной школы подготовить детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшем. Достижение этой цели может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа")
Цель современной школы подготовить детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшем. Достижение этой цели может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.
«Здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствия болезней или физических дефектов
Как научить детей беречь свое здоровье?

Программа здоровьесберегающих технологий в начальных классах одна из самых насущных. Эта программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. 2
Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Родители должны научить своих детей воспринимать жизнь и здоровье как величайшую ценность. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Мамонтёнок» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели:
сформировать у ученика необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи:
вызвать у учащихся интерес к здоровому образу жизни, к занятиям физической культурой;
формировать у учащихся жизненно-важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;
обучить учащихся доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам;
добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным;
просвещать родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
У многих детей, которые приходят в школу, нет устойчивого навыка сидеть, писать, слушать. Чем младше школьник, тем сильнее у него выражена потребность в движении.
Учащиеся первого класса требуют к себе особого внимания. Важно не допускать переутомления школьников.
Поэтому наряду с регулярным проведением физминуток, уроками физической культуры в первом классе
проводится еженедельно
«Динамическая пауза».
3
Для создания благоприятного эмоционального настроения на уроках необходимо использовать элементы релаксации, оздоровительный массаж кистей рук, гимнастику для глаз, оздоровительные минутки.
Направления воспитательной работы
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм в общеобразовательном процессе.
- Проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни.

Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  « Здоровячок» предназначен для обучающихся 1-4 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю:        1 класс 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Вся работа кружка построена по определенным темам:
первый класс «Чистые руки, чистое тело смело берись за любое дело» предполагает знакомство учащихся с основами здорового образа жизни на примере рассмотрения «цветка здоровья»;
второй класс «Что значит, быть здоровым человеком?» предполагает знакомство учащихся с правильным питанием, закаливанием, профилактикой инфекционных заболеваний;
третий класс «Что такое хорошо и что такое плохо» предполагает знакомство учащихся с режимом дня, правилами поведения во время уроков и перемен, профилактикой травматизма;
четвертый класс «Живи без вредных привычек» предполагает знакомство учащихся с профилактикой вредных привычек (табакокурение, алкоголизм, наркомания).
В процессе работы кружка «Здоровячок» ожидаю модель идеального выпускника начальной школы:


4


здоровый физически и эмоционально,
доброжелательный,
ответственный,
умеющий общаться,
с правильной самооценкой,
увлеченный какой-либо творческой или спортивной деятельностью,
с потребностью в здоровом образе жизни.
Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, радости, а также пробуждать желание прийти на занятие снова.

Особенности работы по программе кружка:
Работа с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Уроки содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.Содержание уроков наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры позволяет сохранить специфику дошкольного и младшего школьного возраста. Построение занятий должно обеспечивать формирование универсальных учебных действий на уровне, соответствующем возрасту:
· в области личностных освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
·в области регулятивных действий развитие умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
·в области коммуникативных действий развитие взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничеству и кооперации (в командных видах спорта формированию умений планировать общую цель и пути её достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).


5
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Мамонтёнок» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Мамонтёнок» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1.     Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учить работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, использовать свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  
   3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

6
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.



















7











































8

Работа с родителями
Для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровью у младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей. Родители должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в вопросах здоровьесбережения.
Родительские собрания
Консультации
Индивидуальные беседы
Конкурсные программы

Способы проверки ожидаемых результатов:
выполнение нормативов на уроках физкультуры,
анкетирование,
диагностика,
построение диаграммы здоровья учащихся с 1по 4 класс и ее анализ.

Формы подведения итогов реализации программы:
итоговое мероприятие для учащихся начальной школы,
выставка достижений, оформление фотоальбома
выступление на педсовете.

Методы и приемы
- практический метод,
- познавательная игра,
- ситуационный метод,
- игровой метод,
- соревновательный метод,
- активные методы обучения.











9


Тематический план занятий
1 класс «Чистые руки, чистое тело смело берись за любое дело»
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Содержание



Всего
Теория
Практика



Веселые физминутки
1

1
Разучивание физминуток. Выполнение физминуток под музыку с мультгероями.


Здоровье в порядке – спасибо зарядке
1
1

Что такое зарядка. Разучивание комплекса упражнений для утренней зарядки.


Советы Мойдодыра.

1
0,5
0,5
Беседа о пользе воды для организма. Знакомство с советами Мойдодыра. Проводится анализ ситуации “Грязнуля”.
Обсуждение вопроса: Как надо правильно мыть руки?


Глаза главные помощники человека.
1
0,5
0,5
Изучается строение
глаза (радужка, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка.)
Проводится опыт по изменению размера зрачка. Болезни глаз.
Как их предупредить. Выполнение оздоровительной минутки
“Гимнастика для глаз”,
игра «Полезно-вредно»


Туристический поход. День Здоровья
1

1
Подвижные игры. Эстафеты.



Чтобы уши слышали
1
0,5



10

0,5
Слух – большая ценность для человека. Проводится опыт по



установлению слуховой чувствительности. Изучается строение уха (ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, среднее ухо). Выполнение оздоровительной
минутки.


Чтобы зубы были здоровыми
1
0,5
0,5
Зуб – это живой орган. Беседа о молочных и коренных зубах,
о зубной щетке. Изучается строение зуба (коронка, корень, шейка). Проводится практикум “чистка зубов”.


Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»
1

1
Осенние изменения в природе. Жизнь и деятельность человека осенью.Охрана здоровья человека осенью.


Уход за руками и ногами

1
0,5
0,5
Проведение беседы о “рабочих инструментах” человека.
Практическое занятие по определению плоскостопия, по срезанию ногтей.
Выполнение специальных упражнений при плоскостопии.
Разучивание комплекса упражнений зарядки для тренировки мышц рук и ног.


Зачем человеку кожа

1
0,5






11

0,5
Беседа по теме. Изучение строения кожи (эпидерма, сальные железы, поры, потовые железы). Проведение опыта по проверке чувствительности. Знакомство с правилами ухода за кожей.

Проведение оздоровительной минутки: “Солнышко”, “Этюд души”. Проводится практикум “Первая помощь при ранах, ожогах”.


Опора тела и движение.
1
1

Беседа о здоровом образе жизни человека, объяснение при помощи рисунков, что такое скелет, череп, грудная клетка, мышцы, суставы. Выполнение упражнений по укреплению мышц, по определению силы мускулов. Знакомство с оказанием первой помощи при повреждении мышц и костей.


Осанка – это красиво.
1
0,5
0,5
Беседа по теме, влияние плохой осанки на внутренние органы человека, памятка «Стройная осанка», разгадывание ребусов, оздоровительная минутка.


Движение - это тепло
1

1
Определение нагрузки по цвету лица


В гостях у доктора Айболита. Экскурсия.
1
1

Экскурсия на ФАП, знакомство с медицинским кабинетом, отгадывание загадок. Какую помощь оказывает врач больному.


Игра-викторина «Мы веселые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим»
1

1
Оздоровительная минутка.


Здоровый сон.
1
0,5




0,5
Беседа о соблюдении условия для полноценного и здорового сна. Гигиена сна. Памятка «Сон – лучшее лекарство».


Урок-игра «Эмоции и

здоровье».
1
0,5
0,5
Понятие «эмоции».

Определение положительных и отрицательных эмоций у себя и других. Влияние эиоций на здоровье человека.


Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение»
1
0,5
0,5
Выражение эмоций с помощью жестов, мимики, позы. Правила и приемы выхода из сложных ситуаций. Памятка «Твоё настроение»


Настроение в школе. Настроение после школы.
1
0,5
0,5
Правила поведения в школе. Урок. Перемена. Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе», анализ ситуации, задание «Любишь – не любишь», упражнение «Азбука волшебных слов».


Здороье и домашние задания
1
1

Беседа о правилах выполнения домашнего задания


День Здоровья.

1

1
Катание на лыжах, санках.
Подвижные игры на свежем воздухе


Правила обязательные для всех
1
1

Уборка снарядов после урока.


Опрятность и аккуратность в одежеде
1
1

Правила ухода за одеждой. Памятка «Опрятность, аккуратность в одежде». Выполнение правил ухода за одеждой.


Конкурс «лучшие упражнения»
1

1
Создание условий похода.


Игра-путешествие
1

1
Игра-путешествие в город Чистоты и Порядка.


«Береги здоровье смолоду!
1
1

13

Беседа «Правильное питание»


Спортивный праздник «Мы спортивные ребята»
1

1
Игры, эстафеты, упражнения.


Соревнуюсь в составе команды
1
0,5
0,5
Эстафета


Вредные и полезные растения.
1
1

Презентация и обсужение о ядовитых растениях. Правила сбора ягод и растений. Игра-лото «Съедобное – несъедобное»


День Здоровья

1

1
Спортивное мероприятие: игры, конкурсы на свежем воздухе.


Опасности летом.
1
1

Беседа


Чему мы научились за год.
1

1
Диагностика.


2 класс «Что значит, быть здоровым человеком?»
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Содержание




Всего
Теория
Практика




Питание необходимое условие для жизни человека
1
0,5
0,5
О правильном питании, знакомство с золотыми правилами питания. Игра «Угадай-ка». Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»



Как правильно есть.
Режим питания.
1
1

Основные принципы гигиены и режима питания. Игра-обсуждение «Законы питания». Игра «Чем не стоит делиться»



Самые полезные продукты
1
0,5




14
0,5
О продуктах наиболее полезных и необходимых человеку каждый день. Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин».
Игра-соревнование «Разложи продукты».
Тест «Самые полезные продукты»



Игровая программа «Каша к завтраку нужна, каша каждому важна»
1

1
Игры «Пословицы запутались», «Отгадай-ка», «Знатоки», «Сложные слова», «Угадай сказку». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша». Игра «Поварята». Викторина «Печка в русских сказках»



Проект по теме «Завтрак в моей семье»
1

1
Рисунки, книжка-раскладушка.



Где найти витамины весной?
1
0,5
0,5
Значение витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Игра «Отгадай название». Игра «Отгадай мелодию». Игра «Вкусные истории». Дидактическая игра «Морские продукты».



Про тех, кто на огороде растет, нам здоровье несет.
1
0,5
0,5
О разнообразии овощей, ягод и их значение для организма. Исполнение частушек «Витаминная радуга». Инсценировка стихотворения «Овощи» Ю.Тувима. Викторина «Что растет на грядке?»



Наше здоровье: витамины.
1

1
Выпуск бюллетеня



Поешь рыбки – будут ноги прытки!
1
0,5
0,5
О полезных свойствах рыбных блюд. Конкурс загадок. Викторина Конкурс рисунков «В подводном царстве»



Как утолить жажду
1
0,5



15
0,5
О значении жидкости для организма человека. Игра «Посещение музея Воды».


Игра-демонстрация «Мы не дружим с Сухомяткой». Игра «Праздник чая».



Плох обед, коли хлеба нет.
1

1
Инсценировка песни «Зернышко». Игра «Угадай-ка». Игра «Секреты обеда»



Пора ужинать
1

1
Игра «Объяснялки». Игра «Что можно есть на ужин». Игра-демнстрация «Как приготовить бутерброды»



Путешествие в «тайную комнату» школьной столовой.
1

1
Экскурсия в школьную столовую.



Конкурс рисунков «Сохраним здоровье»
1

1
Выполнение рисунков на тему сохранения здоровья



Проект. Песенник «Приятного аппетита!»
1

1
Составление песенника с детскими песнями о продуктах питания.



Кулинарное путешествие по деревне Простоквашино.
1
0,5
0,5
Игра- исследование «Это удивительное молоко». Задание «Молочное меню». Рецепты от Матроскина. Игровые ситуации.



Рецепты красоты и здоровья.
1

1
Игра «Звездный час»



Как закаляться. Обтирание и обливание.
1
1

Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Шесть признаков здорового и закаленного человека.



Спортивные соревнования «Я выбираю движение»
1

1
Спортивные игры, эстафета, конкурсы.



«Мы дружим с физкультурой и спортом»
1

1
Конкурс рисунков о закаливании



КВН « Если хочешь быть здоров».
Почему мы болеем.
1
1
0,5
1
0,5
Викторина, загадки, народные игры..
Тест. Работа в группах «Анализ ситуаций».



Почему мы болеем.
1
1
16

Тест. Работа в группах «Анализ ситуаций».



Как вести себя, когда что-то болит.
1
0,5
0,5
Боль. Правила поведения при первых признаках боли. Температура.



Инфекционные заболевания.
1
1

Презентация об инфекционных заболеваниях



Как справиться с инфекцией.
1
1

Способы лечения инфекций. Микробы. Чтение литературных произведений.



Прививки от болезней
1
0,5
0,5
Прививки. Вакцина. Иммунитет. Карантин. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Прививка».



Что такое грипп? История болезни.
1
1

Эпидемия гриппа. Способы предупреждения болезни. Тест.



Здоровье сгубишь – новое не купишь!



Выпуск стенгазеты



Путешествие на поезде «Здоровье»
1
0,5
0,5
Игровая программа



Урок-экскурсия. «Летний букварь природы».
1
1

Жизнь и деятельность человека летом. Охрана здоровья человека летом.


32-33.
Музыкально-спортивный праздник «Волк и семеро козлят на валеологический лад»
2
1
1
Инсценирование сказки


34.
Итоговое занятие



Диагностика.




3 класс. «Что такое хорошо и что такое плохо»
№ п/п
Тема занятия
Всего
Теория
Практика

Содержание


Режим дня школьника

1
1


17


Особенности режима дня. Составление режима дня. Кроссворд.




Экскурсия в осенний лес.
1

1
Подвижные игры на свежем воздухе: «У медведя во бору», «Филин и пташка»



Будь здоров!
1

1
Выпуск школьной газеты по пропаганде здорового образа жизни.



Мои эмоции
1
1

Эмоции. Влияние эмоций на организм человека.



Игровая программа «Мы спортивные ребята»
1

1
Пропаганда здорового образа жизни. Подвижные игры, конкурсы, эстафеты.



Умей себя сдерживать!

1
1

Беседа. Все ли желания выполнимы.
Викторина «Как воспитать в себе сдержанность»



Чувства и поступки
1
1

Понятие «чувства». Анализ поступков и чувств людей. Тест.



Стресс
1
0,5
0,5
Урок-рефлексия. Понятие «стресс». Упражнения на релаксацию.



Нехорошие слова. Недобрые шутки.

1
0,5
0,5
Игра «Вежливое общение»
Оздоровительная минутка
Беседа «Умеем ли мы разговаривать по телефону»



Учимся думать и действовать
1

1
Анализ игровой ситуации



Правила вежливого общения.
1
0,5





0,5
Общение. Вежливые слова: приветствие, благодарность, извинение, просьба. Рапорт учителю.



Правила поведения.
1

18
1
Занятие-практикум.

Правила хорошего тона за столом Анализ поведения героев сказкисказки А.Милна. Игра







































































































«Мозговой штурм»



Как вести себя в гостях.
1




19
1
Урок-сказка. Гостевой этикет. Правила поведения в гостях. Приглашение гостей. Прием гостей.



Как вести себя в транспорте и на улице.
1
0,5
0,5
Игра «Школа пешеходов». Тест.



«Безопасность при любой погоде»
1
1

Урок-викторина.Опасности подстерегающие человекаосенью, зимой, весной, летом. Памятка.



Правила безопасного поведения дома, на улице, в школе.
1
1

Беседа. Викторина «Как вести себя на улице»
Игра «Подари тепло другу»



Правила безопасного поведения на воде.
1
1

Беседа по теме. Памятка «Правила безопасного купания». Тест.



Опасный лед. Зимняя река.
1
0,5
0,5
Беседа по теме. Тест. Памятка «опасный лед» Анализ ситуации.



Путешествие по лесу «В царстве Берендея»
1


Урок-путешествие. Роль леса для жизни и здоровья человека.



Праздник «Огонек здоровья»
1

1
Защита мини-проектов по правилам поведения.



День Здоровья
Сама себе я помогу и здоровье сберегу
Травма. Можно ли уберечься от травм?
1
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Лыжная эстафета.
Игра «Взятие снежного городка»
Беседа «Травмы». Оздоровительная минутка.
Игра «Физкультпривет!»
Виды травматизма. Бытовой травматизм. Школьный травматизм. Меры предупреждения травмы. Тест.



Первая помощь при травмах
1

1
Урок-соревнование. Приемы оказания первой медицинской помощи при травмах.



Огонь и человек
1
0,5


20
0,5
Пожар. Ожог. Причины возникновения пожара.


Памятка «Чтобы не было пожара!» Правильное обустройство костра.



Опасные игры
1
0,5
0,5
Игра «Пройди по лабиринту». Анализ ситуации.
Кроссворд «Здоровому все здорово»



Чем полезно электричество?
1
0,5
0,5
Понятие «электрический ток», «электрические приборы». Памятка «Правила использования электроприборов». Игры под музыкальное сопровождение.



Древнее оружие.
1
0,5
0,5
Урок-сказка «Иван царевич и Серый волк»



Старая игра
1
1

Русская лапта.



Культура здорового образа жизни
1

1
Защита проектов.



Мама, папа, я – спортивная семья
1

1
Семейный спортивный праздник.



«Сохраним здоровье»
1

1
Комплекс физических упражнений.



Как бороться с усталостью
1
0.5
0.5
Умей переключаться с одного вида деятельности на другой



Итоговое занятие
1


Диагностика




4 класс. «Живи без вредных привычек»
№ п/п
Тема занятия
Всего
Теория
Практика
Содержание




«Учитесь жить в гармонии с природой»
1
1

Беседа по теме, презентация.



Как сохранить здоровье.
1
0,5

21
0,5
Что? Где? Когда?




Вредные привычки. Зависимость
1
0,5
0,5
Беседа по теме. Анализ ситуации. Игра «Да – нет!». Оздоровительная минутка «Деревце».



Злой волшебник – табак.
1
1

Беседа «Что мы знаем о курении». Презентация



День Здоровья.
1

1
Эстафеты. Конкурсы. Подвижные игры.



Цапля-курильщица
1

1
Эстафеты в необычной форме движения



Инсценировка «Как медведь трубку нашел»
1

1
Игровое мероприятие о вреде курения. Инсценировка по сказке С.Михалкова. Анализ ситуации.



Живи разумом, так и лекаря не надо
1
0,5
0,5
Эстафета «Собери здоровье в древо жизни»



«Злой волшебник - алкоголь»
Здоровье – это бесценный дар.
Вред табачного дыма. Пассивное курение.
1
1
1
1
0,5
1
0,5
Беседа «Алкоголь-ошибка». Презентация
Познавательное мероприятие о вреде алкоголя. Сказкотерапия «История про злого оборотня»М.Райтенбергера. Проведение опытов.
Урок-викторина.



Коллективная игра «Путешествие по организму человека»
1
0,5
0,5
О влиянии алкоголя на организм человека, отгадывание ребусов, подведение итогов опытов. Групповая игра «Выбери ответ». Решение кроссворда.



Злой волшебник – наркотик
1
0.5
0,5
Презентация. Конкурс рисунков «Мы – против наркотиков»



Скажем вредной привычке: «Нет!»
1
1
22

Тест-тренинг.



«Лихие забавы на Руси»
1

1
Подвижные игры.



Проект «Вредные привычки»
1

1
Изготовление книжки-раскладушки.



Путешествие «Здоровячок

предупреждает»

1

1
Конкурсы, составление правил соблюдения

гигиены, спортивные эстафеты, творческие задания.



Привычки человека.
1

1
Влияние привычек на здоровье человека. Анализ ситуаций.



Береги здоровье смолоду!
«Спорт против вредных привычек»
«Мы великие спортсмены
1
1
1
0,5
0,5
1
1
Игра «Мяч в обруч»
Игры «Мяч – соседу», Равновесие на линии», «Чей шар больше?», «Кенгуру», «Проверь глазомер». Эстафета «Гусеница».
Игра «Пионербол»



День Здоровья.
«Хочешь быть здоровым – будь им!»
1
1

1
1
Подвижные игры. Эстафеты
Игры с элементами баскетбола


24-25.
Все пороки – от безделья!
2

2
Полоса препятствий


26
Веселые старты: «Вместе с сыном, вместе с дочкой»
1

1
Спортивные конкурсы для всей семьи


27-28.
Проект «Вредные продукты»
1
1

Коллективная исследовательская работа (жвачки, чипсы, сухарики, газированные напитки)


29
Всемирный День здоровья.
1



23
1
Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек. Конкурсы: Переправа», «Кричалки», «Сиамские близнецы», «По порядку номеров».


30
Игра «Здоровье сгубишь – новое не купишь».
1

1
1раунд «Кто быстрее?2раунд «Растения - от боли».

3 раунд «Лук – от семи недуг». 4 раунд «Загадки». 5 раунд «Армресмлинг».


31
Полезные привычки и я.
1
0,5
0,5
Беседа по теме. Презентация. Сценки без слов.


32
День Здоровья
1

1
Подвижные игры, эстафеты.


33-34
Праздник «Путешествие по городу»
2
1
1
Итоговое праздничное мероприятие.























24



Методическое обеспечение кружка «Здоровячок»:

Научная, специальная, методическая литература.
Дидактические материалы:
наглядность;
плакаты «Упражнения для глаз»;
тесты;
анкеты;
спортивный инвентарь (скакалки, мячи, обручи, гантели, кегли);
Презентации.
Конспекты занятий.



























25 Список литературы
1. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.
2. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,1997.
3. Ковалько В.И.»Здоровьесберегающие технологии» Москва, «ВАКО» 2007 г.
4. Научно-методический журнал «Начальная школа» Москва, 2004-2009 г.
5. Обухова Л.А. «Тридцать уроков здоровья для первоклассников», Москва, ТЦ «Сфера», 1999г.
6. Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.
7. Составитель Лободина Н.В. «Родительские собрания в начальной школе», выпуск 3, Волгоград, изд. «Учитель», 2006г.
8.  Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
9. М.М. Безруких «Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников», Москва, «Вентана-Граф», 2002 г.
10. Персидская И.В. «Классные часы в 1-4 классах», Волгоград, изд. «Учитель», 2007 г.
11. Кульневич С.В. «Воспитательная работа в начальной школе», Ростов-н/Д, ТЦ «Учитель», 2000 г.
12. .Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
13. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134
14. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.









26


















Приложение
















27

Приложение 1
Анкета для учащихся
Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»?
Что ты знаешь о своем здоровье? (нужное подчеркнуть)
Мое здоровье:
- отличное
- удовлетворительное
- не очень хорошее
- плохое.
3. Мои болезни (перечисли)
- постоянно болею
- иногда болею
- часто болею
4. Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни? (н.п.)
- пропуски каждую неделю
- пропуски каждый месяц
- пропусков нет
5. Делаешь ли ты утром зарядку? (н.п.)
- да
- нет
- иногда
6. Занимаешься ли на уроке физкультуры? (н.п.)
- с полной отдачей
- без желания
- лишь бы не ругали
7. Занимаешься ли спортом? (н.п.)
- в школьной секции
- в спортивной школе
- в других учреждениях
8. Чувствуешь ли усталость после уроков? (н.п.)
- очень устаю
- не очень устаю
- всегда
- иногда





28


Анкета «Уровень тревожности»


Вопрос
Да
Нет

1
Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник?



2
Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно глубоко?



3
Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе?



4
Волнуешься ли ты, что не сможешь выполнить порученное задание?



5
Бывает ли, что надолго портится настроение из-за того, что получил двойку?



6
Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе?



7
Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов?



8
Склонен ли ты преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с учебой?



9
Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе?



10
Сильно ли ты волнуешься из-за ошибок, которые были допущены при выполнении контрольной работы?

















29

Анкета «Режим дня»

1. В котором часу встал сегодня?
2. Сколько будет уроков?
3. В котором часу ушел из школы?
4. Занимаешься ли спортом (в секции, участие в соревнованиях, каким спортом, с какого по какой час)?
5. С какого по какой час делал уроки?
6. Гулял ли на свежем воздухе, с какого по какой час?
7. Читал ли художественную литературу? С какого по какой час?
8. Смотрел ли телевизор, с какого по какой час?
9. В котором часу лег спать?



Анкета «Расти здоровым»

Допиши незаконченные предложения
На свежем воздухе я
В школе я
Аппетит у меня
Иногда я чувствую себя
Утром я просыпаюсь
Телевизор я смотрю
Простуда меня
Свои руки я
Зубы свои я
Заниматься спортом я











30

Приложение 2
Игра «Мы растим «цветок здоровья"






























31

Приложение 3
Веселые физкультминутки
Тренинг-настрой в начале первого урока.

Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге).
И по этой по дорожке
Скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге).
По тропинке побежим (бег на месте),
До лужайки добежим (бег продолжается).
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки (прыжки на обеих ногах),
Стоп (присели). Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем (ходьба на месте)


А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо
Получается на славу.
Молодцы!
Влево вправо, влево вправо

Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Три нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз наклон и два наклон,
Зашумел листвою клен.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо-влево.)

Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (шагаем)
Пролетел веселый жук,
Ж-Ж-Ж! (машем руками-крыльями)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (круговые вращения шеей)
32

Клювом перья расправляют.
(повороты туловища влево-вправо)
Ветер ветки раскачал
(качаем поднятыми вверх руками)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р
(руки на поясе, наклонились вперед. смотрим перед собой)
Зашепта в воде камыш,
Ш-ш-ш! (подняли руки вверх, потянулись)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш. (присели)
Кот Антипка жил у нас. (встать, руки на пояс)
Он вставал с лежанки в час.(потянуться, руки вверх)
В два на кухне крал сосиски (наклоны влево-вправо)


В три сметану ел из миски. Наклоны вперед, руки на поясе)
Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево-вправо)
В пять по коврику катался. (повороты влево-вправо)
В шесть тащил сельдей из кадки. (рывки руками перед грудью)
В семь играл с мышами в прятки (хлопки спереди-сзади)
В восемь хитро щурил глазки. (приседания)
В девять ел и слушал сказки. (хлопки)
В десять шёл к лежанке спать, ( прыжки)
Потому что в час вставать. ( шаги на месте)

Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, ушки трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

Гриша шел – шел – шел, (шагаем на месте)
Белый гриб нашёл. (хлопки в ладоши)
Раз грибок, (наклон вперед)
Два грибок, (наклон вперед)
Три грибок, (наклон вперед)
Положил их в кузовок. (шагаем на месте)

Ча-ча-ча (хлопки в ладоши)
Печка очень горяча ( полуприседания)
Чи-чи-чи (хлопки над головой)
Печет печка калачи. ( прыжки на месте)
Над водой летят стрижи, (руки в стороны)
Под водой плывут ерши, (присели)
Плывет лодочка-краса
Расписные паруса. (руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища)


Утром встал гусак на лапки, (потянулись, руки вверх)
Приготовился к зарядке. (рывки рук перед грудью)
Повернулся влево, вправо, (повороты)
33
Приседанье сделал справно, (приседания)
Клювиком почистил пух, (наклоны головы)
Поскорей за парту плюх! (присели)
Спал цветок и вдруг проснулся (повороты влево, вправо)
Больше спать не захотел. (вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся. (потянуться)

Взвился вверх и полетел. (руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (покружиться)


Раз подняться, потянуться.
Два согнуться, разогнуться.
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять руками помахать.
Шесть за парту тихо сесть.
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.


Мы читали и писали и немножечко устали. (шаги на месте)
Физкультминутку проведем и все вместе отдохнем.
Руки в стороны возьмите и на пояс опустите. (руки в стороны)
Шаг на месте раз, два, три! Плечи шире разверни.
Проведем одну игру: все присядем, скажем «у». (присели)
Быстро встанем, скажем «а!» Нам пора уж за дела. (встали)


Мы строгали, мы строгали
Доски гладенькими стали.
Мы пилили, мы пилили,
Чтобы ровненькими были.
Мы сложили их рядком,
Прибивали молотком,
Получился птичий дом.
Мы на улицу идем,
Высоко его прибьем.
Чтобы птички залетали,
А котята не достали.








34

Приложение 4
Родительское собрание
«Режим дня младшего школьника».
Хорошими людьми становятся больше
от упражнений, чем от природы.
(Демокрит)
Задачи собрания:
1. Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены,