Разработка логопедического часа по теме Перелётные птицы
Логочас по теме: «Перелётные птицы» в старшей группе.
Составила воспитатель Миллер С.Г.
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия «перелетные птицы». Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., образование сущ. с суффиксами –ат, -ят, изменение сущ. по падежам), слоговой структуры слов, связной речи.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.
Алгоритм логочаса:
Организационный момент.
Артикуляционная и мимическая гимнастика.
Формирование речевого и физиологического дыхания.
Упражнения на развитие фонематического слуха.
Находить место звука в слове (начало, середина, конец).
Логоритмика.
Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя речи.
Пальчиковая гимнастика.
Настольно-печатные дидактические игры для развития мелкой моторики.
Индивидуальная работа у зеркала.
Ход занятия
I. Орг. момент. (Здравствуйте ребята. Ваши ушки внимательно слушают, глазки смотрят, а головка все запоминает и хорошо думает.) Приветствие в кругу. (Каждый ребенок здоровается с солнышком, называет свое имя и передает солнышко по кругу).
2. Мимическая гимнастика
(Развитие артикуляционной моторики.)
1. Упражнения для жевательно-артикуляцнонных мышц
Голодные птенчики.
Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».
«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
2. Упражнения для щек и губ
Клювы разных птиц.
Медленно всасывать щеки в зазор между нёбами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
Мама-птица прогоняет от птенцов куницу.
Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).
3. Упражнения для языка
Птенчики ждут пищу.
Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
Очень вкусная пища!
Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а.
«Дятел» Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тдд-тдд-тдд».
«Аист» Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удержать под счет до «шести-восьми».
3. Дыхательное упражнение «Подуй на перышко»
4. Игра «Прилетели птицы».
Цель: Развитие фонематического слуха, внимания.
Я буду называть птиц, но если я ошибусь, и вы услышите что-то другое – топайте; если я говорю правильно – хлопайте.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, куницы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы и ватрушки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки - сплюшки.
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы!
5. Определи место звука в слове.
6. Ритмическое упражнение «Перелетные птицы»
- А давайте расскажем, какие еще птицы летят к нам с юга. Только сделаем это при помощи ложек. На каждое слово будем ударять в ложки. »
Тили-тели, тили-тели –
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка-
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!
7.Словесная игра «Считай и называй»
- Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной? (Строят гнезда, выводят птенцов, кормят птенцов.) -Вспомним, как называются птенцы у птиц?
8.Игра с мячом «Кто у кого? »
( Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. с суффиксами –ат, -ят).)
У грача – грачата. У галки – галчата .У журавля – журавлята. У утки – утята. У скворца – скворчата. У соловья – соловьята
9. Пальчиковая игра. «Стайка» (Развитие мелкой моторики.)
Пой-ка, пой-ка, подпевай-ка, хлопают в ладоши
Десять птичек – это стайка: показывают все пальцы по очереди
Эта птичка - воробей
Эта птичка – соловей,
Эта птичка –совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик, эта чиж,
Эта – развеселый стриж,
Эта птичка – злой орлан,
Птички, птички, по домам!
10. Индивидуальная работа
Итог занятия.- Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах, - они перелётные птицы, которые живут рядом с людьми.Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением, которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение)Берегите птиц.Не трогай ласточку! ОнаИздалека летит сюда,У нас растит своих птенцов,Не разоряй её гнезда.Будь другом птиц!Пусть под окномПоет весною соловей,И над просторами ЗемлиЛетают стаи голубей! Муса Джангазиев.
15