Психологическое занятие 6 класс Сила воли- шаг к воспитанию личности
Психологическое занятие
6 класс
Тема занятия: Воспитание воли- шаг к совершенствованию личности.
Занятие, посвящённое выработке воли через отказ от вредной привычки (сквернословия ), как один из способов формирования здорового образа жизни.
«Учись доброму, так худое и на ум не пойдёт»
Русская народная мудрость.
Цель:
Цель: Выработка волевых качеств через отказ от вредной привычки.
Задачи:
-формирование мотивации к ЗОЖ;
-выработка волевых качеств с помощью самоубеждения, самоободрения, самоприказа ;
-формирование у обучающихся представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;
-формирование стойкой неприязни к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам;
- побуждение к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.
Подготовительная работа:
-Провести анкетирование среди участников: «Сквернословие в моей жизни».
-Подготовить плакат «Дерево доброты».
-Оформить кабинет наглядными материалами ( стихи, пословицы, поговорки).
- Распечатать “Памятки доброты” по количеству детей, участвующих в занятии.
- Назначить ведущих информационного блока (3 ученика); обеспечить детей текстами.
Методические приёмы: беседа, игра, дискуссия, творческие задания (составление лозунгов, антирекламы)
Форма проведения: психологическое занятие.
План занятия:
1.Организационный момент
2.Сообщение темы занятия
3.Беседа о слове.
4.Игра «Эстафета добрых слов».
5.Информационный блок о сквернословии.
6.Дискуссия по теме «Нужен ли нам мат?».
7.Анализ анкет обучающихся.
8.Упражнение «Дерево доброты».
9.Творческие задания:
антиреклама сквернословия.
10.Заключительное слово.
Подведение итогов. Раздача памяток доброты.
Ход занятия:
-Здравствуйте, ребята, гости нашего урока. Само слово здравствуйте означает, что мы желаем этому человеку здоровья.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни. А чтобы здоровье сберечь надо иметь большую силу воли и цель в жизни.
-Как вы понимаете, что такое сила воли?
(Воля способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий.)
- Одним из проявлений выработки воли является отказ от вредных привычек. Сегодня мы с вами поговорим о такой вредной привычке как сквернословие.
Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Наше занятие называется «Воспитание воли -шаг к совершенствованию личности».
- Что же такое сквернословие? Давайте поработаем со словарём В. И. Даля. Дети узнают, что это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью, восходит к слову скверна. А скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, смрад, вонь, разврат, нравственное растление
Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Но мало кто из вас догадывается, что сквернословие, как и хамство - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань- это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Слово – не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем состоянии. Сократ говорил: “Каков человек, такова его и речь”.
Рассказ о сотворении мира в Евангелии от Иоанна начинается с загадочной фразы: «Вначале было слово. И слово было у бога. И слово было бог». Слово – это дар Божий человеку. Без слова люди не могли бы поделиться своими мыслями с другими, передать опыт, общаться.
Велика сила слова. Словом можно поддержать человека, утешить, дать совет. Но словом можно и больно ранить человека. Словом можно убить. И это уже неправильное использование этого дара.
-У Вадима Шефнера есть замечательное стихотворение «Слова». Вот цитата из него:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
2.Игра «Эстафета добрых слов»
Психолог:
-Ещё в древности люди заметили, что слово обладает целительной силой. Словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: добро, надежда, вера, любовь, счастье, красота. Давайте проверим это утверждение.
-Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека- это тоже очень хорошее и доброе слово. ( дети выполняют задание)
(слова: добрый, нежный, ласковый, милый, хороший, родной, искренний, открытый, вежливый, прямолинейный)
Психолог
- Мне кажется, у нас в классе стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!
Информационный блок « Заразные слова»
-Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова. Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Я говорила о редком психическом заболевании, симптомы которого сейчас встречаются у многих здоровых людей. Эта болезнь называется «копролалия». Название происходит от греческого копрос- грязь и лалия- речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. И вот такое влечение мы наблюдаем в последние годы у многих наших соотечественников.
-Что за собой влечёт сквернословие, мы сейчас с вами узнаем, послушав наших мудрецов. Приглашаю их к доске.
-Остальным ученикам нужно внимательно слушать и затем ответить на вопрос: «Какая точка зрения вас больше всего удивила и почему?».
История возникновения сквернословия.
Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, а имеют исконно русские корни.
Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания. Мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.
Все знали, что бранить матом нельзя детей, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Было одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”.
Сквернословие на Руси до середины XIX века являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова за использование непотребных слов налагалось наказание вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом и на улицах городов. Нецензурная брань в современной России приобрела характер эпидемии. . «Мат” опасен для здоровья, он способствует снижению интеллекта. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.
Сквернословие и здоровье
Под действием человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. Эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.
В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все “обруганные” матом семена погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни.Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые пришли к выводу, что при помощи слов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека
Другая группа учёных доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.
Сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства
Если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!
Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека- это изменение отношения человека к самому себе.
Православный взгляд.
С православной точки зрения сквернословие это [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Он был осужден на Карфагенском соборе.
Матерщина не просто ругань, стремление одержать верх над противником в словесной стычке. В конечном счёте она направлена не против людей, а против Бога, за что получила именование «чёрной ругани». Материться значит «ругаться по-чёрному». С давних времён мат носит чисто магический, сакральный характер. Он элемент служения сатане, проникший в светскую жизнь. Каждое матерное слово это хуление Бога и прославление сатаны. Поэтому не случайно, что нецензурные слова у матерщинника заменяют молитвы. В сложные минуты, в тяжёлом труде он не ищет помощи в обращении к Богу, а матерится. В результате воспитывается условный рефлекс: плохо тебе матерись. Так человека отучают от Бога. Поэтому следует сказать чётко и ясно, что матерщина это служение сатане, которое человек осуществляет по собственной воле и публично.
Матерные слова, как выхлопные газы, дурят голову и отравляют душу. Тяжело и дышать в доме матерщинников. Там смрад. В матерных словах великая разрушительная сила. Сквернословить – это то же самое, что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвращается к вам.
Церковь матерщинников воспринимает как безбожников и анархистов. А верующие утверждают, что когда человек говорит плохие слова, от него отлетают ангелы-хранители и тогда человек становится беззащитнее и уязвимее.
(Обсуждение точек зрения ребят).
-Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время? Для чего люди используют его в своей жизни? (Ответы учеников)
Теперь мат используется для:
1)повышения эмоциональности речи,
2)эмоциональной разрядки,
3)оскорбления, унижения адресата речи,
4)демонстрации агрессии,
5)демонстрации отсутствия страха,
6)демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7)демонстрации принадлежности к «своим» и др.
-Анализируя ваши анкеты, я поняла, что у вас случаются ситуации, при которых вы бываете, несдержанны по отношению к родителям, товарищам. Среди вас половина класса использует или использовала в общении нецензурную лексику.
Вы все понимаете, что говорить данные слова плохо и не хотели бы , чтобы в будущем ваши дети употребляли этих слов.
-Как же избавиться от сквернословия и возможно ли это в современной стране?
Первое - не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!” Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения.
Второе. Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает. Вот советы, которые помогут вам сделать свою речь лучше, богаче, чище.Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”
Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, “Ты сегодня очень хорошо выглядишь”, “Рад тебя видеть”, “Ты потрясающе здорово отвечал на уроке” и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится.
Четвертое. Сквернословие - не есть способ расслабления. Может показаться, что расслабляться - это пить пиво, вино и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое. Да, вообще, чаще занимайтесь каким-нибудь позитивным, креативным трудом, например, лепкой, или посадите цветы или дерево.
Вывод:
У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.
-Всё это требует от человека большой силы воли и цели в жизни.
Очень хорошо выразил М. Матусовский в своих стихах обиду и горечь нанесённую сквернословием:
Есть слова пострашнее, чем порох,Чем снаряд над окопными рвамиЯ советую людям при ссорахОсторожнее быть со словами.Мир устроен на этой основе, И достаточно, в общем, серьёзно:О любом опрометчивом слове.Пожалеете рано иль поздно.Вы к словам проявляйте терпение, Не берите в расчёт кривотолков.Ведь от них остаются раненья, Как от мелких, но острых осколков.
Упражнение “Дерево доброты”.
Я предлагаею посадить “Дерево доброты”. Для того чтобы оно росло крепким и здоровым давайте удобрим почву добрыми словами (дети маркером вписывают слова).
От ваших добрых слов дерево проросло и появились листочки доброты
-Давайте на это дерево повесим листочки с пожеланием доброты для вашего однокласника.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис.1
-Я желаю, чтобы и в вашем классе тоже проросли корни доброты.
Составление антирекламы сквернословия
-Доказано, что мат отрицательно влияет на всех окружающих, кто слушает нецензурную брань. Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Устанавливаются штрафы.
Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (штраф от 500 до 1,5 тыс. руб.) или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Активисты придумывают остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата. Например,
-Чтобы в жизни состояться матом лучше не ругаться!
-Наше условие- долой сквернословие!
-Кто использует мат, тот умишком небогат ( немного глуповат)!
-Мат- помоев ушат!
-Мат-дорога в ад.
-Мат уродует девчат.
-Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!
-Мат-это ядов концентрат!
-В классе мы найдём управу на словесную отраву!
-Дома вы тоже должны были придумать свой плакат против сквернословия. Что же у вас получилось? Давайте посмотрим.
6.Заключительное слово.
- Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но всё-таки живём мы хуже других стран. Стремительно растёт наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди – это здоровый народ, процветающая страна.
- В заключении нашего занятия прослушайте стихотворение одной Московской школьницы:
Как богат и свободен наш Великий язык.Как красив и чудесен его благостный ликВедь же всё говорят: “Век живи – век учись”.Ну а жизнь без него, это просто не жизнь.
Его многие любят, и он нравится многимИ мой мир без него не богат, а убогий.И для каждого он частица себяВозлюби его так же, как ты любишь себя.
Но что значит, для нассовременным казаться?Одеваться по моде и вслепую влюбляться?Или взрослым хамить и детей обижать?Или мат полюбить, или пьяницей стать? Нет и нет!
Это только лишь казаться.Современным быть Это уметь говорить,Это красиво уметь выражаться
7.Подведение итогов
- Изменилось ли ваше отношение к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? ( ответы учащихся)
-Я от всей души желаю вам стать по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!
-Чтобы вы постоянно следили за своей речью я приготовила вам памятки добрых дел и добрых слов.
(раздаются памятки под музыку)
Из кинофильма «Маленький мук»- Иди, мой друг, иди дорогою добра.
Анализ психологического занятия в 6 классе по теме
« Воспитание воли- шаг к совершенствованию личности».
Данное психологическое занятие является одним из уроков в цикле курса занятий для подростков 6 класса «Я- подросток. Встречи с самим собой».
Данный урок построен в форме «фронтальной» психопрофилактической работы со школьниками подросткового возраста, что позволяет проводить работу не только с детьми «группы психолого-педагогического риска», но и с теми, кто не попадает в поле пристального внимания педагогов. Благодаря этому всем детям была предложена «информация к размышлению» по теме, которая для них актуальна на данном возрастном этапе.
Тема урока «Воспитание воли- шаг к совершенствованию личности».
Цель урока- выработка волевых качеств через отказ от вредной привычки.
Задачи, которые ставились на уроке, это:
- формирование волевых качеств; выработка их с помощью самоубеждения, самоободрения, самоприказа;
- формирование у обучающихся представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;
- формирование стойкой неприязни к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам;
- побуждение к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.
Структура данного урока:
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
Основное содержание занятия:
А) Беседа о слове.
Б) Игра «Эстафета добрых слов»
В) Информационный блок о сквернословии.
Г) Дискуссия по теме «Нужен ли нам мат?»
Д) Анализ анкет обучающихся.
Е) Упражнение «Дерево доброты»
Ж) Творческое задание- антиреклама сквернословия.
4. Подведение итогов. Раздача памяток доброты.
Урок по своей структуре и содержанию отвечает принципам развивающего обучения. На уроке использовался принцип проблемности (вредна ли привычка сквернословия и как она влияет на нашу волю?), доступности, наглядности, развитие творческого воображения.
В начале урока была дана детям установка определить «Так ли безопасна вредная привычка- сквернословить?»
Использовались различные формы работы на уроке:
доклады ребят,
дискуссия,
беседа,
защита творческих работ.
Знания ребят формировались на уровне понятий, обобщающих выводов.
Приёмами стимулирования активности, самостоятельности мышления обучающихся являлась система вопросов, создание проблемной ситуации (как избавиться от сквернословия и возможно ли это в современной стране?), использование ИКТ на занятии способствовало привлечению внимания всех обучающихся класса.
Подростки серьёзно подошли к обсуждению данной проблемы, с энтузиазмом выполнили творческие задания, активно участвовали в работе.
Информация данного урока соответствовала возрастным особенностям детей.
Заголовок 1Заголовок 215