Информация о публичной презентации общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности учителя татарского языка Каримовой Лилии Галинуровны


Завершающий отчет за (3 год) педагога-исследователя Каримовой Лилии Галинуровны, учителя татарского языка и литературы МБОУ СОШ №4 Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Тема исследования: «Формирование у учащихся коммуникативной компетенции на уроках татарского языка и литературы».
Сроки исследования:
I этап – аналитико-проектировочный: 2010 г. (сентябрь) – 2011 г. (август).
II этап – исполнительский: 2011 г. (сентябрь) – 2012 г. (декабрь).
III этап – обобщающий: 2013 г.
Объект исследования – формирование коммуникативной компетенции на уроках татарского языка и литературы.
Предмет исследования – процесс формирования коммуникативной компетенции на уроках татарского языка и литературы.
Цель исследования – повысить коммуникативную компетенцию учащихся, добиться практического применения татарского языка.
Задачи исследовательской работы:
Изучение теоретических основ (психологических, педагогических, методических) формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Выяснение и мотивация возможностей формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках и внеурочных занятиях.
Подготовка модели формирования коммуникативной компетенции и проверка ее путем эксперимента.
По мере возможности приблизить учебный процесс к действительности, вызвать у детей потребность общения, развитие у них творческого мышления.
Количественный и качественный анализ результатов исследовательской работы.
Составление разработок уроков на основе формирования коммуникативной компетенции и использование их в работе, распространение опыта.
В соответствии с задачами исследования на разных этапах было запланировано использование следующих методов:
Теоретический (анализ психологической и методической литературы по исследуемой проблеме)
Диагностический (наблюдение за учебной деятельностью учащихся: беседы с учителями и учащимися, анкетирование).
Экспериментальный (констатирующий и обучающий эксперименты).
Аналитический (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Одна из актуальных на сегодняшний день технологий, обеспечивающих эффективное усвоение татарского языка русскоязычными детьми – коммуникативная технология.
Наибольший интерес у учащихся вызвали коммуникативные задания, ученики лучше запоминают слова, если приходится употреблять их в речи. Диалог на уроке родного языка служит для них мотивом усвоения новых слов.
Результаты исследовательской работы показывают, что коммуникативные приемы являются любимой деятельностью учащихся на уроке.
Качественный и количественный анализ срезовых работ показал, что развитие связной устной и письменной речи учащихся применительно к связному устному и письменному высказываниям (говорению и письму) по экспериментальной программе выше, чем у их сверстников, обучающихся по традиционным программам. Результаты отражены в таблицах 1, 2, 3.
Таблица №1
Уровень овладения базовыми текстовыми понятиями
и умениями учащимися (в %)
(по данным контрольного эксперимента)
Класс
Критерии
оценки Экспериментальный Контрольный
Точность определения темы 94,3 41,9
Точность определения основной мысли 87,5 36,2
Соответствие плана композиции рассказа 91,7 13
Соответствие выписанных слов, словосочетаний и предложений идее рассказа 82,9 28,9
Точность определения роли языковых средств 87,3 15
Таблица №2
Уровень связной устной речи применительно к созданию собственных устных высказываний (в %)
(по данным контрольного среза)
Класс
Критерии
оценки Экспериментальный Контрольный
Соответствие устного высказывания теме 92,8 33
Соответствие замыслу и основным задачам устного высказывания 86,3 21,9
Соответствие структурного построения устного высказывания заданному типу 87,3 30
Степень эмоциональности связного устного высказывания 90,7 14,1
Лексическое и грамматическое разнообразие устного высказывания 91,3 29,8
Использование основных языковых средств для реализации замысла 86,8 9,8
Таблица №3
Уровень развития связной письменной речи учащихся применительно к созданию связных письменных высказываний (сочинение) (в %)
(по данным контрольного эксперимента)
Класс
Критерии
оценки Экспериментальный Контрольный
Соответствие сочинения теме 90,9 29,1
Соответствие замыслу и основным задачам сочинения 85,2 12,5
Соответствие структурного построения заданному типу речи (повествование) 81,6 26,3
Соответствие плана сочинения предложенной теме 86,5 33
Степень эмоциональности сочинения 89,3 17
Целесообразность использования языковых средств 84,9 11,9
В процессе анализа полученных результатов обучения были выявлены изменения в речи учащихся, которые обучались по экспериментальной программе:
Отчетливое понимание функции речи и сознательное использование этих знаний в собственных высказываниях;
Большая степень связности и цельности текстов, создаваемых школьниками, обучающимися по предлагаемой нами методике;
Усиление прагматической стороны речи детей; большая, чем при традиционном обучении, содержательность речи;
Большая эмоциональность и выразительность речи и положительные структурные изменения в создаваемых текстах, а также богатство, точность и другие качества;
Лексическое и грамматическое разнообразие связного устного и письменного высказываний;
Более правильное использование основных средств выразительности устной речи.
Более высокая уровень развития связной устной и письменной речи в экспериментальных классах по сравнению с контрольными обусловлен построением программы экспериментального обучения: обучение говорению и письму как на уроках развития речи, так и при изучении грамматических тем, введение необходимого минимума теоретических знаний о структуре, типах, стилях устных и письменных высказываний; о правилах построения устных и письменных высказываний разных типов; целенаправленное обучение редактированию как собственных, так и чужих связных устных и письменных высказываний.
У учащихся экспериментальных классов наблюдаются повышенный интерес к урокам татарского языка и литературы, поскольку они получают знания не только о системе языка, но и через язык знакомятся с историей, литературой, традициями в русле диалогов культур, что свидетельствует о более высоком уровне коммуникативной компетенции (Таблица №4)
Таблица №4
Уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся (в %) (по данным контрольного эксперимента)
Класс
Уровень 1 задание 2 задание 3 задание 4 задание 5 задание 6 задание 7 задание
экспериментальный контрольный экспериментальный контрольный экспериментальный контрольный экспериментальный контрольный экспериментальный контрольный экспериментальный контрольный экспериментальный контрольный
Высокий 92 - 87 - 81 - 79 - 75 - 80 - 91 -
Достаточный 7 53 10 - 12 - 10 - 14 - 10 - 8 -
Средний 1 29 3 35 5 39 7 6 6 4 6 20 1 12
Низкий - 16 - 65 2 61 4 93 5 96 4 80 - 88
Практическая значимость исследования:
- материалы исследовательской работы используются в школьной практике преподавания татарского языка, при создании программ и учебников, в учебно-методических рекомендациях для учителей;
- результаты работы были предложены студентам–практикантам филологического факультета БашГУ; учителям татарского языка и литературы;
- распространение опыта работы (выступление на заседаниях методических объединений, проведение открытых уроков, участие в научно-практических конференциях, опубликование статей в методических журналах).
Результаты работы по данной теме:
I. Опубликованы статьи и разработки уроков по теме исследования.1) Лексика иленә сәяхәт // Башкортостан укытыусыһы.2013 ел.№10.
2) Сохранение базовых национальных ценностей – основное содержание духовно – нравственного развития младших школьников // сборник «ФГОС начального общего образования: от теории к практике. Материалы работы секции в рамках образовательного форума, фестиваля «Дни молодежной науки в Республике Башкортостан», XII специализированной выставки. Образование. Наука. Карьера – 2012».
3) Опубликованы методические разработки уроков по теме исследования в социальной сети взаимовыручки для учителей InfoUrok.ru.(web-адрес публикации: infourok.ru/material.html?mid=54283).
4) Разработки уроков по теме исследования размещены на личном сайте учителя:http://kliliia.jimdo.com/?logout=1.
5) По теме исследования были разработаны опорные схемы, тесты для учащихся-татар с русским языком обучения в 5-9х классах.
II. Были показаны открытые уроки на уровне района, города и республики.
1) Открытый урок и выступление на городском семинаре учителей национально-регионального компонента на тему «Родной язык и литература в условиях реализации ФГОС: проблемы, перспективы его развития и изучения».20 марта 2014 года. (МБОУ СОШ № 43).
2) Открытый урок на республиканском семинаре для учителей национально-краевого компонента на тему «Формирование инновационной компетенции и медиакультуры средствами Интернет-ресурсов».8 мая 2014 года (МБОУ СОШ № 4). На семинаре презентовались интернет-ресурсы «Татар иле», «Ана теле». На семинаре по Skype была установлена связь с аспирантом института иностранных языков из Японии Юто Хишияма (г. Токио).
3) Открытый урок на республиканском семинаре для учителей национально-регионального компонента на тему «Актуальные проблемы преподавания родного языка в условиях реализации ФГОС». 14 ноября 2013 года. (Татарская гимназия № 84).
III. Были показаны мастер классы на уровне района, города и республики.
1) Мастер-класс на городском он-лайн семинаре по теме: « Национально-региональное и этнокультурное составляющие образовательного процесса в условиях реализации ФГОС в Республиках Башкортостан и Калмыкия». 28 ноября 2013 года. (МБОУ БГ № 158 им. М.Карима).
2) Мастер-класс на республиканском семинаре по теме : «Реализация компетентностного подхода в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов» для учителей родного языка и литературы.28 марта 2012 года (БГПУ им. Акмуллы).
3) Мастер-класс на республиканском семинаре по теме: « Организация участия образовательных учреждений Республики Башкортостан в олимпиадном движении».26 сентября 2012г. (МБОУ СОШ № 26).
4) Мастер-класс на тему: «Пути формирования коммуникативной компетенции на уроках татарского языка и литературы» в рамках республиканского конкурса «Учитель года татарского языка и литературы – 2013 » 2апреля 2013 года (ИРО РБ).
IV. Выступления на конференциях, совещаниях разных уровней.
1) Выступление на республиканском семинаре-совещании методистов и государственных общеобразовательных учреждений, курирующих преподавание родных языков на тему: «Организация изучения родных языков в условиях модернизации и оптимизации образования». 6 сентября 2014 года. (Министерство образования РБ).
2) Выступление на городском семинаре на тему: «Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках родного татарского языка и литературного чтения». 25 марта 2013 года. (Гимназия № 91).
3) Выступление на республиканской научно-практической конференции «Роль родного языка в формировании и воспитании толерантной личности». 25-28 февраля 2012 года. (ДК «Нефтяник»).
4) Выступление на августовском совещание учителей татарского языка и литературы «Основные направления профессиональной деятельности учителя родного языка». 29 августа 2013 года. (Татарская гимназия № 65).
5) Выступление на образовательном форуме «Дни молодежной науки в Республике Башкортостан», II специализированной выставки «Образование. Наука. Карьера – 2012» на тему: «Сохранение базовых национальных ценностей – основное содержание духовно – нравственного развития младших школьников». 29 марта 2012 года. (ДК «Нефтяник»).
V. Работа в составе творческих групп.1) Творческая группа по созданию научно-методических рекомендаций по преподаванию родного татарского языка в 5-11х классах. Творческой группой были разработаны календарно – тематические планы для учащихся –татар с русским языком обучения в 5-11х классах.
VI. Подготовка победителей и призеров районных и городских олимпиад, творческих конкурсов.
В 2013-2014 учебном году ученица 11Б класса Аминева Айсылу заняла второе место в республиканской олимпиаде по татарскому языку и литературе. В этом же учебном году ученица 10Б класса Шайхутдинова Ляйсан была награждена Дипломом III степени за победу в VIII Открытой республиканской олимпиаде по родным языкам, истории и культуре Башкортостана, посвященной Дню родных языков, Году культуры в Российской Федерации и Республике Башкортостан, 95-летию автономии Башкирской АССР и Почетной грамотой постоянного представительства Республики Татарстан в Республике Башкортостан. В 2011-2012 учебном году ученик 9Б класса Имаев Альберт был награжден Почетной грамотой Министерства образования Республики Башкортостан за хорошие результаты в республиканском литературно-творческом конкурсе «Пою мою республику», посвященном Дню Республики, Году укрепления межнационального согласия в Республике Башкортостан.
В 2012-2013 учебном году ученица 10А класса Галкова Алсу была награждена Почетной грамотой Министерства образования Республики Башкортостан, занявшая II место в республиканском конкурсе сочинений «Пою мою Республику», посвященном Дню Республики и Году благополучного детства и укрепления семейных ценностей.
VII.Участие в муниципальных,региональных и федеральных профессиональных конкурсах «Учитель года», «Учитель года татарского языка и литературы».
С 31.01.2013 по 12.02.2013 года приняла участие в городском конкурсе «Учитель года столицы Башкортостана – 2013» и стала победителем в номинации «Лучший учитель татарского языка и литературы» городского конкурса «Учитель года столицы Башкортостана – 2013»
С 01.04.2013 по 06.04.2013 года приняла участие в республиканском конкурсе «Учитель года татарского языка и литературы – 2013» и стала лауреатом конкурса «Учитель года татарского языка и литературы – 2013»
Указом Президента Республики Башкортостан Р.З. Хамитова от 12 декабря 2013 года за заслуги в обучении и воспитании подрастающего поколения присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Республики Башкортостан».