Рабочая программа по дисциплине: ОП.04.Основы менеджмента и маркетинга специальности 120714 Земельно-имущественные отношения (базовая подготовка)


ГБОУ СПО ВО «Владимирский аграрный колледж»
Рабочая программа
по дисциплине: ОП.04.Основы менеджмента и маркетинга
специальности 120714 Земельно-имущественные отношения (базовая подготовка)
г. Владимир
2013
Рассмотрена
На заседании цикловой комиссии
Протокол___ от _______ 2013
Председатель______________
Гилева Т.А. Утверждено
Составлена в соответствии с ФГОС
и потребностями регионального рынка труда
Должность: Зам директора по УМР
Подпись________
ФИО: Караченцева Р.П.
«______»________________ 2013г.
Составитель: Бережная Ольга Сергеевна, преподаватель 1 категории.
Рецензенты:
Преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО ВО «Владимирский аграрный колледж» Караченцева Р.П.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 120714 Земельно-имущественные отношения (базовая подготовка), квалификация – специалист по земельно-имущественным отношениям. Базовый уровень подготовки.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 18
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04. «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 120714 Земельно – имущественные отношения (базовая подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 120000 Геодезия и землеустройство, по направлению подготовки 120700 Землеустройство и кадастры.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области геодезии и картографии при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- планировать и организовывать работу подразделения;
- формировать организационные структуры управления;
- разрабатывать мотивационную политику организации;
- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
- принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
- учитывать особенности менеджмента и маркетинга в земельно-имущественных отношениях;
- анализировать рынок недвижимости, осуществлять его сегментацию и позиционирование;
- определять стратегию и тактику относительно ценообразования;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс принятия и реализации управленческих решений;
- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- систему методов управления;
- методику принятия решений;
- стили управления, коммуникации, деловое общение;
- сущность и функции маркетинга;
- конъюнктуру рынка недвижимости, динамику спроса и предложения на соответствующем рынке с учетом долгосрочных перспектив.
Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной нагрузки обучающегося - 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 32 часа.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 96
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 64
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 32
в том числе - подготовка сообщений; 20
- конспектирование вопросов; 12
Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачет
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы менеджмента и маркетинга»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Часть 1. Основы менеджмента Раздел 1. Общая характеристика менеджмента 10 Тема 1.1 Сущность и характерные черты современного менеджмента, история его развития Содержание учебного материала 2
1
1.Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий
2.Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности
3.История развития менеджмента, современные подходы в менеджменте
4. Национальные особенности менеджмента Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта на тему: «Практические предпосылки возникновения менеджмента»,
«Место менеджмента в будущей работе по специальности».
«Анализ проблем современного Российского менеджмента», «Тенденции и перспективы развития менеджмента в России». 2 3
Тема 1.2 Цикл менеджмента Содержание учебного материала 2 2
1. Цикл менеджмента – основа управленческой деятельности.
2. Характеристика функций цикла, их взаимосвязь и взаимообусловленность Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка доклада на тему: «Основные составляющие цикла менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль». 1
3
Тема 1.3 Принципы и методы управления Содержание учебного материала 2 2
1. Основные принципы управления: характеристика.
2. Основные методы управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические. Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Достоинства и недостатки методов управления» 1 3
Раздел 2. Функции менеджмента в рыночной экономике 20 Тема 2.1 Организация как объект менеджмента. Внутренняя и внешняя среда организации Содержание учебного материала 4
2,3
1. Организация: понятие, признаки, типология и классификация
2. Классификация организационно-правовых форм организаций. Коммерческие и некоммерческие организации. Управление в различных организациях.
3. Внутренняя среда организации: характеристика составляющих
4. Внешняя среда организации: характеристика факторов Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Факторы, влияющие на деятельность организации», «Взаимосвязь внутренних и внешних факторов». 1 3
Тема 2.2 Типы организационных структур Содержание учебного материала 2
1,2
1. Организация как функция управления.
2. Понятие и принципы построения организационной структуры управления
3. Типы структур управления: линейная, функциональная, проектная, матричная, дивизиональная. Достоинства и недостатки организационных структур управления.
4. Делегирование полномочий. Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Достоинства и недостатки централизации и децентрализации». 1
3
Тема 2.3 Планирование в системе менеджмента Содержание учебного материала 4
1. Планирование: виды, принципы, этапы.
2. Виды планов: перспективные, стратегические, текущие, бизнес-планы и т.д.
3. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернативных и выбор стратегии и т.д.
4. Текущее планирование: основные этапы. Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Планирование как функция управления. Роль планирования в организации», «Стратегическое планирование. Понятие стратегии», «Реализация текущих планов» 2 3
Тема 2.4 Мотивация как функция управления Содержание учебного материала 2 1,2
1. Сущность мотивации и стимулирования персонала.
2. Методы стимулирования персонала
3. Теории мотивации: виды и содержание Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Мотивация и иерархия потребностей. Индивидуальная и трудовая мотивация. Ступени мотивации». 1 3
Тема 2.5 Контроль и его виды Содержание учебного материала 2 1,2
1. Контроль: сущность, виды, этапы и принципы Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Недопустимые формы контроля». 1 3
Раздел 3. Методика принятия решений
6 Тема 3.1 Принятие управленческих решений Содержание учебного материала 2 1,2
1. Управленческие решения: типы, принципы и этапы принятия Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Требования, предъявляемые к управленческим решениям» 1 3
Тема 3.2 Модели и методы принятия решений Содержание учебного материала 2
1,2
1. Модели принятия решений: понятие, типы, процесс построения.
2. Методы принятия решений: виды и характеристика Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка доклада: «Матрица принятия решений», «Дерево решений» 1 3
Раздел 4. Социально-психологические аспекты менеджмента 15 Тема 4.1 Психология менеджмента Содержание учебного материала 4 1,2
1. Индивидуально-типологические особенности личности: типы темперамента, акцентуация характера, организаторские способности.
2. Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы.
3. Социально-психологический климат в коллективе. Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка доклада: «Понятие о психике. Личность и ее структура».
Составление конспекта: «Власть и лидерство. Понятие имиджа, его составные компоненты». 1 3
Тема 4.2 Коммуникации и деловое общение Содержание учебного материала 4
1,2
1. Деловое общение и его виды
2. Коммуникации в деловом общении
3. Этапы делового общения
4. Факторы повышения эффективности делового общения. Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Информация и ее виды: функциональная, координационная, оценочная. Функции и назначение управленческого общения».
Подготовка доклада: «Условия эффективного общения. Законы управленческого общения. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных (аттракция)». 1
3
Тема 4.3 Стили руководства в управлении Содержание учебного материала 1
1,2
1. Стили управления: достоинства и недостатки.
2. Основные типы руководителей.
3. Подчиненные и основные типы подчиненных Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Деловые и личностные качества руководителей», «Концепции лидерства» 1 3
Тема 4.4 Особенности менеджмента в земельно-имущественных отношениях Содержание учебного материала 1 1. Менеджмент в земельно-имущественных отношениях и его особенности: организационные, управленческие, социально-психологические и др.
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение эссе на тему «Особенности менеджмента в будущей профессиональной деятельности» 2
3
Часть 2. Основы маркетинга Раздел 5. Теоретические аспекты маркетинга 45 Тема 5.1 Содержание и сущность маркетинга. Структура маркетинговой деятельности Содержание учебного материала 4
1,2
1. Маркетинг: понятие, принципы, цели, функции.
2. Классический комплекс маркетинга. Ключевые элементы: товар, цена, распространение (сбыт), стимулирование (продвижение товара).
3. Составляющие элементы структуры маркетинговой деятельности: цели и задачи, функции, принципы, классификация, объекты, субъекты, окружающая среда, средства, методы, стратегия и тактика, исследование, организация и управление.
4. Основные виды маркетинга: характеристика Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «История возникновения маркетинга. Межпредметные связи с другими дисциплинами. Значение дисциплины в подготовке специалистов в области земельно-имущественных отношений», «Основные требования к социально - этическому маркетингу».
Подготовка доклада: «Группы маркетинга в зависимости от широты охвата рынка: массовый, сегментированный и множественный. Отличительные особенности. Краткая характеристика отдельных видов маркетинга», «Особенности некоммерческого маркетинга, муниципальный маркетинг». 2
3
Тема 5.2 Рынок как экономическая основа маркетинга. Сегментация рынка Содержание учебного материала 2
1,2
1. Рынок как экономическая основа маркетинга. Критерии сегментации рынка недвижимости.
2. Сегментация рынка: назначение, критерии и принципы
3. Позиционирование товара, условия правильного позиционирования. Стратегия ориентации на потребителя. Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Анализ возможностей освоения сегмента рынка и последовательность маркетинговых мероприятий при его освоении». 1 3
Тема 5.3 Субъекты и объекты маркетинга в области земельно-имущественных отношений Содержание учебного материала 2
1,2
1. Субъекты и объекты маркетинга
2. Субъекты и объекты рынка недвижимости.
3. Объекты: нужда, спрос, потребность. Маркетинговые мероприятия при различных видах спроса. Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Службы и отделы маркетинга в профессиональной деятельности. Требования к специалисту по маркетингу. Взаимосвязь отдела маркетинга с руководством, другими структурными подразделениями», «Потребители, классификация потребителей по разным признакам»
2 3
Тема 5.4 Окружающая и конкурентная среда маркетинга Содержание учебного материала 6
1,2
1. Окружающая среда маркетинга: понятие; виды; факторы, формирующие окружающую среду.
2. Микро и макросреда маркетинга.
3. Конкуренция: виды, их характерные признаки.
4. Конкурентная среда: характерные черты, условия возникновения, способы создания и поддержания.
5. Конкурентоспособность организаций и товаров: критерии оценки, их конкурентные преимущества Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить доклад: «Макросреда и конъюнктура рынка»
Составление конспекта: «Основные понятия: конкуренция, конкурентная среда, конкурентоспособность организации и товара, конкурентные преимущества», «Антимонопольное законодательство. Государственная поддержка малого предпринимательства», 2 3
Тема 5.5 Товар и товарная политика Содержание учебного материала 2
1,2
1. Товар как важнейшее средство удовлетворения потребностей.
2. Жизненный цикл товара, его основные этапы.
3. Товарный знак и его значение. Функции товарного знака. Фирменный стиль. Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Средства удовлетворения потребностей: виды, их характеристика. Маркетинговое понятие товара», «Формирование ассортимента товаров. Планирование ассортимента»
2 3
Тема 5.6 Цена и ценовая политика Содержание учебного материала 4
1,2
1. Основные понятия: цена, ценовая политика и стратегия ценообразования. Цели, задачи и направления формирования цен.
2. Рыночный механизм ценообразования.
3. Особенности формирования свободных розничных цен на рынке недвижимости Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить доклад: «Информационное обеспечение политики ценообразования: источники информации, работа с ними».
Составление конспекта: «Функции цен. Классификация цен по месту их установления, степени развития конкурентной среды. Назначение цен в маркетинге. Способы ценообразования. Факторы, влияющие на уровень цен. Ценовая и неценовая конкуренция», «Стратегия ценообразования: формулирование целей, определение последовательности реализации целей» 2 3
Тема 5.7 Сбытовая политика Содержание учебного материала 4
1,2
1. Сущность сбытовой политики и системы товародвижения
2. Факторы формирования сбытовой сети и функции каналов товародвижения
3. Основные методы и системы сбыта. Их преимущества и недостатки
4. Сбытовые фирмы – основное звено процесса товародвижения. Типы торговых посредников Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Средства сбыта: каналы распространения, распределения, их виды, ширина, функции, уровни, их возможности. Критерии выбора каналов сбыта. Система сбыта»
2 3
Тема 5.8 Реклама Содержание учебного материала 4
1,2
1. Реклама: понятие, назначение, цели, задачи, функции и классификация рекламы.
2. Рекламная компания фирмы. Выбор видов и носителей рекламы. Организация рекламной компании.
3. Эффективность рекламы разных видов. Факторы, влияющие на эффективность рекламы. Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Модель потребительского восприятия рекламы. 1 3
Тема 5.9 Конъюнктура рынка недвижимости Содержание учебного материала 2 1,2
1. Конъюнктура рынка недвижимости. Динамика спроса и предложения на рынке недвижимости с учетом долгосрочных и краткосрочных перспектив. Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить доклад: «Анализ рынка недвижимости» 1
3
Всего 96 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебных кабинетов «Менеджмента» и «Маркетинга»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся
- рабочее место преподавателя
- комплект учебно-наглядных пособий
- мел, доска
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор
- точка доступа в Интернет
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
Барышев А.Ф. Маркетинг; учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений /А.Ф. Барышев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник для ср. спец. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – Магистр, 2009.
Маркетинг: общий курс: учеб. Пособие / под ред. Н.Я.Калюжоновой, А.Я. Якобсона. – 3-е изд. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009.
Менеджмент: основы теории и деловой практикум: Учебное пособие / Н.А.Добрина, Ю.В.Щербакова. – М.: Альфа – М: ИНФРА-М, 2011.
Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник. – 6-е изд. - М.: Издательство «Омега-Л», 2009.
Тебекин А.В. Менеджмент организации: учебник / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009.
Дополнительные источники:
Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: «Прогресс», 2011.
Панова Т.И. Маркетинг. Теория, ситуации, тесты. Учебно –методическое пособие. - М.: «Книга - сервис», 2011.
Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачёва Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов/Науч. редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2010.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 2011.
ФЗ РФ «О рекламе» от 13.03.2012 г. № 38 – ФЗ
ФЗ «Закон о защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями)
5. www.zemlemer.info
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
-планировать и организовывать работу подразделений;
-формировать организационную структуру управления;
-разрабатывать мотивационную политику организации;
-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
-принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
-учитывать особенности менеджмента и маркетинга в земельно-имущественных отношениях;
-анализировать рынок недвижимости, осуществлять его сегментацию и позиционирование;
-определять стратегию и тактику относительно ценообразования.
Знания:
- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
-особенности менеджмента в области профессиональной деятельности(по отраслям);
-внешнюю и внутреннюю среду организации;
-цикл менеджмента;
-процесс принятия и реализации управленческих решений;
-функции менеджмента в рыночной экономике;
-систему методов управления;
-методику принятия решений;
-стили управления, коммуникации, деловое общение;
-сущность и функции маркетинга;
- конъюнктуру рынка недвижимости, динамику спроса и предложения на соответствующем рынке с учетом долгосрочных перспектив. Оценка правильности выполнения практических и внеаудиторных работ.
Тестирование
Дифференцированный зачет